Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.4.2. Анатомические аспекты. 2.5. Слуховая агнозия. 2.5.1. Агнозия неречевых предметных звуков




2. 4. 2. Анатомические аспекты

Утрата зрительных образов была описана в случаях билатеральных затылочных и височных или теменных поражений (Wilbrand, 1892; Gelb, Goldstein, 1918; Critchley, 1953; Семенов, 1965). Голант приводит описание случаев утраты зрительных образов после инсульта (Golant, 1935). Вскрытие показало обширный инфаркт нижней поверхности затылочной и височной доли левого полушария, распространяющийся от парагиппокампальной борозды до вершины затылочной доли.

Некоторые неврологические и нейрофизиологические данные указывают на отсутствие поражений в областях VI и V2 при утрате зрительных образов. Билатеральные поражения области VI приводят к корковой слепоте, но зрительные образы обычно остаются сохранны. Недавно Голденберг и др. описали случай корковой слепоты после билатерального инфаркта задней мозговой артерии. В этом случае зрительные образы были сохранны (Goldenberg et al, 1995). Однако данные, полученные методом функционального магнитного резонанса, указывают на сохранность затылочной коры в верхней губе левой шпорной извилины, и автор не мог полностью исключить роль области VI в сохранении зрительных образов.

Исследования мозга у здоровых испытуемых указывают на роль задних областей левого полушария в построении зрительных образов. Диагностика обычно представляет собой сравнение данных однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (SPECT), позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и магнитного резонанса, полученных при решении задач одинаковой сложности с построением зрительных образов или без него. В одной из таких задач, используемых в исследовании Голденберга и др., испытуемому требовалось ответить на вопрос: «Что темнее по цвету — трава или сосновые иголки? » — для проверки зрительных образов и на вопрос: «Является ли категорический императив древней грамматической формой? », который не требовал построения зрительных образов (Goldenberg et al., 1987). Результаты этого и похожих исследований указывают на связь зрительных образов с затылочной и височной активацией (см. обзор в Farah, 1995). Фара и др. предположили, что левая затылочно-височная область может быть критической для зрительных образов (Farah et al., 1988). При построении пространственных образов происходит активация теменной области, а построение образов цвета и лиц вызывало наибольшую активацию затылочных и височных областей (Uhl et al., 1990).

В целом поражения у пациентов с утратой зрительных образов обычно располагаются в затылочной доле, возможно, за пределами стриарной области, распространяются на височную долю при утрате зрительных образов объектов или на теменные области при нарушениях зрительно-пространственной памяти.

2. 5. Слуховая агнозия

Слуховая агнозия — это нарушение распознания вербальных и невербальных звуков при полной или частичной сохранности слуха. Слуховая система человека преимущественно используется для распознания вербальной информации, и расстройства распознания устной речи называются афазией. Они будут описаны в специальном разделе. Слуховая агнозия неречевых звуков наблюдается не так часто, как афазия или зрительная агнозия. Она включает в себя агнозию звуков, свойственных объектам, агнозию локализации звуков, а также амузию.

2. 5. 1. Агнозия неречевых предметных звуков

Изолированная агнозия неречевых предметных звуков наблюдалась у немногих пациентов (Laignel-Lavastine, Alajouanine, 1921; Nielsen, Suit, 1939; Klein, Harper, 1956; Spreen et al., 1965; Albert et al., 1972; Chocolle et al., 1975). Согласно обзорной работе Вигноло, агнозия неречевых предметных звуков объектов часто наблюдается при афазии Вернике (Vignolo, 1969). Она часто сопровождает словесную глухоту и амузию (Henschen, 1920; Kleist, 1933; Spreen et al., 1965).

Задача слухового распознания звуков объектов в целом отличается от зрительного распознания объектов. Глаза предназначены для определения формы, размера и цвета объекта, а звуки могут огибать предметы и позволяют нам обнаружить скрытый объект, выступая как система раннего оповещения. Также звуки могут сопровождать зрительную сцену и отражать энергетику события, например, взрыва бомбы, столкновения автомобилей, порыва ветра. Некоторые объекты, например предметы мебели, вовсе не производят звуков. Поэтому количество альтернатив при решении задач слухового распознания значительно меньше, чем при зрительном распознании объектов. Даже животных, которых легко распознать зрительно, например слона или верблюда, бывает трудно узнать на слух. Ограниченность числа альтернатив при слуховом распознании объектов позволяет использовать упрощенный набор операций, требующий гораздо меньшего объема и сложности памяти. Такая система менее уязвима по отношению к поражениям мозга, что может объяснять малую распространенность случаев слуховой агнозии неречевых предметных звуков.

Звуки объектов можно рассматривать как слуховой поток, состоящий из групп звуковых последовательностей (Bregman, 1994). Отбор и распознание этих групп представляет собой главную цель слухового восприятия. Конечно, этот процесс, как и процесс зрительного распознания объектов, зависит от способности распознавать свойства и части слухового потока. Слуховые свойства и их сочетания можно сравнивать с моделями памяти. Как и при зрительной агнозии, процесс распознания может нарушаться на разных уровнях, в том числе на уровне определения и описания свойств и частей и сравнения описания с моделями памяти.

Восходящий процесс может облегчаться с помощью нисходящего процесса, где для ограничения числа альтернатив используется классификация объектов. Клинические и экспериментальные данные о случаях слуховой агнозии до сих пор очень немногочисленны, но некоторые из них можно обсуждать с точки зрения нарушений процесса переработки информации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...