Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Можно ли разбить бокал голосом?

Эфир: 24 марта 2017 года

- Московское время 18 ч – 15 минут. Добрый вечер, уважаемые слушатели! Наша радиостанция продолжает вещание, но уже в прямом эфире. У микрофона Дарья Селиверстова. Если в течение нашей беседы у вас возникнут вопросы, то задать вы их можете по телефону: 8 499 734 64 52.

Пропаганда вокальных способностей человека все глубже проникает в общество. Тому пример, бьющая все рекорды программа «Голос» или недавние проекты «Битва хоров», «Хочу в виа ГРУ», «Наш выход», «Главная сцена».

Чтобы стать участником телепрограммы одного желания мало. Какими качествами нужно обладать, чтобы достигнуть успеха на вокальном и хоровом поприще, сегодня расскажет художественный руководитель хора «Возрождение», вокальной студии «Амадеус» и студии вокала для взрослых «Петь может каждый» г. Зеленограда – Кузнецова Марина Владимировна (МВ). Также в нашей студии сегодня одна из подопечных Марины Владимировны – Лариса Вершинина (Л).

- Марина Владимировна, Лариса, здравствуйте.

- Здравствуйте.

- Чтобы наши слушатели представляли, о чем же именно пойдет речь, и чем вы занимаетесь, давайте прослушаем небольшой фрагмент колумбийской народной песни, которую исполняет ваш хор.

ЗАПИСЬ ПЕСНИ

- Великолепное исполнение! Хочется не только наслаждаться на слух, но и двигаться в ритме произведения. Марина Владимировна, начнем с самого начала. Какую работу вы проделали, чтобы добиться успеха? Расскажите, как долго вы уже занимаетесь творчеством?

МВ: - Я родилась в семье музыкантов, и уже в 3 года у меня проявилась тяга к музыке, и я начала заниматься с педагогом на фортепиано, затем стандартное обучение и становление музыканта: 7 летка в музыкальной школе, затем 4 года в музыкальном училище им. Октябрьской революции и 5 лет в Академии им. Гнесиных. Училась у замечательного музыканта, легендарной личности нашего времени, Народного артиста России, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, хормейстера Государственного академического Большого театра, художественного руководителя Государственной академической капеллы России им. А.А. Юрлова - Гусева Станислава Дмитриевича. На протяжении всех этих долгих лет обучения меня формировали, как музыканта мирового уровня, воспитывая на лучших образцах классической музыки!

Вообще профессия дирижера - это профессия творца, который соприкасаясь с музыкальным произведением каждый раз является создателем чего-то нового, через призму своего интеллекта, образования и таланта. Дирижирование представляет собой, одну из наиболее сложных отраслей музыкального искусства.

Дирижер – эксклюзивная, штучная профессия, научиться которой без наличия таланта практически нельзя. Дирижером нужно родиться! Так как эта профессия связана с управлением и работой с людьми, дирижер хора должен обладать широким диапазоном знаний и умений, в идеале владеть певческим голосом, быть харизматичным и всесторонне развитым человеком. Если он работает с любительским коллективом, его задачей становится научить каждого не просто интонировать мелодию, а научить красивому звуковедению, вокальной постановке голоса, певческому дыханию, и исполнительскому искусству. Всем этим, в идеале и совершенстве, должен владеть он сам.

Вокалом я, как и все начинающие музыканты, начала заниматься с раннего детства, затем, уже в ВУЗах, вокал был одним из основных музыкальных дисциплин. Затем, 10 летний международный опыт за рубежом, в составе камерного хора «Agnus Dei», который с успехом гастролировал с моим участием в странах Европы - Германии, Нидерландах, Франции, Швейцарии, а также в Японии и в Китае. Это был бесценный опыт, и этот период являлся вершиной моей творческой карьеры.

И соответственно, все достижения моего творческого пути я пытаюсь воплотить в своих подопечных, опыт и навыки, полученные на моих занятиях, ученики сравнивают со специальным музыкальным образованием, и называют его КузГнесинка (по моей фамилии и моему образованию в Академии им. Гнесиных).

- В настоящий момент вы являетесь педагогом по вокалу, художественным руководителем и дирижером хора «Возрождение», и выступаете с многочисленными программами на различных мероприятиях города. Думаю, что с вашим творчеством знакома большая часть нашего города. Расскажите нам, что для вас представляет это объединение?

МВ: - Организовала этот коллектив моя мама - Пилипчук Людмила Яковлевна, работая на тот момент в музыкальной школе им. Мусоргского.

