Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ страны и комплексная страноведческая характеристика




 

«Образ» категория конкретного мышления, его формирование основано на личном отношении исследователя к изучаемому объекту. Но образ это не столько термин, сколько символ, знак общей исследовательской установки (положительный или отрицательный образ).

Образ страны или города может носить личностную, эмоциональную окраску и быть весьма субъективными. Создание объективного образа страны или города — задача сложная и трудная. Образ региона, страны, района, города меняется со временем, но должен быть, по возможности, более цельным многогранным и красочным. Он противоположен по значению таким общим понятиям как «схема», «формула», «система» и т. п.

Образ страны – это живое, наглядное представление об особенностях той или иной территории, государства. Он может иметь различные качественные стороны или аспекты: живописный, этнический, экономический, политический образ и др. Такой образ может быть более или менее привлекательным или даже отталкивающим. Образ страны или региона может формироваться на основе личного посещения человеком той или иной страны, знакомства с ее природой, людьми и их культурой, хозяйством и товарами, которые производятся в этой местности. Кроме того, образы стран создаются в средствах массовой информации (СМИ – газеты, радио, телевидение, Интернет) с целью рекламы туризма, экономических достижений стран, в политических целях и др. Поэтому «образ страны» –понятие в значительной степени субъективное, возникающее в представлениях людей в результате самых различных обстоятельств.

На формирование образа города или страны в представлении туриста могут влиять такие факторы как благоприятная или неблагоприятная погода в период посещения; доброжелательное, вежливое и приветливое, или невнимательное и равнодушное обращение с ним обслуживающего персонала в гостинице; дружелюбное или враждебное отношение встреченных им представителей другого народа в стране посещения; состояние транспорта, памятников старины, мест общественного пользования, система обслуживания и многое другое

Нередко представление о городах и странах формируется и удерживается в сознании многих людей на основе широко распространенных и растиражированных средствами массовой информации штампов, ярлыков, знаков, символов или «брэндов», существующих и работающих наряду с флагами и гербами этих стран. Например, такими широко известными и зрительно узнаваемыми символами городов и стран являются – Московский кремль (г. Москва, Россия) (рис. 4); Эйфелева башня (г. Париж, Франция) (рис. 5); Статуя Свободы (г. Нью-Йорк, США) (рис. 6); «Падающая башня» (г. Пиза, Италия) (рис. 7); Акрополь (г. Афины, Греция) (рис. 8); Кёльнский собор (г. Кёльн, Германия) (рис.9); Дворец Тадж-Махал (г. Агра, Индия) (рис.10); Дворец Потала (г. Лхаса, Тибет, Китай) (рис. 11) и др. Многие из этих символов вошли в список объектов Всемирного культурного наследия.

Однако, эти «знаки и символы» нельзя отождествлять с теми объемными «образами стран», которые могут формироваться на основе чтения научной, художественной и научно-популярной литературы, просмотра фильмов и непосредственного, личного восприятия путешествующих людей, заинтересованных туристов, получающих впечатления от собственного знакомства с природой, людьми и экономикой страны посещения. При этом, конечно, наибольшее значение приобретают зрительные образы, которые запечатлеваются и остаются в памяти людей, самостоятельно познакомившихся с пейзажами отдельных стран, лицами населяющих их народов, их трудовой деятельностью, образом жизни, отдыхом и развлечениями, архитектурными достопримечательностями, созданными в ходе исторического развития страны и др. Такие образы дополняются фото-, аудио- и видеосъемками, сохраняются на многие годы, находят интерес и распространение среди населения других стран, создавая рекламу (или «антирекламу») данной страны среди различных групп туристов, собирающихся в путешествие.

Как отмечал Ю.Д. Дмитревский (1997), важнейшую роль в создании образа страны играют эмоциональные моменты и личное отношение исследователя к изучаемому предмету. Однако, объективность образа страны зависит от полноты рассматриваемого страноведческого комплекса. Этот образ должен отвечать современной действительности и в то же время содержать исторические аспекты, вбирая в себя элементы прошлого. При этом должны наличествовать факты, даю­щие возможность видеть тенденции и перспективы развития страны или региона.

Одним из важнейших аспектов образа страны является образ жизни населения. Именно образ жизни, обычаи и нравы людей в незнакомой стране, особенности быта и национального характера местных жителей вызывают интерес приезжих, путешественников, туристов.

Образ жизни — широкое понятие, за которым скрывается и природная среда обитания людей, к которой они адаптированы, нравы и обычаи разных слоев населения, демографические черты, этноконфессиональные и социально-экономические характеристики страны, специализация ее хозяйства. Даже в одной стране различаются — образ жизни, например, живущих рядом лопарей и финнов в Финляндии, чукчей и русских в России, индейских племен и англо-американцев в США и т. д. Образ жизни местных жителей страны также отличается от образа жизни туристов.

