Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспертиза образовательной среды с помощью методики векторного моделирования.

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы студента

Задания и методические указания по организации и проведению практики в педагогическом колледже.

Во время прохождения практики студент должен выполнить:

Экспертиза образовательной среды с помощью методики векторного моделирования.

В отличие от психологической диагностики, опирающейся в основном на стандартизированные психодиагностические методики, психологическая экспертиза опирается главным образом на метод экспертных оценок.

В качестве примера использования метода экспертных оценок может служить разработанная В. А. Ясвиным (1997, 2000) методика для экспертизы типов образовательной среды, названная им методикой векторного моделирования. Обобщив опыт ведущих педагогов и их понимание воспитательной роли школьной среды, В.А. Ясвин построил достаточно простую в обращении и тем не менее показательную методику экспертной оценки развивающего эффекта образовательной среды. Эта методика предполагает построение системы координат, состоящей из двух осей:

1) «свобода — зависимость»;

2) «активность — пассивность».

Названия осей обозначают соответствующие качества личности учащегося, проявлению и формированию которых способствует данная образовательная среда:

_ под «активностью» понимается наличие таких свойств, как инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, борьба

личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т. п.;

_ «пассивность» предстает как отсутствие этих свойств, другими словами, полюс «пассивности» на данной шкале может рассматриваться как «нулевая активность»;

_ «свобода» характеризуется независимостью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятельностью, внутренним локусом контроля и т. п., что, на наш взгляд, может быть проинтерпретировано как проявление стремления к индивидуальности и потому может рассматриваться как показатель индивидуализации ребенка и тем самым индивидуализирующего эффекта данной образовательной среды;

_ под «зависимостью» понимается приспособленчество и рефлекторность поведения, она связывается с внешним локусом контроля и т. п., что, на наш взгляд, может интерпретироваться как проявление активности в социализированной форме (например, профессиональная карьера) и потому может рассматриваться в качестве показателя социализирующего эффекта данной образовательной среды.

Данный метод векторного моделирования позволяет провести экспертизу образовательной среды и отнести ее к одному из четырех базовых типов, на основе которых могут быть получены в целом 16 типов (подтипов) образовательной среды (см. В. А. Ясвин, 1997, 2000). Здесь же ограничимся краткой характеристикой только базовых типов образовательной среды:

_ «догматическая образовательная среда», способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка («догматическая воспитывающая среда» по Я. Корчаку);

_ «карьерная образовательная среда», способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка («среда внешнего лоска и карьеры» по Я. Корчаку);

_ «безмятежная образовательная среда», способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка («среда безмятежного потребления» по Я. Корчаку);

_ наконец, «творческая образовательная среда», способствующая свободному развитию активного ребенка («идейная воспитывающая среда» по Я.Корчаку).

 

«Методика векторного моделирования образовательной среды» В.А.Ясвина

Данная методика векторного моделирования образовательной среды предполагает построение системы координат, состоящей из двух осей: ось «свобода – зависимость» и ось «активность – пассивность». Для построения в этой системе координат вектора, соответствующего тому или иному типу образовательной среды, необходимо на основе психолого-педагогического анализа данной среды ответить на шесть диагностических вопросов. Три вопроса направлены на определение наличия в данной среде возможностей для свободного развития ребенка и три вопроса – возможностей для развития его активности. Ответ на каждый вопрос позволяет отметить на соответствующей шкале («активности», «пассивности»,«свободы» или «зависимости») один пункт.

На основании эмпирических педагогических характеристик личности ребенка, приводимых в работах Корчака и Лесгафта, «активность» понимается в данном случае как наличие таких свойств как инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т.п.; соответственно, «пассивность» – как отсутствие этих свойств, другими словами, полюс «пассивности» на данной шкале может рассматриваться как «нулевая активность»; «свобода» связывается здесь с независимостью суждений
и поступков, свободой выбора, самостоятельностью, внутренним локусом контроля и т.п.; наконец, «зависимость» понимается как приспособленчество, рефлекторность поведения, связывается с внешним локусом контроля и т.п.

