Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние художественно-творческого развития на современном этапе




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ____________________________________________________

ТЕМА: Хороводные игры, как средство художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

 

Выполнила: ___________________________________________

Группа: ______________________________

Преподаватель: _______________________________________

 

 

Санкт-Петербург


Оглавление Введение ……………………………………………...……………..……...…3

I Сущность понятия художественно-творческое развитие……………….….5
1.1 Понятие и сущность художественно-творческого развития. Ученые, занимавшиеся художественно-творческим развитием......................................5

1.2 Состояние художественно-творческого развития на современном этапе.16

1.3 Развитие педагогически-психологической науки…………………………19

II Особенности художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………….22

2.1 Сущность понятия "хороводные игры"…………………………………….22

2.2 Особенности использования хороводных игр в художественно-творческом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………..24

Заключение………………………...…………………………………………….29

Список использованных источников……………………………………..….. 30

 

 

Введение

Развитие художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей.

Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Научная актуальность темы - художественное творчество - сложное образование, оно восходит к формированию у ребёнка высших, собственно человеческих функций. Оно тесно связано с общим развитием личности.

Практическая актуальность - хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями.

Объект исследования - хороводные игры в художественно-творческом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования - хороводные игры, как средство художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель - хороводные игры в художественно-творческом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием.

Задачи:

1) Изучить сущность понятия художественно-творческое развитие;

2) Изучить состояние художественно-творческого развития на современном этапе;

3) Изучить развитие педагогически-психологической науки;

4) Изучить сущность понятия "хороводные игры";

5) Изучить особенности использования хороводных игр в художественно-творческом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

I Сущность понятия художественно-творческого развития
1.1 Понятие и сущность художественно-творческого развития. Ученые, занимавшиеся художественно-творческим развитием

Художественное творчество детей - выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме.

Существует собственное и исполнительное художественное творчество. Последнее включает, например, игру на музыкальных инструментах, выразительное чтение, традиционные виды народного художественного творчества, т.е. воспроизведение детьми готовых образцов или произведений других авторов.

Художественное творчество - сложное образование, оно восходит к формированию у ребёнка высших, собственно человеческих функций. Оно тесно связано с общим развитием личности. Существуют разные точки зрения на истоки художественного творчества.

Творчество - это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества[1]

А.В.Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует»[2], и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельности, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).

Психолог Н.Варкки, характеризуя художественное творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие, с которым связано сознание его возможностей социальной ценности. Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения.[3]

"Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве". [4]

Проблемой творчества занимались многие исследователи, такие, как Л.С. Выготский, Н.А.Ветлугина.

Художественное творчество и ребенок… Возможна ли такая постановка проблемы? Какие виды художественной практики доступны детям? Когда и
как приобщать их к художественной деятельности?

Все эти вопросы уже многие десятки лет волнуют самый широкий круг людей – педагогов и художников.

Все виды художественной деятельности – восприятие произведений
искусства, первые их оценки, попытки исполнять и импровизировать – возникают уже дошкольном возрасте. И дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.

При всех разнообразных подходах к сущности деятельности теоретический анализ позволяет обнаружить общепризнанные позиции:

деятельность – это объективная реальность, сложная, многоуровневая, динамическая система, способная к саморазвитию; как система является целостным образованием;

деятельность – это особая система, в которой существует и развивается человек; форма связи человека с внешним миром: изменяя мир, человек меняется сам;

деятельность – это способ вписанности человека в мир;

деятельность для человека – открытая система, в которой он может постоянно реализовывать свои возможности;

деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия, в ней обнаруживается органическая связь объекта и субъекта. В этом ракурсе деятельность – диалектически противоречивая целостность, так как, будучи реальностью, взаимодействующей с миром, она отражает объективность, а демонстрируя активность человека как субъекта, свидетельствует о ее субъективном характере;

деятельность – сущность человека, только ему свойственный способ существования, обнаруживая творческую активность человека, расширяет горизонт его личности, демонстрирует уровень развития его сознания, становится для него ценностью.

Большинство определений, раскрывающих сущность понятия «деятельность» и представленных в научной литературе, в основе своей имеют отношение человека к окружающему, целесообразное изменение его.

Известно, что педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет проблему природы возникновения детского художественного творчества. В решении этого вопроса сложились две противоположные тенденции. В одних случаях источник творчества рассматривается как результат лишь внутренних самозарождающихся сил ребенка.

Становление творческих способностей сводится целиком к спонтанному моменту.