Уровень жизни — тесно связан со всей системой социально-экономических характеристик, материальной и социальной обеспеченностью и образом жизни населения.

Уклад жизни — обусловлен образом и уровнем жизни, ее установившимся ритмом и темпом, привычными будничными и праздничными занятиями, общественными нравами, соблюдением религиозных обрядов, предпочтениями, менталитетом населения.

Образ страны или региона у путешествующего человека складывается из наблюдаемых им природных пейзажей, погодных условий, из знакомства с укладом и образом жизни населения, из впечатлений от посещения городов и сельской местности, из видимых проявлений экономических достижений государства, которые выражаются в обеспеченности жизни населения транспортом, электроэнергией, разнообразием товаров и услуг и др.

Нельзя не отметить, что в наши дни образ страны неразрывно связан с экологической обстановкой на соответствующей территории. Острота современных экологических проблем мира ни у кого не вызывает сомнения. Однако состояние природной среды, степень урбанизации и техногенных загрязнений значительно отличается в разных природных зонах и странах мира. От этого во многом зависит привлекательность (аттрактивность) того или иного района мира или страны для рекреации и туризма.

Таким образом, образ страны, формирующийся у туриста, складывается из многих аспектов природы, культуры населения и хозяйства, и в результате позволяет оценить степень привлекательности той или иной территории для целей рекреации и туризма. Этот образ может сформироваться и закрепиться на основе самых разнообразных личных впечатлений, объективных и субъективных факторов, среди которых основными являются следующие:

— впечатления от посещения страны путешественником, туристом, его знакомства с природой: климатом и ландшафтами территории, ее растительным и животным миром (пейзажный образ страны);

— впечатления от знакомства с населением страны, с особенностями культуры и традиций, населяющего ее народа или народов, с их образом жизни, одеждой, фольклером, нравами и обычаями (этнографический образ);

— впечатления от ознакомления с памятниками истории и культуры, архитектурными ансамблями городов (историко-культурный образ);

— впечатления от национальной литературы и искусства, от прочитанных книг, посещения картинных галерей и выставок (литературно-художественный образ);

— впечатления от экономических достижений страны, ее хозяйственной специфики, от товаров, продаваемых в торговой сети, от уровня цен на товары, уровня жизни и пенсионного обеспечения населения (социально-экономический образ);

— впечатления от особенностей сервиса, уровня и качества обслуживания (в такси, в гостинице, ресторане, на пляже, в турагентстве и в других местах, которыми воспользовался турист в стране посещения (сервисный образ);

— популярное восприятие иной страны через средства массовой информации (открытки, журналы, картинки, флаги, гербы, денежные знаки, напитки, сигареты и др.) («брэндовый» образ).

В отличие от этого, объективный и многогранный образ страны должен формироваться из суммы всевозможных впечатлений, на основе всестороннего анализа и синтеза информации о данной стране, в сравнении его со своим отечеством и другими странами. Сравнительный страноведческий анализ может проводиться по принципу подобия или различия отдельных компонентов (географического положения страны, природных условий, этнографических, языковых и религиозных особенностей, социально-экономических достижений и др.), характеризующих образ того или иного государства или региона.

При комплексных страноведческих исследованиях для создания характеристики региона или страны используются различные схемы страноведческих характеристик, содержащие большее или меньшее количество элементов, характеризующих территорию страны. Главным требованием к страноведческому комплексу является наличие описания следующих трех его основных элементов: «природа — население — хозяйство». В этой триаде первичным элементом является природа и природные ресурсы, используя которые в ходе исторического развития, в процессе расселения и природопользования человек создает свое хозяйство и культуру, частью которых является сфера туризма.

Типовая схема страноведческой характеристики как основа для создания образа страны предлагается в следующем виде:

1. Географическое положение (особенности территории региона, страны) и его климатические следствия.

2. Природные и экологические условия территории (рельеф, климат, природные воды, растительность и животный мир).

3. Историко-культурная характеристика региона, страны.

4. Население страны и история его формирования (численность и плот­ность населения, расовый и этноконфессиональный состав, языки, обычаи и традиции народов).

5. Основные города (их расположение, история, особенности населения и специализации хозяйства, достопримечательности).

6. Социально-экономическая характеристика страны (основные отрасли хозяйства, районы и их специализация, транспортные связи и инфраструктура туризма (определение характерных черт хозяйства).

7. Политико-географическая характеристика страны (государственное устройство и строй, политические партии, криминальная обстановка, их влияние на туризм).

8. Рекреация и туризм (особенности размещения центров, их специализация).

9. Общая оценка развития страны (определение тенденций и перспектив).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...