Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И национального регулирования посредничества (медиации)




 

§ 1. Международно-правовые акты о процедуре медиации

 

Для регулирования посреднических и примирительных процедур на международном и национальном уровне организации, поддерживающие и развивающие альтернативные формы разрешения споров, разрабатывают примерные правила рассмотрения споров, имеющие рекомендательный характер. В частности, на международном уровне к документам рекомендательного характера относятся: Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре 2002 г., Директива N 2008/52 ЕС Европейского Парламента и Совета от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах (далее - Директива), Примирительный регламент ЮНСИТРАЛ 1980 г. и др.

Проанализируем ряд документов, регулирующих примирительные процедуры.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре 2002 г.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре разработан с учетом практики применения согласительных процедур в различных государствах и представляет собой свод рекомендаций (14 статей). Рекомендован он государствам для включения его положений в их национальное право, а его использование призвано способствовать единообразию правового регулирования в области согласительных процедур.

Для целей Типового закона о международной согласительной процедуре под термином «согласительная процедура» понимается процедура, которая может именоваться согласительной, посреднической или обозначаться термином аналогичного смысла и в рамках которой стороны просят третье лицо или лиц (посредников) оказать им помощь в попытке достичь мирного урегулирования их спора, возникшего из договорных или иных правоотношений либо в связи с ними. Иными словами, согласительная процедура представляет собой один из видов примирительных процедур, которая подразумевает ее исполнение с помощью третьего лица - примирителя (посредника) <219>.

--------------------------------

<219> Термин «согласительная процедура» используется в Типовом законе в качестве широкого понятия, охватывающего процедуры, при которых лицо или коллегия лиц оказывают сторонам помощь в их попытке достичь мирного урегулирования своего спора. Между такими процедурами урегулирования споров, как переговоры, согласительная процедура и арбитраж, имеются важные различия. После возникновения спора стороны, как правило, пытаются урегулировать его путем переговоров без привлечения каких-либо лиц, не имеющих отношения к спору. Если переговоры не привели к урегулированию спора, то можно воспользоваться целым рядом механизмов урегулирования споров, включая арбитраж и согласительную процедуру.

 

Кроме того, в п. 4 ст. 1 Руководства по принятию и применению типового закона ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре (2002 год) указано, что согласительная процедура является международной, если:

а) коммерческие предприятия сторон соглашения о согласительной процедуре в момент его заключения находятся в различных государствах;

б) государство, в котором находятся коммерческие предприятия сторон, не является ни государством, в котором должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из коммерческих отношений; ни государством, с которым наиболее тесно связан предмет спора.

Несмотря на то, что Типовой закон о международной коммерческой согласительной процедуре ориентирован на международные согласительные процедуры, он допускает их применение государствами в своем национальном законодательстве для их регламентации не только международной согласительной, но и внутренней процедуры. При этом Типовой закон о международной коммерческой согласительной процедуре может быть использован применительно к отношениям коммерческого характера (как договорным, так и внедоговорным). Иными словами, как отмечает М.А. Рожкова, подлежащий урегулированию с использованием согласительной процедуры спор может вытекать из любых отношений коммерческого характера, в том числе из любых торговых сделок на поставку товаров или услуг или обмен товарами или услугами; дистрибьюторских соглашений; коммерческого представительства или агентского соглашения; факторинга; лизинга; строительства промышленных объектов; предоставления консультативных услуг; инжиниринга; лицензирования; инвестирования; финансирования; банковских услуг; страхования; соглашений об эксплуатации или концессии; совместных предприятий и других форм промышленного или предпринимательского сотрудничества; перевозки товаров или пассажиров воздушным, морским, железнодорожным или автомобильным транспортом <220>.

--------------------------------

<220> Рожкова М.А., Елисеев Н.Г., Скворцов О.Ю. Договорное право: соглашения о подсудности, международной подсудности, примирительной процедуре, арбитражное (третейское) и мировое соглашения / Под общ. ред. М.А. Рожковой. М.: Статут, 2008. С. 342.

