Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональная рекомендация




Никогда не используйте для привлечения подростка на свою сторону «подкуп» (конфликтуя между собой, взрослые часто начинают соревноваться в количестве подарков, развлекательных мероприятий и других средств завоевания расположения ребенка), так как это может привести лишь к тому, что он станет манипулировать вами и использовать в корыстных целях. В связи с этим хочется напомнить родителям известную народную мудрость: «При воспитании детей расходуй вдвое меньше денег и вдвое больше времени».

 

 

ГЛАВА 2. СИТУАЦИЯ РАЗВОДА

 

Нет ничего более неизбежного, чем ошибка, время которой подошло.

Закон Тассмена

 

 

Развод – серьезная психотравмирующая ситуация для всех ее участников, а для детей – особенно. И если ребенок дошкольного возраста может достаточно быстро адаптироваться к новым для себя условиям жизни без одного из родителей, то подросток всегда переживает случившуюся семейную драму очень остро, зачастую демонстрируя проблемное поведение (грубость, непослушание, реакции тревоги и пр.). Ведь после развода родителей он лишается не только возможности постоянного общения с кем‑то из них – меняется весь прежний уклад его жизни. Подросток теряет чувство стабильности и уверенность в завтрашнем дне; у него могут появиться разнообразные страхи, особенно страх потери.

 

 

...

ИЗ ПРАКТИКИ ПСИХОЛОГА

К психологу обратилась Ирина Николаевна, мать 14‑летней Татьяны, с жалобами на повышенную тревожность дочери. Родители девушки развелись полгода назад (отец ушел из семьи к другой женщине). Татьяна была очень близка со своим отцом, у них имелось много общих интересов – оба увлекались верховой ездой, слушали одну музыку, вместе ходили на выставки и в музеи. Мать в силу своей занятости работой и домашним хозяйством составляла им компанию сравнительно редко. После развода отец по‑прежнему общался с дочерью по выходным, но, естественно, не мог уделять ей столько же внимания, как раньше, тем более что в его новой семье вот‑вот должен был родиться ребенок.

Девушка испытывала по отношению к отцу чувство глубокой обиды. Она видела, насколько осложнилась жизнь матери после развода – та «крутилась, как белка в колесе», пытаясь обеспечить дочь всем, к чему та привыкла, живя в полной семье. Каждую свободную минуту Татьяна старалась теперь проводить вместе с матерью, помогала ей по дому, вместе с ней ходила по магазинам. У нее появился страх оставаться дома одной, а поскольку происходило это достаточно часто (Ирина Николаевна работала с утра до позднего вечера), девочка предпочитала после школы гулять или ходила в гости к подругам. За час до прихода матери с работы Татьяна начинала испытывать сильнейшее беспокойство, бесцельно слонялась по квартире, прислушивалась к шагам на лестничной клетке. Однажды мать пришла с работы позже обычного на пятнадцать минут. За это время у дочери начались боли в области сердца, что уже всерьез обеспокоило обеих.

Таким образом, девушка, пережив потерю одного близкого человека, панически боялась потерять теперь и второго. Она очень волновалась по поводу здоровья своей матери, пыталась проявлять по отношению к ней повышенные внимание и заботу. По рекомендации психолога мать каждую свободную минуту стала уделять дочери, говорить с ней о том, что ее беспокоит, интересоваться всеми ее переживаниями. Ежедневно она убеждала Татьяну в том, что очень любит ее, что всегда думает о ней, что никогда не причинит ей боль. Она даже стала выкраивать время на то, чтобы обеспечить дочери интересный досуг, что поспособствовало еще большему их сближению.

Параллельно психолог проводил с девушкой психокоррекционную работу по снижению ее тревожности и повышению уверенности в себе. По прошествии времени Татьяна простила отца и стала настраивать мать на создание новой семьи.

 

Действия родителей

Расставаясь, родители могут и должны свести к минимуму переживания своего ребенка по поводу случившегося.

Очень часто дети считают себя причастными к причинам развода, поэтому родители должны постоянно говорить ребенку о том, что его вины в происходящем нет. Насколько быстро подросток сможет справиться с этой психотравмирующей ситуацией, во многом зависит и от степени адаптации самих родителей к факту развода. Вид убитых горем отца и матери, погруженных в свои внутренние переживания, только усугубит его переживания. Поэтому родителям после развода следует в первую очередь оптимизировать собственное психологическое состояние, помочь самим себе. Чаще вспоминайте о том, что развод – это не конец жизни, а начало новой.

