Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История открытия австралопитеков




Австралопитеки - промежуточное звено между животным и человеком.

В 1924 году профессору Йоханнесбургского Университета Р. Дарту был доставлен череп из местечка Таунг (ЮАР).

Череп из Таунга оказался довольно необычным. Хотя он и принадлежал ребенку (его так и называли - «бэби из Таунга»), объём мозга был достаточно велик - 520 см, в то время как объем мозга простого шимпанзе - всего 320-480 см. Череп узкий и высокий, а не низкий, приплюснутый и широкий, как у обезьян. Почти не выделяются надбровные дуги. Зубы весьма схожи с человеческими.

Засушливое плоскогорье, где обитал этот обезьяночеловек, отделялось от реки Замбезии широким открытым пространством.

Дарт назвал нового ископаемого австралопитеком (Australopithecus), то есть южной обезьяной, и высказал предположение, что это связующее звено между высшей обезьяной и ранним человеком. Однако, по выражению самого Дарта, он «не сумел никого убедить в том, что его бэби - предок». Дело в том, что находка в течение 12 лет была уникальной, - вплоть до 1936 года ничего похожего найдено не было.

В 1936 году Стеркфонтейне (также не далеко от Йоханнесбурга) при взрывных работах в пещере Р. Брум обнаруживает обломки черепа австралопитека, но с некоторыми своеобразными чертами. В 1938 году там же (у Кромдрая) находят обломки черепа нового вида австралопитека, выделенного Брумом в особый род - «плезиантроп» (греч. «родственник человека»). Это были остатки посткраниального скелета, в том числе тазовые кости, по которым была определена адаптация австралопитеков к двуногости. Тазовые кости очень похожи на кости современного человека, но они миниатюрнее (сравнение по тазовым костям пигмея), есть ямка подвздошной кости, S-образный подвздошный гребень, укрепление крестцово-подвздошной области (ушковидная поверхность), большая вертлужная впадина, дорзальный наклон пластинки крыла, обеспечивающий большую седалищную вырезку. При моделировке краев кости были выявлены элементы, связанные с фиксацией ноги, разгибанием в тазобедренном суставе. Внутренняя структура кости по методу компьютерной томографии также соответствует двуногости, но походка не была идентична походке шагающего человека. Австралопитек передвигался мелкими шажками и рысцой. Имеются сведения и о других сторонах жизнедеятельности австралопитеков, свидетельствующих о высоком уровне их развития. Речь идет о каком-то правильном расположении крупных валунов в слое с остатками презинджантропа: многие исследователи интерпретируют их как основание какого-то надземного жилища. Если это действительно так, то австралопитеки и в этом отношении сделали какой-то шаг на пути к человеческим формам общежития.

Специалисты приходят к выводу, что австралопитеки «уже в значительной степени перешли от фруктов и растений к употреблению мясной пищи». Мнение Дарта начинают признавать уже его противники.

В настоящее время найдены уже целые скелеты, несколько десятков черепов, кости конечностей, таза и тысячи зубов австралопитеков. Сложилось четкое представление об облике ископаемых антропоидов. Австралопитеки имели прямую походку (хождение на двух ногах, кстати говоря, принесло человеку массу неудобств: скорость его передвижения сразу замедлилась, роды стали мучительными (в отличие от четвероногих), но, видимо, преимущества этого способа передвижения перевешивали, в чём же они заключались? Высвободились две передние конечности - руки, теперь в них можно было держать камни, палки, другие орудия, орудия, как известно, могут применять многие звери и птицы, к примеру, стервятники разбивают страусиные яйца, бросая в них камни, но в жизни предков человека орудия стали приобретать всё большую, невиданную прежде роль), пользовались орудиями из кости (правда, ещё нет убедительных доказательств того, что они изготовляли орудия) и (что важно) питались мясной пищей. А она, как писал Энгельс, играла значительную роль в эволюции человека. Вторым «достижением» австралопитеков стала постепенная утрата «шубы из густой шерсти». Уместная во влажных джунглях, в жаркой и сухой саванне она только мешала, затрудняя охлаждение организма.

