Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вечевые институты Руси 9 -15 век

Вечевые собрания как сказано в древней летописи «были всегда». Веча собирались во всех волостях, и все вместе составляли думу волости. Право определялось обычаями и считалось обязательным и для народа, и для князя. Функции вече: избрание (призвание) князя. Ряд (договор) с избранным князем, предусматривающим срок избрания.

Выборные институты впервые сформировались в Новгородской республике. Новгородское вече выбирало князя, посадника, тысяцкого, архиепископа, старост. Новгород был разделен на пять районов (концов), где было свое вечевое собрание, были также «сотни» и «улицы».


Земские соборы. Середина 16 века – вторая половина 17 века

• В первой половине 16 века в России появляются новые выборные органы местного самоуправления: губные и земские избы.

• Земские соборы – сословно-представительные учреждения. Формировались по принципу выборного территориального и сословного делегирования и по должности. Организация выборов в Земские соборы, нормы представительства от различных сословий были неопределенными. В них входили Боярская дума, высшее духовенство и выборные представители дворянства и городов. Наместники заменялись органами губного и земского самоуправления, избиравшимися из посадского населения и зажиточных крестьян всем мужским населением на неопределенный срок. Земские уставные грамоты определяли порядок организации земских органов и их компетенцию.

• С конца 16 века сложился порядок избрания (утверждения) царя на Земском соборе. В 1598 г. – избран на царство Борис Годунов, в 1606 г. – Василий Шуйский, 1613 г. – Михаил Романов.

 


Выборные институты периода просвещенного абсолютизма. 18 век

• При Екатерине II дворяне получили право объединяться в губернские дворянские обще­ства, созывать и принимать участие в съездах, избирать су­дебных заседателей и предводителей дворянства. Мещане были наделены правом избирать городские думы. От каждого из го­родских участков (округов) шестью разрядами городского населения выбирался гласный (представитель, обладающий правом голоса) сроком на 3 года.


Выборные институты в пореформенной России. 19 век

• По городской реформе учреждалась всесословная система городского самоуправления. Избирателями городских Дум могли быть предприниматели, ведомства, учреждения, общества, монастыри и церкви, владевшие в городе недвижимым имуществом, в лице своих представителей. К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет. Все избиратели делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждая курия платила треть городских налогов и избирала треть гласных. Голосование было тайным. Допускалось голосование по доверенности. Избранными считались кандидаты, получившие на выборах более половины голосов. Имущественный ценз устанавливался от 15 тысяч рублей оценки недвижимого иму­щества, от 6 тысяч рублей размера годового оборота капитала у депутатов уездных избиратель­ных съездов; для депутатов от сельских об­ществ имущественный ценз не устанавливался, но устанавливалась система многоступенчатых выборов: сельские сходы формировали волостной сход, выборщики от волостных сходов избирали уездных гласных.


Институт парламентаризма в начале 20 века

17 октября 1905 г. был обнародован манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», провозглашавший политические права и свободы. Первым избирательным законом стало Поло­жение о выборах в Государственную Думу, утверж­денное 6 августа 1905 г. 11 декабря 1905 г. был утвержден Закон «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в до­полнение к нему узаконений», «Учреждение Государственной Думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.) значительно расши­ривший круг избирателей.

В российском избирательном праве отсутствовали принципы всеобщности и равенства. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. К участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни, осужденные и находящиеся под следствием, должностные лица (губернаторы, полицейские) не имели права голоса. Рабочие, крестьяне и другие слои, имеющие низкий доход, не допускались к выборам из-за высокого имущественного ценза. Выборы были многоступенчатыми: в городах – двухступенчатыми, в губерниях – трехступенчатыми, для крестьян – четырехступенчатыми. В землевладельческой курии (помещики) один выборщик представлял 2 тысячи избирателей, в городской – 7 тысяч, в крестьянской – 30 тысяч, в рабочей – 90 тысяч.

• «Положение о выборах в Государственную Думу» от 3 июля 1907 г. изменило избирательное законодательство. Оно лишало избирательных прав жителей окраин страны, сокращалось представительство от городов. Существенно сужался электорат низших сословий. В крестьянской курии один выборщик избирался теперь от 60 тысяч, в рабочей от 125 тысяч. В результате процент избирателей снизился с 25 до 15 %.


Учредительное собрание - инструмент изменения избирательной системы

• Избирательное законодательство после Февральской буржуазно-демократической революции положило начало новому демократическому этапу развития. Сословные и имущественные ограничения, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Согласно «Положению о выборах в Учредительное собрание» предусматривалось введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями. Были отменены цензы: имущественный, образования, оседлости. Право голоса было предоставлено женщинам и военнослужащим. Минимальный возраст для участия в выборах устанавливался в 20 лет. Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к голосованию.


Возвращение к демократическим выборным институтам

• Роспуск Учредительного собрания означал отказ от демократической перспективы развития. Избирательная система советского периода, формально опиравшаяся на демократические принципы, оказалась под контролем партийно-государственного аппарата после установления однопартийной системы и уничтожения оппозиции. Лишь в конце 80-х годов положение стало меняться, сначала на выборах в местные органы власти в 1987, затем на выборах Съезда народных депутатов в 1989 году появилось альтернативное голосование в многомандатных округах. Конституционной нормой стало выдвижение кандидатов в депутаты собраниями избирателей по месту жительства. 17 марта 1991 года состоялся первый всенародный референдум, 12 июня – первые президентские выборы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...