Бывшим супругам желательно стремиться к сохранению равноправных партнерских отношений в дальнейшем воспитании ребенка. Очень желательно продолжение общения подростка с покинувшим семью родителем, если, конечно, сам ребенок стремится к этому общению. Для подростков‑мальчиков фигура отца вообще приобретает особое значение, поскольку любому юноше необходимо иметь авторитетного взрослого своего пола, и если им не станет собственный отец, дедушка или тренер спортивной секции, то есть большая вероятность поиска подобного авторитета на улице, иногда – в асоциальной среде.

Оставленному супругу (чаще всего им оказывается мать) важно знать о том, что, нелестно отзываясь в присутствии ребенка о своей бывшей второй половине, можно легко настроить подростка против себя же, поскольку ребенок склонен приукрашивать образ родителя, находящегося на расстоянии.

Очень важно в ситуации развода сохранить родственные связи с бабушками и дедушками по линии того родителя, который покинул семью. Ни ребенок, ни прародители не виноваты в случившемся, и они должны иметь возможность по‑прежнему общаться друг с другом.

Помните: чем большее количество людей любят вашего ребенка, тем лучше и для него, и для вас.

Есть семьи, где спустя годы после развода супругов мать (отец) продолжают дружески общаться с родителями бывшего мужа (жены), получая от них поддержку и участие.

 

 

...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

Еще находясь в процессе развода, посвятите ребенка в свои планы, расскажите о том, какой вы видите вашу с ним дальнейшую жизнь после расставания со вторым родителем. Чем более полной информацией он владеет, тем увереннее будет себя чувствовать. Очень большая ошибка – затевать развод втайне от подростка, «чтобы не травмировать его».

Постарайтесь также не делать своего сына или дочь передаточным звеном между вами и бывшим супругом. Любые просьбы и пожелания, даже касающиеся самого ребенка, обсуждайте между собой. Требования вроде «скажи папе…» или «объясни своей маме…» только усилят психоэмоциональное напряжение подростка.

 

 

ГЛАВА 3. ПОЖИЛЫЕ РОДИТЕЛИ

 

Первая проблема родителей – научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая – найти это приличное общество.

Роберт Орбен

 

 

В современном обществе все больше семейных пар предпочитают заводить ребенка уже после того, как ими будут достигнуты какие‑то определенные успехи в карьере, обустройстве своей жизни, личностном развитии. В такой позиции, безусловно, много преимуществ, так как родители в этом случае подходят к процессу воспитания осознанно, стремятся дать ребенку все, что в их силах, уделяют ему много времени и внимания. Однако в семьях, где малыш появляется на свет после того, как родители миновали 35– или даже 40‑летний рубеж, возникает много специфических трудностей, связанных как с физическим, так и с психологическим состоянием всех членов семьи.

Немолодые матери склонны к самокритике и часто не удовлетворены тем, как выполняют свои родительские обязанности. У них присутствует страх нехватки времени, того, что они могут не успеть вложить в ребенка все необходимое для его дальнейшей успешной жизни. По этой причине им часто не хватает терпения и выдержки в процессе воспитания, так как они ожидают от ребенка быстрых достижений.

Требования, предъявляемые родителями к своему позднему ребенку, часто бывают завышенными, и если он не оправдывает их ожиданий, это может вызывать у них раздражительность, тревожность и другие проявления эмоциональной неуравновешенности.

Поздний ребенок

Установлено, что у поздних детей гораздо чаще наблюдаются нарушения физического здоровья, чем у малышей молодых родителей. С увеличением возраста матери и отца повышается вероятность возникновения у ребенка разнообразных генетических отклонений и аномалий развития. Кроме того, такие дети более предрасположены к возникновению психосоматических заболеваний.

Поздние дети часто бывают болезненными и из‑за того, что их физическому развитию не уделяется должного внимания. Для таких семей приоритетными становятся занятия с ребенком, направленные на развитие его интеллекта и творческих способностей. Причем заниматься с малышом мамы и папы начинают чуть ли не с младенчества.

В силу постоянной занятости такого ребенка развивающими играми и упражнениями у него не остается времени на обычные детские шалости и «бесполезные», с точки зрения родителей, игры со сверстниками на детской площадке. Часто немолодые мамы вообще предпочитают гулять со своими детьми особняком, избегая компании более молодых родительниц, рядом с которыми они чувствуют себя неуютно. Соответственно, ребенок лишается не только необходимой для этого возраста деятельности – игры, но и не получает в достаточном количестве навыков успешного общения с окружающими. Интеллектуальная «взрослость» таких подростков зачастую сочетается с полной социальной незрелостью, так как в повседневной бытовой жизни родители все делают за них и не стремятся привить им навыки самостоятельности.

