Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав и объекты земляных работ при железнодорожном строительстве

 

Целью земляных работ в желез­нодорожном строительстве явля­ются: а) сооружение земляного полотна; б) устройство водоотводов (канав и т. д.); в) возведение дамб, траверсов и дру­гих земляных сооружений для защи­ты железной дороги от воздействия текущих вод, обвалов, оползней и т. п.; г) планировка площадей; д) разработка и обратная засыпка котлованов и траншей или бурение скважин для закладки на расчётные глубины фундаментов зданий, уст­ройств водопровода, теплопровода, канализации, газоснабжения, электроснабжения, различного рода опор и т. п.; е) прокладка дорог; ж) устройство различных въездов и съездов; з) подготовка естественных основа­ний для проведения последующих работ.

При желез­нодорожном строительстве около 90 % общего объёма земля­ных работ приходится на сооружение земляного полотна. Эти работы подразделяются на подготовительные, основные, отделочные и ук­репительные.

К подготовительным ра­ботам по сооружению земляного полотна относятся:

1. Восстановление и закрепление на местности трассы линии, границ полосы отвода, а также границ карье­ров (резервов), из которых предпо­лагается добывать грунт для возведения земля­ного полотна.

2. Расчистка трассы от леса, кустарника, пней, крупных камней, строений и других препятствий с площади производства земляных работ.

3. Разбивка земляного полотна.

4. Устройство землевозных дорог с учётом возможности применения материалов дорожных одежд.

5. Устройство водоотводных сооружений, предназначенных для отвода и перехвата воды, поступающей к строящемуся земляному полотну, а также осушения заболоченных или переувлажнённых участков основа­ния.

6. Срезка дернового покрова и рас­тительного слоя почвогрунта.

7. Рыхление поверхности грунта в по­лосе основания будущих насыпей.

8. Заготовка и перевозка на намеченные места материалов для укрепительных работ.

К основным работам по сооружению земляного полотна относятся:

1. Рыхление плотных грунтов, тре­буемое по условиям последующей их разработки машинами, в том числе рыхление скальных и мёрзлых грун­тов.

2. Подготовка основания насы­пей, требующая изменения естественного очертания поверхности (нарезка уступов, выторфовывание и т. д.).

3. Возведение насыпей грунтом из выемки, каръера и резерва.

4. Разработка выемок с вывозкой грунта в насыпи, банкетные валы, кавальеры и отвалы.

5. Укладка грунта, его послойное раз­равнивание и уплотнение.

6. Устройство и последующее удале­ние въездов и съездов для транспортных средств.

К отделочным работам по сооружению земляного полотна относятся:

1. Планировка верха (основной площадки) земляного полотна.

2. Нарезка сливной призмы.

3. Планировка откосов насыпей и выемок.

4. Нарезка кю­ветов в выемках.

5. Планировка стан­ционных и прочих площадок.

К укрепительным работам по сооружению земляного полотна относятся:

1. Укрепление откосов подтопляемых и эрозионно-неустойчивых насыпей и выемок.

2. Укрепление от­косов подходных насыпей в местах их сопряжений с устоями мостов (на конусах).

3. Укрепление водоотводных канав, кюветов и прочих со­оружений для отвода, перехвата во­ды и требуемого направления (ре­гуляции) водных потоков.

3.2 Производство подготовительных и отделочных работ по сооружению железнодорожного земляного полотна

 

3.2.1 Определение объёмов и технология производства подготовительных работ

 

Восстановление и закрепление на местности трассы линии, границ полосы отвода, а также границ карье­ров (резервов), из которых предпо­лагается добывать грунт для возведения земля­ного полотна.

Для восстановления и закрепления на местности оси трассы, границ полосы отвода, границ карьеров и резервов, а также разбивок контуров различных осевых, граничных и прочих линий проводят комплекс геодезических работ, который обычно совпадает по времени с передачей трассы проектно-изыскательской организацией строителям. Восстанавливают пикетаж по трассе, делают детальную разбивку круговых и переходных кривых, устанавливают выносные столбы, закрепляющие точки трассы и характерные размеры поперечников, и т. д. Данный этап подготовительных работ рассматривается в отдельном порядке проектно-изыскательской организацией.

Объём работ по восстановлению и закреплению на местности трассы линии, границ по­лосы отвода, а также границ карье­ров (резервов) в курсовом проекте можно принять равным длине всего заданного участка.

Работы выполняются землеустроительной геодезической партией в составе 12 человек, оснащённой автомашиной. По данным производственного опыта суточный темп работы партии составляет в среднем 2,5 км/сут. () длины трассы или 0,04 км2/сут. () площади карьеров и станционных площадок.