Отсюда уже следует вывод о неуправляемости процессов формирования
художественных способностей ребенка и тщетности педагогического вмешательства в него. В других случаях источник детского творчества ищут в самой жизни, в искусстве. Создание соответствующих педагогических условий объявляется гарантией активного влияния на развитие детского творчества. Особое значение придается тут усвоению детьми художественного опыта, обучению их приемам творческих действий. Конечно, эти тенденции часто редактировались, приобретали различный характер, обосновывались различными соображениями. В условиях формирования детского художественного творчества сводились лишь к созданию художественной среды, окружения. Роль активного руководства отрицалась. В других же случаях слишком прямолинейно и грубо решался вопрос о непосредственном воздействии взрослого на творческие процессы ребенка. На всех этапах развития советского общественного дошкольного воспитания и его теории проблеме развития детского творчества, отводилось должное место. Заметную (в области изобразительной деятельности), играли взгляды А. Бакушинского. Тонкий знаток детских рисунков, он давал им, однако, не верное толкование, выискивая в них проявления бессознательного начала и подчеркивая стихийность процессов рисования. С его точки зрения, существует некая биологическая предопределенность в развитии детского творчества. Подобный взгляд на природу детского творчества, естественно, привел А. Бакушинского к идее резкого ограничения задачи руководства творчеством лишь, созданием своеобразной художественной среды. Материал и опыт по исследованию детского творчества накапливались с годами.[5]

Исследованием проблемы способностей занимался Б.М. Теплов. В понятие «способность» он заключил 3 признака:

1. Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.[6]

Как отмечает Б.М. Теплов, способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка.

Основываясь на этом, можно определить детские творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:[7]

1) Способность видеть проблему там, где её не видят другие;

2) Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;

3) Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

4) Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;

5) Способность легко ассоциировать отдалённые понятия;

6) Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

7) Гибкость мышления;

8) Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;

9) Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;

10) Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

11) Лёгкость генерирования идей;

12) Творческое воображение;

13) Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

А. М. Матюшкин, изучая компоненты творческой трудовой деятельности в связи с решением проблемных задач, выделил следующие компоненты: целевые действия, способы деятельности, условия деятельности и определил следующие стадии творческого процесса: созревание, вдохновение, проверка. Я. А. Пономарев выделяет три самостоятельных этапа[8]:

1) осознание проблемы;

2) разрешение проблемы;

3) проверка решения.

В работах Б.Теплова, А.Леонтьева, А.Запорожца
подчеркивалась ведущая роль воспитания, обучения, определяющее значение
педагогической деятельности в развитии художественно-творческих способностей.

Современная наука пытается найти объяснение объективной природы детского художественного творчества. Важно не только получить характеристику его структуры, но и проследить генетический путь его развития, установить оптимальные условия, которые обеспечат его дальнейшее формирование. Огромное значение художественного творчества в эстетическом развитии ребенка не требует специальных доказательств. Здесь следует думать лишь о конкретной реализации поставленных задач. Для того чтобы дети успешно занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Взрослый играет огромную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. В психолого-педагогических работах чаще всего отмечается, что наличие способностей к определенному виду художественной деятельности сочетается всегда с положительным отношением к нему. По мнению В.Мясищева, склонности проявляются в раннем возрасте и идут как бы впереди способностей, проявляясь подчас как бы спонтанно. Дети действительно интересуются многим, но поскольку деятельность их ограничена, а способности еще недостаточно сформированы, то и творческие проявления их оказываются слабыми.

Культура – процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука – различные фазы этого процесса. Способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности, всё это культура. Культура – единство всех форм традиционного поведения.

Детское творчество должно доставлять удовольствие не только ребенку, но и окружающим, в этом его важное эстетическое качество. Следует иногда тормозить излишнюю эффективность, которая захватывает ребенка в такой степени, что уводит от творчества. Вот почему прав А.Макаренко (1957), когда говорил о соразмерности между активностью и тормозными действиями. В итоге общая проблема получила достаточно разностороннее освещение. Результаты каждого из изучающих данных вопрос сопоставлялись с результатами другого и подтверждались. Подчас обнаруживались в них противоречия, которые анализировались. В целом же исследование было направлено на решение двух основных задач:

1) выявление особенностей детского продуктивного творчества, его художественно-образной природы, критериев его оценки;

2) определение путей управления им.[9]

Творчество – преобразовательная деятельность, разрушающая старое во имя нового и создающая на основе старого общественно ценное новое. Новизна, оригинальность, общественная значимость творчества – и процесс, и результат. Творческая деятельность – это только процесс.

