Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.2. Алексия и аграфия. 5.2.1.1. Клинические аспекты. 5.2.1.1.1. Периферическая алексия




5. 2. Алексия и аграфия

Алексией и аграфией называются расстройства чтения и письма соответственно. Они обычно наблюдаются у пациентов с центральными типами афазии в результате нарушений фонологического и семантического уровней переработки вербальной информации. Но они также проявляются как не зависимые от афазии расстройства чтения или письма. Однако конкретные типы алексии и аграфии как нарушения переработки вербальной информации похожи на типы афазии

с проявлениями нарушений на периферическом или центральном уровнях переработки вербальной информации.

Алексия и аграфия были впервые описаны в случаях относительно тяжелых расстройств чтения или написания конвенциональных, хорошо знакомых слов. В дальнейшем особое внимание уделялось расстройствам чтения или написания неконвенциональных слов на фонологическом и лексико-семантическом уровнях, например, бессмысленных слов при тяжелой дислексии или аграфии и неправильных слов-исключений при легкой дислексии или аграфии.

5. 2. 1. Алексия

5. 2. 1. 1. Клинические аспекты

5. 2. 1. 1. 1. Периферическая алексия

Чистая алексия, или «чистая словесная слепота». Главными признаками являются нарушения распознания отдельных букв и, в меньшей степени, слов при сохранности письма под диктовку и спонтанного письма. Этот тип алексии также был описан под названиями «чистая словесная слепота» и «чистая алексия». При этом первичные нарушения периферических механизмов чтения отдельных букв, основанные на зрительном восприятии, напоминают слуховое восприятие звуков речи при «словесной глухоте», или «фонетическо-сенсорной афазии».

Пациенты с «буквенной алексией» часто путают буквы со зрительно похожей формой, например «О» и «D» или «С», «Р» и «R» или «В». Они испытывают трудности при подборе одинаковых букв, напечатанных разным шрифтом, а также заглавных и строчных букв. Отмечаются ошибки называния букв, или амнестическая алексия, например, пациент, даже понимая, что буква «А» стоит в начале алфавита, не может назвать ее. В некоторых случаях чтение напечатанного текста дается лучше, чем рукописного.

Чтение слов, особенно многосложных и низкочастотных, также нарушено. Пациент может правильно прочесть отдельные буквы, составляющие слово, но чтение характеризуется паузами между буквами, замедленностью, частыми пропусками и заменами букв («орфографическая дислексия»).

Копирование букв и слов нарушается не только при переводе печатного текста в рукописный, но и при изображении копий букв или слов. Вместе с тем, переработка информации на фонологическом и лексико-семантическом уровнях остается сохранной, и пациент с литеральной алексией способен писать спонтанно или под диктовку, но не может прочесть им же написанное.

Периферическая алексия часто сопровождается нарушениями чтения нотной грамоты, но чтение цифр обычно остается сохранным. Иногда наблюдаются обратные случаи, когда тяжелая алексия на цифры сопровождается относительно легкой литеральной алексией (Capilotti, 1995).

Периферическая алексия очень часто сопровождается цветовой агнозией. Зрительная агнозия объектов встречается менее часто, что указывает на относительную независимость литеральной алексии как расстройства зрительного восприятия. У пациентов с периферической алексией часто наблюдается правосторонняя гомонимная гемианопсия.

Алексия внимания (Attentional alexia). Алексия внимания характеризуется расстройствами чтения более чем одной буквы или одного слова в поле зрения (Shallice, Warrington, 1977). Последний тип периферической дислексии может быть связан с нарушениями выделения сигнала из шума в процессе чтения (см. главу 2, подраздел 2. 1. 1. 2 «Зрительная предметная агнозия и нарушения переработки информации в мозге»).

Алексия внимания также может проявляться как пространственная алексия, для которой характерны трудности удержания взгляда на строчке, перевода взгляда с одной строчки на другую, поиска нужной строчки или слова. Пациент пытается компенсировать эти трудности, фиксируя строчку указательным пальцем, особенно при переходе на другую строчку. Эти трудности напоминают оптическую атаксию при синдроме Балинта, но оптическая атаксия при алексии внимания относительно независима от других нарушений фиксации взгляда и может преимущественно ограничиваться чтением (Тонконогий, 1973).

Другой тип алексии внимания — это дислексия игнорирования (neglect dyslexia), которая характеризуется зрительными ошибками в начале или на конце слова. Наиболее частый тип — это неспособность к чтению в половине зрительного поля, контралатеральной к пораженному полушарию (см. обзор в McCarthy, Warrington, 1990; Black, Behrmann, 1994). При поражениях правого полушария допускаются ошибки при чтении в начале слов или в левой половине открытой книги. Алексия игнорирования может наблюдаться в сохранном зрительном поле без признаков гемианопии или выпадения половины зрительного поля (Patterson, Wilson, 1990; Riddoch et al., 1990).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...