Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.4.2. Выводы. Глава 7. Нарушения регуляторных систем. 7.1. Нарушения зрительного внимания и зрительная агнозия




6. 4. 2. Выводы

1. Нарушения рабочей памяти могут быть следствием повреждений различных структур коры. Они не ограничиваются ухудшением способности использования рабочей памяти как подчиненной системы для сохранения информации в случае ее обработки «центральным исполнителем». В действительности, нарушения включают в себя механизмы не только сохранения, но и обработки информации в ходе различных операций на разных уровнях рабочей (оперативной) памяти.

2. Становится более ясной тенденция мономодального характера ухудшения памяти, развивающегося в результате поражений главных зрительных зон в случае расстройств зрительной рабочей памяти и окрестностей главных слуховых зон в случае расстройств слуховой рабочей памяти. Например, повреждение затылочной доли ведет к нарушениям зрительной рабочей памяти для одиночных и комплексных свойств объектов или для последовательностей зрительных сигналов, в то время как слуховая рабочая память полностью сохраняется или повреждается минимально. В то же время, поражения верхней задней части височной доли ведет к расстройствам слуховой рабочей памяти для одиночных звуковых сигналов и их последовательностей без ухудшения зрительной рабочей памяти.

3. Расстройства мультимодальной слуховой и зрительной рабочей памяти для последовательностей стимулов являются результатом повреждения теменной доли и передней нижней части височной доли. Некоторые данные подчеркивают мультимодальный характер рабочей памяти лобных долей, но большинство таких исследований ограничены изучением лишь зрительной модальности, поэтому

в настоящее время невозможно провести корректное сравнение со слуховой рабочей памятью.

4. Значение различий локализации поражений в развитии мономодальных и мультимодальных расстройств рабочей памяти может быть объяснено ролью передних кортикальных структур в обработке неконвенциональной информации, которая может быть облегчена переводом визуальных или звуковых описаний в описания унитарным кодом, например, в передней части височных долей. Такой унитарный код, возможно, используется теменными и лобными долями в описании пространственной и временной информации, обрабатываемой в рабочей памяти. Этот процесс может нарушаться при повреждениях вышеуказанных структур и проявляться как расстройства рабочей памяти для пространственного положения, ориентации и для дифференциации слуховых и зрительных последовательностей.

5. Расстройства «центрального исполнителя» могут быть мономодальными и относиться к процессам, направленным на осуществление хорошо известного процесса «рутинной» переработки конвенциональной информации и на участие в процессе переработки неконвенциональной информации, обладающей неполным набором свойств (см. дискуссию в предыдущих главах).

6. Несомненно, различия в операциях, осуществляемых рабочей памятью в различных областях коры, требуют дальнейших систематизированных исследований, особенно в отношении сравнения ролей коры лобных долей и задних кортикальных областей.

 

Глава 7. Нарушения регуляторных систем

Мы можем резонно предположить, что процесс обработки информации мозгом должен включать в себя систему, которая активирует и регулирует операции различных модулей, включенных в восприятие и действия в физическом и, особенно, в социальном окружении. Такая система может обеспечивать существенную экономию посредством исключения из активации модулей и операций, которые не должны быть активированы при выполнения многих задач восприятия и действий. В то время как общее состояние готовности обеспечивается другой системой, наряду с осью «сон—бодрствование», система регуляции и активации нацелена посредством внимания, воли и эмоций на более специфические отдельные операции, принимающие участие в восприятии и действии. При патологических условиях повреждение частей такой системы может проявляться как нарушения в активации отдельных модулей и операций, тогда как их внутренние структуры сохраняются, но не могут использоваться правильно в процессе переработки информации мозгом в ходе восприятия, действия и коммуникации.

7. 1. Нарушения зрительного внимания и зрительная агнозия

В процессе переработки информации мозг оперирует тем способом, который позволяет предотвратить перегрузку его возможностей информацией, полученной на низких уровнях входящих сенсорных сигналов, то есть в клетках сетчатки глаза или в передней части ушного лабиринта. Эта система основывается на использовании простых и, особенно, сложных признаков в процессе восприятия предмета и сцены действия.

Другой способ предотвращения перегрузки основан на использовании механизмов внимания, которые выбирают определенную информацию для последующего процесса переработки. Главные элементы механизмов внимания — это перемещение фокуса внимания на места переработки информации, удержание внимания на этих местах на время необходимое для переработки информации, и последующее отключение внимания, когда процесс обработки информации завершен (обзор Parasuraman, 1998; Ulman, 1996).

Операции, выполняемые механизмами внимания, можно суммировать, основываясь на обзоре Ulman (1966), следующим образом. Перемещение фокуса внимания может, главным образом, управляться посредством параллельного сканирования, направленного на обнаружение основной локализации мест переработки информации. Свойства, которые определяют основную локализацию, могут включать в себя цвет, контраст, ориентацию, некоторые черты формы. После выделения таких свойств из окружающего шума, фокус внимания смещается на эту локализацию и замыкается на тех местах, которые служат для процесса обработки отобранной информации, например, распознавание буквы или предмета. Ко-

гда процесс обработки информации завершен, фокус внимания отключается и может переместиться на другую цель. Смещению фокуса внимания также способствует уточнение положения его фокуса, который уменьшает время смещения центра внимания на эксцентрическую позицию цели. Было показано, что фокус внимания может быть смещен внешне движением глаза, так же как и внутренне, без таких движений.

Нарушения описанных операций лежат в основе развития некоторых своеобразных синдромов, связанных с ухудшениями или ослаблениями удерживания и смещения фокуса внимания в процессе визуальной обработки:

• при синдроме Балинта;

• при одностороннем расстройстве внимания (одностороннем игнорировании);

• при нарушениях выделения из шума основной локализации процесса переработки информации.

Нарушения внимания обсуждались в серии работ, связанных с ролью исполнительного контроля в функционировании мозга (Posner, DiGirolamo, 2000). Норман и Шалис предположили существование двух уровней исполнительного контроля.

Первый уровень — разработка графика включения внимания для выученных поведения и мыслей (сравнимым с нашим процессом переработки обычной информации).

Второй уровень — это система слежения за вниманием, которая обеспечивает дополнительную активацию и задержку, когда ситуация является новой, высоко конкурентоспособной, и не может быть решена рутинной операцией механизмов, обеспечивающих график включения внимания (сравнимым с нашим процессом переработки необычной информации) (Norman, Shallice, 1980; 1986). Согласно мнению Шалиса, вовлечение системы слежения за вниманием требуется для планирования или принятия решения, исправления ошибки, преодоления привычных ответов, ответа на новую или плохо выученную ситуацию, условий, которые оцениваются, как опасные или трудные (Shallice, 1994). Впоследствии подчеркивалось, что управляющий контроль трудно определить, так как этот термин используется многими способами, но обсуждение темы механизмов внимания для стимулов и ответов может помочь сузить ситуацию, при которой нужен управляющий контроль (Posner, DiGirolamo, 2000). Обсуждение концентрируется на этом разделе нарушений системы внимания в преодолении хорошо изученных, привычных ответов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...