Детское творчество не полностью соответствует этому определению. Но любое творчество имеет различную общественную ценность так же, как и очевидны различные уровни, масштабы, результаты творчества у разных авторов.

Н.А.Ветлугина считает правомерным распространять понятие творчества на деятельность ребёнка, ограничив его словом «детское» и отметив условность его применения. Она рассматривает детское творчество и в связи со зрелым искусством, и как педагогически обусловленное явление.

Не каждую детскую продукцию можно считать творчеством. Н.А.Ветлугина выделила показатели, по которым можно отнести ту или иную продукцию детей к творчеству. Она разделила их на 3 группы[10]:

1) Показатели, дающие характеристику отношения детей к творчеству: увлечённость, способность «войти» в воображаемые обстоятельства и условные ситуации, искренность переживаний. На этой основе хорошо развиваются художественные способности.

2) Показатели, характеризующие качество способов творческих действий детей: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.

3) Показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, музыкальной игре, драматизации, в словесном, песенном и танцевальном творчестве, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.

По этим показателям можно сказать, является ли та или иная детская продукция творчеством.

Творческая природа искусства, эвристические характеристики художественной деятельности (многообразие "картин мира", приоритеты новизны, оригинальности, уникальности, неограниченная свобода преобразований и индивидуальных проявлений, ассоциативно-образная природа, эмоциональная выразительность) соответствуют природе детства и возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, для которых характерна художественная по своей сути картина мира, "эффект новизны", образная основа мышления, роль воображения в развитии высших психических функций, позитивное отношение к художественным формам познания (игре, метафоре, драматизации, сказке). Вместе с тем, педагогический потенциал искусства в развитии общих способностей к творчеству неисчерпаем.

Советский психолог Л. Выготский (1967) утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке».[11]

Исследователь выделяет два вида деятельности человека: воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую (творческую). Воспроизводящая деятельность связана с памятью человека. Человек воспроизводит или повторяет раньше создавшиеся и выработанные им в прошлом приёмы поведения, воскрешает следы от уже имевших место ранее переживаний. В этих случаях деятельность не создаёт ничего нового, а основывается на повторении того, что уже было.

Результатом комбинирующей (творческой) деятельности является создание новых образов или действий. Как отмечает Л.С.Выготский, мозг является органом не только сохраняющим и воспроизводящим наш прежний опыт, а также органом комбинирующим, творчески перерабатывающим и созидающим из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее». Л.С. Выготский возражает против того, что творчеством могут занимать лишь избранные, одарённые особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития».[12] Из этого можно сделать вывод, что творческой деятельностью могут заниматься все дети.

Как считает Л.С. Выготский, «важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке всё - от занавеса и до развязки драмы - должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит всё своё значение и всю свою силу в приложении к ребёнку».[13]

Психолого-педагогический аспект в изучении феномена художественного творчества (в основе которого – «внутренняя свобода и эмоционально чувственное раскрепощение субъекта творческого процесса») связан с исследованием психической структуры личности в процессе ее развития (социализации средствами искусства).

Формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства может быть стихийным и педагогически направленным. В последнем случае художественное воспитание приобщает ребёнка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Общение, игра, праздник и т.д. это необходимые функции культуры.

Художественное творчество ребенка – это фактически выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме.

В узком смысле к художественному творчеству относят продукты самостоятельного творческого проявления ребёнка, выполненные по личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе умений, приобретённых самостоятельно или под руководством взрослых. Многоплановостью замысла, процесса и продукта художественное творчество отличается от учебных работ по искусству, где ребёнок тренирует какое-то отдельно взятое умение, технический приём, задача и план которых заранее определены учителем. В творческом процессе ребёнок одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т.д. Следует различать массовое художественное творчество, т. е. приобщение к художественной деятельности всех детей независимо от таланта, и творчество одарённых детей.

Состояние художественно-творческого развития на современном этапе

Давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия -длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия - короткое озарение и интуитивно принятые решения.

Во второй половине XX века исследования творчества стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творчества. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей.

Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

В современное время дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности - составление рассказов. Придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в действительности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей.

Своеобразие детского творчества заключается так же в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей - образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он ещё не устойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.

Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого изображения в их осуществлении.

Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое.

Так же как в игре, творчество детей проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средство претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребёнок остаётся таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передаёт своё отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребёнка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Цель обучения навыками художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т.д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности. Осваивая те или иные навыки, ребёнок использует их, внося свою, пусть маленькую, лепту в украшении жизни семьи, детского сада, своих сверстников.

В развитии художественно - творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...