Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Анализ примера. 5. Пересечение жанровой и стилевой таксономий




4. Анализ примера

В феврале 2008 года в СМИ появилась новость о кандидате в президенты РФ Андрее Богданове, которая была представлена в различных СМИ следующими способами.

(1) РИА Новости

В случае избрания президентом РФ лидер Демократической партии России Андрей Богданов не намерен выходить из масонской ложи, в которой состоит.

«Я горжусь тем, что не только состою, но и возглавляю великую масонскую ложу России, членами которой были такие люди, как Суворов, Пушкин и Кутузов», - сказал Богданов журналистам, отвечая на вопрос о том, выйдет ли он из масонской ложи, в которой якобы состоит, если 2 марта будет избран президентом РФ.

«Или эти люди мало сделали для нашего Отечества, разве кто-то имеет что-то против этих людей? », – спросил он.

(2) Gazeta. ru

В случае избрания президентом лидер Демократической партии России Андрей Богданов не намерен выходить из масонской ложи, в которой состоит.

(3) Newsru. com

Кандидат в президенты РФ, лидер Демократической партии России Андрей Богданов гордится своим членством в масонской ложе.

(4) РБК daily

Лидер Демократической партии России Андрей Богданов подтвердил вчера, что он не кто иной, как масон.

(5) Московский комсомолец

Кандидат в президенты (!!! ) Андрей Богданов (!!! ) подтвердил, что он является председателем Великой масонской ложи России.

(6) Известия, фельетон М. Соколова

Известие о том, что Великий Мастер Великой Ложи России Весьма Достопочтенный Брат А. В. Богданов утвержден кандидатом на пост президента Российской Федерации, добавит немало аргументов тем, кто верит в большую силу тайных обществ.

     Данный пример скорее убеждает в том, что медийный дискурс может быть очень разным с точки зрения эмоциональности, оценочности и т. д. Эти характеристики постепенно нарастают от первого варианта к последнему. Таким образом, первый же произвольно взятый пример показывает, что медийный дискурс обнаруживает значительный разброс с точки зрения данных характеристик. Кроме того, можно отметить, что в разных случаях проявляются характеристики официального (например, варианты 2, 3: использование номинализация и вообще достаточно сложного синтаксиса) и бытового ф-стилей (например, вариант 4: использование «разговорных» оборотов).

Позволю себе биологическую аналогию. В биологии есть понятие популяции – это совокупность особей определенного вида, проживающих на фиксированной территории. Понятие ф-стиля несколько похоже на понятие популяции, поскольку ф-стиль объединяет дискурсы, «населяющие» некоторую сферу человеческой жизни. Биолог имеет право утверждать существование некоторой хорошо выделимой популяции, лишь если она отличается от других популяций. Утверждение о том, что московская популяция ворон обладает некоторыми особыми свойствами, имеет смысл только в том случае, если доказано, что вороны Санкт-Петербурга или Калуги этих свойств не имеют. В противном случае обсуждение свойств именно московских ворон научно не обосновано.

В целом представляется, что в современном глобальном мире публицистический, или медийный, ф-стиль менее определенен, чем научный, официальный или художественный. Медийный ф-стиль гораздо сильнее интегрирован с немаркированным бытовым ф-стилем. Вызывает большое сомнение, что есть какой-либо инвариант или хотя бы прототип, объединяющий новости 1 канала и тексты желтой прессы, рекламу и репортажи радио «Культура», и при этом надежно отличающий их от других ф-стилей.

 

5. Пересечение жанровой и стилевой таксономий

Позитивная гипотеза, которую я хотел бы предложить, состоит в следующем: полезность понятия «медийный дискурс» может обнаружиться на пересечении двух таксономий: жанровой и стилистической. Конкретные медийные жанры могут обладать особенностями, которые отличают их от дискурсов других типов. Например, в известной работе ван Дейк 1989 была рассмотрена структура медийных новостей. Новости – это тип дискурса, определяемый сразу двумя параметрами: жанром и сферой жизни (т. е. ф-стилем). При этом медийные новости имеют четкую идентифицируемую структуру, которой, как будто бы, не обладает никакой другой тип дискурса.

Еще один пример – такой тип дискурса, как телевизионное интервью. Структура этого типа дискурса была рассмотрена мной в работе Кибрик 1991. Это описание включало несколько компонентов: а) структуру участников (интервьюер, респондент, аудитория); б) структуру знаний, которую интервьюер стремится дополнить; в) структуру коммуникативных намерений; г) структуру «тактов» – единиц глобальной организации интервью. Эти структуры последовательно предопределяют друг друга в указанной последовательности. В любом интервью ведущей является роль интервьюера – он задает весь ход коммуникативного обмена. Но в медийном интервью интервьюер олицетворяет интересы аудитории и успешен постольку, поскольку он в состоянии смоделировать когнитивную структуру аудитории. Если бы удалось показать, что форма интервью в какой-то мере определяется фактом такого моделирования, то мы тем самым обосновали бы понятие «дискурс СМИ» хотя бы в пределах одного медийного жанра.

Анализ ряда современных интервью показывает, что описанная в 1991 году структура информационного телеинтервью сохранила свою валидность и настоящее время. Однако для доказательства валидности понятия медийного дискурса требуется более масштабное и более систематическое исследование.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...