Расчистка трассы от леса, кустарника, пней, крупных камней, строений и других препятствий с площади производства земляных работ.

Расчистка трассы от леса, кустарника, пней, крупных камней, строений и других препятствий с площади производства земляных работ производится в пределах полосы отвода.

Объём работ по расчистке трассы от леса равен площади удаления леса 2), вычисляемой по формуле:

 

, (3.1)

 

где – порядковый номер поперечного сечения полосы отвода где изменяется ширина просеки леса по длине трассы (, где – номер последнего поперечного сечения полосы отвода, то есть – общее количество поперечных сечений полосы отвода);

– ширина просеки леса в -том поперечном сечении полосы отвода, м;

– ширина просеки леса в поперечном сечении полосы отвода, м;

– расстояние между в -тым и поперечными сечениями полосы отвода, где изменяется ширина просеки леса, м.

Ширины просек леса (м) и принимают с учётом рабочих отметок земляного полотна и способа перемещения грунта при возведении насыпей и разработке выемок, а также размеров берм, канав, резервов, кавальеров и расположения второго пути в перспективе.

В курсовом проекте ширины просек леса (м) и (м) можно принять равной ширине полосы отвода по приложению …..

Расчистку трассы от леса осуществляет бригада в составе: 2-х вальщиков леса 6-го разряда; 2-х лесорубов 4-го разряда; 4-х лесорубов 2-го разряда; 2-х обрезчиков 4-го разряда (в случае машинной валки леса вместо вышеназванных рабочих используется валочно-пикетирующая машина ЛП-19, обслуживаемая одним машинистом 6-го разряда). Вместе с основной бригадой рабочих расчистку трассы от леса и кустарника выполняют: трелёвочный трактор, управляемый одним машинистом 6-го разряда; бульдозер, управляемый одним машинистом 6-го разряда; 2 чокеровщика 4-го разряда; 2 раскряжевщика 4-го разряда; 3 подсобных рабочих 2-го разряда. Производительность бригады по расчистке трассы от леса приведена в таблице 2.1.

Объём работ по расчистке трассы от пней и кустарников определяется аналогично по формуле (2.1).

Расчистка трассы от пней и кустарников осуществляется бри­гадой в составе: 1-го машиниста бульдозера 6-го разряда; 1-го рабо­чего 4-го разряда.

Производительность бригады при корчёвке пней га/смену ( – при мощности трактора 100÷300 л.с.).

Производительность бригады при срезке кустарника га/смену ( – при мощности трактора 100÷300 л. с.).

Площадь расчистки участка от пней соответствует площади леса, а от кустарника – может быть определена по формуле 2.1.

 

Таблица 3.1 Производительность бригады по расчистке трассы от леса и кустарника  
Крупность леса Производительность бригады, га/час
густой средней густоты редкий
Крупный 0,034/0,29 0,05/0,4 0,12/1,0
Средней крупности 0,03/0,19 0,06/0,28 0,097/0,6
Мелкий 0,03/0,13 0,045/0,21 0,078/0,47
Очень мелкий 0,27/0,1 0,024/0,7 0,065/0,37

Примечание: в числителе – с помощью бетзонны, в знаменателе – с помощью машины ЛП-19.

 

Разбивка земляного полотна.

Разбивку земляного полотна выполняют по ходу производства работ инженеры-геодезисты и строительные мастера после расчистки полосы отвода трассы от леса, кустарника, пней, крупных камней и других препятствий.

Объём работ по разбивке земляного полотна в курсовом проекте можно принять равным длине всего заданного участка.

Устройство землевозных дорог с учётом возможности применения материалов дорожных одежд.

Устройство землевозных дорог с учётом возможности применения материалов дорожных одежд необходимо для организации систематического движения землеройно-транспортных машин и механизмов.

Объём работ по устройству землевозных дорог в курсовом проекте не предусморен.

Устройство водоотводных сооружений (канав и т. д.), предназначенных для отвода и перехвата воды, поступающей к строящемуся земляному полотну, а также осушения заболоченных или переувлажнённых участков основа­ния.

Перед началом отсыпки насыпей и разработки выемок устраивают водоотводные канавы для отвода поверхностных вод, шириной по дну не менее 0,5 м с крутизной откосов 1:1,5.

Водоотводные канавы устраивают вдоль будущих насыпей в случае отсутствия резервов. На косогорных участках водоотводные канавы размещают с верховой стороны.

При поперечном уклоне местности менее 0,02 и высоте насыпи менее
1,5 м
, а также на участках с переменными направлениями косогора водоотводы устраивают с двух сторон насыпи.

