Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техническая эксплуатация авиационной техники




ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

ВВЕДЕНИЕ

 

Воздушный транспорт является составной частью производственной и социальной инфраструктуры страны, обеспечивая в Российской Федерации транспортную доступность.

Особенностью гражданской авиации как важнейшей транспортной отрасли является широкий спектр решаемых ею задач. Российский воздушный транспорт является частью мировой гражданской авиации ( ГА) и на него распространяется весь комплекс требований международных авиационных стандартов.

 Перспективы развития воздушного транспорта ( ВТ) определены Транспортной стратегией Российской федерации на период до 2030 года.

Достижение высокого уровня безопасности полетов (БП) и качества авиационных услуг обеспечивается и контролируется органами государственного управления и регулирования на основе законодательной и нормативной базы аттестации, сертификации и лицензирования объектов эксплуатации ВС.

На сегодняшний день аттестация, сертификация и лицензирование авиационной деятельности является, в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ, обязательной формой государственного контроля и регулирования в области ГА.

Нормативной базой для проведения аттестации, сертификации и лицензирования объектов ГА являются Федеральные авиационные правила (ФАП) и иные нормативные правовые акты, государственные стандарты и другие документы, которые устанавливают обязательные требования к объектам, а также введенные в действие в РФ Международные стандарты и Рекомендуемая практика Международной организации гражданской авиации (ИКАО), стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО).

Разработка Федеральных авиационных правил (ФАП) различного назначения начата в ГА с 1998 года и в настоящее время представляет собой новую важнейшую часть нормативно-правовой базы государственного регулирования и управления в ГА.

Законодательная база функционирования российской системы воздушных перевозок базируется на трех основных источниках:

1. Международные правовые акты и документы, регулирующие воздушные сообщения (Конвенции, Приложения к Чикагской конвенции, Руководства и Правила ИКАО, а также документы других международных организаций гражданской авиации);

2. Правовые акты Российской Федерации, связанные с перевозками и воздушными перевозками (Конституция РФ, Федеральные законы и кодексы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ);

3. Нормативные и руководящие документы в сфере воздушных перевозок, изданные полномочным органом гражданской авиации РФ - ФАВТ России - Росавиацией (ФАП, приказы, наставления, инструкции, указания).

Внутренние и международные воздушные перевозки гражданской авиации регламентируются Законодательством страны местонахождения и законодательством страны пребывания авиаперевозчика.

Наиболее крупными многосторонними соглашениями по общим вопросам гражданской авиации и осуществлению международных воздушных сообщений является «Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных перевозок», подписанная в Варшаве в 1929г и Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации от 07. 12. 1944г.  Россия, как правопреемник СССР, является участником этих Конвенций.

«Основной целью Конвенций является регулирование условий международных воздушных перевозок в отношении документов, употребляемых для этих перевозок, и ответственности перевозчика».

Варшавская конвенция с поправками Гаагского протокола 1955 г, установила перечень и формы единообразных документов, используемых в международных воздушных перевозках (пассажирский билет и багажная квитанция, грузовая накладная, квитанция сверхнормативного багажа, багажная и грузовая бирки и др. ), закрепила общие правила перевозки пассажиров и грузов на международных линиях, урегулировала вопросы ответственности перевозчика перед пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями.

В 1944г. на конференции в Чикаго была учреждена Международная организация гражданской авиации - ИКАО, основное назначение которой состоит в том, «чтобы международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и надлежащим образом и чтобы международные воздушно-транспортные сообщения могли устанавливаться на основе равных возможностей и осуществляться надежно и экономично».

На ИКАО возложены задачи координации действий государств при эксплуатации международных воздушных линий, содействия развитию воздушного транспорта и обеспечения безопасности международных полетов.

Деятельность ИКАО развивается в трех основных областях: технической, экономической и правовой.

В технической области эта деятельность осуществляется по линии разработки и принятия единых международных стандартов и рекомендаций, направленных на обеспечение наибольшего единообразия правил в области международной аэронавигации.

Деятельность ИКАО в экономической области осуществляется, главным образом, по линии сбора статистических данных о перевозках, их объеме, а также разработке мер по упрощению и сокращению времени на выполнение административных формальностей при международных воздушных перевозках (МВП).

В юридической области деятельность ИКАО заключается во внесении поправок к Чикагской конвенции, разработке новых конвенций по международному воздушному праву, анализе судебных решений государств, арбитраже и т. п.

В рамках ИКАО, в декабре 1970г. в Гааге, была проведена международная дипломатическая конференция, на которой рассматривались вопросы безопасности воздушного движения, связанные с участившимися случаями попыток захвата и угона ВС.

