Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему христиане не боятся порчи 5 страница




 

[58] [58] Св. Иоанн Златоуст так говорит о словах Христа, согласно которым хула на Сына Человеческого простится (см. Мф. 12, 31): «Христа не знали, кто Он был; а о Духе получили уже достаточное познание... Слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мною по плоти, в которую Я облекся.. Я вам от­пускаю то, чем вы Меня злословили прежде креста, да­же и то, что вы хотите распять Меня на кресте, и самое неверие ваше не будет поставлено вам в вину... Но что вы говорили о Духе, то не будет прощено вам... Почему? Потому что Дух Святый вам известен, а вы не стыдились отвергать очевидную истину» (св. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. 41, 3 // Творения. т. 7. ч. 1. Спб., 1901, сс. 440-441).

 

[59] [59] См. жестокий отзыв о Достоевском в книге: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970, сс. 598-599.

 

[60] [60] Гаврюшин Н. К. Лифостротон, или Мастер без Маргариты // Гаврюшин Н. К. Рыцари Софии. М., 1998. http: //www. kuraev. ru/forum/view. php? subj=22970& section=14

 

[61] [61] Цит. по: прот. Иоанн Восторгов. Православие в Японии. Чтение, предложенное в торжественном собрании Тифлисского отдела Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III 26 февраля 1904 года // Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. М., 2004, с. 217.

 

[62] [62] «История показала, что если мы не совершаем постоянного усилия по поддержанию творческого климата в духовных школах, то в них начинает утверждаться дух формализма, школярства» (Патриарх Алексий. Войдите в радость Господа своего. Размышления о вере, человеке и современном мире. М., 2004, с. 145).

 

[63] [63] «На Востоке термин " единосущный" был давно известен, но на нем лежала густая тень соборного осуждения. В религиозный язык выражение впервые введено гностиками валентинианами, в церковном же он имел эманатический оттенок. У Павла Самосатского, осужденного на Антиохийском соборе 269 г., единосущие означало модалистическую слитность Божества. Все это делает понятным сдержанное отношение тогдашних богословов к Никейскому определению. Оно требовало разъяснений и толкования, а это было возможно только в связи и в целом составе целостной вероучительной системы» (прот. Георгий Флоровский. Восточные отцы 4 века. Париж, 1990, сс. 14-15). Учитывая использование основных терминов тринитарного богословия (и единосущие и исхождение) еретиками 3 века, получалось, что эти слова старого философского языка можно использовать в богословии только после карантина - " только путем бесконечных обиняков, входящих в их состав" (Рацингер Й. Введение в христианство. Брюссель, 1988, с. 125).

 

[64] [64] Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви (I-VIII века). Спб., 1910, с. 173.

 

[65] [65] Послание 24. К Феоктисту-магистру // преп. Феодор Студит. Послания. кн. 1. М., 2003, с. 73; Послание 49 // с. 166)

 

[66] [66] Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. Ставропигиальный монастырь св. Иоанна Предтечи в Эссексе, 1985, С. 230.

 

[67] [67] Вот отнюдь не молодой, но беспросветно светский человек делится своими критериями оценки религий: «Владимир принял христианство из Византии – и вот у нас восточная мрачновато-торжественная пышность имперская, а у них католический орган и сидеть в церкви можно, как-то вольготней и веселее, а у протестантов вообще все куда проще, короче и ближе к жизни» (Веллер М. Великий и последний шанс. Спб., 2006, с. 349). Вообще-то мрачновато в готических соборах и римских базиликах, а не у позолоченных и сияющих иконостасов Киева и Москвы. Да и орган - штука довольно диалектическая: кого-то он возносит, а на кого-то просто давит. Но главное – скамейки. Вот он, критерий духовного прогресса!

 

[68] [68] Название - от немецкого studieren - «изучать».

 

[69] [69] Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001, с. 161.

 

[70] [70] Эсперанто – язык, изобретенный в конце 19 века польским врачом Л. М. Заменгофом.

 

[71] [71] См. Ушинский А. Д. Вероучение малорусских штундистов. Казань, 1886.

 

[72] [72] Штунда – секта протестантского типа; ближе всего к баптизму.

