Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурно-логическая схема психологического обеспечения боевых действий войск

 

«вход» – психологическое проектирование

Конструирование целевого психологического ресурса (ЦПР)

 

Прогнозирование условий предстоящей деятельности и выявление их требований к ЦПР

Психологическая подготовка к действиям в конкретных условиях

 

Социально-психологических

Распределение воинов с учетом их психологических возможностей

 

Боевых

Формирование необходимых параметров воинского коллектива

 

Эргономических (природно-географических, погодно-климатических и технико-технологических)

Создание благоприятных морально-психологических условий в зоне военного конфликта

 

 

«Психологическая помощь» - коррекция

Виды помощи

 

Объекты коррекции
   
Психологическая поддержка Восприятие боевой обстановки
   
Психологическая реабилитация Мотивы боевого поведения

 
Функциональные состояния
 
Взаимоотношения военнослужащих
 
Психическое здоровье
 
 

 

 

«выход» – прогнозирование и коррекция

Социально-психологическая реадаптация

 

Объекты психологического прогнозирования и коррекции
 
Психологическая «дезинфекция» Субъективная картина мира: система ценностей, жизненных смыслов, самооценка
   
Создание реадаптирующей социальной среды Стратегии поведения и общения в условиях «мирной жизни»
   
Психологический мониторинг ветеранов  
       

 


Приложение 2

Способы психологической поддержки военнослужащего в бою

 

Название групп способов Содержание способов психологической поддержки
коммуникативные Вербальные: а) доведение до военнослужащих мобилизующей информации, убеждение по типу: «Мы справлялись и не с такими задачами, справимся и с этой» б) внушение по типу: «Ты справишься с этим! У тебя достаточно сил!» в) подкрепление по типу «Молодец!», «Орел!», «Так держать!» г) психологическое заражение по типу «Мужики мы или нет?» д) шутки, приказы, угрозы и др. Визуальные: контакт глазами, одобряющие мимика, жесты. Тактильные: прикосновение, пожатие руки, похлопывание по плечу, встряхивание и др. Эмоциональные: нахождение рядом с нуждающимся в поддержке в трудную минуту, сопереживание, дружеская улыбка. Личный пример: активных и решительных действий. Поддержка действием: угощение сигаретой, водой, огоньком и др. Побуждение военнослужащего выполнить один из экспресс-приемов психической саморегуляции, основанных на изменении типа дыхания, тонуса скелетной мускулатуры.
Организационно-деятельностные Прекращение или ослабление интенсивности действия психотравмирующих факторов боевой обстановки – вывод военнослужащего в безопасное место, ликвидация или блокирование источников травматизации. Предупреждение контактов военнослужащего с деморализованными лицами. Твердое управление действиями подчиненных, отвлечение их от психотравмирующих факторов, постановка четких задач на продолжение боевых действий. Перестановка военнослужащих, усиливающая положительный эффект влияния на нуждающихся. Седативные средства в малых дозах и в крайнем случае при неуемном треморе.

Приложение 3

 

Программа комплексного психодиагностического обследования и проведения психокоррекционных мероприятий с военнослужащими, выводимыми из мест боевых действий

Программа рассчитана на комплексное психодиагностическое обследование больших групп военнослужащих, выводимых из зоны боевых действий.

Время проведения:

Место проведения:

Количество обследуемых: 1000-1500 человек.

Цель: провести комплексное психодиагностическое обследование, направленное на выявление лиц с глубокими личностными нарушениями, комплексом поведенческих расстройств, суицидальными тенденциями, входящими в группу повышенного риска. Провести комплекс коррекционных мероприятий, направленный на предотвращение суицидального поведения, дазадаптивного поведения, нарушений Устава.

Проведение комплекса коррекционных мероприятий включает в себя индивидуальное консультирование, групповую терапию, сеансы релаксации.

Задачи:

- Провести первичную диагностику в/с, прибывших из района боевых действий;

- Обработать результаты первичной диагностики;

- Выделить группу риска;

- Провести углубленную диагностику лиц, входящих в группу риска;

- Обработать результаты вторичной диагностики

- На основании полученных результатов провести коррекционную работу по двум направлениям:

 

Индивидуальные консультации для военнослужащих: - с личностными расстройствами; - невротическими симптомами; - глубокой дезадаптацией; - суицидальными тенденциями.   Групповая терапия для военнослужащих с: - нарушениями поведения; - социальной дезадаптацией

 

Этапы комплексного психодиагностического обследования и проведения коррекционных мероприятий

1-й этап:

Цель: групповая диагностика в/с, прибывших из мест боевх действий. Выделение групп риска.

Время: 7-10 дней.

