Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского.




Содержание

Введение 2

Теории детского развития 5

Кризис новорожденности 10

Младенчество 11

Раннее детство 14

Дошкольное детство 18

Младший школьный возраст 21

Подростковый возраст 24

Ранняя юность 28

Взрослость: молодость и зрелость 29

Поздняя взрослость 29

План лекций по курсу «Возрастная психология» 30

Рекомендации по подготовке к семинарам по курсу

«Возрастная психология» 47

Задания и вопросы для собеседования по курсу

«Возрастная психология» 64

Список рекомендуемой литературы по курсу

«Возрастная психология» 69

Вопросы к экзамену по курсу «Возрастная психология» 73

Словарь терминов по курсу «Возрастная психология» 75

Тестовые задания по курсу «Возрастная психология» 88


Введение

Курс «Возрастная психология» занимает важное место в содержании профессиональной подготовки будущего педагога-психолога, учителя, является логическим продолжением, углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплиной «Основы общей психологии». Возрастная психология рассматривает как фундаментальные теоретические вопросы развития, так и конкретные психологические данные о развитии человека на различных возрастных этапах. Такой состав изучения материала определяется следующими позициями:

- специалисты, включенные в воспитательно-образовательный процесс (школьные психологи, педагоги), должны владеть знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях детей и с этих позиций оценивать психическое развитие конкретного ребенка, а также определять содержание его обучения и воспитания. Только на этой основе оказывается возможной адекватная диагностика причин того или иного поведения ребенка, его достижений при подготовке к школьному обучению и успеваемости в школе, в том числе, и внесение корректив в воспитательно-образовательный процесс;

- педагоги и школьные психологи включены в систему работы с взрослыми (другими учителями, администрацией школы, семьей учащихся), что требует знания психологии взрослых и пожилых людей;

- изучение возрастных закономерностей развития в онтогенезе предполагает, прежде всего, знакомство с основными проблемами развития – проблемой исторически обусловленной протяженности детства, факторов и движущих сил развития, его стадиальности и др. Необходимо знание таких важных понятий, как возраст, ведущий вид деятельности, сенситивный период, возрастное новообразование. Без усвоения данных теоретических вопросов невозможно осознание конкретного психологического материала и его профессиональное использование в практике.

В разделах курса «Возрастная психология» содержится периодизация психического развития личности, позволяющая систематизировано рассмотреть тенденции развития её психических функций, значительный объем фактического материала, дающий характеристику возрастных периодов развития, начиная с младенчества и заканчивая периодом старости. На разных возрастных этапах прослеживаются линии развития познавательной сферы, системы отношений и системы действий. Студенты получают представление о некоторой возрастной норме и динамике психического и личностного развития ребенка, с которыми в своей дальнейшей практической работе они будут сравнивать показатели, выявляемые в каждом конкретном случае. Особое внимание уделяется также исследованию проблемы кризисов, в том числе и на этапе взрослости.

Своеобразие «Возрастной психологии» состоит в том, что ее научным объектом являются не сами психические явления, а их изменение в процессе развития человека.

Цель курса «Возрастная психология»: формирование у студентов представления о предмете и методах возрастной психологии, ее значении для обучения и воспитания детей, аналитического подхода к исследованию человека с точки зрения представлений о психологическом возрасте, который отражает психологические особенности, характерные для большинства представителей данной культуры или субкультуры при сравнительно одинаковых условиях.

Задачи курса:

· познакомить студентов с закономерностями, механизмами и особенностями проявления и развития психических процессов, состояний и свойств отражательной деятельности мозга;

· способствовать изучению природы и условий формирования личности на разных этапах ее возрастного развития;

· сформировать у студентов систему базовых понятий возрастной психологии; знания об общих и индивидуальных нормах развития и психологическом содержании различных возрастных периодов;

· совершенствовать и развивать навыки самостоятельной работы с научной психологической литературой.

В процессе изучения «Возрастной психологии» предполагается создание у студентов целостного представления о предмете, цели, задачах, структуре курса. В результате студент должен овладеть:

а) системой знаний:

- об основных закономерностях функционирования психики;

- о развитии психики в онтогенезе, изменении ее структуры и функций;

- об основных методах исследования развития психики человека;

- о психологических новообразованиях возрастных периодов;

- о содержании основных возрастных кризисов;

- о движущих силах, условиях психического развития людей разного возраста.

б) системой умений:

- использовать теоретические знания в практической деятельности;

- планировать и проводить психологическое экспериментальное исследование;

- определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути.

