Тестовые задания по дисциплине «Психология зрелых возрастов»
1. Метод, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий: А) метод клинической беседы Б) метод возрастных поперечных срезов В) лонгитюдный метод Г) экспериментально-генетическая стратегия исследования Д) сравнительный метод 2. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до смерти: А) генетическая психология Б) возрастная психология В) генетическая эпистемология Г) сравнительная психология Д) психология развития 3. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности: А) развитие Б) социализация В) воспитание Г) обучение Д) адаптация к социальной среде 4. Принцип психологии развития, проявляющий себя в том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными, но определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества: А) принцип творческого характера развития Б) исторический принцип психологии развития В) принцип ведущей роли социокультурного контекста в развитии Г) принцип совместной деятельности общения как движущей силы психического развития Д) принцип амплификации развития 5. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми: А) центральное новообразование возраста Б) уровень развития общения В) ведущая деятельность Г) социальная ситуация развития
Д) социальное пространство 6. Категория возрастной психологии, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека и выводимая из конкретной теории развития и принципа ее периодизации: А) период Б) этап В) кризис Г) хронологический возраст Д) психологический возраст 7. Наука о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий и познавательных операций: А) генетическая эпистемология Б) генетическая психология В) когнитивная психология Г) психология развития Д) возрастная психология 8. Теория психического развития, основу которой составляет представление о культурной обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм в культурные (высшие) психические функции: А) теория рекапитуляции Б) теория социального научения В) культурно-историческая концепция Г) теория конвергенции двух факторов Д) эпигенетическая теория развития 9. Категория отечественной возрастной психологии, обозначающая главный путь онтогенетического развития человека: овладение индивидом достижениями материальной и духовной культуры человека: А) приспособление Б) присвоение В) приобщение Г) адаптация Д) ассимиляция 10. Особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития человека: А) литические периоды Б) возрасты В) этапы Г) возрастные кризисы Д) индивидуальные кризисы 11. Центральное понятие концепции Э.Эриксона, обозначающее эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений: А) эгоидентичность Б) эгоинтеграция В) самость Г) Я-концепция Д) самосознание 12. Тип развития, при котором в самом начале заданы, зафиксированы стадии развития и конечный результат:
А) спонтанный тип развития Б) непреформированный тип развития В) преформированный тип развития Г) детерминированный тип развития Д) циклический тип развития 13. Концепция краткого, сжатого во времени повторения в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм: А) концепция конвергенции двух факторов развития Б) концепция рекапитуляции В) концепция трех ступеней развития Г) культурно-историческая концепция Д) социогенетическая концепция 14. Характеристики психологического возраста определяются: А) конкретно-историческими условиями развития индивида Б) характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида В) сочетание вышеизложенных факторов Г) спецификой развития функциональных систем Д) особенностями роста 15. В концепции Л.С.Выготского возрастные кризисы рассматриваются как: А) негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью Б) результат нарушения детско-родительских отношений В) «болезни роста» Г) условные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого Д) нормативные явления, центральный механизм динамики возрастов 16. Ведущая деятельность- это: А) деятельность, которой на данной стадии развития человек посвящает большую часть своего времени Б) деятельность, наиболее интересная для человека В) деятельность, в которой возникают другие виды деятельности и формируются основные новообразования возраста Г) деятельность, к которой ребенка побуждает взрослый Д) деятельность, в которой происходит освоение социального опыта 17. Согласно Л.С.Выготскому, структура возраста состоит из: А) социальной ситуации развития Б) ведущая деятельность В) новообразования Г) вышеперечисленные Д) кризис 18. Хронологический возраст определяется: А) временными рамками Б) индивидуальными особенностями ребенка В) физиологическими особенностями развития ребенка Г) психологическими особенностями развития ребенка Д) когнитивными особенностями развития ребенка 19. Психологические реакции: эмансипации, «отрицательной имитации», группирования, увлечения (хобби-реакция) возникают:
А) дошкольный возраст Б) младший школьный возраст В) подростковый возраст Г) юношеский возраст Д) ранняя взрослость 20. Система взглядов на объективный мир и место человека в нем: А) эмпатия Б) экспектации В) просоциальное поведение Г) мировоззрение Д) мудрость 21. Профессиональное и нравственное самоопределение является психологическим новообразованием: А) раннее детство Б) дошкольный возраст В) младший школьник Г) подросток Д) ранняя юность 22. Условное обозначение вершины развития, момента наибольшего расцвета человеческой личности: А) «Пик развития». Б) «Кульминация». В) «Акме». Г) «Предел развития». Д) «Равновесие». 23. Отечественный психолог, создатель школы исследования зрелой личности, давшей новую оценку зрелости как этапа онтогенетического развития: А) А.А. Бодалев. Б) Б.Г. Ананьев. В) Л.С. Выготский. Г) Д.Б. Эльконин. Д) Л.И. Божович. 24. По мнению Б. Г. Ананьева, зрелость — это период: А) стабилизации функциональных уровней основных деятельностей и образования неопределенно долгого стационарного состояния. Б) противостояния инволюционным процессам в виде реституционных и конструктивных процессов. В) «психологического окаменения», выход на плато возможностей. Г) сложных процессов, нарушающих стационарное состояние. Д) начала неуклонной инволюции. 25. Важнейшими характеристиками зрелой личности являются: А) активность и направленность личности. Б) развитое самосознание и зрелая «Я-концепция». В) сочетание этих характеристик. Г) открытие собственного «Я», переживаемого в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости. Д) формирование рефлексии. 26. Кризис зрелого возраста: А) проходит незаметно и не проявляется в каких-либо качественных изменениях личности. Б) несет в себе разрушительное начало как результат осознания невозможности приблизиться к целям, поставленным в юности. В) отмечается не у всех индивидов и часто приводит к регрессу, к инфантильному уровню развития личности. Г) несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию и саморазвитию.
Д) не выявлен. 27. Ощущение внутреннего единства, основывающегося на удовлетворенности от подведения человеком итогов своей жизни и осознание ее как единого целого, — это: А) эгоцентризм. Б) целостность эго. В) «образ Я». Г) индивидуация. Д) катарсис старости 28. Понятие «витаукта» как системы процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости, было введено в геронтологию: А) В.В. Фролькисом. Б) И.В. Давыдовским. В) А.А. Богомольцем. Г) И.И. Мечниковым. Д) В. Альперовичем. 29. Наиболее типичным психическим состоянием в старости является: А) эйфория. Б) фрустрация. В) тревожность. Г) возрастно-ситуативная депрессия. Д) ипохондрическая фиксация. 30. В условиях нормального старения изменение ядра личности: А) не происходит. Б) имеет место, но не является патологическим. В) зависит от стратегии адаптации к старости. Г) обязательно происходит, это естественный процесс инволюции. Д) не было предметом экспериментальных исследований. Ключ к тесту:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|