К началу нашего столетия среди специалистов господствовало мнение, что линия развития человека должна быть очень длительной. Базируясь на чисто теоретических предположениях, ученые считали, что сначала развился мозг человека, а потом вертикальная походка. В большей степени этот вывод был обязан нераспознанной в течение 40 лет фальсификации черепа древнего человека, составленного из верхней части человеческого черепа и нижней челюсти обезьяны. Открытый в 1925 году вид Australopithecus africanus был определен как предок шимпанзе. Лишь с 1950 года начало пробивать себе дорогу мнение о том, что сначала произошла эволюция вертикальной походки и лишь потом - эволюция человеческого мозга. Тем самым австралопитеки с их относительно малым размером черепа и некоторыми признаками, свидетельствующими о вертикальной походке, стали наиболее вероятными кандидатами на роль предков человека. Имеются и другие исследователи (среди них Лики), которые не считают вид Australopithecus предком человека и считают, что человек произошел от более древнего независимого рода.

 

6. Материальная культура австралопитеков.

 

Новый скачок произошел 5—7 млн. лет назад. Примерно в это время от дриопитеков пошел род австралопитеков (от «австралос» — южный и «питекос» — обезьяна). Первые находки австралопитеков сделаны в 1924 году профессором Йоханнесбургского университета Р. Дартом и Р. Брумом, куратором музея в Претории. В каменоломнях близ г. Штрек-фонтейн было обнаружено вместе с костями ископаемых павианов новое существо с необычно высоким черепным сводом, суставами и бедренными костями прямоходящего. Очень характерно, что в 1920-е годы находки датировали 400 тыс. лет назад; сегодня им «дают» 2—3 млн. лет.

Дальнейшие исследования позволили обнаружить множество остатков австралопитеков 8 разных видов возрастом 6 млн. — 200 тыс. лет, среди которых выделяется несколько видов, обитавших по всей Восточной, Северной и Южной Африке и в Западной и Южной Азии.

У разных видов мозг имел объем от 440—450 см3 до 514—516 см3 при росте в 100—150 см и весом от 25 до 65 кг. Вес мозга по отношению к телу составлял у них 1,1—1,5%. У шимпанзе он составляет 0,9%, у современного человека — 2,6—2,7%.

Австралопитеки не обитали в лесах — это чисто саванновые животные. Они ходили вертикально, не опираясь на руки. Великолепный мозг был дополнен свободной для действия рукой.

Шимпанзе умеют бросать камни, но их передние лапы приспособлены, прежде всего, для передвижения. Бегать быстро без помощи «рук» они не могут. Сражаясь на задних лапах, швыряя камни в леопарда или змею, шимпанзе действуют медленно и легко могут потерять равновесие.

А вот австралопитеки передвигались на ногах так же легко, как и современный человек. Они могли носить с собой палку или несколько камней. В местах их обитания всегда находят в больших количествах необработанные камни. При нападении хищника или во время охоты во врага и жертву летели камни, броски которых были точнее и сильнее, чем у шимпанзе.

Группа австралопитеков могла наносить удары на расстоянии, оставаясь недосягаемой. Так же и при охоте: мелкие антилопы, павианы, обезьяны погибали, пораженные на расстоянии.

Вместе с костями австралопитеков находили камни, кости, зубы и рога животных со следами забитости. Эти простейшие орудия не оббивали, не затачивали, а использовали как есть: ими наносили удары или работали. Найдены и кости различных животных: антилоп средних размеров, зайцеобразных, павианов, гиен, бородавочников и др. Уже Р. Дарт сделал вывод о том, что австралопитеки еще не умели обрабатывать камень, но создали особую культуру: «остеодонтокератическую» (по гречески «остеос» — кость, «донтос» — зуб, «кератос» — рог) и были активными охотниками. Получалось, что уже до человека рода Homo существовала культура, велась охота...

Кроме того, многие биологические виды австралопитеков были массивны, их зубы отражают растительный характер питания, а на черепах у них был гребень для крепления мощной жевательной мускулатуры. Они-то уж точно ни охотниками, ни нашими предками не были.

