Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элементы организационной структуры государственного аппарата




1. Система представительных (законодательных) органов.

2. Система исполнительно-распорядительных органов.

3. Система судебных органов.

4. Система надзирательно-контрольных инстанций.

5. Органы охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженные силы, органы налогообложения и на­логовой полиции.

За работой государственного аппарата в любой стране стоит профессиональная деятельность служащих. В Российской Федера­ции структура государственного аппарата базируется на принципе федерализма и поэтому включает как федеральный аппарат, так и аппарат субъектов РФ.

Исполнением экономической функции Российского государст­ва занято Федеральное правительство и многие министерства (Ми­нистерство экономики, финансов, государственного имущества РФ и др.).

Социальная функция возложена в основном на федеральные и региональные министерства (Министерство труда и социального развития, Министерство здравоохранения, Министерство образо­вания).

Правоохранительную функцию государства исполняют судеб­ные органы (Конституционный Суд, суды общего назначения, воз­главляемые Верховным судом РФ, Арбитражные суды во главе с Высшим арбитражным судом РФ).

Контроль за исполнением законов со стороны граждан, органи­заций и должностных лиц осуществляет прокуратура.

Охрана общественного порядка и борьба с преступностью воз­ложена на органы внутренних дел.

На страже интересов государства стоит Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, налоговые инспекции, санитар­но-эпидемиологические инспекции и др.

Государство - это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

ГОСУДАРСТВО и его признаки

 
 

 


Признаки любого гос-ва

1.Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним.

2. Государственная власть осуществляется особым слоем лю­дей, профессионально занятых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионального осуществ­ления своих функций.

3. Территориальная организация власти и населения (населе­ние, проживающее на территории того или иного государства, раз­деляется по административно-территориальным единицам, по ко­торым и осуществляется управление обществом).

4. Налоги и сборы (ни одно государство не может существовать без от­бора общеобязательных платежей).

Словарь:

Суверенитет - полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА, система социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих определенные политические функции; включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели. Значительную роль в политическом развитии общества играет церковь.

Признаки правового государства

1. Верховенство закона - все государственные органы, должно­стные лица, общественные объединения, граждане в своей дея­тельности должны подчиняться требованиям закона.

В свою очередь, законы должны быть правовыми, то есть:

а) максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;

б) приниматься компетентными органами;

в) приниматься в соответствии с законно установленной проце­дурой;

г) не противоречить ни конституции, ни друг другу.

2. Соблюдение и охрана прав и свобод человека(незыблемость прав и свобод человека и гражданина) - государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.

3. Последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти.

4. Взаимная ответственность государства и гражданина - за на­рушение закона должна следовать предусмотренная законом мера ответственности.

Главная цель правового государства - обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах.

 

 

Политический режим - это совокупность методов, средств и способов практического осуществления государственной власти в конкретный период его исторического развития.

Признаки политического режима

1-я группа признаков связана с уровнем легитимности полити­ческой власти, при этом можно выделить такие показатели, как:

• степень участия народа в формировании органов политиче­ской власти или легитимности власти;

• степень реализации политической власти непосредственно народом;

• доминирующие методы осуществления политической вла­сти (принуждение, убеждение, насилие...).

2-я группа признаков связана с правовым положением человека в государстве, а именно:

• реализацией основных прав и свобод человека и гражданина;

• степенью гласности в обществе, положением средств мас­совой информации;

• учетом интересов меньшинства при принятии политических решений.

В зависимости от методов и средств, с помощью которых госу­дарство осуществляет свои властные функции, различают два про­тивоположных политических режима - демократический и антиде­мократический.

С учетом этих признаков выделяют два типа политического режима - демократический и тоталитарный в их разных модифика­циях: теократический, националистический, военно-фашистский, военно-бюрократический и коммунистический режимы.

В современной политической науке под демократией понима­ется политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Основными чертами демократического режима являются:

• формирование органов власти выборным путем;

• свобода деятельности различных субъектов политической жизни;

• признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности.

Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод личности и установлении диктатуры одного человека или группы лиц.

Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авто­ритарные и военные.

Тоталитарный режим - это политический режим, претен­дующий на полный контроль над личностью со стороны государства.

Признаки тоталитарного режима:

- наличие единственной массовой партии, фактически срос­шейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором; обожествление лидера, его пожизненная не­сменяемость;

- наличие официальной, господствующей в обществе тотали­тарной идеологии (коммунизм, национализм, фашизм);

- монополия государства на средства вооруженной борьбы;

- монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;

- наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массо­вый террор по отношению к так называемым «врагам народа»;

- подчинение экономики государству, командно-администра­тивная система управления.

Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претен­дующий на тотальный контроль над обществом, называется авто­ритарным.

Носителем власти при авторитарном режиме является один че­ловек или группа лиц (правящая элита). Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам.

Авторитаризм - это режим, который носит характер, пере­ходный от тоталитарного к демократическому.

Военный режим - это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.

Признаки военного режима:

- переход власти в результате военного переворота к хунте;

- отмена конституции и замена ее актами военных властей;

- роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена ее военными;

- ограничение действия политических прав и свобод человека;

- создание при хунте консультативных органов из технократов.

Консервативно-демократический режим опирается не столь­ко на конституцию, сколько на вековые политические традиции общества (Великобритания).

Охлократический демократический режим опирается на власть толпы или митинговой демократии (Веймарская республика в Германии).

Теократический режим характеризуется сосредоточением по­литической власти в руках духовных лиц, с опорой на религиозные догмы и господством религиозной идеологии (Иран).

Националистический режим основывается на идеологии ра­сового или национального превосходства (режим апартеида в ЮАР).

Военно-бюрократический коммунистический режим - ха­рактерно господство одной партии с харизматическим вождем, официальной коммунистической идеологии, сверхмилитаризация общества, особая система контроля над обществом, насилия и тер­рора по отношению к народу, полный законодательный произвол.

Конституция Российской Федерации провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с респуб­ликанской формой правления. Государственная власть в России носит легитимный характер и по форме является народовластием. Граждане нашей страны участвуют не только в формировании ор­ганов государственной власти, регулярно отдавая свой голос тому или иному кандидату в президенты, Государственную Думу или в местные органы государственной власти. Показательным для подлинной демократии является институт ответственности избран­ных лиц (досрочный отзыв депутата, не оправдавшего доверие избирателей). Возраст политика добавляет ему опыта, мудрости, знаний умеренности, выдержки, умения находить компромиссы.

Политическая культура

Политическая культура - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

Политическая культура - это система исторически сложив­шихся, устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений, установок, убеждений, представлений, ценностей, которая проявляется в деятельности людей и обеспечивает преемственность политической жизни общества.

Субъекты политической культуры: государство, политиче­ские партии, общественные движения, церковь, средства массовой информации, семья.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...