 

[73] [73] Один из основателей баптисткого движения в России.

 

[74] [74] св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 7. М., 1994, сс. 155, 158 и Вып. 2, с. 143.

 

[75] [75] Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001, с. 210.

 

[76] [76] Записи от 31 октября и 24 ноября 1903 г. // Дневники святого Николая Японского. Хоккайдо, 1994, сс. 329 и 339.

 

[77] [77] http: //www. livejournal. com/users/petru44o/139882. html

 

[78] [78] Доклад “О церковно-богослужебном языке” // Христианский вестник. №3-4, 1994, с. 12.

 

[79] [79] Да, да, слово “журналист” для меня стало уже ругательным. Поразительное совмещение безграмотности, апломба и какой-то нутряной, необъяснимой неприязни к православию — вот что характерно для большинства журналистов, касающихся церковных тем. Два примера: “Когда Библию переводили с иудейского, якорный канат почему-то приняли за слово " верблюд". И до сих пор тот верблюд лезет в игольное ушко” (Татьяна Рессина. Сосите и обрящете... // Московский комсомолец. 2. 6. 1996). Новый Завет переводили ни с какого не с “иудейского”, а просто — с греческого. И совсем не очевидно, что именно “якорный канат” спутали с “верблюдом” (именно в греческом, а никак не в “иудейском” языке эти слова действительно блмзки по звучанию). Просто в Иерусалиме были таможенные врата, сделанные столь узкими, что пройти через них мог лишь разгруженный верблюд. Погонщик не мог не снять с верблюда поклажу, и таможенники могли осмотреть ее на земле. Эти врата и назывались “игольным ушком”. А вот памятный нам Константин Кедров: “На каком языке апостолы запечатлели слова Учителя, неизвестно. В любом случае был неизбежен перевод с арамейского на греческий, с греческого на старославянский, со старославянского на древнерусский, с древнерусского на церковнославянский; с церковнославянского на русский. Если же учесть, что сам русский язык сформировался лишь в XIV веке, спустя 1400 лет после рождения Христа, то можно понять, насколько трудно переводить сразу с нескольких уже умерших языков: с арамейского, с древнегреческого, со старославянского, с древнерусского, наконец, с церковнославянского” (К. Кедров. Люби ближнего, как самого себя и через 2000 лет. Впервые осуществлен научный перевод четырех евангелий на русский язык // Известия. 1. 6. 96). Неужели Кедров считает, что синодальный перевод Библии выполнен с церковнославянского? Ну зачем же всех считать такими неучами, незнающими греческого языка? А уж за путаницу со старославянским, древнерусским и церковнославянским языками пусть этого неуча, подписывающего свои тексты “доктор философских наук”, скальпируют филологи.

 

[80] [80] “Антикатолические настроения в США сильны как никогда, заявил президент нью-йоркской Католической лиги за религиозные и гражданские права Уильям Донохью, выступая на ежегодном заседании Миннесотской лиги защиты католиков. По мнению Донохью, пресса проявляет нездоровый интерес к грехам чад Римско-Католической церкви. При каждом удобном случае упоминается, что преступник в детстве “прислуживал у алтаря” или “был ревностным католиком”. Большое число публикаций посвящено извращенным наклонностям католических священников, тогда как, по данным официальной статистики, они были замечены в случаях педофилии намного реже, чем, к примеру, протестантские пасторы. Донохью убежден, что, если бы какая-нибудь газета позволила себе публиковать материалы об “алкоголизме среди индейцев”, “разврате среди негров” или “преступности среди евреев”, на нее немедленно подали бы в суд - только католиков в США можно оскорблять безнаказанно” (Травля католиков в США // Церковно-общественный вестник № 15 (приложение к “Русской мысли” от 8 мая 1997).