Сведений так мало, и они так неточны, что буквально одна находка может существенно изменить представления об австралопитеках. В 1974 году К. Джохансон во впадине Афар нашел останки очень древнего, но и очень «человекоподобного» австралопитека. Афарский австралопитек был небольшим (около 110 см высотой и весом не более 50 кг), полностью прямоходящим существом. Строение таза показывает, что рождать детенышей с крупной головой «афарец» не мог, зато мог долго ходить и даже бегать. Строение зубов указывает на всеядность, гребня на черепе не было.

С этих пор большинство ученых считают, что афарские австралопитеки дали начало двум более поздним группам: растительноядным австралопитекам с массивными костями и тонкокостным всеядным. А уж эти последние, может быть, и были создателями остеодонтокератической культуры. Но и это надо считать не абсолютной истиной, а НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНОЙ гипотезой.

 

7. Эпоха первобытного человеческого стада: преодоление зоологического индивидуализма.

 

Зоологический индивидуализм и обусловливаемые им конфликты внутри первобытного стада даже в том случае, если они не вели прямо к распаду стада, мешали, препятствовали развитию производства. Производство, формируясь, то и дело неизбежно приходило в противоречие с достигнутым в первобытном стаде уровнем обуздания зоологического индивидуализма и требовало дальнейшего повышения уровня сплоченности стада, дальнейшего его развития по направлению к первобытной коммуне.

Необходимым условием обуздания зоологического индивидуализма первобытным стадом являлось превращение выражающих производственные потребности требований первобытного стада к каждому своему члену в требования последнего к самому себе, являлось наличие у последнего способности обуздывать свои собственные зоологические инстинкты. Повышение уровня обуздания зоологического индивидуализма могло происходить и без совершенствования способности формирующихся людей управлять своим поведением, подавлять свои инстинкты, но лишь до определенного предела. По достижении его дальнейшее повышение уровня сплоченности первобытного стада становилось невозможным без совершенствования способности формирующихся людей управлять своим поведением, подавлять свои биологические потребности, что предполагало перестройку структуры их мозга, т.е. изменение их морфологической организации.

 

8. Открытие и изучение архантропов.

 

Архантроп - устаревшее название Homo erectus (от лат. «человек прямоходящий», дословно - «выпрямленный»). Архантропы - ископаемый вид людей, который рассматривают как непосредственного предшественника современных людей. Они близки по уровню эволюционного развития и характеру культуры к человеку и представляют начальный этап процесса антропогенеза, их эволюция привела к возникновению палеоантропов. В их облике сохранялось много обезьяньих черт, но внешний вид уже представлял из себя продукт процесса эволюции. Форма социальной организации - "первобытное человеческое стадо".

Homo-эректус. Он открыт был в 1891 году на территории острова Ява голландским врачом и патологоанатомом Эженом Дюбуа. Он находит несколько зубов, череп, бедренную кость. В 1893 он относит данное существо к виду Homo-эректус, а находкам дает название питекантроп – обезьяно-человек. Дюбуа активно занимался популяризацией своей находки, он делал доклады на конференциях, он даже пытался сделать внешний облик существа (кстати, в качестве позера он использовал даже своего сына). Однако, находка была ранняя, необычная, многие исследователи не соглашались с точкой зрения Дюбуа. Высказывались, что это обезьяна, что это человек, который много болел, даже что это пришелец с головой обезьяны и телом пришельца – так думал фантаст Уэллс. В итоге Дюба отказался от своей точки зрения и утверждал, что это обезьяна, даже, когда были найдены другие сходные останки.

Жили синантропы от 1,8 млн. до 40 000 лет назад. Последние эректусы сталкивались с HOMO SAPIENS. Объем мозга варьировался от 750 до 1000 см3. Он у синантропов был больше, чем у питекантропов. Скелеты у них более массивные, чем у современного человека. Весили они 55-60 кг, ростом были 150-160 см. У них присутствуют и надбровные дуги, и подбородочный выступ отсутствует.

 

9. Материальная культура архантропов.

