Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие внимания человека.




Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, проявляясь часто, постепенно превращается в устойчивое свойство личности — внимательность. При этом круг объектов может ограничиваться тем или иным видом деятельности (и тогда говорят о внимательности именно в этом виде, и чаще всего речь идет о профессиональных занятиях), а может распространяться на все виды деятельности (в этом случае говорят о внимательности как общем свойстве личности). Люди различаются по степени развития этого свойства. Крайний случай называют невнимательностью. Инженеру важно знать и то, насколько сформирована внимательность у рабочего, и причины, обусловливающие его невнимательность, поскольку все это связано с познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности.

В зависимости от форм невнимательности можно говорить о трех ее типах. Первый тип — рассеянность. Она появляется, когда внимание неинтенсивно и подвержено отвлечению, чрезмерно легко и непроизвольно переключается с объекта на объект, ни на одном не задерживаясь. Этот тип невнимательности образно называют «порхающим» вниманием. Он результат отсутствия навыков к сосредоточенной работе.

 

Другой тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Это возникает вследствие того, что внимание человека сосредоточено на каких-то событиях, происшедших ранее, или явлениях, с которыми человек столкнулся, которые он эмоционально воспринял.

Третий вид невнимательности — результат переутомления. Он обусловливается постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. Характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью.

 

Формирование внимательности заключается в управлении вниманием человека в процессе его трудовой и учебной деятельности. При этом необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию его внимания: приучать работать в различных обстоятельствах, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов; упражнять произвольное внимание; добиваться осознания общественной значимости осваиваемого вида труда и чувства ответственности за выполняемую работу; связывать внимание с требованиями дисциплины и т. п.

Объем и распределение внимания следует формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких действий в условиях нарастающего темпа работы.

Развитие устойчивости внимания нужно обеспечивать формированием волевых качеств личности. Для развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения с предварительным объяснением «маршрутов переключения». Обязательное условие при формировании у человека внимательности — ни при каких обстоятельствах не позволять ему любую работу делать небрежно.

Структура мотивации

Главное в мотивации - ее неразрывная связь с потребностями чело­века. Человек стремится снизить напряжение, выражающееся в состоя­нии беспокойства и тревоги, которое возникает у него, когда он испы­тывает нужду (не всегда осознаваемую) в удовлетворении какой-либо потребности (биологической или социальной).

Потребность - это испытываемая человеком нехватка чего-либо, на­ходящегося вне его, необходимого для поддержания нормальной жизне­деятельности. Люди в процессе работы стремятся к удовлетворению раз­личных потребностей, как физиологических, так и социальных. Для многих людей работа - это способ зарабатывания денег, с помощью ко­торого могут быть удовлетворены основные биологические потребнос­ти (в еде, одежде, жилье и др.).

Профессиональный труд позволяет человеку удовлетворять не толь­ко биологические, но и социальные потребности, то есть потребности, которые присущи человеку как существу социальному. Помимо зара­батывания денег человек стремится производить хорошее впечатление на окружающих, устанавливать хорошие отношения с ними, самоут­верждаться, развиваться, оказывать влияние на других людей или иметь уверенность в завтрашнем дне. Не все потребности, активизиру­ющие поведение человека, осознаются им в полной мере. Так, например, потребность во власти, в независимости может проявляться в край не болезненной реакции работника на любое давление или на усиле­ние внешнего контроля, хотя истинные истоки такого поведения могут и не осознаваться.

Основные потребности человека. Можно выделить достаточно широкий круг потребностей, лежащих в основе трудовой мотивации и оказывающих влияние на организа­ционное поведение и работу человека. В данном разделе мы рассмот­рим те потребности, которые следует учитывать в первую очередь при Разработке системы управления персоналом организации и, в частно­сти, системы стимулирования труда.

1. Физиологические потребности - это такие потребности, как потребность в еде, воздухе, воде, одежде, крыше над головой, то есть потребности, обеспечивающие само существование человека как биологического организма.