 

[81] [81] А как может христианин не считать борьбу с ведьмами своим долгом, если ведьмы сами громко настаивают на своем существовании, на своем всесилии и на своем антихристианстве? Вот новости из Государственного музея искусств народов Востока: некий “Учитель”, в Москве “исполняющий поручения своих зарубежных коллег”, “совершил надо мной обряд раскрещения”. Раскрещенная ученица, научившись оккультной практике, затем якобы смогла материализовать душу своего умершего мужа и даже зачала от него через два года после его смерти (Шабанова С. Тайна беременности Ларисы Клементьевой // “Мегаполис-экспресс” №22, июнь 1995). Как видно, идея “суккубов” и “инкубов” порождена отнюдь не “фанатичной средневековой инквизицией”, но возвещается самими адептами оккультизма. Вообще чтение современной оккультной литературы заставляет как-то иначе отнестись к инквизиции и “охоте на ведьм”. Пока люди не верят в ведьм, колдовство и порчу — охота на ведьм кажется несусветной дикостью, сугубо позорной для христиан. Но если это всерьез? Если действительно возможно такое черное воздействие на человека, для которого ни расстояние, ни стены не являются преградой? И если действительно есть люди, готовые приносить самые страшные жертвы ради получения “черной благодати”? Людей Средневековья постоянно обвиняют в суевериях. Но ведь эти “суеверия” они вычитали не в Библии и не в творениях Святых Отцов. Молва распространяла секреты, выползшие за пределы колдовских кухонь. Ведьмы сами уверяли, что их ничто не берет, что они в огне не горят и в воде не тонут, и что за некоторую плату они могут на любого порчу навести... Ведьмы убедили народ, а затем и иерархов в своей реальности и в своем могуществе — и последовал ответ, последовала реакция общественной самозащиты... Прежде чем обвинять тех впечатлительных христиан (или меня) в нетерпимости и человеконенавистничестве, попробуйте сами спрогнозировать свою реакцию. Представьте. что Вы поверили сообщению Е. Блаватской о том, что “В древние времена Фессалийские колдуньи к крови черного агнца примешивали кровь новорожденного младенца и с помощью этого вызывали тени умерших” (Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2, М., 1994, с. 671)...

 

[82] [82] Ибо: “Быть невинным среди виновных есть уже преступление: кто не подражает худым людям, тот уже оскорбляет их” (св. Киприан Карфагенский. Письмо 1. К Донату о благодати Божией // Отцы и учители Церкви III века. Антология. т. 2, М., 1996, с. 352).

 

[83] [83] Шира С. Через детство в лоно Церкви. // Нью-Йорк Таймс. Недельное обозрение. 18-31 янв. 1994.

 

[84] [84] Сегодня. 26. 11. 94.

 

[85] [85] Staniloae D. Lе caractere statique et dynamique de la Tradition. Tessalonique, 1976, p. 268.

 

[86] [86] Staniloae D. Lе caractere statique et dynamique de la Tradition. P. 268.

 

[87] [87] Карташев А. Воссоздание Святой Руси. Париж, 1956, с. 230.

 

[88] [88] Бальтазар Г. У. Ты имеешь глаголы вечной жизни. Размышления над Свяшенным Писанием. М., 1992, с. 116.

 

[89] [89] Зелинский В. Приходящие в Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1992, №. 5, с. 16.

 

[90] [90] Лосев А. Ф. Послесловие. // Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1962. С. 317. Как ни странно, похоже Н. Бердяев по крайней мере иногда бывал трезвее о. Павла. И однажды Бердяеву удалось резюмировать именно православное и церковное отношение к государству: “Я суровый государственник, потому что я религиозный пессимист, по мотивам аскетическим, и социальная мечтательность представляется мне развратом и нравственной распущенностью”. & #61485; & #61472; Бердяев Н. А. Письма М. Гершензону // Вопросы философии. 1992. № 5.

 

[91] [91] Как о церковных реформаторах еще 1917 года писал Солженицын: “В этих быстрых решительных жестах — издали не угадаешь молитвы” (А. И. Солженицын. Красное колесо. Узел III. Март Семнадцатого. т. 4. - Париж, 1988, с. 234).

 

[92] [92] Честертон Г. К. Писатель в газете. - М., 1984, с. 283.

 

[93] [93] Современный русский поэт – Константин Кинчев - этот путь обрисовал прекрасным стихом: «Я иду по своей земле к Небу, которым живу».