С нагорной стороны выемок устраивают забанкетные канавы, а при наличии там кавальеров – также нагорные канавы.

Объём работ по устройству водоотводных сооружений в курсовом проекте определяем для водоотводных канав 3) по формуле:

 

, (3.2)

 

где – площадь соответствующего вида водоотводной канавы, м2;

– общая длина насыпей (выемок), где планируется устройство соответствующего вида водоотводной канавы, м.

В нескальных талых грунтах водоотводные канавы копают экскаваторами – обратными лопатами с профилировочным ковшом.

Экскаваторы – обратные лопаты, при устройстве водоотводов, работают в комплекте с бульдозерами мощностью 74 кВт. Состав бригады: 1 машинист экскаватора 6-го разряда, 1 помощник машиниста экскаватора 5-го разряда, 1 машинист бульдозера 6-го разряда. Производительность комплекта – 200 м3/смену ().

Срезка дернового покрова и рас­тительного слоя почвогрунта.

Срезка дернового покрова и рас­тительного слоя почвогрунта осуществляется на всём протяжении трассы. Срезанный растительный слой почвогрунта, сохраняемый во временных отвалах, используют для рекультивации нарушенных при строительстве земель или при укреплении откосов земляного полотна травосеянием. В курсовом про­екте площадь срезаемого растительного слоя почвогрунта можно принять равной площади полосы отвода и рассчитать по формуле 3.1. Толщину срезаемого растительного слоя почвогрунта и дернового покрова можно принять в пределах м. Нормы времени по срезке растительного слоя почвогрунта бульдозером, которым управляет 1 машинист 6-го разряда приведены в источнике /…/.

Объём работ по срезке дернового покрова и рас­тительного слоя почвогрунта 2) определяется по формуле:

 

, (3.3)

 

где – порядковый номер поперечного сечения полосы отвода по длине трассы (, где – номер последнего поперечного сечения полосы отвода, то есть – общее количество поперечных сечений полосы отвода);

– ширина -того поперечного сечения полосы отвода, м;

– ширина поперечного сечения полосы отвода, м;

– расстояние между в -тым и поперечными сечениями полосы отвода.

Рыхление поверхности грунта в по­лосе основания будущих насыпей.

Рыхление поверхности грунта в по­лосе основания будущих насыпей производится с целью обеспечения более надёжного сцепления частиц отсыпаемого и поверхностного грунтов основания насыпи.

Объём работ по рыхлению поверхности грунта в по­лосе основания будущих насыпей в курсовом проекте не предусморен.

Заготовка и перевозка на намеченные места материалов для укрепительных работ.

Заготовка и перевозка на намеченные места материалов для укрепительных работ в подготовительный период сооружения земляного полотна производятся по мере их необходимости.

Объём работ по заготовке и перевозке на намеченные места материалов для укрепительных работ в курсовом проекте не предусморен.

Результаты расчётов по формулам (2.1)÷(2.3) заносятся в колонку 4 таблицы 2.2.

 

3.2.2 Определение объёмов и технологии производства отделочных работ

 

Отделочные работы выполняются сразу после завершения основных работ.

При сооружении земляного полотна насыпи возводят с запасом грунта на откосах, а от­косы выемок не добирают до проектного профиля.

Отделку насыпей начинают с основной площадки земляного полотна (ОПЗП), а отделку выемок – с откосов, заканчивая её разработкой кюветов.

Планировка верха (основной площадки) земляного полотна. Нарезка сливной призмы.

Объём работ по планировке верха (основной площадки) земляного полотна (ОПЗП) 2) принимается численно равным объёму работ по нарезке сливной призмы земляного полотна 2), и определяется по равенству:

 

, (3.4)

 

где – ширина основной площадки земляного полотна (приложение …), м;

– длина всего участка сооружения земляного полотна (по заданию), м;

– общая длина мостов между задними гранями их устоев на заданном участке сооружения земляного полотна, м.

Планировку верха и нарезку сливной призмы земляного полотна (ОПЗП) при нескальных талых грунтах выполняют автогрейдерами мощностью кВт при наличии бригады в составе: 1-го машиниста 5-го разряда, 3-х рабочих 3-го разряда на разбивке, 1-го землекопа 3-го разряда.

Планировка откосов насыпей и выемок.

Объём работ 2) по планировке площадей откосов насыпей и выемок определяются исходя из геометрических размеров их поперечного профиля по формуле:

 

, (3.5)

 

где – средняя длина откоса насыпей или выемок на всём участке, м;

– длина всех насыпей или выемок на всём участке, м.

Средняя длина откоса насыпей или выемок на всём участке определяется по формуле:

 

, (3.6)

 

где – средняя рабочая отметка насыпей или выемок на всём участке, м;

– показатель крутизны откоса насыпей или выемок на всём участке.