В подростковом возрасте поздний ребенок может начать стыдиться своих немолодых родителей, которых незнакомые люди часто принимают за его бабушку и дедушку. Их взгляды на жизнь представляются ему устаревшими и абсолютно неактуальными для современной жизни. В силу своей ригидности пожилые родители иногда неспособны принять подростковые моду, жаргон, увлечения, что способствует нарастанию непонимания между ними и ребенком. В переходном возрасте ребенок часто начинает бунтовать против постоянного родительского контроля, становится неуправляемым. С другой стороны, вырастая, такие дети склонны к проявлению большей заботы о своих родителях, чем их сверстники, имеющие еще работоспособных отца и мать. И часто именно повзрослевшие поздние дети становятся для родителей настоящей опорой в старости.

Если поздний ребенок является первенцем, то, как правило, он воспринимается родителями как долгожданный и выстраданный. Мама и папа склонны к переживанию постоянного чувства беспокойства за него, стремятся полностью контролировать всю его жизнедеятельность. Процесс воспитания здесь осуществляется в основном по типу гиперопеки. Ребенок же, подрастая, в свою очередь начинает испытывать тревогу за родителей, их жизнь и здоровье.

Обычно дети, узнав о смерти, чувствуют страх перед ней, но не боятся потерять своих родителей, видя их молодыми и здоровыми. Здесь же ребенок постоянно тревожится, так как имеет для этого реальные основания. К тому же поздние дети часто испытывают чувство одиночества. Бабушек и дедушек у них, скорее всего, уже нет, дети родительских друзей выросли, мама с папой являются для них единственными близкими людьми и страх перед их возможной потерей оказывается крайне интенсивным.

Все вышесказанное справедливо только для тех семей, где ребенок является единственным. В многодетных семьях ситуация принципиально иная. Младшие дети, появляясь на свет, сразу же попадают в многочисленный детский коллектив из своих братьев и сестер, одинокими себя не ощущают, часто становятся всеобщими любимцами и с самого раннего возраста приобретают навыки сотрудничества, необходимые для успешной жизни в социуме.

 

ГЛАВА 4. ЮНЫЕ РОДИТЕЛИ

 

Многие становятся родителями, не перестав быть детьми.

Житейское наблюдение

 

 

Семьи, в которых родителями становятся совсем еще молодые люди, тоже имеют определенную специфику. Часто ребенок здесь – незапланированный, беременность является неожиданностью для всех. Юные мамы и папы, которые еще вчера сами были детьми, сталкиваются с необходимостью брать на себя ответственность, к которой подчас абсолютно не готовы.

Молодые матери на какое‑то время вынуждены прерывать процесс обучения в школе или колледже, отцы должны идти работать, также не имея возможности продолжить свое образование. Юноша, рано ставший главой семьи и не успевший приобрести какую‑либо специальность, в большинстве случаев может рассчитывать только на вакансии, связанные с выполнением неквалифицированного труда. Если молодая семья не получает помощи от своих родителей, то материальные и бытовые трудности, а также общая неудовлетворенность жизнью, связанная с нереализованностью юных супругов в профессиональной и социальной сферах, могут привести к постоянным семейным конфликтам.

Бабушки и дедушки еще сами довольно молоды, продолжают активно работать и не могут в достаточной степени принимать участие в воспитании внуков. Но с другой стороны, они имеют возможность оказывать посильную финансовую помощь молодой семье.

Ранний ребенок

Установлено, что интеллектуальное развитие малышей юных мам и пап зачастую происходит медленнее, чем у их сверстников, имеющих родителей постарше. Воспитание ранних детей осуществляется обычно по типу гипоопеки или же в либеральном (попустительском) стиле, хотя в отдельных случаях молодым родителям удается построить в своей семье хорошие демократичные взаимоотношения.

 

 

...

ИЗ ПРАКТИКИ ПСИХОЛОГА

К психологу обратилась Анна Сергеевна, бабушка 12‑летнего Кирилла Н., по поводу трудностей в школьном обучении внука. Она просила психолога поработать с мальчиком с целью улучшения его успеваемости в школе.

Воспитанием ребенка с самого его рождения занималась Анна Сергеевна. Родители Кирилла заключили между собой брак еще до собственного совершеннолетия – будущая мать мальчика на тот момент уже была беременна. Юные супруги успешно окончили школу, мечтали о поступлении в институт.