 

[94] [94] Эссе «Драконова бабушка» и «Радостный Ангел» (Неожиданный Честертон: Рассказы. Эссе. Сказки. М., 2002, сс. 134-140).

 

[95] [95] Подробнее см. главу «Мнимый модернизм. Еще раз к вопросу о границах Церкви» в моей книге «Вызов экуменизма» (М., 2003).

 

[96] [96] Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Т. 3. М., 1985, с. 182.

 

[97] [97] У фанатиков унии своя логика: «подвиг его святости просто потрясает. И потому когда читаешь, как один из видных наших церковных деятелей, числящийся к тому же в профессорах Духовной академии, с пренребрежительной иронией пишет о “немощном старичке”, способном “лишь кивать да дремать”, не понимая, что стал своего рода “PR-акцией Ватикана”, приходишь просто в ужас от того, до какой же закаменелости сердца, нравственной глухоты и бредового помрачения можно дойти, привыкнув дышать в атмосфере злобной конфессиональной ксенофобии и весь мир современного христианства воспринимать лишь через измерение церковно-политических шахматных интриг, расчетов и каверз! Брат мой, чему же ты можешь научить в своей академии, если не способен разглядеть даже такой очевидный пример истинного христианского подвижничества?.. Сознательная или за долгие годы церковно-советской деградации ставшая уже органической духовная глухота не позволила расслышать голос, пытавшийся донести волю Неба, а не заманить в очередную хитроумную ловушку католической агрессии» (Виноградов И. Весь наш // Континент. М., 2005, №125, с. 21). Последняя фраза в контексте статьи Виноградова относится уже к Патриарху Алексию… Я же напомню нашему с Патриархом критику слова человека, которого вряд ли можно обвинить в «церковно-советской деградации» и интриганстве. Митрополит Сурожский Антоний (Блум) в своем послании Патриарху Алексию накануне Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 г., предостерег - “пора нам осознать то, что Рим думает только о “поглощении” Православия. Богословские встречи и “сближение” на текстах - никуда нас не ведут. Ибо за ними стоит твердая решимость Ватикана поглотить Православную Церковь” (Послание митрополита Сурожского Антония // Радонеж. № 7 (51), 1997). А вот огульное обвинение всех несогласных в нравственной деградации – это как раз признак тоталитарного сознания.

 

[98] [98] Болотов В. В. Письмо от января 1888 г. Публ: Сосуд избранный. История Российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства. 1888-1932. Сост. М. Склярова. Спб., 1994, с. 29.

 

[99] [99] Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи. Т. 3. Спб., 1875, с. 230.

 

[100] [100] См. главу «Филиокве: лишний догмат» в моей книге «Вызов экуменизма» (М., 2003).

 

[101] [101] Полный текст догматической конституции опубликован в: Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. Хрестоматия. Сост. А. Юдин. М., 2001, с. 131-138. Я пользуюсь и этим переводом и переводом Л. Зандера (Зандер Л. Папство. // Вестник РСХД N. 84, с. 30).

 

[102] [102] В тексте самой догматической конституции Ватиканского собора поясняется, каким именно представлениям противопоставляется это католическое верование: «Эта доктрина открыто проти­востоит ложному мнению тех, кто, искажая форму управления, уч­режденную Иисусом Христом, Господом нашим, отрицает, что од­ному только Петру даровано Христом истинное и собственное первенство юрисдикции, скорее чем другим апостолам, взятым отдельно друг от друга или всем вместе; или мнению тех, кто утверждает, что это первенство не было прямо и непосредственно пере­дано блаженному Петру, но всей Церкви и тем самым Петру, как ее служителю».

 

[103] [103] Перед этим каноном в тексте догматической конституции идет пояснение: «С тех пор, кто бы ни наследовал Петру на этом престоле, полу­чает через установление Самого Иисуса Христа первенство надо всей Церковью».