Толчком для создания хора послужило восстановление Храма Христа Спасителя в 1994 году. «Возрождение» - хор, исполняющий a capella классическую, духовную и народную музыку российских и зарубежных композиторов. За 20 лет существования и участия коллектива в международных фестивалях у хора сформировалась интересная, разнообразная программа, которая охватывает различные жанры хорового искусства.

Л: -Внутри коллектива мы говорим, что хор Возрождение – это вовсе и не хор… Возрождение - это жизнь. Образ жизни и образ мышления. Это – семья. Одна большая дружная семья. Коллектив единомышленников.

Я была в хоре с самого основания (более 20 лет), а это бОльшая часть моей жизни. И все эти годы я не переставала чувствовать, что являюсь частью этого "творения", а хор является неотъемлемой и самое главное - ничем не заменимой, не восполнимой частью меня.

 

- К вам в хор может попасть каждый желающий?

МВ: - «Возрождение» - любительский хор. Возраст участников коллектива от 19 до 50 лет. Основной состав не меняется многие годы. Мы приглашаем всех желающих: детей, мужчин и женщин до 45 лет на прослушивание в студии хора «Возрождение». Коллектив достиг высокого профессионального уровня, и к новым участникам на данный момент предъявляются достаточно жесткие требования: наличие певческого голоса, пение с листа по нотам, жесткая дисциплина, ну и главное - острое желание заниматься искусством. Конечно, если есть очень большое желание стать участником и готовность учиться и развиваться, мы, конечно, делаем поблажки и обучаем всему сами.

В основном к нам приходят успешные, социально состоявшиеся люди, можно сказать, что у нас хор программистов, но есть и представители других профессий, но все очень умные и целеустремленные личности.

- А на здоровье взрослого населения хоровое пение как-то влияет?

МВ: - Занятия вокалом и пение помогают, прежде всего, познакомиться с собой, со своими чувствами и эмоциями, гармонизовать внутреннее настроение, помогают решить коммуникативные проблемы в общении с людьми и социумом, при общей разобщенности и ощущении одиночества в современном мире воспитывают чувство взаимопонимания, ответственности, ощущения большой семьи, придают уверенность в себе.

Хоровое пение имеет огромное воздействие на слушателя, если коллектив исполняет не просто красивые мелодии, а осознано создает определенные энергетические вибрации, магию звука, которая проникает в потайные уголки человеческой души, очищая ее и возвышая, особенно это происходит при исполнении духовной музыки.

Вообще музыка занимается душой и внутренним миром человека, а физическим здоровьем, конечно же, занимаются врачи. Из личного опыта - ко мне приходят люди после напряженной восьмичасовой работы, часто тратя на дорогу около 2 часов, совершенно изможденные, а после 3 часовой репетиции уходят бодрые, эмоционально наполненные, полные сил и энергии.

 

- Насколько я знаю, за годы развития хора «Возрождение» у некоторых её участников возникла потребность в сольном исполнении. В связи с ЭТИМ вы стали заниматься и вокальной студией?

МВ: - Да, именно. С годами самодеятельные певцы развивались в вокальном и исполнительском плане, и для реализации таких талантов в сольном пении и была создана вокальная группа «Амадеус». Сейчас солисты студии являются участниками всех городских мероприятий.

- Сколько на настоящий момент у вас воспитанников?

МВ: - Сейчас у меня в хоре занимается 25 человек от 19- 45 лет, средний возраст – 30-35 лет, 17 девочек и 8 мальчиков, в студии Амадеус 8 солистов - 5 мальчиков и 3 девочки, возраст солистов от 12 до 46 лет. «Петь может каждый» – группа на платной основе. В ней на сегодняшний момент занимаются две девочки индивидуально и мини группа в составе 5 человек.

- В общем-то возраст разнообразный, да и, как видно, мужчины также тянутся к пению. А в каком возрасте родителям уже можно отдавать своего ребенка на занятия?

МВ: - Этим нужно заниматься еще в утробе матери, при беременности, слушать классическую музыку, читать хорошую литературу, посещать музеи и театры, это должно быть естественной потребностью ребенка и любого культурного человека как есть, пить и дышать.

- Если все ваши выше перечисленные советы были учтены, может ли мама привести к вам в студию ребенка, скажем 3 лет?

МВ: - Лично ко мне нет, потому что я не работаю с детьми. Но у нас есть прекрасный ансамбль «До-ми-солька», с прекрасным руководителем, где детки чуть подрастая уже выступают на большой сцене, и творчество прочно входит в их жизнь.

- Лариса, вопрос к вам, расскажите, какие чувства вы испытывали, когда попали на первое занятие к Марине Владимировне?

Л: - Честно говоря, очень противоречивые чувства: это и радость, и страх, и интерес, и удовольствие, и настороженность. Как ко всему новому. Ведь на момент создания наш коллектив являл собой хор в музыкальной школе, где все мы учились. А Марина Владимировна своим появлением полностью разрушила все стереотипы о школе, об учителе, об уроках.

