Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные методы самовоспитания




Для студентов наиболее эффективными являются следующие методы: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самообязательство, самовнушение (самоприказ, самоубеждение), самоконтроль, самоотчет. О самонаблюдении, самоанализе и самооценке мы уже говорили выше, теперь вкратце охарактеризуем другие методы самовоспитания.

Самообязательство. В соответствии с выбранными целями самосовершенствования нужно взять на себя определенное обязательство, которое должно быть посильным. Это обязательство может быть зафиксировано в программе самовоспитания с указанием приблизительных сроков его выполнения. Если с программой знакомы близкие, друзья и наставник обучаемого, это дает мощный стимул к ее выполнению. Однако, если обязательство оказалось невыполненным, не следует огорчаться и винить себя – видимо, его помешали выполнить какие-то веские, объективные причины. Ни одно обязательство не должно превращаться в самоцель.

Самовнушение. Методика самовнушения описана в многочисленных научно-популярных книгах и статьях. Интерес к этому методу вполне объясним: если слово с такой эффективностью воздействует на сознание людей, то можно и нужно использовать его на пользу общественного развития. П. К. Анохин научно обосновал необходимость воспитывать и тренировать эмоции как мышцы, подчеркивая ведущую роль таких методов, как самовнушение, интеллектуальная и эмоциональная саморегуляция, психорегулирующая тренировка. Результаты многочисленных экспериментов свидетельствуют о том, что систематическое использование метода самовнушения для работы над собой способствует повышению волевой и трудовой активности, коррекции некоторых форм поведения, мобилизации интеллектуальных ресурсов.

Для реализации намеченных целей самовоспитания обучаемым часто не хватает силы воли. В этом случае помогают формулы самовнушения, подкрепленные какими-либо стимулами, так как люди всегда в первую очередь выполняют те задания, которые им больше по душе, отодвигая на последний план то, что сделать нужно, но не хочется. На основании этого врач-психиатр В. И. Ле-ви составил формулу самовнушения: «должен – хочу – могу – есть».

Все формулы самовнушения должны быть сугубо индивидуальными, сочетаться с образными представлениями (зрительными, слуховыми и т.д.), вызывать доверие, быть краткими, составляться в утвердительной форме (например, «Занимаюсь сосредоточенно!» – правильно; «Не отвлекаюсь!» – неправильно). При составлении формулы самовнушения нужно следить, чтобы каждая последующая фраза была короче предыдущей на одно (первое) слово: «Я совершенно спокоен!» – «Совершенно спокоен!» – «Спокоен!». Занятия самовнушением проводится 2 – 3 раза в день: утром, сразу после пробуждения; днем, сидя в мягком кресле или лежа; вечером, непосредственно перед сном. Каждая формула повторяется 5 – 10 раз подряд.

Некоторые студенты из-за слабости волевых побуждений не могут заставить себя систематически заниматься самовнушением, поэтому на начальном этапе самосовершенствования можно рекомендовать им перед началом учебных или домашних занятий, а также при переключении с одного вида деятельности на другой использовать метод самоприказа.

Иногда возникают различного рода искушения, мешающие выполнить действия, предусмотренные программой. Тогда-то и следует приказать самому себе выполнить какое-либо действие (например, утреннюю зарядку) во что бы то ни стало. Однако не следует злоупотреблять самоприказом, так как любой приказ есть насилие над собой. Обычно к этому методу часто прибегают люди, которые в детстве воспитывались в условиях жесткой дисциплины.

Задача состоит в том, чтобы соединить свои желания с необходимыми и полезными действиями. Человек, который с удовольствием по утрам бегает трусцой, достиг гораздо больших успехов, чем тот, кто каждый день с усилием заставляет себя бегать быстрее и дольше.

Несостоятельность активного применения метода самоприказа демонстрируют и спортсмены, достигшие высоких результатов путем систематического насилия над собой. Когда же они уходят из большого спорта, их сила воли ослабевает, и они перестают даже делать утреннюю зарядку. Поэтому самоприказ как частный метод должен применяться ограниченно.

Тем, у кого самовнушение в форме самоприказа вызывает внутреннее сопротивление, рекомендуется составлять формулы в мягкой форме, в виде пожеланий. Например, вместо «Я совершенно спокоен!» произносить: «Пусть я стану совершенно спокоен!».

Эффективность самовнушения зависит от убежденности человека в необходимости его использования в данный период времени («Мне нужно сейчас (а не позже) выполнить именно эту (а не какую-то другую) работу»). В случае сомнения занимающегося в правильности и нужности какой-либо формулы самовнушения лично для него применяется метод самоубеждения. Самоубеждение осуществляется на основе фактических данных и логических доводов. Девизом самоубеждения может стать английская пословица: «Если не можешь делать, что тебе нравится, пусть тебе понравится то, что ты делаешь!».

Самоконтроль. В процессе самовоспитания обучаемым необходимо контролировать решение каждой поставленной задачи, осознавать и оценивать собственные действия и психические состояния. С этой целью используется метод самоконтроля. В значительной степени необходимость самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека.

Самоотчет. Достигнутые результаты самовоспитания фиксируются в устной или письменной форме. Самоотчет как метод представляет собой описание себя в относительной целостности психических, личностных и профессиональных проявлений человека; подведение итогов самосовершенствования за определенный период времени; соотнесение поставленных задач с их решением и полученными результатами.

Положительные результаты создают сильные положительные эмоции и стимулируют процесс самосовершенствования. Если человек узнает, что в данный момент уровень его способностей выше, чем был раньше, черты его характера позитивно изменяются, самочувствие улучшается, работа выполняется быстрее, точнее и эффективнее, чем вчера. Если у человека преобладает оптимистическое настроение и не возникает тревоги при мысли о предстоящем ответственном деле; если в напряженной обстановке он может действовать спокойно, осмотрительно и уверенно; если опасности его не пугают, а рассматриваются им как испытание на прочность, значит, он уверенно продвигается по пути к самосовершенствованию.

Практическое овладение методами самовоспитания помогает правильно организовать учебную деятельность, улучшает концентрацию внимания, обеспечивает достижение предельной мобилизации психических и физических сил в нужный момент, более быстрое переключение с одного вида деятельности на другой или с режима труда на режим отдыха, что, в свою очередь, уменьшает затраты нервно-психической энергии. В процессе занятий самовоспитанием увеличивается подвижность психики, ликвидируются недостатки и развиваются положительные черты характера; человек освобождается от раздражительности, застенчивости, склонности к излишним волнениям, способен преодолевать так называемые «психологические барьеры».

В комплексе с другими методами обучения и воспитания методы самовоспитания позволяют подготовить высококвалифицированного, всесторонне развитого, эмоционально устойчивого специалиста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...