 

В соответствии с п. 3 ст. 1 Типового закона о международной коммерческой согласительной процедуре под термином «посредник» понимается лицо, которое не обладает полномочиями выносить обязательное для сторон решение. При этом важно отметить, что если стороны не договорились об ином, то посредник не может выступать в качестве арбитра по спору, который являлся или является предметом согласительной процедуры, или по другому спору, возникшему в связи с тем же договором или правоотношением или в связи с любым имеющим к нему отношение договором или правоотношением. Кроме того, Типовой закон о международной коммерческой согласительной процедуре не применяется к случаям, когда судья или арбитр в ходе судебного или арбитражного производства пытается содействовать урегулированию. Таким образом, данный Типовой закон разграничивает деятельность по осуществлению согласительной процедуры, которая осуществляется примирителем, и содействие в примирении сторон, что относится к задачам судей. Так, в ст. 138 АПК РФ указано, что арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора.

Согласно п. 7 ст. 1 Типового закона о международной коммерческой согласительной процедуре стороны могут по своему усмотрению договариваться об исключении применения данного Закона. Кроме того, ст. 3 данного Типового закона устанавливает правило, в соответствии с которым стороны могут договориться об исключении или изменении любого из положений Типового закона о международной коммерческой согласительной процедуре. Исключения составляют лишь случаи, указанные в ст. 2, определяющей толкование Типового закона, и п. 3 ст. 6, которая обязывает примирителя стремиться к непредвзятости подхода по отношению к сторонам и учитывать при этом обстоятельства спора.

В силу положений ст. 4 Типового закона о международной коммерческой согласительной процедуре согласительная процедура в отношении возникшего спора начинается в день, когда стороны в споре соглашаются обратиться к согласительной процедуре. В случае если сторона, которая предложила другой стороне обратиться к согласительной процедуре, не получает сообщения о принятии предложения в течение тридцати дней со дня направления такого предложения или в течение иного срока, указанного в предложении, она может рассматривать отсутствие ответа как отклонение предложения об обращении к согласительной процедуре.

Согласно ст. 6 Типового закона о международной коммерческой согласительной процедуре стороны могут по своему усмотрению договариваться, посредством ссылки на какой-либо регламент или иным образом, о порядке проведения согласительной процедуры. Если же договоренность о порядке проведения согласительной процедуры отсутствует, посредник может вести согласительную процедуру в таком порядке, какой он считает надлежащим, учитывая обстоятельства дела, любые пожелания, которые могут выразить стороны, и необходимость скорейшего урегулирования спора. Однако в любом случае при проведении согласительной процедуры посредник стремится к обеспечению непредвзятого подхода по отношению к сторонам и учитывает при этом обстоятельства дела, а также он может на любой стадии согласительной процедуры вносить предложения об урегулировании спора.

Как и любая примирительная процедура проводится с учетом принципа конфиденциальности, международная коммерческая согласительная процедура в соответствии с положениями ст. 8 - 10 Типового закона также строится на этих началах.

Во-первых, когда посредник получает от одной из сторон информацию, касающуюся спора, он может раскрыть существо этой информации другой стороне согласительной процедуры. Однако если сторона сообщает посреднику какую-либо информацию под прямым условием о сохранении ее конфиденциальности, эта информация не раскрывается другой стороне согласительной процедуры.

Во-вторых, сохраняется конфиденциальность всей информации, относящейся к согласительной процедуре, за исключением тех случаев, когда ее раскрытие требуется по закону или для целей исполнения или приведения в исполнение мирового соглашения, если стороны не договорились об ином.

В-третьих, сторона согласительной процедуры, посредник или любое третье лицо, включая лиц, участвовавших в согласительной процедуре, не приводит или не представляет в качестве доказательства и не ссылается в своих свидетельских показаниях в рамках арбитражного, судебного или аналогичного разбирательства на любые из следующих элементов:

предложение одной из сторон об обращении к согласительной процедуре или тот факт, что одна из сторон выразила готовность к участию в согласительной процедуре;

мнения или предложения, высказанные одной из сторон согласительной процедуры в отношении возможного урегулирования спора;

заявления или признания, сделанные одной из сторон в ходе согласительной процедуры;

предложения посредника;

тот факт, что одна из сторон проявила готовность принять предложение об урегулировании, сделанное посредником;

документ, подготовленный исключительно для целей согласительной процедуры.