 

Homo-эректус. Он открыт был в 1891 году на территории острова Ява голландским врачом и патологоанатомом Эженом Дюбуа. Он находит несколько зубов, череп, бедренную кость. В 1893 он относит данное существо к виду Homo-эректус, а находкам дает название питекантроп – обезьяно-человек. Дюбуа активно занимался популяризацией своей находки, он делал доклады на конференциях, он даже пытался сделать внешний облик существа (кстати, в качестве позера он использовал даже своего сына). Однако находка была ранняя, необычная, многие исследователи не соглашались с точкой зрения Дюбуа. Высказывались, что это обезьяна, что это человек, который много болел, даже что это пришелец с головой обезьяны и телом пришельца – так думал фантаст Уэллс. В итоге Дюба отказался от своей точки зрения и утверждал, что это обезьяна, даже, когда были найдены другие сходные останки.

Помимо питекантропов на Яве были сделаны другие находки. Также на территории Китая есть находки, относящиеся к виду Homo-эректус. В 1899 году один врач-европеец, зайдя в лавку пекинского аптекаря, заметил некие кости, которые назывались «костями дракона», и нашел спереди у них «зуб дракона». Было установлено, что зуб принадлежал не человеку и не обезьяне. Он этот зуб купил, отправил в университет Минхъена, и в начале 2о века в Китай приезжает шведск4ий археолог Гунар Андерсон и после опроса местных аптекарей выясняет, что подобные находки обычно находят в песчаном карьере в пещере Чжоу-Коу-Дянь. И в 1921 году в пещере начинаются раскопки под руководством Андерсона, а в 1926 году его сменяет канадский профессор анатомии Д. Блэк. В последствии, в эту экспедицию входили другие известные археологи. И впоследствии найденные в пещере останки получили название синантроп – «китайский человек». За время раскопок (больше, чем за 10 лет) были найдены останки более 40 человек, 10 кострищ, более 100 000 кварцевых орудий труда. Т.е. пещеру синантропы населяли долгое время, культурный слой был 6 м. Во время Второй Мировой войны практически все находки были утрачены, находки хранились в американском посольстве в Пекине. И то ли посольство было разграблено до того, как кости вывезли, то ли корабль подвергся бомбардировке, не понятно. В основном, до нас дошли копии, фотографии, слепки, хотя и после Второй Мировой войны в пещере были найдены некоторые фрагменты, и из первой коллекции кое-что нашли.

Последняя ступень предков человека: Homo-флоренсис. Открыт он был в Индонезии в 2003 году австралийским антропологом Майклом Морвудом (Университет Новой Англии). Первые находки были сделаны в пещере Льянг Буа, здесь на глубине 6 м был найден небольшой скелет человека, женщины, возрастом около 30 лет, ростом всего 1 м. Впоследствии были найдены около 30 подобных скелетов, весом 25-30 кг. Причем, рост этих существ не определялся какими-то генетическими заболеваниями, как у пигмеев, например. Скелет этих существ был похож на скелет Homo-эректус, уменьшенный на треть. Эта форма очень выбивается из представлений об эволюции. Жили они 95-13 тыс. лет назад, объем мозга 400-450 см3. С другой стороны, рядом с находками были найдены каменные оружия, кострища. Первая женщина получила имя Эбу. Homo-флоресийский дал науке много вопросов и загадок. Например, откуда они взялись на этом острове? От этого острова до острова Ява солидное расстояние, а этот остров находится в одном архипелаге с Явой. Один исследователь Питер Браун считает, что около миллиона лет назад попали Homo-эректусы. В тот момент расстояние между островами было меньше, а потом, в результате островной изоляции, их размеры изменялись в сторону уменьшения. Островная миниатюризация известна: на том же острове водились карликовые бегемоты, крысы, слоны. Плюс близкородственное скрещивание, дефицит ресурсов.

