Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа аудита по разделу «Прочие доходы и расходы»




№ п/п Предпосылки подготовки финан­совой (бухгалтер­ской) отчетности Направления аудита
  Возникновение, полнота А. Убедиться в том, что прочие доходы, отражен­ные в отчетности, действительно получены орга­низацией Б. Убедиться в том, что прочие доходы, отражен­ные в отчетности, относятся к отчетному, а не следующему периоду
  Существование, полнота А. Убедиться в том, что прочие расходы (убытки) полностью отражены в отчетности организации и неотраженных расходов (убытков) не существует
  Стоимостная оцен­ка, точное измерение А. Убедиться в том, что прочие доходы и расходы отражены в отчетности в правильной оценке
  Представление и раскрытие А. Убедиться в том, что прочие доходы и расходы правильно классифицированы в отчетности Б Убедиться в том, что вся существенная инфор­мация о прочих доходах и расходах полностью и адекватно раскрыта в финансовой отчетности орга­низации

Аудитор должен получить от клиента или составить самостоятельно расшиф­ровку доходов и расходов, отраженных по каждой статье отчетности. Он выбо­рочно проверяет правильность их отнесения к той или иной категории доходов и расходов.

В ходе проверки отражения прочих доходов и расходов могут использоваться следующие процедуры: сверка с первичными документами (включая правильность расчета расходов, учитываемых при налогообложении); проверка правильности от­несения расходов к тому или иному периоду; анализ данных, аккумулированных на счетах учета доходов и расходов, аналитические процедуры, такие как сопос­тавление прочих доходов и расходов текущего и прошлого периодов.

Критерии классификации доходов и расходов установлены в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организа­ции».

Так, в соответствии с нормами ПБУ 9/99 прочими дохо­дами являются:

• поступления, связанные с предоставлением за плату во времен­ное пользование (временное владение и пользование) активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, про­мышленные образцы и других видов интеллектуальной собст­венности; поступления, связанные с участием в уставных капи­талах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам), при условии, что получение данных дохо­дов не является основным видом деятельности организации;

• прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

• поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

• проценты, полученные за предоставление в пользование де­нежных средств организации, а также проценты за использо­вание банком денежных средств, находящихся на счете орга­низации в этом банке;

• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

• активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

• поступления в возмещение причиненных организации убыт­ков;

• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

• суммы кредиторской и депонентской задолженности, по кото­рым истек срок исковой давности;

• курсовые разницы;

• сумма дооценки активов;

• прочие доходы.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной дея­тельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и даль­нейшему использованию активов, и т.п.

В ходе аудита прочих доходов и расходов аудитору следует собрать доказательства следующей информации:

Суммы штрафов, пеней, неустоек и других санкций за нарушение условий хозяйственных договоров на проверяемом предприятии устанавливаются в соответствии с решением суда; договором куп­ли-продажи, поставки продукции; письменным подтверждением добровольного признания претензий поставщиков (покупателей); платежными поручениями.

Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, подтверж­дается договором купли-продажи, поставки продукции; счетами; платежными поручениями; накладными актами приемки-переда­чи; письмами; бухгалтерскими справками (расчетами); актами до­кументальной проверки налоговых органов.

Положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте устанав­ливаются поданным валютного контракта (договора), платежных поручений и банковских выписок по валютным счетам, грузовых таможенных деклараций, накладных, счетов, инвойсов, коноса­ментов и др.

Доходы от безвозмездной передачи имущества и финансовой по­мощи. При этом необходимо помнить, что сумма средств, полу­ченных безвозмездно, увеличивает налогооблагаемую прибыль. Операции по безвозмездной передаче между коммерческими предприятиями ограничены суммой 5 МРОТ (ст. 575 ГК РФ). Близки по своему содержанию к безвозмездно полученным сред­ствам суммы, получаемые приватизированными предприятиями от победителей инвестиционных торгов. При соблюдении всех условий суммы полученных инвестиций, использованных по пря­мому назначению и в сроки, предусмотренные инвестиционной программой, не увеличивают налогооблагаемую базу. Однако если указанные средства использованы не по назначению, то в этой части они подлежат включению в налогооблагаемую базу в общеустановленном порядке.