Помимо регулярного посещения лекций и активной работы на них, качественное усвоение учебного материала невозможно без самостоятельной внеаудиторной работы студента с различными литературными источниками (учебниками, учебными пособиями, справочниками, энциклопедиями и т.п.). В процессе подготовки к семинарским занятиям происходит углубление, уточнение и систематизация знаний, полученных на лекциях, из учебников и дополнительной литературы. На семинарских занятиях и при подготовке к ним большое место отводится работе с различными схемами, таблицами. Они помогают систематизировать и структурировать материал, находить в нем причинно-следственные связи.

Учебное пособие может быть использовано студентами при изучении дисциплины, как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. С этой целью дан не только теоретический материал, но и изложен алгоритм подготовки к семинарским занятиям, методики проведения экспериментов и анализа полученных результатов, примерные тестовые задания для промежуточной и итоговой аттестации, методические указания для самостоятельного изучения теоретических вопросов курса, вопросы для самопроверки, терминологический тезаурус, основная и дополнительная литература.

 


Теории детского развития

 

Понять закономерности возрастного развития, особенности отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных и существенных сторонах развития. На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии человека. Чтобы получить более или менее полную картину особенностей развития и поведения человека, нужно познакомиться с несколькими периодизациями.

Психоаналитическая теория

Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона.

З.Фрейд (1856-1939) в своей периодизации прослеживал линию психосексуального развития, объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия:

1) оральная стадия (0 - 2 года);

2) анальная стадия (2-3 года);

3) фаллическая стадия (4-5 лет);

4) латентная стадия (6-12 лет);

5) генитальная стадия (12 - 18 лет).

Э.Эриксон (1902-1979) – последователь З.Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию, стал рассматривать в более широкой системе социальных отношений выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:

Стадия развития Область социальных отношений Полярные качества личности Результат прогрессивного развития
1. Младенчество (0-1) Мать или замещающее ее лицо Доверие к миру - недоверие к миру Энергия и жизненная радость
2. Ранее детство (1-3) Родители Самостоятельность - стыд, сомнения   Независимость
3. Детство (3-6) Родители, братья и сестры Инициатива-пассивность, вина Целеустремленность
4. Школьный возраст (6-12) Школа, соседи Компетентность - неполноценность Овладение знаниями и умениями
5. Отрочество и юность (12-20) Группы сверстников Идентичность личности - непризнание Самоопределение, преданность и верность
6. Ранняя зрелость (20-25) Друзья, любимые Близость, изоляция Сотрудничество, любовь
7. Средний возраст (25 – 65) Профессия, родной дом Продуктивность - застой Творчество и заботы
8. Поздняя зрелость (после 65) Человечество, ближние Целостность личности - отчаяние Мудрость

 

Когнитивная теория

Данная теория касается, главным образом, проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно этапы интеллектуального развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896-1980). Человек, с точки зрения Ж.Пиаже, в своем умственном развитии проходит 3 больших периода:

 

Периоды Подпериоды и стадии Возраст
1.Сенсомоторный интеллект (0-2 года) 1.Упражнение рефлексов 0-1 месяц
2.Элементарные навыки, первичные круговые реакции 1-4 месяца  
3.Вторичные круговые реакции 4-8 месяцев  
4.Начало практического интеллекта 8-12 месяцев  
5.Третичные круговые реакции 12-18 месяцев  
6.Начало интериоризации схем действий 18-24 месяца
2.Репрезентативный интеллект и конкретные операции (2-11 лет) 1.Дооперациональные представления 2-7 лет
2.Конкретные операции   7-11 лет
3.Формальные операции   11-15 лет

 

Теория поведения

Пытается объяснить, почему, когда и каким образом люди обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской (от англ. Behavior - поведение). Основоположником бихевиоризма является Д. Уотсон (1878-1958). Большой вклад в этическое осуществление теории внес Б.Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание.

 

Биологическая теория

Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология. Конрад Лоуренц (1903-1988), известный этолог, ввел в психологию понятие импр и нтинга (запечатлевания). По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения - инстинктами.

 

Гуманистическая теория

Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес А. Маслоу (1908-1970). Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней:

1) выживание или биологические потребности;

2) безопасность и уверенность в будущем;

3) любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус);

4) самооценка;

5) самореализация.

Удовлетворив их, человек может стать творческим и независимым существом.

 

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского.

Эта теория основывается на том, что "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сначала социальном, как категория интерпсихическая, потом - психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка". Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем "вращиваются" в его сознание.

Все эти теории взаимно дополняют друг друга, так как их авторы используют различные "инструменты" при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития ребенка. В данном пособии в качестве основной используется концепция Л.С.Выготского.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...