Родители молодого мужа решили поддержать детей и дать им возможность получить нормальное образование. Дедушка взял на себя ответственность за материальное благополучие семьи, бабушка уволилась с работы и посвятила свою жизнь воспитанию внука. Юные родители полностью погрузились в студенческую жизнь, часто отсутствовали дома. Пообщаться с Кириллом им удавалось крайне редко, да и особой потребности они в этом не испытывали. В профессиональной деятельности отец и мать мальчика достигли уже определенных успехов и стремились продолжать свой карьерный и социальный рост.

Трудности в обучении сопровождали Кирилла начиная с первого класса. По результатам многочисленных психодиагностических обследований интеллектуальные показатели ребенка оказывались всегда в пределах среднестатистической нормы, то есть речи о какой‑то интеллектуальной недостаточности не шло. Бабушка все списывала на лень ребенка, по ее словам, он никогда не испытывал желания не только сидеть за выполнением домашних заданий, но и вообще заниматься какой‑то активной деятельностью. Прогулкам во дворе со сверстниками мальчик предпочитал отдых дома на диване и рисование. Рисовал Кирилл постоянно, это занятие доставляло ему удовольствие, и только по этому предмету он был успешен в школе.

С первого класса бабушка лично контролировала обучение внука. В семье вообще все были уверены, что образование – одна из основных ценностей в жизни человека, все члены семьи и знакомые имели высшее образование, и Кирилла ориентировали на хорошую (а желательно – отличную) успеваемость. То, что мальчик не проявляет никаких способностей к обучению, стало для всей семьи сильным психотравмирующим фактором. Даже отец, постоянно занятый на работе, проявлял сильную заинтересованность учебными делами Кирилла, злился на него за «тупость и лень», требовал от всех членов семьи постоянных домашних занятий с ребенком по школьным предметам. Бабушка ежедневно сидела с внуком над выполнением заданного в школе, но успеваемость от этого не улучшалась; неоднократно возникала угроза того, что Кирилла оставят на второй год.

В процессе психологических консультаций мальчик не выражал никакого несогласия или внутреннего сопротивления родителям, полностью подтверждал совпадение их желаний со своими, очень хотел радовать маму и папу своими успехами, огорчался по поводу своего несоответствия их ожиданиям. Но когда по предложению психолога Кирилл выполнил рисунок «Моя семья» и затем обсудил с ним нарисованное, выявилось то, что подросток переживает чувство глубокого одиночества внутри своей семьи, чувствует себя в какой‑то мере отверженным, этаким гадким утенком, который всем приносит только лишь неприятности и, по сути, никому не нужен.

Кирилл признался, что очень интересуется рисованием, мечтает учиться в художественной школе, а в будущем хотел бы стать художником. Все это стало настоящим открытием для бабушки, которая сопровождала ребенка на консультации к психологу. Оказалось, что внутренний мир Кирилла оставался для родных абсолютно закрытым, все сосредоточились исключительно на вопросах его обучения, не имея ни малейшего представления о том, что происходит в душе ребенка, о чем он мечтает и к чему стремится.

В процессе очередной консультации у психолога Анна Сергеевна самостоятельно высказала гипотезу о том, что плохая успеваемость Кирилла в какой‑то мере служит для семьи сплачивающим, объединяющим фактором. Если бы не проблемы в учебе, вряд ли отец находил бы время для общения с сыном по какому‑то другому поводу. Да и мать, сильно увлеченная своей профессиональной самореализацией, возможно, не уделяла бы внимания Кириллу, а сейчас она, обеспокоенная его трудностями, уже не считает возможным их игнорировать и по мере сил занимается с ним выполнением домашних заданий. К тому же тема школьного обучения ребенка, всегда считавшаяся в этой семье актуальной и важной, давала всем ее членам общую цель в жизни и постоянную тему для интересующих всех разговоров.

Бабушка Кирилла оказалась очень восприимчивым и гибким человеком. Она легко приняла то, что главное – это сохранение близких и доверительных отношений с ребенком, а не его школьные отметки. Анна Сергеевна стала пропагандировать в семье мысль о том, что важнее всего воспитать хорошего человека, который, став взрослым, сохранит со своими близкими теплые, дружеские отношения. Ей удалось убедить родителей Кирилла определить мальчика в художественную школу, что и было со временем сделано. Школьная успеваемость подростка осталась на прежнем уровне, но у родителей появился повод гордиться сыном: через некоторое время его работы стали занимать призовые места на различных творческих выставках.

 

Когда ребенок достигает переходного возраста, то ситуация в подобных семьях становится более благополучной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...