Планировку откосов насыпей и выемок при рабочих отметках до 3,5 м выполняют автогрейдером мощностью кВт или бульдозером мощностью кВт, оборудованными откосником-удлини­телем, бригадой в составе: 1-го машиниста автогрейдера (или бульдозера) 6-го разряда, 2-х землекопов 3-го разряда.

Планировку откосов насыпей и выемок с рабочими отметками от 3,5 м до 14 м осуществляется экскаватором-драглайном, обору­дованным двухотвальным планировщиком или экскаватором-планиров­щиком.

Нарезка и планировка кю­ветов в выемках.

Объём работ по нарезке и планировке кюветов в выемках 3) определяется по формуле:

 

, (3.7)

 

где – площадь двух кюветов в выемке, м2; (в обычных условиях м2, а при барханных песках м2);

– общая длина всех выемок на участке, м.

Кюветы устраивают по технологии аналогичной рытью водоотводных канав.

Планировка стан­ционных и прочих площадок.

Объём работ по планировке стан­ционных и прочих площадок в курсовом проекте не предусморен.

Укрепительные работы.

Ук­репления откосов насыпей, выемок, кавальеров и резервов осуществляют преимущественно гидропосевом многолетних трав с использованием гидросеялки на автомобильном ходу. Составы рабочих звеньев и нормы времени на выполнения отделочных работ приведены источниках /…/.

Объём работ по укрепительным работам в курсовом проекте не предусморен.

Результаты расчётов по формулам (2.4)÷(2.7) заносятся в колонку 4 таблицы 3.2.

 

 

3.2.3 Определение технологических параметров подготовительных и отделочных работ

Норма времени (ч/м, ч/м2, ч/м3 и т. д.) работы машин и механизмов (колонка 5, таблица 3.2) на подготовительных и отделочных работах выбирается по источнику /…/ в зависимости от условия производства работ.

Норма затрат труда (чел.-ч/м, чел.-ч/м2, чел.-ч/м3 и т. д.) рабочих и машинистов (колонка 6, таблица 2.2), выполняющих определённый вид подготовительных (отделочных) работ определяется по общей формуле:

 

, (3.8)

 

где – количество рабочих или машинистов, выполняющих определённый вид подготовительных (отделочных) работ, чел.;

– норма времени работы машины при выполнении определённого вида подготовительных (отделочных) работ по источнику /…/), (ч/м2) или (ч/м3).

Машиноёмкость (колонка 7, таблица 2.2) определённого вида подготовительных (отделочных) работ определяется по формуле:

 

, (3.9)

где – объём определённого вида подготовительных (отделочных) работ, м, м2, м3 и т. д.

– количество рабочих смен за сутки, см./сут. (По заданию).

– продолжительность одной рабочей смены, ч/см. ( = 8,2 ч/см.).

Трудозатраты (колонка 8, таблица 2.2) на выполнение определённого вида подготовительных (отделочных) работ определяются по формуле:

 

, (3.10)

 

где – количество работающих в комплексной бригаде определённого вида подготовительных (отделочных) работ, чел. (маш.);

– продолжительность определённого вида подготовительных (отделочных) работ, сут.

Продолжительность определённого вида подготовительных (сут.) и отделочных (сут.) работ (колонка 11, таблица 2.2) определяется по следующей формуле:

 

, (3.11)

 

где – количество машин, выполняющих определённый вид подготовительных (отделочных) работ, шт.

Колонки 9, 10, 12, 13, 14 таблицы 2.2 заполняются проектированием по ходу принятия инженерно-технических решений.

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Указы, Постановления и Программы правительства по развитию транспортно-коммуникационного комплекса Республики Казахстан

2. История развития железных дорог России и Советского Союза/в 2-х томах. М.: Транспорт.

3. Технология железнодорожного строительства.Спиридонов Э.С, Призмазонов А.М, Акуратов А.Ф,Шепитько Т.В. М.: Транспорт. 2002.

4. Железнодорожное строительство. Технология и механизация. Першин С. П. М.: Транспорт. 1982

5. Железнодорожное строительство. Технология и механизация. Першин С. П. М.: Транспорт. 1991.

6. Комплексная механизация и автоматизация путевых и строительных работ. Михайловский Г.И, Лончаков Э.Т. М.: Транспорт 1986.

7. Комплексная механизация строительства. Пермяков В.Б. М.: Транспорт. 2005.

8. Проектирование производства работ по сооружению железнодорожного земляного полотна на участке. Учебное пособие. Тулемисов Т.Ж. Алматы,

КазАТК. 2007.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...