Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоциональное развитие подростка




Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.

Воображение и творчество подростка

Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка она - более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями - с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. "Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный". Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Ребенок не скрывает своей игры, подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.

Есть еще второе русло - объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.

Базальная потребность возраста - понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократическое воспитание, когда нет превосходства взрослого.

Аномалии личностного развития подростков

Подростковый возраст - манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.

Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные - преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.

 

 

РАННЯЯ ЮНОСТЬ (15 – 17 лет)

Юность принято делить на раннюю - 15-17 и позднюю – 17-21год.

Социальная ситуация развития – поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации; процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития.

Ведущий вид деятельности – в ранней юности - учебно-профессиональная деятельность; в поздней юности - профессиональное самоопределение.

Особенности общения - Потребность в неформальном, доверительно общении со взрослым; дружба, установление взаимоотношений с лицами противоположного пола, любовь в отношениях со сверстниками.

Основные новообразования: потребность самоопределения, готовность к личностному и профессиональному самоопределению, жизненные планы, устойчивое самосознание, идентичность, ценностные ориентации, мировоззрение; внутренняя позиция мужчины (или женщины).

 

Кризис юношеского возраста

Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

 

 

Взрослость: молодость и зрелость

Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») – 20-30 лет, средняя взрослость (зрелость) – 30-60 лет

Социальная ситуация развития -принятие на себя полноты ответственности за свою жизнь и жизнь других людей (ребенка, супруга).

Ведущая деятельность – труд, максимальная реализация сущностных сил человека. Спектр основных деятельностей – труд, семья, общение – остается постоянным, но изменяется их соотношение.

Особенности общения -круг общения, связанный с профессиональной деятельностью, освоение и реализация супружеских и родительско-детских отношений.

Основные новообразования: построение стратегии жизни; феномен «акме»; смысложизненные решения; новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление); материнство/отцовство.

Нормативные кризисы зрелости

Кризис 30-летия – кризис поиска смысла жизни; коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье;

Кризис 40-летия – (кризис середины жизни) – осознание утраты молодости, сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста; кризис 50 лет.

 

ПОЗДНЯЯ Взрослость

Пожилой возраст (старение) – 60-75 лет.

Старость- 75-90 лет

Долгожительство – свыше 90 лет

Социальная ситуация развития -готовность к выходу на пенсию, адаптация к новому социальному статусу, поиск новых форм занятости.

Ведущий вид деятельности -профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; хобби, прародительство; постепенный отказ от активности.

Особенности общения -сужение круга общения; взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками.

Основные новообразования -принятие своей жизни; жизненная мудрость; счастливая старость; интегрированность; цельность.

Кризис индивидуального существования

Смерть как последнее критическое событие в жизни.

ПЛАН ЛЕКЦИЙ

ПО КУРСУ «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии.

Тема 1. Возрастная психология как наука.

1. Понятие «возрастная психология». Предмет и задачи возрастной психологии.

2. Основные проблемы возрастной психологии.

3. История становления возрастной психологии.

4. Методы возрастной психологии.

5. Прикладное и теоретическое значение возрастной психологии.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля

1. Охарактеризуйте специфику предмета возрастной психологии.

2. Опишите круг основных проблем, изучаемых возрастной психологией.

3. Каковы основные этапы становления возрастной психологии как науки?

4. Подберите свое определение понятию “детство”. Проиллюстрируйте примерами из художественной литературы взгляды на детство представителей различных исторических эпох. Подберите примеры специфики детства в отечественной культуре.

5. Приведите конкретные примеры использования различных стратегий и методов в исследовании ребенка.

6. В чем плюсы и минусы каждого из методов возрастной психологии?

7. Дайте определения понятиям: “возрастная психология”, “возраст”, “сенситивный период”, “ведущий вид деятельности”, “детство”.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С.Абрамова. - 4-е изд. - М.: Академический проект, 2003. - 704 с. с. 5-42.

2. Возрастная педагогическая психология [Текст]/Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

3. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. [Текст] / О.А.Карабанова. - М.: Айрис-пресс, 2005.-240 с.с. 7-46.

4. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.110-120.

5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. [Текст] Учебник. / Л.Ф Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.с. 7-25.

6. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина.- 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с.3-33.

7. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст]/О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с.с.3-12.

8. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В.Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.11-18.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...