Подтверждения есть, правда косвенные. Тот же Морвуд нашел на этом острове Флорес орудия, датировавшиеся возрастом 840 000 лет. Правда, останков Эректусов не найдено. Но это лишь гипотеза. Интересно, что на этом острове нет хищных животных, и в результате экологическую нишу хищников заняли гигантские вараны, подобные комодским, и гигантские крысы. Homo-флоресийские исчезли, вероятно, в результате мощного извержения вулкана, которое после вызвало цунами, и остров со всеми обитателями, фактически, был смыт. А около 11 000 лет назад на острове появляется современный человек. Есть такая любопытная версия: дело в том, что, когда в XVII веке на этот остров прибыли португальские моряки, они написал в дневниках, что среди местных жителей ходят легенды о низкорослых волосатых существах, которые говорят на непонятном языке и прячутся при встрече. Возможно, какие-то Homo-флоресийские выжили после извержения вулкана и жили после этого какое-то время, а, может, и теперь живут.

Что можно сказать об архантропах, в целом? Они (т.е. средине люди) были создателями ашельской археологической культуры. Они создают орудия труда, такие, как ручные рубила, топорики-кливеры – топорики с горизонтальной рубящей поверхностью. Про это следует отметить, что далеко на восток ашельская культура не проникла. Ни у Homo-флоресийских, ни у питекантропов таких орудий не сохранилось. Даже у синантропов орудия труда примитивны. Это свидетельствует о долгой изоляции восточного центра и о деградации восточных направлений. И на основании этого большинство исследователей считает, что восточные люди нашими непосредственными предками не были. Они прогрессировали медленнее, чем африканская ветвь, но, в конечном счете, исчезли. До стадии эргастеров они не добрались и новых видов не дали. И, хотя на стадии архантропов заметно возрастает доля мяса в рационе, это свидетельствует, что они в виду своих крупных размеров удачно конкурировали с другими падальщиками, они скорее падальщики, чем охотники, Они кочевали большими группами 50-60 человек. Причем, обитатели регионов с более мягким климатом (Африка) больше кочевали, а обитатели более холодных районов (Закавказье) часто жили в естественных укрытиях – в пещерах. А, если живешь в одном месте, то с охотой больше проблем, животных рядом с ней станет меньше, да и хищники будут осторожнее.

Существует гипотеза, что Homo-эректусы были каннибалами. В некоторых ископаемых черепах найдены дырки – они были проломлены для извлечения мозгов. О причинах каннибализма – недостаток ли пищи, ритуальные ли цели – сведений нет, хотя, скорее всего, причина первая. Льюис Лики говорил, что эректусы были жертвами каннибалов.

Если говорить об архантропах, то для них миграции – это довольно сложный способ существования. Из всех групп только 10% удачно обосновываются на новом месте и дают достаточное потомство для конкуренции со своими видами. Про жилища сказать сложно – основательных жилищ пока не было.

 

10. Первые социальные закономерности: табу и их роль в преодолении первого кризиса человеческого общества.

 

Примерно в XII тысячелетии до н.э. в истории человечество произошел первый глобальный кризис. Он был связан со сменой геологических эпох. Эпоха плейстоцена сменилась голоценом. Растительный и животный мир, каким мы его знаем сейчас, появился именно тогда. Тогда же исчезла мегафауна – основной объект охоты. Это вызвало кризис первобытного хозяйства, выход из которого наметился в нескольких направлениях. Во-первых, это изобретение лука и стрелы и переход к индивидуальной охоте. Во-вторых, (и этот путь оказался магистральным в истории человечества) это усиление роли собирательства и переход к земледелию.

Развитие земледелия и скотоводства постепенно привело к тому, что сначала наметилась, а затем и полностью осуществилась своеобразная трудовая специализация отдельных племен, которые стали заниматься либо земледелием, либо скотоводством. Произошло отделение скотоводства от земледелия. Пастушеские племена выделились из общей массы населения, скотоводство обособилось в самостоятельную отрасль хозяйства. Это было первое общественное разделение труда, приведшее к крупным переменам в первобытнообщинном строе.

Специализация пастушеских родовых общин и племен в приручении скота и размножении стад дала мощный толчок развитию экономики, привела к резкому возрастанию производительности труда. Пастушеские племена начали получать гораздо больше масла, молока, шкур, шерсти. Производственная деятельность в сфере скотоводства, как ни в какой другой области хозяйства, стала источником накопления имущества, создания богатств, превращавшихся постепенно в обособленную собственность домашних общин и отдельных семей.

