Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава. Исследование влияния ролевой игры на успешное усвоение лексического материала

 

Нами было проведено исследование влияния ролевой игры на успешное усвоение лексического материала учениками 7 класса. Исследование проведено в период прохождения преддипломной практики по дополнительной подготовке в области немецкого языка с 7 по 14 февраля 2009 года. База прохождения практики – «Советская СОШ». В 7 классе обучается 12 человек. Возраст детей 12-13 лет. Данный возраст относят к подростковому, который называется отрочеством. Если в детстве особое место отводится игре, то в отрочестве – общению [17, с. 354]. Специфика же предмета «иностранный язык» подразумевает соединение этих двух составляющих в целях успешного овладения речью.

Игры мы проводили с использованием лексики по теме «Сельское хозяйство». Свое исследование проводили в три этапа. На начальном этапе мы спланировали наше исследование, определили класс, на котором необходимо было провести исследование, подобрали языковой материал. Второй этап – проведение эксперимента. На третьем этапе мы обработали полученные результаты эксперимента и сделали соответствующие выводы.

Согласно гипотезе, если при обучении лексике на уроках немецкого языка использовать ролевые игры, как прием овладения устной речью, то процесс овладения лексическими навыками будет эффективнее. Мы поставили педагогический эксперимент, но упрощенный, так как в школе всего один 7 класс, и нет больших возможностей для проведения полного эксперимента. За неделю преддипломной практики по дополнительной подготовке в области немецкого языка мы провели три учебных часа. Мы провели первичный контроль на знание лексического материала по теме «Деревня» без употребления ролевых игр. Ученики заучивали слова по данной теме, предварительно отработав их в языковых упражнениях. Например, ученики по цепочке называли слова друг другу, один отвечал и задавал свое слово следующему и т.п. После того, как слова закрепили, был проведен словарный диктант, где были продиктованы слова по вариантам. (Приложение 1). Ребята должны были писать перевод. Результат словарного диктанта отражен в Таблице 1.

Из 12 человек оценку «4» за словарный диктант получили 3 человека, оценку «3» - 6 человек, оценку «2» - 3 человека. На «отлично» с работой никто не справился. Средний балл по результатам мы получили «3». Результат достаточно не высокий и указывает на несформированность лексического навыка по данной теме в целом и в отдельности у некоторых учеников.

Далее мы снова повторили эту тему и начали изучать новую тему «Сельское хозяйство», лексический минимум которой также содержит слова из предыдущей темы «Деревня». Мы проводили уроки с использованием ролевых игр. Ролевые игры, используемые нами на уроках, представлены в Приложении 2. Список слов для изучения был достаточно большой. Мы использовали свободный вид ролевых игр: сами учащиеся должны решить, какие слова им использовать из данной лексики, как будет развиваться действие. Учащиеся получали обстоятельство общения или разыгрывали отдельный эпизод. Называлась примерная тема диалога, а затем учащиеся составляли диалог с использованием новой лексики с опорой на предложения. Также был проведен устный опрос, где дети работали переводчиками с русского на немецкий язык и наоборот.

После того, как изучили новый лексический материал с применением ролевых игр, мы провели повторный контрольный срез, с помощью словарного диктанта по вариантам, и получили следующий результат: оценка «5» - 4 человека; оценка «4» - 6 человек; оценка «3» - 2 человека. Средний балл – 4,1. Неудовлетворительных оценок не получил никто, что говорит о сформированности лексического навыка по теме у всех учеников. Результаты повторного контрольного среза мы представим также в Таблице 1.


Таблица 1. Результаты проведения словарных диктантов

Оценки Словарный диктант по теме «Деревня» Словарный диктант по теме «Сельское хозяйство»
 «5»  -  4
 «4»  3  6
 «3»  6  2
 «2»  3  -
Средний балл  3  4.1

 

Итог можно наглядно представить в следующей диаграмме.

Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов словарных диктантов

 

Средний балл

 

Конечно, то, что результат у учеников при выполнении контрольного диктанта оказался выше, говорит не только о том, что ролевые игры повлияли на становление лексического навыка по теме «Деревня», но и на становление лексического навыка по теме «Сельское хозяйство».

Таким образом, можно сделать вывод, что при изучении лексики на уроках немецкого языка с использованием ролевых игр, лексический материал качественнее и лучше усваивается. Можно сравнить первый контроль и второй контроль и увидеть разницу. Таким образом, при изучении лексического материала с использованием ролевых игр можно выделить только положительные стороны. Гипотеза, которую мы определили во введении нашей выпускной квалификационной работы, доказана.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной выпускной квалификационной работе рассматривается одна из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам – это проблема развития лексического навыка. Приведенные в данной работе исследования дают нам основание утверждать, что ролевая игра, является основным приемом развития лексического навыка. Одна и та же ролевая игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать меру, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Ролевые игры применяются, как отдельные элементы урока, так и весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами. Место и время проведения зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока.

Игры обязательно должны присутствовать на уроках обучения лексике иностранного языка школьников на начальном этапе обучения иностранному языку, так как благодаря им, ученик намного легче усваивает лексический материал. Игра делает скучную работу более интересной и увлекательной.

В работе имеются приложения, где предлагаются ролевые игры, которые можно использовать на разных этапах обучения немецкому языку, так как они способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, творческого мышления, помогают создать благоприятный климат на уроке.

Общий вывод нашей выпускной квалификационной работы будет следующий: при изучении лексики на уроках немецкого языка с использованием ролевых игр лексический материал качественнее и лучше усваивается. Таким образом, использование ролевых игр как прием овладения устной речью на уроке немецкого языка отражает эффективный процесс формирования лексического навыка. Гипотеза, которую мы определили во введении нашей курсовой работы, доказана.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова И. В. Игры на уроках немецкого языка//Иностранные языки в школе. - № 1. - 2007.

2. Белкина М. Ю. Задания для совершенствования фонетических навыков// Иностранные языки в школе. - №5. – 2006.

3. Беляев Б. В. Психологическая характеристика устной речи на иностранном языке// Методическая мозайка.-№8.- 2006.

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. - №6. -1966.

5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.- М.:АРКТИ, 2003.

6. Волина В. Учимся играя. - М.: Новая школа,1994.-448с.

7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. - М.: Просвещение,1991.

8. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - №4. - 1989.

9. Колкер Л.М., Устинова Е.С., Енашеева Т.Н. Практическая методика обучения иностранному языку.- М.: Издательский центр «Академия», 2000г.

10. Комков И.Ф. О некоторых методах начального обучения иностранным языкам в школе. – Минск: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения БССР, 1963.

11. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку.- СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006г.

12. Лащикова И. Ш. Игра как методический прием усвоения числительных на начальном этапе обучения. - №2. - 2006.

13. Липкина А. И., Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. - М.: Издательство «Просвещение», 1967г.

14. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977.

15. Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. – М.: 2е издание, 1965г.

16. Мильруд Р. П. Организация ролевой игры на уроке // Иностранные языки в школе. - № 3. - 1987.

17. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО – Пресс, 1999.

18. Равинская В.К. Игры как средство обучения // Иностранные языки в школе.- № 1.- 1980.

19. Рыбалко Е.Ф., Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии.- СПб.: Речь, 2006.

20. Сумин В.М. Речевые ситуации на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - № 6. - 1993.

21. Уайзер Г.Н. Обучение устной речи и проблемы учебника иностранного языка // Методическая мозайка. - № 8. -2006.

22. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособия для студентов педагогических колледжей.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.- 416с.

23. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.: Педагогика, 1978г.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Слова по теме «Деревня»,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...