Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль телевидения и кино в развитии массовой литературы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филологический факультет

ДОКЛАД

На тему:

Массовая литература в странах Западной Европы и США (И. Флеминг, С. Кинг, И.Уэлш и др.).

Роль телевидения и кино в развитии массовой литературы

Выполнила: студентка 5 курса

Филологического факультета

заочной формы обучения

группы:ZТЧО – 51

Байгильдина Екатерина Радиковна

Научный руководитель: Басманов П.А.

 

 

СТЕРЛИТАМАК 2015

Массовая литература в странах Западной Европы и США (И. Флеминг, С. Кинг, И.Уэлш и др.).

Роль телевидения и кино в развитии массовой литературы

Изменения, происшедшие в Европе после второй мировой воины, ангажируя общество и искусство, повлекли за собой изменения не только художественных систем, но и способствовали появлению новых форм. Необходимость воссоздания исторических событий и осмысления происшедшего привела к сращиванию художественных и документальных вариантов отражения реальности, созданию мультимедийных текстов, распространению произведений, в которых недавнее прошлое стало источником размышления о настоящем, представляя варианты интерпретаций «микросреды» индивида.

Интерес к глубинным “корням”, к национальным устоям порождает процесс самоидентификации наций и определения ее места во всемирном содружестве. Например, в 60-е годы в английской литературе поднимается проблема “английскости”, когда художественное исследование концептов британского сознания и образа жизни помогает выявить и отбросить устаревшее и, в то же время, сохранить демократические формы социума и присущие британцам устои. В этот же период сходные изменения происходят в американской, французской, немецкой литературах. Не только метафизическое, то есть искони присущее человеческой натуре, но и национальное, то есть формирующее отличие от “других”, волнует писателей. Вот это двуединство интереса образует единую структуру, с одной стороны, гибкую, а с другой стороны, стабильную. Традиции семьи, народа, нации создают для человека устойчивый базис, позволяющий преодолевать ощущение “чуждости” мира и “чуждости” самого себя в нем, акцентируя, в то же время, особую, надвременную и надидеологическую ценность личности.

Рубежом, меняющим ХХ век после второй мировой войны еще раз, стал 1968 год, когда университетские городки Франции, США, Англии, Германии захлестнули студенческие бунты. Сам факт выступления анархиствующих студентов Сарбонны разрушил миф об устойчивости общества потребления и обострил проблему всеобщей дегуманизации. Осмысление последствий студенческих “революций” пришло позднее (Р. Мерль “За стеклом”), но безнадежный, на первый взгляд, бунт обнажил устрашившую европейцев глубину противоречий технологической и потребительской цивилизации, утрату идеалов и падение духовности.

Виртуальный мир, телевизионная или мультимедийная картинка заменяют слово, в мировой коммуникативной сети изображение зачастую теснит последнее. Все это приводит к тому, что возникает серьезнейшая проблема: потребляя информацию, а искусство тоже начинают относить к информации, реципиент рискует потерять навык понимания слова. Массовая продукция, усредненная, рассчитанная на более чем средний уровень интеллекта, нивелирует все и всех, создавая при этом собственную иконографию, когда ценности потребительского общества сакрализируются и объявляются фундаментом культурологического ритуала современного общества.

С начала 1970-х годов возникло представление о постмодернизме. Постмодернистское произведение или, используя терминологию постмодернизма – текст, закольцован на себе, он закрыт по отношению к внешней действительности, которая не может служить его первопричиной. В этой ситуации представление о реальности теряет логические причинно-следственные связи, оно может быть только метафорически выраженным.

Яркими представителями данного литературного течения на Западе и в США являются С.Кинг, И. Флеминг, И. Уэлш). Остановимся на основных идеях каждого из этих писателей.

Сти́вен Э́двин Кинг (англ. Stephen Edwin King; род. 21 сентября 1947, Портленд, Мэн, США) — американский писатель, работающий в разнообразных жанрах, включая ужасы, триллер, фантастику, фэнтези, мистику, драму; получил прозвище «Король ужасов». Продано более 350 миллионов экземпляров его книг[2], по которым был снят ряд художественных фильмов, телевизионных постановок, а также нарисованы комиксы. Кинг опубликовал 50 романов, в том числе 7 под псевдонимом Ричард Бахман, и 5 научно-популярных книг.

Несмотря на то, что в целом творчество С. Кинга выходит как за рамки «жанра ужасов», так и за рамки фантастики и, по мнению некоторых исследователей, «если слава Стивена Кинга как автора фантастики из-за постоянно повышающегося качества его книг вполне обоснованна, все же его важнейшие работы либо вовсе не относятся к фантастическому жанру, либо относятся лишь косвенно» Нам представляется невозможным осознать эстетическую и мировоззренческую систему ценностей писателя, не поняв его стремления использовать в подавляющей массе своих произведений элементы фантастического.