В соответствии со ст. 11 Типового закона о международной коммерческой согласительной процедуре согласительная процедура прекращается, если:

стороны урегулировали спор и заключили мировую сделку;

примиритель (после консультаций со сторонами) сделал заявление о том, что дальнейшие усилия в рамках согласительной процедуры более себя не оправдывают;

стороны сделали заявление, адресовав его примирителю, о том, что согласительная процедура прекращается;

одна из сторон сделала заявление, направив его другой стороне (сторонам) и примирителю (если примиритель уже назначен), о том, что согласительная процедура прекращается. Иными словами, все основания для прекращения согласительной процедуры подразделяются на две группы: а) стороны достигли согласия и урегулировали спор; б) стороны не урегулировали спор.

В заключение отметим, что согласно ст. 13, когда стороны договорились о согласительной процедуре и прямо обязались не возбуждать в течение установленного ими срока или до наступления оговоренного события арбитражное или судебное разбирательство в отношении существующего или будущего спора, арбитраж или суд признает силу такого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены. Исключением является случай, когда стороне необходимо защитить свои права. При этом возбуждение такого разбирательства само по себе не рассматривается как отказ от соглашения о согласительной процедуре или как прекращение согласительной процедуры.

Директива 2008/52 ЕС Европейского Парламента и Совета от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах (далее - Директива).

Цель Директивы - обеспечение лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать доступ как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Директива призвана внести свой вклад в надлежащее функционирование внутреннего рынка, в частности в том, что касается предоставления и использования медиативных услуг.

Медиация в соответствии с Директивой обеспечивает эффективное по затратам и быстрое внесудебное разрешение споров по гражданским и коммерческим делам посредством процедур, отвечающих потребностям сторон. В отношении договоренностей, достигнутых посредством медиации, существует большая вероятность того, что они будут исполняться добровольно, как и большая вероятность того, что они обеспечат сохранение дружеских и устойчивых отношений между сторонами. Эти преимущества находят свое наиболее явное подтверждение в ситуациях, связанных с наличием международных элементов.

Сразу отметим, что Директива не может применяться:

в отношении прав и обязанностей, по которым стороны не вправе принимать самостоятельные решения с учетом действующего законодательства, а такие права и обязанности часто имеют место в рамках семейного права и трудового законодательства;

в отношении предконтрактных переговоров или в отношении процедур судебного или арбитражного характера, как, например, некоторые схемы судебного примирения, схемы рассмотрения жалоб потребителей, арбитраж или экспертные заключения, а также процедур, осуществляемых учреждениями, издающими формальные рекомендации, будь то юридически обязательные или нет, для разрешения споров.

Таким образом, подчеркивается различие между мерами по примирению сторон, которые обязан принимать судья, и посредничеством, проводимым медиатором. Однако категорического запрета на участие судей в посредничестве из Директивы не вытекает. Более того, в Директиве отмечается, что в тех случаях, когда судья в соответствии с национальным законодательством может выступать в качестве медиатора, Директива должна применяться к посредничеству, проводимому судьей, который не ответственен за какое-либо судебное разбирательство, имевшее отношение к предмету спора.

Под медиатором Директива подразумевает любое третье лицо, привлеченное к осуществлению медиации эффективным, объективным и компетентным образом, вне зависимости от наименования или профессии данного третьего лица в соответствующем государстве - члене ЕС и вне зависимости от того, каким образом это третье лицо было привлечено или затребовано для проведения медиации (ст. 3).

Целью данной Директивы является упрощение доступа к разрешению споров путем содействия использованию медиации и обеспечения сбалансированного соотношения между медиацией и судебными процедурами.

Согласно ст. 3 Директивы, медиация означает любой процесс вне зависимости от его обозначения, в котором две или более стороны спора прибегают к помощи третьей стороны с целью достижения соглашения о разрешении их спора, и вне зависимости от того, был ли этот процесс инициирован сторонами, предложен или назначен судом или предписывается национальным законодательством государства - члена ЕС.

Это определение включает медиацию, проводимую судьей, не участвующим в каких-либо судебных процедурах в связи с соответствующим спором. Это определение не включает усилий, предпринимаемых судом или судьей, стремящихся урегулировать спор в рамках судебных процедур, затрагивающих соответствующий спор.

Директива применяется в отношении споров на международном уровне <221> по гражданским и коммерческим делам, за исключением прав и обязанностей, решения по которым стороны не вправе решать самостоятельно в соответствии с применяемым правом. Это относится, в частности, к вопросам налогообложения, таможенным и административным вопросам, а также к вопросам ответственности государства за действия и упущения в осуществлении государственной власти (acta iure imperii).