2. Потребности в безопасности. Сюда можно отнести такие потребно­сти, как потребность в том, чтобы быть защищенным от физической или психологической опасности, иметь надежное место работы, га­рантированную занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.п. Удовлетворению потребностей в безопасности способствует плано­мерная работа по повышению безопасности на опасных производ­ствах. Также эта группа потребностей в полной мере учитывается теми компаниями, которые даже в условиях кризиса проводят поли­тику сохранения рабочих мест.

3. Потребность в принадлежности к социальной группе играет очень существенную роль в жизни человека. Социальные контакты, кото­рые работники устанавливают с товарищами по работе в процессе профессионального труда, являются важным фактором, оказываю­щим положительное влияние на их трудовую мотивацию. Чтобы помочь работникам в удовлетворении этой группы потреб­ностей, некоторые компании сознательно организуют коллективные мероприятия, позволяющие объединить и сплотить рабочий коллектив - общие празднования знаменательных для организации событий и дат, выезды на природу. Любые коллективные мероприятия, в том числе и спортивные, обеспечивают прекрасную возможность для установления и поддержания дружеских взаимоотношений. Если работникам длительное время приходится работать в одиночестве, они начинают испытывать серь­езный дискомфорт, что негативно сказывается на их рабочих результатах, ухудшает отношение к работе и вызывает высокую текучесть кадров.

4. Потребность в оценке и уважении. Люди стремятся занять опреде­ленное место в обществе или в организации и подчеркнуть это поло­жение определенными символами статуса (отдельный кабинет, ма­шина, квартира в определенном районе, манера одеваться и т.д.). Для многих людей, когда они выбирают место работы, соображе­ния престижа имеют очень большое (а иногда определяющее) значе­ние. Поскольку человек часто отождествляет себя с той организаци­ей, в которой он работает, то для него важно, чтобы в глазах других людей его организация представлялась как привлекательное и дос­тойное место работы.

5. Потребность в самоактуализации - это желание максимально pea лизовать свой профессиональный и личный потенциал. Люди с вы­сокой потребностью в самоактуализации стремятся работать на мак­симуме своих возможностей. Это делает их самым ценным резервом организации. Создание необходимых условий для использования этого резерва - это важнейший шаг, способствующий повышению конкурентоспособности и эффективности организации.

6. Власть и оказание влияния. В условиях организации этот мотив может проявляться не только в стремлении человека оказывать вли­яние на других людей, но и в желании осуществлять контроль за своей рабочей ситуацией, в стремлении к большей самостоятель­ности в работе. Учет этой группы потребностей проявляется в том, что все нарастающее число компаний готовы делегировать боль­ше полномочий и ответственности своим сотрудникам.

7. Потребность в достижении. Потребность в достижении высоко­го результата, желание преуспеть в условиях конкуренции имеет боль­шое значение для понимания рабочего поведения человека. Люди с высокой потребностью в достижении предпочитают принимать на себя ответственность при решении проблем, стремятся устанавливать для себя довольно сложные цели и идут на рассчитанный риск, чтобы достичь этих целей. Кроме того, они стремятся получать обратную связь отно­сительно того, насколько хорошо они выполняют свою работу. Успеш­ные компании стремятся как можно лучше использовать эту группу потребностей, организуя конкурсы и соревнования, награждая лучших сотрудников, формируя проектные (целевые) группы, которым поруча­ется решение особо важных проблем, создание новых продуктов.

Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь - это то, что может привести к ликвидации испытываемого чело­веком состояния нужды в чем-либо. Достижение цели приводит к умень­шению или исчезновению напряжения. Достижение цели восстанавли­вает физиологическое и психологическое равновесие. Прием пищи удовлетворяет голод, встреча с друзьями способствуют восполнению дефицита в общении. Целями в этих случаях являются пища и получе­ние признания от других людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...