Значительно, во все возраставших размерах, увеличивалось производство продуктов и в области земледелия, что было следствием специализации родов и племен в этой сфере хозяйственной деятельности. И здесь шел процесс роста производительности труда, накопления продуктов, но на данном этапе земля в отличие от скота еще оставалась собственностью племени и лишь передавалась в пользование отдельных семей.

В новых экономических условиях отдельная семья или даже один человек могли не только обеспечить себя необходимыми материальными благами, но и произвести продукта сверх того количества, которое было необходимо для поддержания собственной жизни, т. е. создать "избыток", прибавочный продукт.

Скот первоначально составлял главное богатство отдельных семей и отдельных лиц, прежде всего таких, как старейшины, военачальники, жрецы. Присвоение отдельными семьями и отдельными лицами прибавочного продукта, его накопление, стимулировавшееся тем, что скот делался предметом обмена и приобретал функцию денег, привело к постепенному вытеснению коллективной собственности и возникновению частного хозяйства, частной собственности на средства производства.

Человек, живущий в коллективе (особенно первобытном) должен соотносить свои желания с желаниями другого человека, в конечном итоге наложить определённый запрет (табу) на такое поведение, которое идёт вразрез с интересами общины, общества. Так в первобытном обществе появилось первое табу.

Табу – запрет на какое-либо поведение.

Термин “табу” прежде всего, применяется для обозначения особого рода запретов совершать определенные действия и самих этих запретных действий. Первоначально табу и представляли собой лишь запреты. Не все табу-запреты регулировали отношения людей в обществе, т. е. были нормами поведения. Но именно в табу-нормах поведения, т. е. в моральных, или нравственных, табу, все особенности табу-запретов проявлялись наиболее отчетливо. Они были исходной, первоначальной формой табу.

Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

 

 

Свое конкретное воплощение эта идея нашла в созданной советскими антропологами и отчасти археологами научной концепции «теории двух скачков». По этой теории в эволюции человека существуют два переломных момента. Первый и основной из них – переход от стадии животных предшественников человека к стадии формирующихся людей, которыми являются архантропы (питекантропы, синантропы и другие сходные формы) и палеоантропы (неандертальцы). Второй скачок – происшедшая на грани раннего и позднего палеолита, примерно 35–40 тыс. лет назад, смена палеоантропов людьми современного физического типа (неоантропами), являющимися уже людьми (homo sapilis – человек разумный). Первый перелом означал появление социальных закономерностей, второй – установление их полного и безраздельного господства. Коллектив формирующихся людей – архантропов и палеоантропов, уже перестав быть чисто биологическим объединением, в то же время еще не стал подлинным человеческим обществом. Генезис общества был процессом становления первой формы его существования – первобытнообщинной формации. Социальные организмы были формирующимися первобытными общинами, или праобщинами.

 

11. Промискуитет: агамия, аномия.

 

Промискуитет (от лат. promiscuus — смешанный, общедоступный) — ничем не ограниченная свобода отношений между полами.

Агамия - отсутствие предписаний, требующих от членов группы вступать в брак только в пределах группы или запрещающих такие браки.

Аномия - (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) (др.-греч. ἀ- — отрицательная приставка, νόμος — закон) — понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение).

Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние общества, в котором разложения, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, поддерживающих традиционный общественный порядок, отныне вызывает их несоответствие новым, сформулированным и принятым государством идеалам.

Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения - с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений: расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения; низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения; частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.

Начальные формы половых отношений, установленных еще исследователями XIX в. На основании истолкования одной из систем родства можно было предположить, что ими были беспорядочные половые общения, по­лучившие наименование промискуитета.