--------------------------------

<221> Спором на международном уровне считается спор, как минимум одна из сторон которого имеет местом регистрации или местом обычного пребывания государство - член ЕС иное, нежели какая-либо иная сторона на дату, когда: (a) стороны соглашаются использовать медиацию в связи с возникновением спора; (b) медиация назначена судом; (c) обязательство использовать медиацию возникает в соответствии с национальным законодательством или (d) сторонам направлено приглашение в соответствии с положениями статьи 5 Директивы.

 

Кроме того, Директива может применяться:

в отношении ситуаций, в которых суд направляет стороны на медиацию или в которых национальное законодательство предписывает проведение медиации;

в случаях если судья в соответствии с национальным законодательством может выступать в качестве медиатора;

в отношении медиации, осуществляемой судьей, не участвующим в каких-либо судебных процедурах в связи с предметом или предметами спора, однако не должна распространяться на попытки, предпринимаемые судом или судьей для разрешения спора в контексте юридических процедур, относящихся к рассматриваемому спору, или в отношении дел, по которым суд или судья запрашивает помощь или консультацию компетентного лица.

Европейский кодекс поведения для медиаторов от 2 июня 2004 г. (далее - Кодекс поведения для медиаторов; Кодекс).

Кодекс поведения для медиаторов был разработан инициативной группой практикующих посредников при поддержке Европейской комиссии и принят на конференции в Брюсселе 2 июня 2004 г.

Кодекс поведения для медиаторов определяет ряд принципов, которых медиаторы обязуются добровольно придерживаться под свою ответственность. Кодекс разработан для всех видов медиации по гражданским и коммерческим делам.

Организации, предоставляющие услуги медиации, также могут брать на себя указанные в Кодексе обязательства, требуя от медиаторов, действующих под эгидой этих организаций, соблюдать установленные правила. Кроме того, организации имеют возможность представлять информацию о мерах, принимаемых ими для обеспечения соблюдения Кодекса медиаторами посредством, например, обучения, оценки и мониторинга.

Согласно Кодексу поведения для медиаторов, медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее - медиатора) для оказания им помощи при разрешении их спора путем достижения согласия без судебного решения независимо от того, как этот процесс может называться или характеризоваться в общепринятом смысле в каждой из стран-членов.

Важно отметить, что ссылки на Кодекс не затрагивают действия национального законодательства или правил, регулирующих отдельные сферы деятельности.

Организации, предоставляющие услуги медиации, могут разрабатывать более подробные Кодексы, применяемые к конкретному контексту или к видам предлагаемых ими услуг медиации, а также к конкретным сферам, таким, как, например, медиация в семейных делах или в сфере потребления.

Каковы же основные положения Кодекса поведения для медиаторов?

Прежде всего, следует отметить то, что медиаторы должны быть компетентными и иметь необходимые знания в сфере медиации. При этом важными факторами являются надлежащее обучение и постоянное совершенствование их теоретических и практических навыков в области медиации с учетом всех относящихся к этому стандартов или требований, связанных с их аккредитацией. Кроме того, медиатор, прежде чем принять предложение выступить в качестве медиатора, должен убедиться в том, что он имеет достаточный опыт работы и компетентность для проведения медиации, и по требованию сторон предоставить им информацию о своей предыдущей деятельности и об имеющемся опыте работы.

Важнейшими принципами деятельности медиатора являются:

независимость и нейтралитет. Медиатор не вправе действовать или, если он начал действовать, продолжать действовать без выяснения предварительно всех обстоятельств, которые могут или могли бы повлиять на его независимость или вызвать конфликт интересов. Обязанность выяснения таких обстоятельств является постоянным требованием на протяжении всего процесса медиации.

К таким обстоятельствам относятся:

любые личные или деловые отношения с одной из сторон;

любая, будь то прямая или косвенная, финансовая либо иная заинтересованность в результатах медиации;

предыдущая деятельность медиатора или кого-либо из его компании, предприятия в любом ином качестве, кроме медиатора, в пользу одной из сторон.