 

[104] [104] Пояснение «догматической конституции», предшествующее этому канону: «Мы учим и объявляем, что Римская Церковь обладает по распоряжению Господа первенством обычной власти и что эта власть юрисдикции Римского Папы, являясь епископальной, - непосредственна. Пас­тыри всех чинов и всех обрядов и верные, каждый в отдельности и все вместе, должны быть в иерархически подчиненности и ис­тинном послушании не только в вопросах, касающихся веры и нрав­ственности, но также касающихся порядка и управления Церко­вью. Также сохраняя единство обще­ния и исповедания веры с Папой Римским, Церковь является од­ним стадом с одним пастырем. Таково учение католической исти­ны, от которого никто не может отойти, не подвергнув опасности свою веру и свое спасение… Суд Апостольского престола, выше которого нет никакой вла­сти, не должен никем ставиться под сомнение и никто не имеет права осуждать его решения. Поэтому уклоняются с пути истин­ной веры те, кто утверждают, что дозволено апеллировать власти над Папой Римским на Вселенском соборе».

 

[105] [105] Противоположная, православная точка зрения выражена константинопольским патриархом Димитрием. Вскоре после своего избрания он заявили: «В качестве Вселен­ского Патриарха мы хотим подчер­кнуть, что в будущем все всеправославные и всекатолические встречи, все диалоги и все консультации бу­дут вестись на следующих основах: 1) Высшая власть в единой, святой, соборной и апостольской Церкви принадлежит Вселенскому Собору всей Церкви в целом; 2) Никто из нас, епископов соборной Церкви, не получил власти, привилегии или права, канонически ему данного, на какую-либо церковную юрисдик­цию, помимо воли и канонического согласия другой" (Irenikon. 1974, №47, p. 70). О том, что папский голос значит больше, чем голос епископата, свидетельствует история принятия самого догмата 1870 года. На I Ватиканский собор с правом голоса было приглашено 1037 представителей католической иерархии. 13 июля 1870 г. при голосовании по вопросу о догмате непогрешимости в Риме находилось 692 епископа, но на самое голосование явились только 601. 91 иерарх не принял участия в заседании, из них семь - в кардинальском сане. При голосовании 451 голос был подан за новый догмат, 62 голоса - за его условное одобрение и 88 - против. Члены оппозиции в аудиенции 15 июля просили папу отказаться от введения догмата или хотя бы смягчить его формулировку. После отказа папы Пия IX несогласные с догматом отцы собора покинули Рим. Наконец 18 июля догмат был принят на соборе 553 голосами против двух» (митр. Никодим (Ротов). Иоанн XXIII, папа римский. Вена, 1984, с. 378). Как видим, к началу собора вера в непогрешимость папы была достоянием меньшинства даже католических епископов.

 

[106] [106] Предшествующее канону заявление «догматической конституции: «Этот непреходящий харизмат истины и веры был дан Богом Петру и его преемникам на престоле, чтобы они исполняли свою высокую обязанность ради спасения всех, чтобы вселенская па­ства Христа, отказавшись от отравленной пищи ошибок, была бы накормлена пищей небесного учения и, подавив все случаи схиз­мы, Церковь была бы сохранена полностью в единстве и, покояща­яся на своем фундаменте, противостояла бы твердо вратам ада».

 

[107] [107] «Известия Удмуртской Республики» №147 от 15. 12. 2000

 

[108] [108] См. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 19080; Малиновский Б. Магия, наука, религия. М., 1998.

 

[109] [109] Алмазов А. И. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры. К истории византийской отреченной письменности. Одесса, 1901, с. 20. Бывают, конгенчноЮ, и «синтезы» моилотвы и заговора: «Я призываю тебя, владыка Гелиос и твоих святых ангелов в этот день и в этот самый час. Сохраните меня, ибо я thenor, а вы – святые ангелы, хранители ardimalecha, я молю тебя, владыка Гелиос, услышь меня, и даруй мне власть над духом этого человека, который умер насильственной смертью, чтобы я удерживал его со мною как помощника и мстителя во всяком деле, которое я желаю от него» ( Магический папирус PGM IV. 1932-54. цит. по: Арнольд К. Магические папирусы // Страницы. М., 2005, № 1, с. 7).

 

[110] [110] см. Свят. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 1. М., 1993, с. 239.