Именно это широкое сопоставление систем родства у разных на­родов и позволило ему обосновать негативный вывод в отношении существования промискуитета как отправной точки в развитии семейнобрачных отношений. В связи с этологическим изучением приматов, особенно высших, начавшимся с применением новой техники и новых методических подходов в 60-е годы, этот вывод по­лучил подтверждение с неожиданной стороны. Речь идет о достаточ­но четко выраженном у обезьян избегании половых связей между ближайшими кровными родственниками. Если отсутствие или ред­кие случаи полового общения между сыном и матерью можно объяс­нить их принадлежностью к разным поколениям, то аналогично редкие связи разных братьев и сестер не поддаются подобному объ­яснению, нужно думать в данном случае о каком-то другом поведен­ческом механизме. Так или иначе эти приматологические наблюде­ния укрепляют нас в правоте отрицания существования промиску­итета на заре человеческой истории.

Половой инстинкт - доминирующий в процессе воспроизводства людей. Утверждение общества означало установление контроля над ним определенного контроля. В стаде пралюдей отношения полов регулировались так называемой системой доминирования. При этом наиболее сильные доминирующие самцы имели доступ к самкам. Позднее возник новый механизм регулирования, появились запреты-табу, например инцест - запрет половых отношений внутри рода и т.п. По-видимому, запреты были связаны с тем, что конфликты на почве удовлетворения полового инстинкта приводили к открытым столкновениям, мешали сплоченности общества. От эндогамии (половые связи внутри рода) примитивная община переходит к агамии (исключения близкородственных брачных контактов) и в конечном счете - экзогамии (межродовые связи). Что послужило поводом к установлению агамии и эндогамии, неясно. Возможно, чтобы избежать внутриродовых конфликтов. Возможно, по гипотезе, выдвинутой современными генетиками, из-за мутаций в генах. Дело в том, что эндогамная группа с относительно ограниченным генофондом наиболее восприимчива к мутагенным факторам среды, ведущим к пагубным последствиям.

 

12. Открытие и изучение палеоантропов.

 

Палеоантропы (древние люди) жили на Земле в период от 350 до 35 тыс. лет назад. Обитали они в Европе и Азии, населяли различные биотопы, но предпочитали открытые пространства. Их физическое строение было более совершенным, чем у архантропов, но сохраняло много примитивных черт. Объём мозга составлял в среднем 1500 см3. По первой находке из долины Неандерталь (1856, Германия) их стали называть неандертальцами (в настоящее время — Homo neanderthalensis). Для неандертальца зафиксированы первые в истории человечества захоронения, окончательное освоение огня, устройство пещерных жилищ, применение одежды из шкур животных, зачатки религиозных культов в виде мест почитания пещерного медведя, зачатки изобразительного искусства.

Первая находка была сделана в 1856 г. в Германии, в долине Неандерталь неподалеку от г. Дюссельдорфа. Во время земляных работ в пещере были обнаружены черепная крышка, кости конечностей, таза, ребра. Профессор И. Фульрот ознакомился с окаменевшими остатками, решив, что они принадлежат древнему человеку. Поскольку кости были очень массивными, а крышка черепа уплощенной, многие ученые оспаривали принадлежность находки к человеческому роду. Знаменитый анатом Р.Вирхов считал, что неандертальский человек был не древним, а современным, но страдал рахитом, артритом, и кости его черепа к тому, же изуродованы ударами какого-то тяжелого предмета. Однако профессор анатомии У.Кинг поддержал Фульрота, признав в останках вымершего представителя рода Homo, и выделил его в 1864 г. в особый вид Homo neandertalensis - человек неандертальский.

В 1886 г. в Бельгии недалеко от местечка Спи обнаружили два скелета, очень похожие на неандертальские, хотя свод черепа был несколько выше. Вместе с останками были найдены каменные орудия и кости животных.

В 1908 г. во Франции в гроте близ деревни Ла-Шапель-о-Сен нашли еще один скелет, а в пещере Ле-Мустье - множество орудий и скелет неандертальского юноши. Однако, несмотря на довольно большое число находок, облик неандертальца долгое время оставался неясным. К тому же палеонтолог М.Буль, создавая реконструкцию внешнего облика неандертальца, сделал массу ошибок. Неандерталец по реконструкции Буля больше напоминал человекообразную обезьяну - позвоночник не имел изгибов, первый палец был противопоставлен другим, череп был длинным и низким. Именно поэтому интеллектуальный уровень неандертальца долго недооценивали.