В таких случаях медиатор может согласиться на проведение медиации или продолжить проведение медиации, только если он уверен в своей способности осуществлять медиацию с соблюдением полной независимости и нейтралитета, обеспечивающих полную объективность, и при определенно выраженном согласии сторон;

беспристрастность. Медиатор всегда должен действовать абсолютно объективно по отношению к каждой из сторон и стремиться быть воспринятым как действующий и стремящийся предоставлять услуги каждой из сторон относительно того, что касается медиации, одинаковым образом, с уважением к процессу медиации.

Что касается процедуры проведения медиации, медиатор должен убедиться в том, что стороны понимают особенности процесса медиации и роль медиатора и сторон в этом процессе.

В частности, он должен перед принятием на себя обязательств по проведению медиации убедиться в том, что стороны поняли условия и положения соглашения о проведении медиации, включая, в частности, все положения, касающиеся обязательств медиатора и сторон в отношении конфиденциальности <222>, и выразили свое согласие с этими условиями и положениями.

--------------------------------

<222> Медиатор должен хранить в качестве конфиденциальной всю информацию, полученную в процессе проведения медиации или связанную с ней, включая факт, что медиация будет проведена или уже имела место, за исключением случаев, если это связано с требованиями закона или основ общественной политики. Любая информация, доведенная конфиденциально до сведения медиатора одной из сторон, не должна доводиться им до сведения другой стороны, за исключением случаев, если на это имеется согласие другой стороны или этого требует закон.

 

Медиатор должен проводить процедуру надлежащим образом, принимая во внимание обстоятельства дела, в том числе возможный дисбаланс сил и нормы права, возможные пожелания сторон и необходимость быстрого урегулирования спора. Стороны полностью свободны в отношении выражения согласия с медиатором - со ссылкой на правила или иным образом с теми методами, которые должны использоваться при проведении медиации.

Медиатор, если он посчитает это целесообразным, может, проинформировав стороны, прекратить процедуру медиации с учетом обстоятельств дела и своей компетенции в случаях, когда намечающееся соглашение является невыполнимым или незаконным либо когда продолжение процедуры медиации вряд ли приведет к положительному результату.

Примирительный регламент ЮНСИТРАЛ 1980 г.

Согласно Регламенту он применяется для согласительного урегулирования споров, возникающих из договорных или иных правоотношений, когда стороны стремятся урегулировать спор мирным путем. Стороны могут изменять или исключать любые положения Регламента.

В данном документе урегулирован порядок разрешения споров через посредников, согласование кандидатуры посредника или посредников, а также принципы разрешения спора.

Основные юридически значимые положения, которые нашли в нем отражение, можно обозначить следующим образом:

определение начала согласительной процедуры (для целей упорядочения отношений сторон, а также возможного приостановления течения срока исковой давности);

установление порядка назначения посредников, а также требований независимости и беспристрастности посредников, правил их поведения в случае конфликта интересов;

закрепление принципа конфиденциальности процедуры посредничества (приобретает особое значение в тех случаях, когда посредничество оказалось безуспешным и стороны вынуждены обращаться за разрешением спора в суд или в другой юрисдикционный орган);

установление ограничений использования конкретной информации в последующем судебном или другом разбирательстве;

установление правила об обязательной силе достигнутого сторонами соглашения и приведении его в исполнение.

Как отмечает Е.И. Носырева, к законодательной регламентации могут быть отнесены также:

порядок инициирования процедуры посредничества (обязательный или добровольный). Если обязательный, то должны устанавливаться гарантии обеспечения права на судебную защиту; если добровольный, то определяется механизм получения согласия сторон;

категории дел, по которым допускается использование посредничества, или категории дел, по которым посредничество недопустимо;

круг лиц, которые могут выполнять функции посредника, и требования, предъявляемые к посреднику;

порядок привлечения посредников для досудебного урегулирования споров;

сроки и границы проведения посредничества (в частности, в течение какого времени после возбуждения дела в суде может иметь место посредничество - до начала подготовки дела к судебному разбирательству или после его окончания);

процессуальные последствия использования процедуры посредничества в суде в случае достижения сторонами соглашения об урегулировании спора и в случае безуспешности посредничества <223>.

--------------------------------

<223> Носырева Е.И. Методические и теоретические основы преподавания курса «Посредничество (медиация)». В кн.: Хрестоматия альтернативного разрешения споров: Учебно-методические материалы и практические рекомендации / Сост. Г.В. Севастьянов. СПб.: АНО «Редакция журнала «Третейский суд», 2009. С. 389, 390.