Анализируя социальную направленность американского писателя, Тони Магистрале высказывает следующие мысли: «настоящие ужасы кинговского канона являются по природе своей социо-политического характера. Его произведения – документы современной напряженности в американских социальных институтах. Сюрреалистические и фантастические события, имеющие место в его творчестве, являются символическими показателями огромного культурного кризиса».

Касаясь многообразных разрушительных тенденций, которыми изобилует западная цивилизация, С. Кинг «указывает читателю на несоответствие идеалов и действительности, на обостряющийся конфликт человека с его собственной природой, вышедшей из-под контроля здравого смысла и нравственности» В своем творчестве С. Кинг демонстрирует то, что ужасно в повседневной жизни. Это, прежде всего, «технологические опасности: внутрисемейные напряженности, особенно в образе нечутких, открыто антагонистических родителей; деструктивная сила алкоголя и наркотиков во вседозволяющем обществе, которое часто прославляет их использование; в целом неспособность социальных институтов поддержать свою действенность в мире меняющихся ценностей и нужд; трагические последствия патриархальных привилегий и злоупотреблений»

При самом поверхностном обзоре творчества С. Кинга становится понятным, что критика как фантастических, так и реалистических произведений писателя направлена против пороков таких социальных институтов американского общества, как семья («Shining», «Cujo», «The Stand», «Boogeyman», «Children of the Corn», «Thinner»), школа («The Rage», «Carrie», «Suffer the little Children», «Christine»), политическая власть («The Long Walk», «Running Man», «The Dead Zone», «Firestarter», «The Mist»), религиозный фанатизм («Children of the Corn», «The Dead Zone», «Carrie», «The Тalisman»), а также против того влияния, какое имеет в современном западном обществе техника и рациональное знание («The Stand», «Christine», «Pet Sematary», «Tommyknockers»).

С. Кинг ни в коей мере не преувеличивает порочности социальных институтов, просто, в отличие от реальности, в его художественном мире сила противодействия героев/антигероев враждебному окружению прямо пропорциональна степени пагубности оказываемого на них со стороны общества негативного влияния. В лучших традициях американской литературы (достаточно вспомнить Н. Готорна, У. Фолкнера, Т. Вульфа, Дж. Апдайка, Дж. Сэлинджера), социализация воспринимается С. Кингом как зло, порождающее еще большее зло.

И́рвин Уэ́лш (англ. Irvine Welsh, 27 сентября 1958) — современный шотландский писатель, автор нашумевших книг «На игле» и «Эйсид Хаус», по которым были поставлены одноимённые фильмы. В обеих экранизациях и сам Уэлш сыграл эпизодические роли.Уэлш родился 27 сентября 1958 года в Лейте, пригороде Эдинбурга. В возрасте четырёх лет переехал с родителями в Эдинбург, где после школы окончил курсы по специальности «электрик». Работал учеником техника на телевидении, но после удара электрическим током был вынужден сменить работу. В 1978 году двадцатилетний Уэлш отправился в Лондон, где играл на гитаре и пел в панк-группах The Pubic Lice и Stairway 13. После серии арестов за незначительные нарушения общественного порядка и условного заключения за акт вандализма Уэлш решил изменить образ жизни. Он устроился на работу в администрацию района Хакни и изучал программирование. В середине восьмидесятых во время строительного бума в Северном Лондоне Уэлш был агентом по продаже недвижимости, подготавливая дома к продаже. Вскоре он вновь вернулся в Эдинбург, где получил диплом по информатике в Heriot Watt University.

В начале 90-х Уэлш начал писать. Его первый роман «Trainspotting» (1993) — проникнутое чёрным юмором повествование о буднях молодых наркоманов Эдинбурга конца 1980-х годов. Это в значительной степени автобиографическая книга. Юность Уэлш провел среди наркоманов и стал единственным среди своей компании, кто выжил во время эпидемии СПИДа. В 1996 году Денни Бойл снял на основе «Trainspotting» фильм «На игле». Популярным стал и саундтрек к ленте, в который вошли композиции группы Primal Scream. После этого Уэлш написал ещё ряд книг и на данный момент остается одним из наиболее популярных писателей в жанре контркультуры.

Культовый статус творчества Уэлша в России и на Западе во многом обусловлен описаниями употребления наркотиков, но в фокусе его произведений, как художественных, так и документальных, находится описание жизни Шотландии в период с 1960-х годов до нашего времени. В эту сферу входит рассмотрение проблем данного поколения: жилищные реформы, безработица, низкооплачиваемая работа, наркомания. Среди других затронутых тем: сленг, диалект, местные традиции, рэйв, футбольное хулиганство, секс, подавленная гомосексуальность, классовые различия, эмиграция.

