Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устройство системы жидкостного охлаждения




Радиатор. Для охлаждения воды, поступающей из водяной рубашки двигателя, служит радиатор. Он состоит из верхнего и нижнего баков, сердцевины и деталей крепления. Для лучшей проводимости теплоты баки и сердцевина изготовлены из латуни.

В сердцевине разметен ряд гонких пластин, сквозь которые проходит множество припаянных к ним плоских вертикальных трубок. Вода, поступающая через сердцевину радиатора, разветв­ляется па большое число струек. При таком строении сердцевины вода интенсивно охлаждается благодаря увеличению площади соприкосновения со стенками трубок.

Верхний и нижний баки соединены с рубашкой охлаждения двигателя посредством патрубков. В нижнем баке и блоке цилин­дров размешен краник для слива воды из радиатора и блока.

В систему охлаждения воду заливают через горловину верх-него бака, закрываемую крышкой 6 (рисунок 10). В этой системе предусмотрено двойное регулирование теплового режима двига­теля: шторкой (или жалюзи) и термостатом.

Шторка радиатора 14 представляет собой полотно, один ко­нец которого закреплен на барабане, другой присоединен к ниж­ней части радиатора. Шторку поднимают и опускают из кабины тросом. Иногда вместо шторки применяют жалюзи створчатого типа. Они состоят из набора пластин 15, которые шарнирно за­креплены и планке.

Водяной насос и вентилятор. Водяной насос центробежного типа объединен в одном блоке с вентилятором, который через уплотнительную прокладку прикреплен к площадке на передней стенке блок-картера. В корпусе 1 насоса (рисунок I 1) на шарико­вых подшипниках установлен валик 3. На ею переднем конце с помощью шпонки и гайки закреплен шкив 9. К его торцу привер­нута крестовина, на которой прикреплены лопасти вентилятора 13. При работе двигателя шкив получас! вращение от коленчато­го вала через ремень 16. Лопасти, расположенные под углом к плоскости вращения, забирают воздух от радиатора, создавая разрежение внутри кожуха вентилятора. Благодаря этому холод­ный воздух проходит через сердцевину радиатора, отнимая у него теплоту.

 

Рисунок 10 - Схема системы жидкостного охлаждения дизеля Д-243 (трактор МТЗ-82):

а - уст ройство; б - схема движения охлаждающей жидкости и воздуха в радиаторе; в - жалюзи радиатора; г сливной краник;

1 радиатор смазочной системы; 2вентиля юр: 3 кожух вентилятора; 4 - трос; 5 радиатор; 6 - крышка заливной горловины; 7 термостат; 8 - водоотводящая груба пускового двигателя; 9- канал; 10 водораспределительный канал: 11 водяной насос; 12 патрубок; 13-ремень привода вентилятора;14 шторка; 15 -пластина жалюзи.

 

 

Рисунок 11: а - Устройство водяного насоса дизеля А-41

(трактор ДТ-75М); б - привод вентилятора

1 - корпус; 2 крыльчатка; 3 - валик; 4 - масленка;

5 резиновый чехол; 6 пружина; 7 - шайба; 8 втулка;

9 - шкив; 10 -подшипник; 11 -сальники; 12 --крестовина;

13 - лопасть вентилятора; 14 - натяжной ролик;

15 - регулировочный болт; 16 - ремень;.4, Б — полости

всасывания и нагнетания

 

На заднем конце валика 3 жестко посажена крыльчатка во­дяного насоса 2, которая представляет собой диск с равномерно расположенными па нем криволинейными лопатками, направ­ляющими воду через полость нагнетания Ь из нижнего бака ра­диатора в водяную рубашку двигателя.

На заднем конце валика предусмотрено сальниковое уплот­нение, которое не пропускает воду из водяной рубашки двигате­ля. В уплотнение входят текстолитовая уплотняющая шайба и ре­зиновая манжета, которая прижимается пружиной к упорной втулке.

Корпус насоса имеет патрубок, который соединяет полость всасывания водяного насоса А с нижним патрубком радиатора. Подшипники смазываются через масленку 4, ввернутую в корпус. Самоподжимные сальники 11 предотвращают утечку солидола из корпуса....

Термостат. Для автоматического регулирования температуры воды служит термостат.

 

 

 

На рисунке 12 изображен жидкостный термостат. Он изготовлен из латуни и включает в себя сильфон (гофрированный латунный цилиндр), заполненный раствором этилового спирта с эфиром, и закрепленные на нем основной и вспомогательный

 

 

Рисунок 12- Схема термостата:

а - основной клапан открыт; б - основной клапан закрыт; в - стержень; 2- корпус; 3, 8 - основной и перепускной клапаны; 1- наполнитель; 5- вставка; 6 - пружины; 7- скоба; 9- цилиндр

 

Главный недостаток жидкостных термостатов чувствительность к изменению давления в системе, что делает их работу нечеткой. У термостатов с твердым наполнением этот недостаток отсутствует.

На двигателях применяют двухклапанные термостаты с передним наполнителем церезином (нефтяным воском). При температуре 7()...83°С церезин плавится и, расширяясь, перемещает клапан 3, который открывается. Охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор. При снижении температуры церезин затвердевает и уменьшается в объеме. Под действием возвратной пружины основной клапан 3 закрывается, перепускной клапан 8 открывает боковые отверстия. Так вода циркулирует по малому кругу, минуя радиатор.

На некоторых двигателях не предусмотрена установка термостата в системе охлаждения.

 

 

Паровоздушныйклапан. С помощью лот клапана внутренняя полость радиатора сообщается с атмосферой. Он вмонтиро­ван в крышку 6 (рисунок 13) заливной горловины радиатора. Кла­пан состоит из парового клапана 1 и размещенного внутри него воздушного клапана 4. Паровой клапан под действием пружины 2 плотно закрывает горловину радиатора. Клапан температура воды в радиаторе повышается до предельного значения (для данного двигателя), то под давлением паровой клапан открывается, и из­быток пара выходит наружу.

При охлаждении воды и конденсации пара в радиаторе соз­дается разрежение. Открывается воздушный клапан, в радиатор попадает атмосферный воздух. Воздушный клапан закрывается под действием пружины 5, когда давление воздуха внутри радиа­тора уравновешивается с атмосферным.

 

Рисунок 13- Паровоздушный клапан:

и паровой клапан открыт; б - воздушный клапан открыт;

1,4- паровой и воздушный клапаны; 2, 5 - пружины парового

и воздушного клапанов; 3 - пароотводная трубка; 6 крышка

заливной горловины радиатора

Для контроля за температурой охлаждающей жидкости слу­жат сигнальная лампа и дистанционный термометр. Лампа и ука­затель термометра помещены на щитке приборов, их датчики мо­гут быть расположены в головке цилиндров, водоотводящей тру­бе, впускном трубопроводеили верхнем баке радиатора.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...