 

Примирительное производство начинается путем направления одной стороной другой стороне письменного приглашения о таком производстве с кратким изложением предмета спора. Примирительное производство считается неначавшимся, если другая сторона отклоняет предложение о нем или если первая сторона не получила в 30-дневный срок от другой стороны какого-либо сообщения по этому вопросу. По соглашению сторон в процедуре могут участвовать один примиритель или более. В случае если стороны не договорятся по кандидатурам примирителей, то они могут согласовать в качестве рекомендующего органа какую-либо организацию или лицо, которые произведут соответствующие назначения. Однако в отличие от арбитражной процедуры такие назначения примирителей не носят принудительного характера.

После назначения примиритель запрашивает у сторон необходимые материалы, определяет время и место разбирательства. Порядок процедуры примиритель определяет самостоятельно, руководствуясь принципами объективности и справедливости и предоставляя сторонам равные возможности для изложения и обоснования своей позиции. Если стороны достигли мирового соглашения, то они вырабатывают его и подписывают. Эту функцию может выполнить примиритель, если стороны попросят его об этом.

В соответствии со ст. 7 Регламента посредник независимо и беспристрастно оказывает сторонам помощь в их стремлении достичь мирного урегулирования их спора, руководствуясь принципами объективности, непредвзятости и справедливости, учитывая, среди прочего, права и обязанности сторон, соответствующие торговые обычаи и связанные с данным спором обстоятельства, включая сложившуюся между сторонами деловую практику. Посредник может вести согласительную процедуру таким образом, какой он считает надлежащим, учитывая обстоятельства дела, пожелания сторон, включая просьбу стороны о том, чтобы он заслушал устные заявления и необходимость скорейшего урегулирования спора. Кроме того, посредник может на любой стадии согласительной процедуры вносить предложения об урегулировании спора. При этом не требуется, чтобы такие предложения делались в письменной форме и сопровождались изложением мотивов.

Примирительное производство может быть завершено следующим образом:

подписанием сторонами мирового соглашения - в день его подписания;

письменным заявлением посредника после консультации со сторонами о том, что дальнейшие усилия в рамках согласительной процедуры более себя не оправдывают;

письменным заявлением сторон, адресованным посреднику, о том, что согласительная процедура прекращается;

письменным заявлением одной из сторон, направленным другой стороне и посреднику, если таковой назначен, о том, что согласительная процедура прекращается.

Важно отметить, что после прекращения согласительной процедуры посредник устанавливает сумму издержек согласительной процедуры и в письменном уведомлении сообщает ее сторонам. Термин «издержки» включает гонорар посредника, размер которого должен быть разумным; путевые и другие расходы, понесенные посредником; путевые и другие расходы свидетелей, привлечение которых было предложено посредником с согласия сторон; оплату услуг экспертов, привлечение которых было предложено посредником с согласия сторон; оплату содействия. Эти расходы стороны оплачивают поровну, если не согласовано иное. Все другие расходы несет каждая сторона.

Регламентом также установлено:

1) посредник не имеет права выступать в качестве арбитра или в качестве представителя или адвоката какой-либо из сторон в любом арбитражном или судебном разбирательстве в отношении спора, являющегося предметом согласительной процедуры. Стороны не могут привлекать посредника в качестве свидетеля в ходе такого разбирательства;

2) стороны не могут использовать в качестве доказательства в арбитражном или судебном разбирательстве по спору, который являлся предметом примирительного производства, следующее:

мнения или предложения, высказанные другой стороной в отношении возможного урегулирования спора;

признания, сделанные другой стороной в ходе согласительной процедуры;

предложения посредника;

тот факт, что другая сторона проявила готовность принять предложение об урегулировании, сделанное посредником.

К числу основных документов рекомендательного характера на уровне Российской Федерации относятся: Регламент по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников, а также Согласительный регламент МКАС при ТПП РФ.

Регламент по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников был утвержден Приказом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 12 мая 2006 г. <224> (далее - Регламент).

--------------------------------

<224> С изменениями, утвержденными Приказом ТПП РФ от 30 декабря 2008 г. N 72.