По итогам всех ответов на диагностические вопросы в системе координат строится соответствующий вектор, позволяющий типологизировать и характеризовать данную образовательную среду.

Вопросы к участникам исследования:

1. Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в Вашей образовательной организации? 1)личности 2)общества (группы)   1.Практикуется ли в Вашей образовательной организации наказание студентов? 1)да 2)нет
2. Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия? 1)педагог к студенту 2)студент к педагогу   Стимулируется ли в Вашей образовательной организации проявление какой-либо инициативы? 1)да 2)нет
3. Какая форма обучения преимущественно осуществляется? 1)индивидуальная 2)коллективная   Находят ли какой-либо положительный отклик в образовательной организации те или иные творческие проявления студента? 1)да 2)нет

Студент-практикант проводит эмпирическое исследование, участниками которого должны стать студенты (не менее 60 человек) и преподаватели (не менее 15 человек), обрабатывает полученные результаты и описывает особенности восприятия типа образовательной среды с точки зрения студентов и с точки зрения педагогов. В интерпретации результатов особое внимание уделяется анализу и объяснению совпадений мнений студентов и педагогов, а так же тех аспектов характеристики образовательной среды, в оценке которых выявляются различия.

  Ориентировочная схема изучения и составления психолого-педагогической характеристики (ППХ) учебной группы.

1. Общие сведения о группе: специальность, год обучения, количество учащихся, их возраст, соотношение числа девушек и юношей, социальный состав, уровень материального обеспечения. Данную информацию можно получить методами изучения документации и наблюдения.

2. Познавательная и профессиональная направленность:

· профессиональная мотивация и ее особенности, ценностные ориентации, установки, уровень сформированности профессиональных интересов, мотивы выбора профессии;

· успеваемость и дисциплина в группе: перечислить успевающих и неуспевающих, дисциплинированных и недисциплинированных учащихся, анализ причин создавшейся ситуации;

· профессиональное обучение и общественно-полезный труд: отношение к труду, качества личности, необходимые для успешного овладения профессией, примеры активности, энтузиазма пассивности учащихся в совершенствовании профессионального мастерства, причины безразличного или отрицательного отношения.

Выше перечисленная информация о коллективе группы добывается методами включенного наблюдения, беседы, изучения продуктов деятельности учащихся (тесты профессиональной мотивации, интересов; опросники терминальных ценностей и др.).

3. Методами наблюдения и бесед выявляется официальная структура группы, особенности официально-деловых отношений: распределение поручений, характеристика членов актива группы, общественные дела группы, общественное мнения в группе.

4. Межличностные отношения в группе:

· система личностных взаимоотношений между учащимися: неофициальные лидеры и предполагаемый теневой, их индивидуально-психологические особенности: изолированные и нейтральные в группе, причины изолированности: наличие микрогруппировок, их состав, отношения между группировками, дружеские пары и их характеристики;

· психологический климат в группе, дружелюбие и взаимопомощь, эмоциональный фон в группе, настроение в учебе, труде, общественных мероприятиях: требовательность друг к другу, к себе, к аморальным поступкам, обсуждение антиобщественных явлений;

· традиции в группе: проведение вечеров встреч, отдыха, праздников, дней рождения;

· наличие или отсутствие стремления общаться и сотрудничать с другими группами, отношения к «новичкам» в группе, оценка группой своего места среди других групп училища.

Методы исследования: беседа с учащимися, с куратором группы, наблюдение, тесты диагностики оценки групповой сплоченности, психологического климата, социометрия.

5. Жизнь и интересы учащихся вне педагогического училища: посещения премьер-залов, театров, музеев, выставок, чтение художественной литературы, культурные запросы, включая стили моды. Предложенные методы исследования: наблюдение, анкетный опрос.