Она была, как вихрь – яркая, эмоциональная, неординарная, резко отличалась от всего нашего окружения. Она по-другому одевалась, по-другому себя вела (очень открыто, широко, уверенно и громко), по-другому с нами говорила (как с профессионалами что-ли), всё иначе объясняла (на каком-то своём «языке», какими-то своими образами). Но соответственно и требовала от нас всегда бОльшего… Такое проявление чего-то безумно интересного «из другого мира», очень далекого и совсем тебе неизвестного. Кстати, мы до сих пор называем ее своей «Вселенной» (это действительно какой-то целый обособленный удивительный мир).

Я, поначалу, даже не могла понять, нравится мне это или нет. Потому что зачастую я просто не понимала, чего от меня хотят и как. Но все равно делала, потому что по-другому с Мариной Владимировной нельзя! Не понятно, как, но, глядя ей в глаза, ты делаешь все, что от тебя требуют (не важно - сидя, лёжа, стоя или даже вниз головой).

Просто к Марине Владимировне надо было постепенно привыкнуть. «Переключиться на её волну», открыться этому потоку профессионализма, творчества, чувств, эмоций, тепла и света, и после этого всё стало легко, просто и с удовольствием!

 

- Лариса, это было ваше желание – попасть в хор? Или вам посоветовали родители?

Л: - Петь в хоре, как изначально и учиться в музыкальной школе – это было моё желание (хор являлся одним из обязательных предметов в музыкальной школе, но даже после окончания школы я продолжала заниматься). Но без влияния родителей, конечно же, не обошлось – они в силу своих возможностей поощряли мои стремления в познании чего-то нового, никогда не ограничивали меня в направлениях развития и всегда поддерживали во всех начинаниях. За что я им очень благодарна!

- МВ, как определить есть ли у ребенка талант к этому виду творчества, или же по-вашему главное – упорство и труд?

МВ: - Нужно с раннего детства прививать ребенку любовь к творчеству, прививать способность трудиться и маленькими шагами идти к намеченному результату, находить радость в совместном творчестве и формировании своей индивидуальности, не отступать перед трудностями и неудачами, а находить новые творческие решения, взять за основу, что занятия творчеством, это не развлечение, а тяжелый титанический труд.

- Т.е. заняться пением может каждый ребенок и взрослый, даже не обладая необходимыми врожденными качествами? Верно я вас поняла?

МВ: - Да! И чем быстрее, тем лучше. Вообще не поющие люди (имеется ввиду не могущие просто повторить мелодию) - это отдельная проблема, в отдельно взятой стране, и возникла она всего лишь 100 лет назад.

Вообще, если вам говорят «у вас нет голоса и слуха», и если вы не немой и не глухой, то у вас просто нарушение координации между слухом и голосом, который при наличии высококлассного специалиста в течении полугода восстанавливается. Человек может не быть одарен музыкально, не иметь специального таланта для того, чтобы сделать это своей профессией, но для того, чтобы не чувствовать себя инвалидом, и просто напевать понравившуюся мелодию - это доступно каждому. Так же, как и занятия спортом, рисованием, и т.д. - не все должны быть спортсменами, великими художниками, учеными, но из всего перечисленного заниматься этим в жизни просто необходимо.

 

- Есть ли какие-либо противопоказания для занятий пением?

МВ: - Нет, только, если человек немой от природы

- Сколько раз в неделю следует заниматься с ребятами, чтобы они достигли успеха?

МВ: - В идеале – ежедневно, по несколько часов.

- А как часто в реальности проходят занятия?

МВ: - Занятия в хоре 2 раза в неделю, солисты вообще имеют к сожалению час в неделю.

- Можно ли заниматься и в вокальной студии, и в хоре одновременно?

МВ: - Да, можно. Некоторые наши певцы, так и занимаются, поют в хоре и, если нужно, исполняют сольные партии.

- Где в настоящий момент выступают ваши воспитанники?

МВ: - Коллектив является лауреатом и призером международных фестивалей и конкурсов Италии, Германии, Австрии, Испании, дважды ему предоставлялась честь выступать в Ватикане перед Папой Римским Иоанном Павлом II. В этом году наш коллектив радует жителей Зеленограда в нашем родном КЦ «Зеленоград».

2 апреля 2017 года у нас будет большой концерт под названием «Маленькие шедевры большой музыки», где зрители станут свидетелями и участниками удивительного перформанса, созданного на основе необыкновенного прочтения современных композиций с использованием телесной перкуссии и с имитацией звуков природы, где, наряду с классическими произведениями духовной музыки, жители города познакомятся с музыкой различных временных эпох и направлений.