 

В соответствии с данным Регламентом примирительная процедура с участием посредника является альтернативным (внесудебным) способом разрешения конфликтов, разногласий и споров, возникших в сфере коммерческих отношений, направленным на выработку взаимовыгодных или взаимоприемлемых условий их разрешения и добровольное заключение сторонами соглашения в соответствии с выработанными условиями.

В соответствии с соглашением сторон посредник может также принимать участие в их переговорах, заключении ими договоров и в других случаях, когда стороны признают это необходимым.

Согласно ст. 1 Регламента стороны, желающие урегулировать возникший между ними конфликт, разногласие либо спор с участием посредника, обращаются в Коллегию посредников с совместным заявлением о проведении примирительной процедуры, которое должно содержать:

наименование (фамилию, имя, отчество) сторон, их адреса, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;

фамилии, имена, отчества уполномоченных представителей, если таковые имеются;

краткое описание существа спора, включающее оценку его стоимости;

фамилию, имя, отчество назначаемого сторонами посредника или совместную просьбу о назначении посредника с указанием требований к его квалификации. Кроме того, к заявлению прилагаются доказательства уплаты регистрационного сбора, определенного положением о сборах и расходах.

Следует отметить, что посредник не вправе принимать поручение о проведении примирительной процедуры непосредственно от сторон. В случае обращения стороны к посреднику он разъясняет ей порядок проведения примирительной процедуры, установленный Регламентом.

Что касается проведения примирительной процедуры, то согласно Регламенту, если стороны не предусмотрели иное, она проводится одним посредником, который избирается сторонами из списка членов Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации или с обоюдного согласия сторон предлагается самими сторонами. В случае если в 30-дневный срок со дня поступления заявления в Коллегию посредников стороны не договорились о кандидатуре посредника, он назначается Председателем Коллегии посредником с учетом пожеланий сторон. При этом указанные в Регламенте функции единоличного посредника распространяются и на участие в примирительной процедуре двух и более посредников.

Как и в любой примирительной процедуре, посредник и стороны должны соблюдать конфиденциальность в отношении всех вопросов, касающихся данной процедуры. Требование конфиденциальности распространяется и на соглашение сторон, достигнутое в результате примирительной процедуры, кроме случаев, когда раскрытие тех или иных его положений необходимо для целей выполнения такого соглашения.

В соответствии со ст. 3 Регламента подготовка к проведению примирительной процедуры осуществляется со всеми сторонами спора. При подготовке к проведению примирительной процедуры назначаются консультации с руководителями организаций, индивидуальными предпринимателями, иными гражданами, являющимися спорящими сторонами и (или) их представителями.

Консультации со сторонами по проведению примирительной процедуры начинаются только после предъявления сторонами доказательств уплаты ими регистрационного сбора и проводятся посредником для: выяснения обстоятельств спора и позиций сторон; определения необходимых, относящихся к спору, документов; предварительного определения условий, требований и пожеланий сторон к проведению примирительной процедуры и ее результатам; выяснения мнения сторон о предполагаемом времени, необходимом для проведения и завершения примирительной процедуры; определения места и времени начала проведения примирительной процедуры.

В процессе консультаций между сторонами заключается договор, где устанавливаются размер, порядок уплаты и распределения между ними сборов и расходов в связи с проведением примирительной процедуры.

Примирительная процедура проводится только при уплате сторонами гонорарного и административного сборов.

После завершения консультаций день проведения примирительной процедуры назначается таким образом, чтобы обеспечить максимальную возможность участия в ней руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей либо иных граждан, являющихся спорящими сторонами.

В случае невозможности личного участия указанных лиц день проведения примирительной процедуры назначается таким образом, чтобы обеспечить участие в ней их надлежащим образом уполномоченных представителей, в чьем непосредственном ведении находится вынесенный на примирительную процедуру вопрос.

Важно отметить, что проведение примирительной процедуры начинается с проверки полномочий лиц, принимающих участие в урегулировании спора и достижении соглашения сторон.

Посредник представляется сторонам и сообщает об опыте своей профессиональной деятельности. Сторонам также разъясняются основные принципы проведения примирительной процедуры: добровольность; равноправие сторон; конфиденциальность; нейтральность посредника.

Кроме того, стороны информируются о роли посредника в примирительной процедуре с целью достижения соглашения сторон и о прав

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...