 

[111] [111] «О чем бы ни молился человек — он молится о чуде. Всякая молитва сводится на следующую: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два — не было четыре! ». Только такая молитва и есть настоящая молитва — от лица к лицу. Молиться всемирному духу, высшему су­ществу, кантовскому, гегелевскому, очищенному, безоб­разному богу — невозможно и немыслимо. Но может ли даже личный, живой, образный бог сделать, чтобы дважды два — не было четыре? Всякий верующий обязан ответить: может — и обя­зан убедить самого себя в этом. Но если разум его восстанет против такой бессмыс­лицы? Тут Шекспир придет ему на помощь: «Есть многое на свете, друг Горацио... » и т. д. А если ему станут возражать во имя истины, — ему стоит повторить знаменитый вопрос: «Что есть истина? » И потому: станем пить и веселиться — и молиться» (Молитва // Тургенев И. С. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т. 10. М., 1982, с. 172).

 

[112] [112] Le Point. 8. 11. 2002. № 1573.

 

[113] [113] Подробнее об этом см. в первой главе моей книги «О нашем поражении» (М. -Ростов-на-Дону, 2003).

 

[114] [114] Тот же глагол в Лк 1, 41: “младенец взыграл”.

 

[115] [115] Это слово, я конечно, употребляю здесь в современном смысле «путаницы». Изначальный и буквальный смысл этого греческого теримна – «схождение». Технически же этот церковно-музыкальный термин обозначает схождение на середине храма двух хоров (левого и правого), в определенный момент службы и их совместное пение. В этом случае певцы одного хора попадали под руководство непривычного для них регента, смешивались с непривычными же партнерами и в итоге нередко это приводило к путанице. Так греческое слово обрело в русском языке неожиданный смысл.

 

[116] [116] По определению некоего оккультного «академика» Г. Б. Дворкина " Всеобщим Вселенским Богом-Творцом, создающим по своему образу, подобию и сути, является энергополевая информационно-распорядительная система (ИРС) Вселенной" (цит. по: Валькова Л. Николай Рерих: для русского народа мои труды // Наша газета. Кемерово, 6 декабря 2002.

 

[117] [117] Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. Новгород, 1900, с. 186

 

[118] [118] Ленин В. И. Письмо А. М. Горькому от 13. 11. 1913 // Полное собрание сочинений. т. 48, М., 1975, с. 226.

 

[119] [119] «Что делает подвергшийся нападению злого человека? Подавши его в грудь, кричит: караул. На зов его прибегает стража и избавляет его от беды. Тоже надо делать и в мысленной брани со страстями - разсерчавиши на страстное, надо взывать о помощи: Господи, помоги! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси меня! Боже в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися! » (св. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1914. с. 209).

 

[120] [120] см. Отец Алексий Мечев. Воспоминания. Париж. 1989. с. 18.

 

[121] [121] Клиффорд Саймак. Паломничество в волшебство // Клиффорд Саймак. Паломничество в волшебство. Братство талисмана. М., 2002, с. 89.

 

[122] [122] «Как выгонять? Неприязненным к ним движением гнева или разсерчанием на них. У всех святых Отцов нахожу, что гнев на то и дан, чтобы им вооружаться на страстные и грешные движения сердца и прогонять им их… Не с честью надо провожать помысл, а как врага - гневным отвержением. Увидев обидчика - надо прогневаться - но не на него, а на себя, или на того, кто подсовывает вам помысл» (св. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. - М., 1914. сс. 199-200 и 203.

 

[123] [123] Выражение барда Тимура Шаова из «Астрологической песни».

 

[124] [124] " Я хотел быть служителем Бога и много трудился для того, чтобы стать им; и вот в конце концов я стал славить Бога моими работами по астрономии... Я показал людям, которые будут читать эту книгу, славу Твоих дел; во всяком случае в той мере, в какой мой ограниченный разум смог постичь нечто от Твоего безграничного величия" - И. Кеплер. цит. по: Философия эпохи ранних буржуазных революций. - М., 1983, с. 85.