 

13. Материальная культура палеоантропов.

 

Палеоантропологические и археологические материалы показывают, что прямое соответствие физического типа гоминид и материальной культуры, в частности орудий, отсутствует. У Нomo erectus можно встретить орудия олдовайской эпохи, а Н. s. neandertalensis имеет в своем ассортименте орудия ашельской эпохи. Однако эти орудия становятся более изящными и разнообразными - ручные рубила имеют разные размеры и форму, они могут быть обработаны так тщательно, что напоминают по форме "лавровый лист". Часто применяется ретушь - оббивка краев орудий. Встречаются на некоторых стоянках и чопперы - ударники олдувайского типа. Однако более характерна для палеоантропов культура среднего палеолита - мустье. Основной прием изготовления мустьерских орудий - расщепление камня (нуклеуса) на сколы (отщепы) и изготовление орудий из отщепов.

 

14. Духовная культура палеоантропов: тотемизм, погребения, искусство.

 

Тотемизм

Тотемизм считается одной из форм первобытной религии.

Можно дать следующее определение понятия тотемизм - это некогда почти универсальная и ещё ныне весьма распространённая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема.

Термин этот, впервые употреблённый Лонгом в конце XVIII в., заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ.

В научном смысле под тотемом подразумевается класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или другая первобытная социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы (Австралия), а иногда и индивид (Сев. Америка) - оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по видимому, древними) тотемами были животные.

Вопреки общему мнению, тотемизм в своей изначальной форме религией не был. Мифы тоже первоначально возникли вне какой-либо связи с религией, не были религиозными. Перед нами вполне самостоятельная линия эволюции одной из сфер духовной жизни людей первобытного (а затем и более позднего) общества, которая лишь позднее пересеклась с линией развития религиозных представлений и серьезно сказалась на ней.

Тотемизм в своей исходной форме представлял собой глубокую, не знающую сомнений веру в полное тождество членов того или иного человеческого коллектива (первоначально - праобщины, позднее - рода) с особями одного определенного вида животных (медведями, волками, оленями и т.п.). Этот вид животных, а тем самым и каждое животное данного вида, являлся тотемом данной группы людей, а тем самым и любого из ее членов. В своей сущности тотемизм был не чем иным, как осознанием реального единства человеческого коллектива, фундаментальной общности всех его членов и одновременно столь же фундаментального их отличия от членов всех других существующих на земле человеческих коллективов. Если все рассмотренные в названных выше статьях формы религии, исключая политеизм, были отражением господства над людьми слепой необходимости природы, то тотемизм был отражением господства над человеком сил общественного развития, отражением не природного, а общественного бытия. И это отражение, так же, как и отражение в магии, оменализме и т.п. господства над людьми объективных природных сил, было не адекватным, а иллюзорным, фантастическим. Поэтому тотемизм, как и магия, оменализм, фетишизм и т.п., был верой. Все это и дало основание трактовать тотемизм как одну из форм религии. Однако согласиться с таким пониманием тотемизма нельзя.

Понятия иллюзии и религии далеко не тождественны. Всякая религия есть иллюзорное отражение действительности, но не всякое иллюзорное отражение действительности является религией. Могут существовать и существуют различного рода нерелигиозные иллюзии. Религией является только такая иллюзия, которая включает в качестве неотъемлемого момента веру в сверхъестественную силу, от которой зависят ход и исход человеческих действий, веру в сверхъестественное влияние на судьбу человека. Если подобного рода вера отсутствует, иллюзия не может быть охарактеризована как религиозная, сколь бы фантастическими ни были составляющие ее представления.

Животные, являвшиеся тотемом, никогда не наделялись в воображении людей способностью сверхъестественным образом влиять на их дела. Поэтому тотемизм в его исходной форме не был религией.

В процессе своего оформления и развития тотемизм оброс значительным числом всевозможных ритуальных действий. В частности, возникли особые празднес<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...