 

- Как вы создаете программу выступления?

МВ: - Есть основная программа, которая постоянно обновляется в духе времени, коллектив - это всегда поиск нового. Раньше мы привозили произведения с международных фестивалей, сейчас это как у всех – интернет, ну и конечно собственные фантазии. Ну, а если еще появляются и условия для их воплощения, то открывается бесконечный поток идей.

- Как реагируют и оценивают выступления заграницей?

МВ: - Это всегда успех, особенно от нашей духовной музыки. Слушатели во всех странах мира отмечают удивительное, завораживающее исполнение, которое проникает в душу человека, независимо от национальности и вероисповедания. Когда мы поем духовную музыку, ощущение, что всё в зале замирает, и зрители перестают дышать, боясь своим дыханием нарушить волшебство звуковых вибраций.

- Какова судьба ваших подопечных?

МВ: - Для некоторых воспитанников занятия в родном коллективе повлияли на выбор их профессии, и они стали студентами профессиональных ВУЗов. Многие преподают вокал, хотя, не все из них имели начальное базовое образование (имеется ввиду музыкальная школа). Образование и развитие, которое они получают, находясь в коллективе, они считают «базовым».

- Лариса на долгое время ушла из коллектива, но ее желание петь не угасло, и она вновь вернулась к вам. Лариса, что вас сподвигло вернуться?

Л: - Жажда! Жажда жизни! Ведь жизнь – это не только внешние проявления, такие как дом, учёба, работа, семья (это так или иначе есть у всех). Это еще и твой собственный огромный внутренний мир, который нужно постоянно воспитывать и подпитывать, развивать, украшать и наслаждаться этими процессами.

Я постоянно ходила на все концерты, следила за успехами коллектива. И в итоге удивилась сама себе – думать, переживать, вспоминать, радоваться – и все это со стороны? Почему не изнутри? Зачем лишать себя этого удовольствия созидания и сотворчества?

Здесь своя особенная атмосфера, созданная руководителем и поддерживаемая каждым членом коллектива (и это единение, наверное, и есть самое ценное). При этом для меня хор - это опыт, многолетний и многотрудный опыт. Но прекрасный опыт! Это развитие со своими взлетами и падениями, со своими радостями и переживаниями. Это путь, по которому я иду вместе со своими друзьями, близкими мне по духу людьми, и по которому я больше нигде и ни с кем другим не смогу пройти. Этого нельзя нигде больше получить.

Такой опыт ни у кого из членов нашего коллектива (бывших или настоящих) нельзя отнять. Это яркие выступления. Это незабываемые поездки и приключения. Это всегда интересные знакомства (межкультурные и межнациональные). И получается так, что у многих из нас Возрождение – это лучшее (если не единственное) в жизни, что приносит нам радость, удовольствие и самое главное удовлетворение!

 

- Люди уходят, потом возвращаются, значит, музыка оказывает на нас сильное влияние. Чем же она полезна? Какие качества развивает?

МВ: - Музыка гармонизует внутреннее психологическое состояние человека, особенно в наше время, в век информационных технологий, где люди живут в крупных мегаполисах, удаленных от природы. Пение – это естественное удовольствие данное человеку от природы.

Занимаясь вокалом, человек неизбежно знакомится с собой, развивая эмоциональную, чувственную сферу своей уникальной личности. Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а основным, так как формирует и активизирует работу обоих полушарий головного мозга, помогает развить и выразить чувственную сферу человека, закаляет личность на стрессоустойчивость, воспитывает лидерские качества, убирает психологические зажимы, помогает созидать свое жизненное пространство, делая его ярким и насыщенным, а жизнь - наполненной и интересной.

Занимаясь творчеством, человек приобщается к общечеловеческим ценностям, развивает свой духовный потенциал, и в своем творении приобщается к культурным ценностям мировой культуры, становясь носителем истинных ценностей своих предков и сохраняя основы цивилизации для своих потомков!

- Марина Владимировна, Лариса, давайте отвлечемся от нашей беседы. Перед программой мы спросили жителей города: какой незаурядный вопрос они хотели бы вам задать, касающийся пения? И вот что мы получили. Некоторых зеленоградцев интересует:

Можно ли разбить бокал голосом?

- Можно. Но вопрос – зачем?

Все помнят сцену из знаменитого советского фильма «Веселые ребята», где главная героиня разбивает сырые яйца о нос бюста и надеется, что от этого ее голос начнет звучать лучше. Это действительно помогает?

- Сырые яйца просто смягчают связки, создавая определенную смазку для натруженных связок. Не более того.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...