Затраты по аннулированным производственным заказам и на про­изводство, не давшее продукции, должны быть подтверждены дого­ворами

дого­ворами купли-продажи, поставки продукции; счетами; платежны­ми поручениями; накладными; актами сдачи-приемки выполнен­ных работ; соглашениями; письмами; протоколами о расторжении договора. При рассмотрении вопроса о правомерности отнесения на финансовые результаты подобных расходов следует учитывать специфику производства и особенности организации учетного процесса конкретного предприятия. Однако в любом случае необ­ходимо наличие документов, свидетельствующих о том, что пер­воначально имелся производственный заказ (соответствующий договор), произведены определенные затраты по этому заказу (до­говору), но заказ был аннулирован (договор расторгнут). Предпри­ятие должно получить официальный отзыв заказа от своего пред­приятия-партнера или соответствующего государственного органа (например, Министерства обороны). При расторжении договора (это может быть оформлено протоколом, дополнительным согла­шением к договору и др.) соответствующим внутренним докумен­том предприятия должно быть оформлено прекращение производ­ства, не давшего продукцию. После определения полной суммы затрат по аннулированным заказам и беспродуктивного производ­ства следует определить потери, возмещаемые заказчиками, стои­мость возвратных материальных ценностей и другие затраты, име­ющие специальные источники покрытия.

Затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источников) подтверждаются соответствующими первичными до­кументами.

Необходимо помнить, что перевод объектов на консервацию должен оформляться соответствующим решением руководителя и составленной сметой на их содержание. Кроме того, необходи­мо проверить, чтобы по этим объектам не начислялась амортиза­ция.

Если предусмотрены иные источники затрат (целевое финан­сирование), то их покрытие осуществляется за счет этих источни­ков и на финансовые результаты не относится. Кроме того, следу­ет учитывать определенные требования к переводу объектов на консервацию. Консервация осуществляется по решению руково­дителя, но при этом должен быть соблюден порядок консервации, который устанавливается соответствующими нормативными до­кументами.

Некомпенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам должны быть отражены в установленном порядке. Как известно, простои бывают двух видов: по внутрипроизводственным причинам, по внешним причинам.

Потери от простоев по внутрипроизводственным причинам происходят в результате неисправности оборудования, незаплани­рованных остановок отдельных видов оборудования и др. Простои по внешним причинам происходят в результате неподачи топлива, воды, электроэнергии, получаемых от сторонних источников, недоподачи железнодорожных вагонов и т.д.

В любом случае предприятие должно иметь документальное подтверждение возникновения внешней причины (справка, про­токол, акт и т.д.)- Обязательным условием является и то, что дан­ные причины должны иметь конкретный характер, напрямую обу­словливать невозможность осуществления предприятием своей производственной деятельности. Если какой-либо простой вызван не конкретными, а общими обстоятельствами, то это не является основанием для отнесения соответствующих затрат на убытки предприятия. Например, не может являться простоем по внешним причинам отсутствие рынка сбыта продукции, поскольку этот факт сам по себе не влечет необходимости остановки предприятия.

Важным условием при отнесении данных затрат на финансо­вый результат является их некомпенсированность виновниками. Например, простой производства был вызван недоподачей ваго­нов транспортной организацией, что было вызвано, в свою оче­редь, форс-мажорными для сторон обстоятельствами. В этом случае предприятию возникшие убытки компенсированы не бу­дут и оно может отнести их на финансовые результаты в общеус­тановленном порядки.

Кроме того, необходимо отличать внутрипроизводственные и внешние причины от так называемых внутрихозяйственных. Так, если у предприятия простаивает производство в связи с отсут­ствием оборотных средств (а это не связано с внешними причина­ми, например с нарушением поставщиком договора поставки), то данные расходы должны покрываться за счет чистой прибыли.