6. Руководство группой куратором: личность куратора, образовательный ценз, стаж работы на занимаемой должности, продолжительность работы с данной группы и отношения к коллективу учащихся, особенности установления контактов, стиль руководства и межличностного взаимодействия, особенности разрешения конфликтных ситуаций в группе, связь с родителями. Методы: наблюдение, беседа с куратором, учащимися.

7. Общие выводы и рекомендации по дальнейшей работе с группой.

 

Схема оформления плана-конспекта воспитательного мероприятия, проведенного студентом.

1. Название воспитательного мероприятия.

2. Цели и задачи мероприятия.

3. Форма организации учащихся с учетом специфики содержания и цели мероприятия.

4. Методы, средства, наглядный и раздаточный материал, используемый в процессе проведения мероприятия.

5. Вводная часть: актуальность, мотивация, сообщение темы, цели, указания к процессу проведения.

6. Основная часть: перечень и краткое содержание упражнений, заданий, вопросов, игр; описание условий, в которых проводится данное мероприятие, план-конспект мероприятия.

7. Заключительная часть: совместная аналитическая и оценочная деятельность студента и учащихся по степени достижения поставленной цели, активности учащихся, проявленного интереса к теме и эмоциональных реакций в ходе проведения воспитательного мероприятия.

8. Предложения по проведению последующих мероприятий: темы с учетом актуальности и своевременности проведения, формы проведения, условия, наличие и содержание наглядного и демонстрационного материала.

9. Используемая литература.

 

Ориентировочный план анализа воспитательного мероприятия, проведенного студентом.

1. Учебная группа, в которой было проведено воспитательное мероприятие.

2. Тема воспитательного мероприятия, ее актуальность.

3. Цели и задачи воспитательного мероприятия.

4. Подготовительная работа, проведенная к занятию. Разработка плана воспитательного мероприятия. Использованная литература.

5. Содержание мероприятия. Образовательная и воспитательная ценность материала занятия. Какие знания, умения и навыки приобрели учащиеся на занятии.

6. Анализ деятельности студента как педагога-психолога: организаторская функция: способы организации учащихся к совместной (работа в группе) и индивидуальной деятельности; информационная функция: способы подачи информации, методы постановки цели; перцептивная функция: умение воспринимать психическое состояние учащихся, какие приемы способствовали поддержанию внимания учащихся, использование средств наглядности и т.д.; коммуникативная сторона поведения мероприятия: стиль общения с учетом направленности мероприятия и этапов проведения, умение устанавливать контакты; оценочная деятельность: методы и способы оценки работы учащихся.

7. Возникшие трудности в процессе проведения мероприятия, что способствовало их преодолению, предложения по совершенствованию проведения воспитательных мероприятий в последующей деятельности педагога-психолога.

8. Общая характеристика проведенного мероприятия (анализ, вывод и заключение; педагогическая эффективность, положительные стороны и недочеты при проведении мероприятия).

 Ориентировочный план разработки и оформления тренинга

1.                 Введение: актуальность, выбранной темы, цель, задачи тренинга, возможности развития личности.

2.                 Теоретическое осмысление основных формируемых психологических новообразований.

3. Методическое обоснование занятий учебной тренинговой группы, принципы организации и работы.

4. Содержание занятия: теоретические знания, психодиагностика, упражнения, рефлексия.

Название тренинга:

Цель:

Задачи:

Продолжительность:

Теоретическая основа:

Содержание упражнений:

5. Анализ и выводы по проведенному занятию.

6. Список использованной литературы.

Таблица (ориентировочная) для оформления плана-конспекта разработанного и проведенного тренинга.

Фаза Название упражнения Цель упражне-ния Реквизиты Время Дополнения
Вводная фаза          
Фаза контакта          
Фаза лабилизации          
Фаза обучения          
Заключитель-ная фаза          

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...