Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, виды и этапы аттестации




Аттестация персонала – важнейшая составная часть управления персоналом. Это одна из наиболее эффективных форм оценки кадров. Аттестация представляет собой совокупность кадровых мероприятий, призванных оценить соответствие уровня трудовой деятельности, а также качеств и потенциала личности предъявляемым требованиям должности и рабочего места.

Следует различать понятия “аттестация” и “оценка” персонала.

Термин “аттестация используется сегодня для обозначения процедуры управления персоналом, завершающуюся отзывом о способностях, деловых и иных качествах работника с целью его комплексной характеристики за длительный промежуток времени. Оценкой персонала называется любой процесс, связанный с характеристикой работника (формальной, профессиональной, личностной) и качества выполнения им работ за любой требуемый промежуток времени.

Предполагается, что аттестация работника производится на основании оценки его деятельности и качеств, проявляющихся в процессе труда.

Несмотря на то, что аттестация является достаточно затратной процедурой, руководство подавляющего большинства организаций сознательно идет на затраты, так как посредством аттестации достигаются очень важные цели.

Таблица 14.1.

Цели аттестации персонала

Наименование целей Характеристика целей
1. Административные:  
повышение Заполнение вакансий работниками, проявившими свои способности, удовлетворение стремления к успеху
перевод Приобретение работником нового опыта
понижение Если руководитель считает, что прекращение трудового договора с работником нецелесообразно, учитывая его стаж и заслуги в прошлом
прекращение трудового договора Сокращение штатов
2. Информационные Информирование работников об относительном уровне их квалификации, качества и результатов труда. Информирование о качественном составе персонала организации, степени загрузки работников и использовании их по специальности, совершенствовании стиля и методов управления персоналом организации
3. Мотивационные Вознаграждение благодарностью, зарплатой, повышением в должности работников. Изыскание резервов роста производительности труда. Заинтересованность работников в результатах своего труда и всей организации. Использование экономических стимулов и социальных гарантий. Создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности

 

Кроме этих провозглашаемых целей, могут преследоваться и скрытые, недекларируемые цели:

Ø выполнение приказа вышестоящей организации или руководителя о проведении аттестации

Ø придание большего веса принятым ранее кадровым решениям

Ø углубление знакомства с подчиненными, их возможностями и способностями

Ø разрушение круговой поруки, существующей в коллективе

Ø жажда деятельности, жажда событий

Ø придание коллективу дополнительного стимула для улучшения работы

Ø расправа с неугодным подчиненным, шантаж отдельных подчиненных с целью заставить их покинуть организацию

Ø получение письменных характеристик, используемых в дальнейшем для других целей.

Вероятно, этот список нельзя считать исчерпывающим, но и его достаточно, чтобы понять многоплановость и сложность процесса аттестации.

Аттестации могут быть подвергнуты не только работники, но и подразделение, предприятие, производственный процесс, рабочее место, продукция, государство и вообще любой социальный объект.

Результат аттестации всегда в известной мере субъективен, несет на себе отпечаток личности того, кто аттестует, иначе это была бы уже не аттестация, а просто измерение параметров. Таким образом, в самой постановке задачи изначально заложено противоречие. Оно заключается в стремлении объективно оценивать то, что объективной оценке не поддается.

Виды аттестации Аттестация работников в зависимости от ее повода может быть:

Ø очередной, которая проводится периодически и обязательна для всех работников. Основа аттестации – описание проделанной работы и ее результатов по основным видам деятельности. Аттестация работников, вновь принятых на работу, проводится через шесть месяцев, а затем ежегодно;

Ø аттестацией по истечении испытательного срока. Онапреследует цель получения документированного вывода по результатам аттестации, а также аргументированных рекомендаций по дальнейшему служебного использования аттестуемого;

Ø аттестацией для продвижения по службе, котораяпроводится с учетом требований новой предлагаемой должности и новых обязанностей. При этом выявляются потенциальные возможности работника и уровень его профессиональной подготовки для занятия более высокой должности.

Аналогичные подходы могут быть использованы при аттестации руководителя (специалиста) при переводе его в другое структурное подразделение, если существенно меняются обязанности и решаемые задачи.

С точки зрения обязательности проведения аттестации специалисты выделяют два ее вида:

1. Обязательная аттестация, которой подлежат работники определенных категорий, например, государственные служащие и научные и научно-педагогические работники. Порядок и периодичность проведения аттестации в этом случае определяются законами, например, Федеральным законом от 31.07.95. № 119-ФЗ ”Об основах государственной службы Российской Федерации” и «Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 октября 1994 г. № 1185 и «Положением о порядке присвоения ученых званий научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 611.

В соответствии с названными законами аттестация государственного служащего — оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также основа для решения вопроса о присвоении госслужащему квалификационного разряда. Аттестация научных и научно-педагогических работников — процедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, присвоения ученых званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника по специальности. Ученые степени могут присуждаться, а ученые звания — присваиваться лицам, которые имеют глубокие профессиональные звания и научные достижения в определенной отрасли науки. Аттестация осуществляется высшим аттестационным комитетом РФ, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, научными, научно-исследовательскими, научно-производственными организациями и высшими учебными заведениями.

2. Добровольная аттестация проводится по усмотрению (решению) администрации в соответствии с корпоративными нормативными актами с целью оптимизации управления персоналом, а значит, для повышения работоспособности и устойчивости бизнеса.