Методический инструментарий: опросник FPI

Форма проведения: групповая диагностика.

Примечание: диагностика проводится одновременно в 2-3 группах по 25-30 человек.

Изучается: невротичность, спонтанная агрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивная агрессивность, открытость, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная лабильность, мускулизм, феминизм.

Выделяются следующие критерии для отнесения к группам риска:

Нарушения поведения: высокий уровень спонтанной агрессивности (7-9 баллов); высокий уровень реактивной агрессивности (7-9 баллов); низкий уровень открытости (менее 6 баллов); высокий уровень невротичности (7-9 баллов).

Нарушения эмоциональной сферы: высокий уровень раздражительности (от 7 аллов); высокий уровень интраверсии (от 2 баллов); низкий уровень мускулизма – высокий феминизма (для мужчин).

Высокий риск возможности суицидального поведения: очень высокие или очень низкие значения по шкале эмоциональная лабильность (0-2 или 7-9 баллов); плюс ярко выраженные в личностном профиле эмоциональные и поведенческие нарушения, описанные выше.

Описанные критерии позволяют выделить группу военнослужащих, нуждающихся в углубленной диагностике и проведении коррекционной работы. Для выделения основных направлений коррекционной работы проводится второй этап диагностики.

2-й этап:

Время: 5-7 дней.

Цель: углубленная психодиагностика как основа дальнейшей коррекционной работы.

Задачи: обследовать группу риска с выраженными суицидальными тенденциями, глубокими личностными расстройствами и нарушениями поведения.

На данном этапе предлагается использовать следующий диагностический блок:

Опросник Леонгарда-Шмишека;

УСК

Опросник Спилбергера-Ханина

Проективные методики (РНЖ, Дерево)

Зунг

Форма проведения –групповая диагностика

Критерии для направления на индивидуальную или групповую коррекционную работу: высокий уровень личностной тревоги, высокий уровень ситуативной тревожности, наличие интернального локуса контроля, аутоагрессия, застревающий тип акцентуации характера со склонностью к задержке аффекта, при одновременном наличии циклотимической и эмотивной акцентуации характера, высокий уровень депрессии.

При совпадении личностных характеристик с описанными критериями необходимым становится проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы.

3-й этап:

Цель: проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы.

Время:

Примечание: работа ведется в нескольких группах параллельно, после проведения первой индивидуальной консультации может быть рекомендовано посещение групповых занятий.

Причем для людей с ярко выраженным интернальным локусом контроля в большей степени полезной окажется индивидуальная терапия, для в/с с экстернальным локусом контроля – групповая терапия.


Приложение 4

Варианты игровых ситуаций

«скверная компания» [70]

 

В игре участвуют 12 человек: Главарь, Авторитет, Приближенные (2 человека), Подхалим, Шут, Марионетки (2 человека), Недовольные (2 человека) и Забитые (2 человека). Первоначально исполнителей этих ролей должен подбирать сам ведущий, но обязательно из числа добровоьцев, однако в дальнейшем, на ту или иную роль необходимо обязательно приглашать тех, кто был в роли экспертов, и вообще менять роли внутри самой «удачной», примитивной группы, дабы каждый побывал «в шкуре» каждого.

Наиболее важным элементом игры являются правила взаимодействия участников, за выполнением которых должен внимательно следить ведущий и эксперты.

Правила эти таковы:

1. Главарь вправе обрывать любого.

2. Авторитет – любого, кроме главаря.

3. Приближенный – любого, кроме Главаря и Авторитета.

4. Подхалим – любого, кроме Приближенного, Авторитета и Главаря.

5. Шут - всех, кроме Главаря.

6. Марионетка – только Приближенных и Главаря.

7. Недовольный – всех, кроме Главаря и авторитета.

8. Забитого обрывает любой, он же – никого. Игрок, нарушивший эти правила, переводится в забитые, ну а если их нарушил сам Забитый, то его могут не только дружно осудить, но и попросту изгнать.

Однако помимо четкого выполнения правил, эта игра нуждаетя в достаточно высокой театрализации (необходимо, чтобы у каждого была табличка с наименованием роли). Форм подобной театрализации достаточно много – шайка гангстеров, пиратский корабль, первобытное племя, стая волков и т.п., но главным здесь, пожалуй, является то, что не смотря на своеобразное «сюжетное» провоцирование агрессивности участников, театральный вариант позволяет их действительно проиграть, вскрыв одновременно многие насущные проблемы во взаимоотношениях между военнослужащими.

После окончания игры целесообразно провести ее обсуждение, где главным должны быть окончательная дискредитация «скверной компании» и призыв к созданию подлинного коллектива.


Приложение 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...