Судебные издержки и арбитражные расходы. Состав судебных расходов определяется Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст. 89) и ГПК РСФСР (ст. 79). Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрени­ем дела; сумм, подлежащих выплате за проведение экспертизы, назначенной арбитражным судом, вызов свидетеля, эксперта, пе­реводчика, осмотр доказательств на месте, а также расходов, свя­занных с исполнением судебного акта. При этом необходимо учи­тывать, что судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле. Это находит отражение в судебном акте (ре­шении, постановлении).

Все остальные расходы например на проведение экспертизы по собственной инициативе (а не по назначению суда), относятся на иные соответствующие источники в общеустановленном порядке.

Присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков. Суммы штрафов, пеней, неустоек и других санкций за нарушение условий хозяйственных договоров устанавливаются на основе решений суда, договоров купли-продажи, договоров поставки продукции, письменных подтверждений добровольного признания претензий поставщиков (покупателей), платежных поручений.

Убытки от списания долгов, нереальных для взыскания. Они долж­ны определяться предприятием-кредитором самостоятельно с уче­том всех конкретных обстоятельств дела, однако в любом случае необходимо наличие нескольких условий:

• долг должен быть просроченным, т.е. не погашенным в срок, установленный договором;

• задолженность не должна быть обеспечена соответствующими гарантиями (поручительство, залог и т.д.)

Например:

а) признание должника банкротом при отсутствии имущества и средств, необходимых для удовлетворения претензий кредиторов;

б) ликвидация предприятия-должника в установленном порядке (при условии, если кредитор не заявил претензий в процессе ликвидации в установленный срок). При этом должник считается ликвидированным с момента внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр. С этого момента долги считаются нереальными к взысканию;

в) постановление правоохранительных органов о прекращении уголовного дела при лжепредпринимательстве, мошенничестве и при необнаружении виновных лиц и похищенного имущества.

Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списываются на предприятии по каждому обязательству на основании данных

проведенной инвентаризации, письменного обоснования и при­каза (распоряжения) руководителя организации.

Для списания на убыток дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, необходимо наличие трех условий в совокупности.

1. Истечение срока исковой давности. При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок иско­вой давности устанавливается три года. Однако законодательством могут предусматриваться и специальные сроки исковой давности, как сокращенные, так и более длительные по сравнению с общим сроком. Кроме того, существуют требования, на которые срок ис­ковой давности не распространяется, например требования вклад­чиков банку о выдаче вкладов (ст. 208 ГК РФ).

Необходимо отметить, что течение срока давности будет начи­наться не с момента возникновения дебиторской задолженности, как считают многие (момент реальной отгрузки товаров или реаль­ной проплаты аванса), а только с момента, когда задолженность перейдет в разряд просроченной, т.е. с момента просрочки долга, который можно установить исходя из условий договора.

В этой связи необходимо отметить, что в случае, если срок ис­полнителя обязательств должником сторонами в договоре не ого­ворен, то необходимо руководствоваться общими правилами, установленными гражданским законодательством. Так, в соот­ветствии со ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не пре­дусматривает его исполнение и не содержит условий, позволя­ющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разум­ный срок после возникновения обязательств. Следовательно, обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обяза­тельство, срок исполнения которого определен моментом востре­бования должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов и т.д. Поэтому в том случае, когда срок по­ставки договором определен не был, срок исковой давности на­чинает исчисляться после семи дней с момента предъявления претензии к должнику. Из этого следует:

• при заключении договора следует специально оговорить сро­ки расчета, так как именно от этого срока начнется отсчет срока исковой давности;

• в случае отсутствия в договоре условий по срокам оплаты фик­сация достигается через предъявление претензии должнику и через семь дней начинается течение срока исковой давности. 2. Решение руководителя предприятия о списании определен­ной суммы дебиторской задолженности на убытки. Данное реше­ние должно быть оформлено документально (приказ, распоряже­ние) и должно быть принято только руководителем предприятия, а не его заместителем или иным должностным лицом (если им дан­ные полномочия не делегированы). Решение может быть основано на докладной записке главного бухгалтера или юрисконсульта предприятия, например, с обоснованием истечения срока исковой давности.

3. Просроченная задолженность не была зарегистрирована предприятием (т.е. отсутствует резерв по сомнительным долгам).

Списание долга в убыток не является аннулированием задол­женности на счете 007.