 

[125] [125] «Один брат, приняв иноческий образ, тотчас заключился в келлии, говоря: я отшельник. Старцы, услышав о том, пришли, вывели его, и заставили обходить келлии монахов, приносить раскаяние и говорить: простите меня! я не отшельник, но монах новоначальный. И сказали старцы: если увидишь юношу по своей воле восходящего на небо, удержи его за ногу, и сбрось его оттуда: ибо ему это полезно» (Древний Патерик. 8, 159).

 

[126] [126] св. Василий Великий. Творения. ч. 6. Сергиев Посад, 1892, с. 293.

 

[127] [127] В христианстве инерция греха называется «ветхий человек», а добрая, покаянно-евангельская новинка в человеке называется «новый человек во Христе». Их конфликт между собою хорошо показан Толкиеном в виде борьбы между Смеаголом и Горлумом (правда, тут сохраняющий в себе остатки человечности Смеагол по времени предшествует своему перерождению в тварь по имени Горлум).

 

[128] [128] См. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. Спб., 2004, сс. 45 и 47.

 

[129] [129] См.: прот. Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь. Париж, 1990.

 

[130] [130] Примечание 2002 года: поразительный пример Промысла Божия – освобождение заложников (зрителей мюзикла «Норд-Ост») в московском доме культуры. Их вызволение произошло 26 октября. По церковному календарю это день Иверской иконы Божией Матери. Иверская икона считается покровительницей Москвы (эта икона хранится в Иверской часовне, расположенной в Иверских воротах, ведущих с Манежа на Красную площадь). Иверия – это Грузия. То есть это икона, связанная с Кавказом, пришедшая с Кавказа в Москву. И именно в день ее чествования кавказские террористы были уничтожены…

 

[131] [131] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990, с. 77.

 

[132] [132] Угодница Божия Пелагея Рязанская. Воспоминания раба Божия Петра записал и составил К. В. П. // Жизнь Вечная. – М., 1996, № 18, март.

 

[133] [133] Свт. Фотий. Амфилохии // Альфа и Омега, №3(14), 1997, сс. 81-82.

 

[134] [134] Гиббон Э. Закат и падение Римской Империи. М., 1997, т. 7. с. 299; со ссылкой на греческого свидетеля тех событий историка Сиропула.

 

[135] [135] архим. Сергий Страгородский. По Японии. Записки миссионера М., 1998, с. 49.

 

[136] [136] Ответы архим. Георгия на вопросы мирян // Исцелись верой. Светско-православная семейная всероссийская газета. Тимашевск. Окт. 2001 г.

 

[137] [137] Дьяконов И. М. Архаичные мифы Востока и Запада. - М., 1990, с. 163.

 

[138] [138] Собака // Еврейская энциклопедия. Т. 14. М., 1991, стб. 419.

 

[139] [139] «Для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, 11, 3).

 

[140] [140] Оригинальный текст из 2-й главы этой книги звучит так:

– Сколько лет лошадке, приятель? – полюбопытствовал мистер Пиквик, потирая нос приготовленным для расплаты шиллингом.

– Сорок два, – ответил возница, искоса поглядывая на него.

– Что? – вырвалось у мистера Пиквика, схватившего свою записную книжку.

Кэбмен повторил. Мистер Пиквик испытующе воззрился на него, но черты лица возницы были недвижны, и он немедленно занес сообщенный ему факт в записную книжку.

– А сколько времени она ходит без отдыха в упряжке? – спросил мистер Пиквик в поисках дальнейших сведений.

– Две-три недели, – был ответ.

– Недели?! – удивился мистер Пиквик и снова вытащил записную книжку.

– Она стоит в Пентонвиле, – заметил равнодушно возница, – но мы редко держим ее в конюшне, уж очень она слаба.

– Очень слаба! – повторил сбитый с толку мистер Пиквик.

– Как ее распряжешь, она и валится на землю, а в тесной упряжи да когда вожжи туго натянуты она и не может так просто свалиться; да пару отменных больших колес приладили; как тронется, они катятся на нее сзади; и она должна бежать, ничего не поделаешь! ».

 

[141] [141] св. Николай Японский. Запись в дневнике 1. 4. 1880 // Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского по его своеручным записям. ч. 1. - Спб., 1996, с. 241.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...