Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологический анализ урока как основной формы организации обучения




Долгое время педагогическая наука рассматривала урок с позиции функционализма, расчленяя его на отдельные части, — изучалось влия­ние дидактических средств на те или иные стороны личности учени­ка. Например, выяснялось, как воздействуют разные наглядные формы на восприятие учащихся или как формируется на уроках литературы гуманное отношение к окружающему.

В принципе такое понимание урока возможно, поскольку оно ори­ентирует практиков на методическую составляющую. Однако уче­ник не сторонний наблюдатель, от него зависит деятельность педаго­га. При функциональном же подходе учащийся не рассматривался как активный участник учебного процесса.

Целостность урока в качестве психолого-педагогической системы состоит в том, что он продуцирует определенное психическое ново­образование. Согласно особенностям дидактического общения, цели,


средства, используемые учителем, выбор методов обучения «сплав­ляются» с жизненным опытом ученика. Образованные в результате знания, навыки и умения — субъект-субъектные сращения, возни­кающие между учащимся и учителем. Проигнорировать личность пер­вого, в которой трансформируются дидактические действия, совер­шенно невозможно.

Современный урок — это система, где педагогическое, психологи­ческое, социальное, физиологическое объединены вследствие внут­ренних зависимостей и закономерностей.

Психологические компоненты урока вытекают из методических и дидактических его сторон. Вместе с тем они сами становятся усло­виями для их появления. Необходимо заметить, что психологиче­ское, внутреннее, «устройство» урока по сравнению с другими эле­ментами — определяющий фактор.

Известно, что учитель может дать «правильный» с точки зрения современной методики и дидактики урок, но для конкретного учаще­гося результаты окажутся минимальными. Он не затронул его души, не заставил посмотреть на себя иначе, не пробудил потребностей, лич­ности в целом. Стало быть, психологические компоненты должны играть интегрирующую роль, потому что они не только раскрывают сущность усвоения новых знаний, но и показывают процесс воспита­ния и формирования новых качеств личности. Воспитание же и обуче­ние едины.

К сожалению, на практике зачастую бывает как раз наоборот: пре­обладают назидательность, морализаторство, что затушевывает твор­ческую, активную деятельность и педагога и учащихся. Нередки и такие уроки, когда изучаются правила, усваиваются формулы, запо­минаются уравнения и нет малейшего намека на то, что они значат для будущей деятельности школьников.

В учебной деятельности проявляется отношение ученика ко все­му, что делает педагог. Именно поэтому воздействия последнего пре­ломляются сквозь внутренний мир учащегося, а урок представляет собой систему отношений и ценностей. В ходе его должна разверты­ваться не разнонаправленная, а взаимообусловленная, совместная деятельность учителя и обучающегося. Кроме того, педагогу крайне важно видеть себя глазами своих своих учеников. Практика показы­вает: когда учитель понимает отношение учащихся к излагаемому, осознает, как те в целом воспринимают преподавание, возможно из­менить взаимодействие с ними, что способствует успеху всего педа­гогического процесса.


5-1063


130 Глава 3. Психология обучения


Психологический анализ урока 131


 


Воспринимать урок как коммуникативную систему, в которой дея­тельность и личность учителя связаны с деятельностью и личностью учеников, — значит, подходить к нему с позиций единства сознания, деятельности и общения. Об этом можно прочитать уже в «Великой дидактике» Яна Амоса Коменского, где он высказывает идеи о кол­лективной форме обучения. В отечественной науке об общении и дея­тельности в обучении много рассуждали Б. Г. Ананьев, П. П. Блон-ский, Л. С. Выготский, П. Ф. Каптерев. Роль общения в процессе умственного развития ребенка доказывала М. И. Лисина.

Направленность урока на развитие личностных функций способ­ствует организации личностно-ориентированного образовательного процесса, предполагающего специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над лично­стным развитием учащихся. И. С. Якиманская формулирует основ­ные требования к дидактическому обеспечению такого процесса. Они таковы:

♦ учебный материал должен выявлять субъектный опыт учащихся;

♦ изложение знаний должно быть направлено на преобразование
опыта субъекта;

♦ на уроке необходимо согласование субъективного опыта с науч­
ным содержанием учебной программы;

♦ необходимо стимулировать ученика к самоценной познаватель­
ной деятельности;

♦ необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результа­
та, но и процесса усвоения1.