К убыткам по операциям прошлых лет, выявленным в текущем году, относятся:

дополнительные расходы по заказам, расчеты по которым за­кончены в прошлых годах;

возврат сумм по расчетам с покупателями за продукцию, опла­ченную в прошлых годах, и т.д.

Для этого аудитору необходимо проверить документальное оформление соответствующих доходов и расходов, контроль корреспонденции счетов по счету 91.

1) Например, списание срока дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности будет отражено: Д 91 К 62. На основании договора поставки или купли – продажи, предъявленных счетов покупателю, накладных на отгруженную продукцию и приказа руководителю по списанию долга.

2) Так, для учета сумм штрафов, пеней, неустоек за нарушение хозяйственных договоров, решения суда, договора купли – продажи, письменные подтверждения, платежные поручения, выписки банка: Д 76 К 91 начислены признанные штрафы; Д 51 К 76, Д 91 К 76 начислены причитающие к уплате штрафы; Д 76 К 51.

Размеры судебных издержек, арбитражных расходов определяются по данным решения суда, выписок банка: Д 91 К 76.

3) Суммы налогов, отнесенные на счет 91 проверяются по налоговым декларациям: Д 91 К 68 – начислен налог на имущество.

4) Прибыли или убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году должны быть подтверждены договорами купли – продажи, счетами, договорами, бухгалтерскими справками, актами документальной проверки, платежными поручениями, выписками банка: Д 51 К 91 – выявлена прибыль прошлых лет; Д 91 К 51 – выявлены убытки прошлых лет.

5) Выплаты материальной помощи работникам подтверждаются распоряжением руководителя, расчетно–платежной ведомостью и отражаются как внереализационные расходы отчетного периода (без снижения налогооблагаемой прибыли ст.270 НК РФ): Д 91 К 70 – начислена мат. помощь; Д 91 К 69 – начислен ЕСН; Д 70 К 50 – выплачена мат. помощь Д 99 К 91.

6) начисленная арендная плата, подтверждается договором аренды, счетами, платежными поручениями, выписками банка: Д 76 К 91 начислена арендная плата, Д 51 К 76 получена арендная плата.

7) Уплачиваемые организацией проценты за предоставленные ей кредиты и займы отражаются на основании кредитных договоров, договоров займов, бухгалтерских справок и отражаются как операционные расходы: Д 91 К 66, 67.

Проверка обоснованности и использования резервов, созданных за счет прибыли до налогообложения (оценочных резервов: резерва по сомнительным долгам, резерва под обесценение вложений в ценные бумаги) и фондов.

В учетной политике должны быть определены порядок и сроки отчислений в резервы и фонды. Аудитору необходимо проверить резервы предстоящих расходов и платежей, которые относятся на себестоимость продукции и влияют на расчет финансового результата.

Принадлежность указанных убытков к предшествующим годам должна быть подтверждена документально;

• некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (уничтоже­ние и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей, потери от остановки произ­водства и пр.), включая затраты, связанные с предотвращени­ем и ликвидацией последствий стихийных бедствий. Неком­пенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций (ЧС), вызванных экстремальными условиями.

Общими положениями по данным статьям затрат является то, что они возникают по специфическим причинам (стихийные бед­ствия, ЧС). К ним относят:

• стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов на мероприятия, связанные с предотвращением последствий стихийных бедствий, и иного имущества, прина­длежащего предприятию (за исключением стоимости арендо­ванного, полученного в залог или комиссионного имущества, а также основных фондов);

• расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и аварий, за вычетом стоимости полученного при этом металлолома, топлива, других материалов;

• потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями. Необходимым условием списания на финансовый результат указанных затрат является наличие акта инвентаризации. Также представляется возможным получить справку Госгидромета, под­тверждающую факт стихийного бедствия.

Суммы налогов, относимых на финансовый результат, прове­ряются по данным налоговых расчетов (деклараций).

Завершая проверку, аудитор должен убедиться в том, что в финансовой от­четности организации и пояснениях к ней вся существенная информация о про­чих расходах и доходах раскрыта должным образом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...