Второй роман Ирвина Уэлша «Кошмары аиста Марабу» (англ. Marabou Stork Nightmares, 1995) закрепил за ним известность талантливого писателя. Он выдержал пять изданий (к 2004 году) и переведен на несколько языков мира. В 1996 году в свет вышел сборник коротких историй «Эйсид Хаус», по мотивам трех рассказов из которого была снята одноименная картина (The Acid House, 1998). В 1996 опубликован сборник «Экстази», в который вошли три новеллы о химических наркотиках. С тех пор Уэлша называют «певцом химического поколения». В 2002 году Уэлш издал своеобразное продолжение «На игле» — роман «Порно». Время от времени Уэлш пишет статьи для «Дейли Телеграф» и «Гардиан». В 2008 году вышел его новый фильм «Торговля мясом», для которого он написал сценарий в соавторстве с Дином Каваной.

Жизнь Яна Флеминга (1908-1964) – весьма красноречивый пример соответствия биографии и творчества писателя. Ян Флеминг родился в семье миллионера, образование получил в аристократическом колледже в Итоне, а позже – в военной школе Сандхерста. Он не испытал ни житейских невзгод, ни творческого счастья пройти одиссею нищеты, унижений и горьких познаний – путь, знакомый таким большим реалистам западной литературы, как Фолкнер, Хемингуэй, Колдуэлл, Стейнбек, Теннесси Уильямс и многие другие. Жизнь не раз преподносила писателю великолепные возможности для служебной карьеры и для развлечений. После некоторых колебаний Флеминг избирает профессию журналиста. В качестве корреспондента Санди таймс и агентства Рейтер он посещает ряд стран, в том числе и СССР. Злые языки утверждают, что уже в то время Флеминг сочетал свои газетные дела с секретными разведывательными действиями, – мнение, которое почти подтвердилось дальнейшей карьерой молодого человека: во время второй мировой войны его назначают заместителем директора службы разведки при штабе военно-морских сил. Счастье сопутствовало ему, – пишет приятель Флеминга Уильям Пломер, – молодость, здоровье, сила, деньги, общая культура, солидное общественное положение и вера в свои силы… Некоторые его увлечения – модными автомобилями, гольфом и азартными играми – мне не очень нравились, но мы находили общий язык, одинаково интересуясь жизнью, литературными и общественными вопросами, анекдотами… С необычной для себя скромностью и неуверенностью он как-то сказал мне, что хотел бы написать книгу о шпионаже и внезапной смерти… Я ответил, что это плохо – написать всего лишь одну книгу, лучше усвоить привычку писать регулярно и постоянно 1.

И хотя Флеминг задумал писать еще в конце войны, лишь с 1951 года он начинает осуществлять свои планы, поселившись в собственном имении на Ямайке. О своей первой книге Казино Рояль (Casino Royale), опубликованной в 1954 году, Ян Флеминг говорил: Рукопись мне не удалась. Было стыдно предложить ее куда-либо. Никому из издателей она бы не понравилась, но, если бы ее и одобрили, я не смог бы даже взглянуть на свою напечатанную книгу. И тем не менее автор не только пускает рукопись в обращение, но и, следуя совету друга, начинает писать регулярно и постоянно, превращая свое литературное увлечение в профессию. Одна за другой выходят его книги Живи и дай умереть (Live and Let Die, 1955), Лунный гонщик (Moonraker, 1956), Из России, с любовью (From Russia With Love, 1957), Доктор Но (Dr. No, 1958), Голдфингер (Goldfinger, 1959), На секретной службе ее величества (On Her Majesty’s Secret Service, 1960), Шпион, который меня любил (The Spy Who Loved Me, 1961), Шаровая молния (Thunderball, 1963), Живешь только дважды (You Only Live Twice, 1964), посмертно было издано его произведение Человек с золотым пистолетом (The Man with the Golden Gun, 1965), а также ряд новелл, опубликованных в различных странах под разными заглавиями.

Начав как весьма посредственный дебютант в ряду прочих посредственностей, Флеминг неожиданно для самого себя быстро становится звездой первой величины на мутном небосклоне бульварной серийной литературы. На первый взгляд может показаться необъяснимым, почему этот создатель непретенциозных приключенческих книг был объявлен читателями и критиками оригинальным творцом высокого ранга и – как это ни парадоксально – самым типичным и самым представительным писателем современности.

Как показывает, краткий анализ творчества данных писателей, современной литературе свойственно тесное взаимосотрудничество с кино и телевидением. И это касается не только экранизаций литературных произведений но и влияние на массовое сознание, формирование у него определенного отношения к окружающей действительности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...