На конференции была выработана Конвенция о борьбе с незаконным захватом ВС, основная цель которой обеспечить неотвратимость наказания лиц, виновных в незаконном захвате ВС.

Международные воздушные сообщения, как регулярные, так и нерегулярные осуществляются в целях перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты за плату, т. е. носят коммерческий характер.

Основными документами, регулирующими коммерческую политику воздушного транспорта, являются тарифы и правила их применения, которые устанавливаются Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА).

Для осуществления международных авиаперевозок между отдельными авиакомпаниями заключаются двухсторонние соглашения о воздушных сообщениях, которые предусматривают взаимное согласование тарифов за авиаперевозки. В этих соглашениях предусматриваются санкции за нарушение условий эксплуатации международных воздушных линий, чаще всего такие санкции применяются за нарушение тарифов на авиаперевозку.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации как основной закон нашего государства.

Закон – «нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам».

Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту.

Конституция Российской Федерации относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации.

Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.

Важный источник транспортного права – это Гражданский Кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в одной главе нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т. д.

Основным законодательным актом, регулирующим перевозку пассажиров и грузов на воздушном транспорте, является Воздушный Кодекс Российской Федерации.

Воздушный кодекс разработан на основе Законодательства РФ и Международного Воздушного права; он устанавливает правовые, организационные и экономические основы использования воздушного пространства РФ.

Воздушный кодекс регулирует отношения между физическими и юридическими лицами, возникающие в процессе осуществления авиаперевозок.

Наряду с обычной воздушной перевозкой активно используется также договор воздушного чартера, при котором фрахтовщик предоставляет фрахтователю одно или несколько воздушных судов (их частей) для воздушной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов.

Контроль над соблюдением на территории РФ Воздушного кодекса, национальных и международных требований, стандартов, норм, правил и процедур в отрасли гражданской авиации, а также защиту интересов РФ при взаимодействии с полномочными органами других стран и международными организациями, осуществляет в качестве государственного полномочного органа гражданской авиации России Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ - Росавиация), входящее в структуру Министерства транспорта РФ.

Нормативными и руководящими документами, регулирующие воздушные перевозки в отрасли гражданской авиации исходящие от Министерства транспорта РФ и Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) являются:

- Федеральные авиационные правила, приказы, инструкции.

Именно этими документами также осуществляется дальнейшее законодательное развитие отношений по перевозке пассажиров и грузов, а также почтовые перевозки.

На основе международных и российских документов каждая авиакомпания, выполняющая внутренние и международные перевозки, разрабатывает свои корпоративные документы, их требования могут различаться, но в основном все они должны соответствовать требованиям международных конвенций, а также правилам и процедурам ИАТА.

 Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки ФАП №82 от 2007г (ред. от 14. 01. 2019) и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

В соответствии со ст. 20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.  

Гражданская авиация, используемая для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и авиационных работ, которые осуществляются за плату, относятся к коммерческой гражданской авиации.

Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения (АОН).

Таким образом, из определений, данных в ВК РФ, а также в Федеральном законе «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» (июль 2006г. ), следует, что гражданская авиация включает в себя три подвида:

- коммерческая гражданская авиация, используемая для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;

- авиация, используемая для авиационных работ (в принятой ранее терминологии – ПАНХ);

- авиация общего назначения (АОН).

Воздушные суда (ВС), используемые в коммерческой авиации, подразделяются на пассажирские и грузовые. При этом перевозка грузов, багажа и почты может осуществляться как на грузовых, так и на пассажирских ВС. Перевозка пассажиров разрешается только на пассажирских самолетах.

Авиация категории ПАНХ использует для авиационных работ, как самолеты, так и вертолеты. К авиационным работам относятся различные виды применения авиации в народном хозяйстве так, например, в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей.

Авиация общего назначения (АОН) использует легкие воздушные суда, под которыми понимают ВС, максимальный взлетный вес которых не превышает 5700кг для самолетов и 3100 кг для вертолетов.

 К этой же категории относятся и сверхлегкие ВС, максимальный взлетный вес которых составляет не более 495 кг без учёта веса авиационных средств спасания.

Авиация категории АОН используется для спортивных, учебных или личных развлекательных целей, в том числе физических лиц, являющихся владельцами ВС.

Управление отраслью гражданской авиации осуществляется специально уполномоченными органами. В соответствии со ст. 6 ВК РФ под уполномоченными органами понимают федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности, и на которые возложена ответственность этого органа.

Таким образом, федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 6 ВК РФ является Министерство транспорта РФ, а также Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (ФСНТ), которым федеральным законом, указом Президента или постановлением Правительства РФ предоставлены полномочия федерального органа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...