Как видим, эти требования в первую очередь направлены на раз­витие мышления учащихся. В системе личностно-ориентированного образовательного процесса меняются функция и организация урока. Он начинает подчиняться главному требованию — развитию мышле­ния.

И. С. Якиманская указывает: учитель выделяет различные семан­тические «коды», помогающие ему отобрать знания, какие может усвоить конкретный ученик. Она обращает внимание, что отражен­ная в знании или понятии информация не всегда значима для учаще­гося, поэтому учитель и ученик по-разному к ней относятся и ее ис-


пользуют. Например, понятия фигура, форма, поверхность имеются не только в математике, но и в естествознании, а также известны жи­тейскому опыту. Необходимо эти знания использовать, постепенно наполняя их научным содержанием:

Для овладения геометрией как научной дисциплиной важно использовать субъектный опыт, накопленный детьми при ориентации в окружающем пространстве (предметном, геометрическом). Ведь этот опыт чрезвычай­но богат и разнообразен. Важно не просто его использовать, а постепенно наполнять математическим содержанием, отбирая в нем все ценное, что необходимо для овладения геометрией1.

На личностно-ориентированном уроке учащиеся должны понять, каково содержание понятий в толковании различных наук. В резуль­тате такие учебные занятия становятся «микрооткрытиями», возмож­ными лишь при сотрудничестве с учителем.

И. С. Якиманская формулирует основные требования к подобно­му уроку. Приведем их полностью.

Цель — создание условий для проявления познавательной активности

учеников.

Средства достижения этой цели:

♦ использование разнообразных форм и методов организации учебной
деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

♦ создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе
класса;

♦ стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различ­
ных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить не­
правильный ответ и т. п.;

♦ использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего
ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного
содержания;

♦ оценка деятельности ученика не только по конечному результату (пра­
вильно — неправильно), но и по процессу его достижения;

♦ поощрение стремления ученика находить свой способ работы (реше­
ния задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе
урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

♦ создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих ка­
ждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избиратель­
ность в способах работы; создание обстановки для естественного само­
выражения ученика1'.


 


1 Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996. - С. 42.


1 Якиманская И. С. Указ. соч. — С. 43.

2 Там же. — С. 46.


132 Глава 3. Психология обучения


Психологический анализ урока 133


 


Важно отметить, что отличает на личностно-ориентированном уро­ке деятельность учителя. Учитель:

♦ использует проблемные творческие задания;

♦ применяет задания, предполагающие, что ученики могут выбирать
словесную, графическую или условно-символическую форму ма­
териала;

создает положительные взаимоотношения между учениками;

организует учебную деятельность;

обсуждает отношение учащихся к изученному материалу;

стимулирует учеников к самостоятельному поиску способов вы­полнения заданий;

поощряет рассуждения учащихся;

аргументирует выставляемую оценку — за рассуждения, поиск от­ветов и пр.;

♦ разъясняет возможность рациональной организации учебной дея­
тельности.

Если сопоставить традиционное и ориентированное на личность обучение, нельзя не заметить, что во втором случае значительно воз­растает креативность развивающейся личности ученика. Покажем эти различия, а затем обратимся к тому, какие требования предъявляют­ся в связи с этим к уроку1.

Успех урока зависит от ряда психологических факторов, к кото­рым относятся:

♦ конструктивные;

♦ организационные;

♦ коммуникативные.

Первые связаны с отбором, композицией, проектированием уро­ка, проблемных ситуаций и структур познавательной деятельности. Опираясь на программу, учебный план, методические пособия, педа­гог в каждом конкретном случае адаптирует и преобразует их так, чтобы включить личность ученика в дидактический процесс. Это тре­бует от учителя корректировки и своей собственной деятельности, о чем пишет И. С. Якиманская.

1 Анализируя эти различия, мы используем работу: Сериков В. В. Личностно-ориенти-рованное образование // Педагогика. — 1994. — № 8.


Таблица 3.2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...