Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Факторы, условия и предпосылки определяющие развитие




Человека.

1. Формирование личности в онтогенезе. Факторы развития и формирования личности.

2. Основные закономерности психического развития. Условия психического развития.

3. Предпосылки психического развития.

4. Внутренняя позиция и развитие.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля

1. Назовите основные факторы психического развития, покажите их роль и место в психическом развитии ребенка.

2. Подумайте, какова взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования.

3. Проанализируйте проблему соотношения наследственности и среды в развитии ребенка.

4. В чем специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных?

5. Почему теория наследственности так распространена в настоящее время среди родителей? Назовите возможные причины.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С.Абрамова. - 4-е изд. - М.: Академический проект, 2003. - 704 с. с. 5-42.

2. Возрастная педагогическая психология [Текст]/Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

3. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. [Текст] / О.А.Карабанова. - М.: Айрис-пресс, 2005.-240 с.с. 7-46.

4. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.110-120.

5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. [Текст] Учебник. / Л.Ф Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.с. 7-25.

6. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина.- 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с.3-33.

7. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст]/О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с.с.3-12.

8. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В.Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.11-18.

Тема 3. Периодизация психического развития.

 

1. Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность развития.

2. Критерии периодизации психического развития.

3. Периодизации психического развития по Д.Б. Эльконину.

4. Стадии развития взрослого человека.

5. Периодизация развития личности по Э. Эриксону.

6. Периодизация личности по З. Фрейду.

7. Развитие морального сознания по Л. Колбергу.

8. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому.

 

Вопросы для самопроверки и самоконтроля

1. Назовите ключевые понятия культурно-исторической теории развития психики.

2. Как соотносит понятия “обучение” и “развитие” Л.С.Выготский?

3. Какие общественные и культурные изменения могут оказывать влияние на дифференциацию жизненного цикла человека?

4. В чем суть гипотезы периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированной Д.Б.Элькониным?

5. Опишите структуру личности по З.Фрейду и ее развитие в процессе онтогенеза. В чем состоят предпосылки развития внутреннего конфликта человека?

6. Почему психоаналитический подход к пониманию психического развития может быть охарактеризован как преформистский?

7. Используя фрейдовскую модель психосексуального развития, попробуйте объяснить поведение чрезмерно пунктуального и опрятного человека; склонного к сквернословию и бахвальству; человека, постоянно стремящегося вызвать сочувствие и жалость к себе.

8. Охарактеризуйте наиболее важные понятия теории Э.Эриксона.

9. Почему концепцию Эриксона называют:

· психосоциальной теорией развития личности;

· эпигенетической концепцией;

· концепцией жизненного пути личности?

Литература:

1. Выготский Л.С. Проблема возраста. [Текст] / Л.С.Выготский - М.: Изд-во МГУ, - 1998.

2. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. [Текст] /Л.С.Выготский.// Вопросы психологии. - 1972. - № 2. -С. 114-123.

3. Карабанова, О.А. Возрастная психология:Конспект лекций [Текст] / О.А.Карабанова. -М.:Айрис-пресс, 2005.-240 с. С. 72-82, 105-155.

4. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю.Кулагина В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.130-156.

5. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации психического развития. [Текст] / В.Ф.Моргун. – М., 1981.

6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. [Текст] Учебник. / Л.Ф.Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.с. 76-120. 215-233.

7. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина. - 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с.50-58.

8. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст] /О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с.

9. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В.Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.57-84, 125-156.

10. Эриксон, Э.Г. Детство и общество: [Текст] / Э..Эриксон; Пер. и науч. ред. А.А. Алексеева. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Речь, 2000.

Тема 4. Периодизации интеллектуального развития.

1. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже

2. Периодизация интеллектуального развития по Д. Брунеру.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля

1. Охарактеризуйте эгоцентризм как познавательную позицию ребенка.

2. Что такое “феномены Пиаже”, “задачи Пиаже”?

3. Какие факторы влияют на особенности интеллектуального развития человека?

4. Объясните, что стоит за данным афористическим высказыванием Ж.Пиаже: “Мысль есть сжатая форма действия”.

Литература:

1. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. [Текст] / О.А.Карабанова. -М.:Айрис-пресс, 2005.-240 с. С. 82-93.

2. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений../ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.156-171.

3. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации психического развития. [Текст] / В.Ф.Моргун. – М., 1981.

4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. [Текст] Учебник. / Л.Ф.Обухова. - М.:Педагогическое общество России, 2001. - 442 с. С. 162-214.

5. Першина, Л.А. Возратная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. Л.А.Першина.- 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.

6. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст] /О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с.

7. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды.: [Текст] /Ж.Пиаже. - М., 1994.

8. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка.: [Текст] / Ж.Пиаже. - М., 1994.

9. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В.Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.108-125.

Раздел 2. Развитие человека на разных возрастных этапах.

Тема 5. Психическое развитие в период младенчества.

1. Новорожденность. Предпосылки и условия психического развития новорожденного.

2. Собственно младенчество. Общая характеристика.

3. Общение в младенчестве.

4. Развитие движений и действий.

5. Развитие ориентировки в окружающем мире. Познание в младенчестве.

6. Кризис 1 года.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные психологические новообразования к концу первого года жизни.

2. Назовите кризисные периоды данного возраста и охарактеризуйте особенности их проявления.

3. Раскройте влияние действия с предметами на развитие памяти и мышления ребенка.

4. Охарактеризуйте становление и развитие ведущей деятельности в период младенчества.

5. Обозначьте этапы развития общения младенца с другими людьми с точки зрения содержания общения и используемых средств.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для студентов вузов. / Г.С.Абрамова. 4-е изд. – М.:Академический проект, 2003.-704 с. С. 397-457.

2. Авдеева, Н.Н., Мещерякова, С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. [Текст] / Н.Н.Авдеева, С.Ю.Мещерякова, – М., 1991.

3. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца [Текст] / Т.Бауэр.. – М., 1979.

4. Люблинская, А.А. Детская психология. [Текст] А.А.Люблинская. – М., 1971.

5. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций[Текст] / О.А.Карабанова.. -М.:Айрис-пресс, 2005.-240 с. с. 155-168.

6. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий... – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.171-188.

7. Кушнир, Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни [Текст] / Н.Я.Кушнир..// Вопросы психологии. 1993, №3.

8. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С.Мухина. – М., 1985.

9. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст] /Е.О.Смирнова.. – М.: Школа-Пресс, 1997.

10. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. [Текст] Учебник. / Л.Ф.Обухова. - М.:Педагогическое общество России, 2001. - 442 с. С.234-258.

11. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст]Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина. - 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.С.58-73.

12. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст]/О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с.

13. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В.Шаповаленко..- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. С. 156-181

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...