Аттестация персонала ОАО «РЖД» является регулярной процедурой, проводимой один раз в три года. Порядок и процедура проведения аттестации регламентируется приказом Министра путей сообщения РФ № 6Ц от 17.03.1997г., указанием Министра путей сообщения № 111у от 05.05.2000г.

Руководитель организации может в течение года назначить повторную (внеочередную) аттестацию:

· при необходимости оценки деятельности и качеств работника в случаях повышения в должности в своей организации, повышения квалификационной категории (разряда), отбора на учебу для повышения квалификации, увеличения оплаты труда и др.

· при получении запроса другой организации в случае перевода туда работника

· при необходимости выявления причины неудовлетворительной работы подразделения организации или отдельного работника (в случаях снижения эффективности труда, неблагоприятного социально – психологического климата и т. п.).

Аттестации подлежат все работники организации, за исключением:

Ø лиц, проработавших в занимаемой должности менее года

Ø беременных женщин

Ø молодых специалистов и специалистов, окончивших аспирантуру с отрывом от производства, в период срока их обязательной работы в организации после окончания обучения (по направлению, запросу)

Ø работников, достигших пенсионного возраста.

Женщины, вышедшие на работу после отпуска по уходу за ребенком, а также работники, прошедшие переподготовку или повышение квалификации, подлежат очередной аттестации не ранее чем через год после выхода на работу. В теории и практике управления персоналом принято выделять следующие этапы проведения аттестации:

· подготовительный этап

· этап оценки сотрудника и его трудовой деятельности

· этап проведения аттестации

· этап принятия решения по результатам аттестации.

Анализу содержания этих этапов посвящены следующие вопросы лекции.

Содержание подготовительного этапа аттестации

Согласно Российскому трудовому законодательству, в организациях должно быть утверждено Положение об аттестации персонала, в котором определяется процедура и порядок проведения аттестации.

На подготовительном этапе:

Ø разрабатываются принципы аттестации, определяются критерии оценки

Ø определяются методы и средства оценки сотрудника и его трудовой деятельности

Ø издается приказ о проведении аттестации с указанием сроков ее проведения

Ø утверждается состав аттестационной комиссии и график ее работы

Ø составляется список сотрудников, подлежащих аттестации

Ø подготавливаются отзывы-характеристики (оценочные листы) и аттестационные листы на аттестуемых

Ø организуется разъяснительная работа о сроках, целях, особенностях и порядке проведения аттестации.

Менеджер по управлению персоналом должен тщательно изучить государственные и внутрифирменные нормативные акты, регламентирующие процедуру аттестации, так как решения, принимаемые по ее результатам, часто служат основанием для перемещений и даже увольнения работников. Любые нарушения, допущенные в ходе аттестации, могут служить поводом для обжалования действий администрации предприятия в суде. Необходимо помнить, что:

· график проведения аттестации доводится до сведения аттестуемых не менее чем за месяц до начала аттестации, аттестуемые подтверждают факт доведения информации своей подписью

· необходимые документы на аттестуемых представляются в аттестационную комиссию не менее, чем за две недели до начала аттестации

· подготовительный этап заканчивается за две недели до начала аттестации сотрудников

· полномочия аттестационной комиссии распространяются на весь срок, определенный в приказе, чтобы обеспечить необходимую стабильность ее работы.

В состав аттестационной комиссии обычно входят:

Ø председатель комиссии – руководитель (заместитель руководителя) организации

Ø заместитель председателя комиссии – заместитель руководителя организации по кадрам или руководитель службы управления персоналом (отдела кадров)

Ø секретарь комиссии – ведущий работник службы управления персоналом (отдела кадров)

Ø члены комиссии – руководители и главные (ведущие) специалисты подразделений, представители кадровой и юридической служб, психолог, социолог (если имеются)

Ø представители профсоюзной организации, а также высококвалифицированные специалисты вузов и других организаций по профилю (специальности) аттестуемых.

В отдельных организациях, например, в образовательных структурах, участие психологов в работе аттестационных комиссий закреплено в виде обязательного требования. На предприятиях оборонного комплекса, в силовых структурах с повышенной секретностью и потенциальной опасностью при эксплуатации производственных мощностей в состав аттестационных комиссий входят также представители службы безопасности.

Основными документами, которые предоставляются в аттестационную комиссию, является отзыв (характеристика) и аттестационный лист.

Отзыв составляется на каждого работника, подлежащего аттестации, руководителем соответствующего структурного подразделения и согласовывается с заместителем руководителя данной организации, ответственным за проведение аттестации. Он должен содержать полную, всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых и личных качеств аттестуемого работника, отражать конкретные результаты его работы в данной должности за предшествующий аттестации период.

Аттестуемый работник должен быть ознакомлен с составленным на него отзывом не менее чем за две недели до начала проведения аттестации. В случае несогласия с предоставленным отзывом аттестуемый вправе заявить об этом и предъявить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей трудовой деятельности за предшествующий период. В отзыве (характеристике) аттестуемого работника находят отражение следующие сведения:

Ø фамилия, имя, отчество

Ø год и дата рождения

Ø занимаемая должность на момент аттестации и срок пребывания в данной должности

Ø образование (когда и какое учебное заведение окончил, специальность)

Ø общий трудовой стаж

Ø наличие ученой степени, ученого звания, печатных и научных работ (если таковые имеются), знание иностранных языков

Ø основные направления деятельности и перечень постоянно и периодически выполняемых работ

Ø оценка профессиональных, деловых и личных качеств работника и результатов его трудовой деятельности.

Помимо отзыва (характеристики), в аттестационную комиссию представляются аттестационные листы предыдущих аттестаций (если таковые проводились).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...