Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства.

Упражнения на уровне слова.

1. Выразить то же самое с помощью одного слова. (Say in one word.)

Здесь можно давать различные дефиниции одних и тех же слов. Однако важно помнить о том, что определение и есть ис­ходный контекст употребления слова, его первичное окружение. Те ассоциации, которые вы сможете заложить на этом уровне, продолжат в дальнейшем свое дело уже в устах учеников. Хоте­лось бы отметить и еще один важный момент. Иногда целью дан­ного упражнения является не называние слова учащимися, а по­нимание собственно дефиниции, где могут употребляться довольно сложные слова, как только что семантизированные, так и изучен­ные ранее в различных контекстах. Через данное упражнение учи­тель может опосредованно формировать и различные уровни ком­муникативной компетенции, включая социолингвистическую и социокультурную. Так, например, давая дефиниции к слову «стол», можно просто сказать: «Это то, за чем люди сидят во время еды», но можно и усложнить задачу, сделав ее более ин­тересной и познавательной.

К слову «корова» можно дать избитое определение типа: «Это крупное домашнее животное, которое дает нам молоко», а можно вспомнить и о том, что в Индии она является священным живот­ным и употреблять ее мясо в пищу — грех. Здесь все зависит от воображения учителя, но, чем больше информации мы даем сами, тем больше мы получаем в ответ.

2. Подобрать синонимы/антонимы к данному слову.

Здесь, как и в других упражнениях на выбор, учащиеся могут выбирать слова по памяти или из списка предложенных учителем слов. Хорошо бы использовать и собственные словарики-«вокабуляры». При работе над синонимами важно обращать внимание на различные коннотативные значения, а также на особенности управления, если таковые имеются. Можно также проверить де­тальное понимание особенностей значения и употребления различ­ных синонимов, объединив данное задание с предыдущим, т. е. че­рез отгадывание слова по его дефиниции.

3. Выбрать слова с наиболее общим значением.

Такие упражнения, помимо установления синонимических связей слова, учат обобщать, генерализировать понятия, что особенно важно при работе с детьми. Иногда подобные задания могут представлять сложность и определенный «вызов» и для взрослых. Здесь также легко устанавливаются связи с предыдущим уп­ражнением по подбору синонимов/антонимов.

4. Расположить слова по определенному принципу или признаку.

Например:

• по степени нарастания чувств (от ненависти до обожествления);

• по степени надежности (комфорта);

• по скорости передвижения (существительные или глаголы)

и т. д.

5. Определить слово, которое не подходит к данной группе. (Choose the odd man out.)

Данное задание будет интереснее, если сделать выбор неодно­значным или хотя бы не столь очевидным. Так, например, в группе слов: обезьяна, крокодил, лягушка, огурец лишнее огурец.

Чтобы сделать подобное упражнение более проблемным, надо помнить о том, что слова могут сочетаться по каким-то одним при­знакам или принципам, но различаться по другим. Можно учиты­вать цвет, форму, родовые признаки, даже форму образования множественного числа существительных или прошедшего времени глаголов, особенности правописания и т. д.

Здесь хотелось бы привести еще один пример, услышанный в одной из школ. Ученикам были предложены следующие слова: автомобиль, самолет, лошадь, ракета, карета, ветка. Все друж­но решили, что это ветка, поскольку она не является средством передвижения, и только одна девочка сказала, что в данной группе слов все слова могут считаться средствами передвиже­ния, только какие-то используются людьми, а какие-то — жи­вотными.

6. Образовать как можно больше однокоренных слов.

Упражнения на уровне словосочетания.

1. Составить/подобрать словосочетания к предложенным словам.

Предлагая такое задание, грамотный учитель обязательно ис­пользует возможность еще раз обратить внимание учащихся на особенности коллокаций и управления близких по значению слов, т. е. на то, что одни слова никогда не употребляются вместе, а другие требуют различных предлогов.

Например, попробуйте составить как можно больше словосо­четаний, имеющих одно и то же значение, с предложенными сло­вами.

To be hooked obsessed addicted with to on fast food drugs a book a man/woman

2. Добавить/подобрать к существительным 3-4 определе­ния (к глаголам – 3-4 наречия) и т. д.

Это и подобные ему упражнения можно выполнять как инди­видуально, так и в парах или группах. Можно провести его в фор­ме игры «Кто больше?». В этом случае ученические словарики также могут оказать ощутимую пользу.

3. Соединить разрозненные слова таким образом, чтобы полу­чились идиоматические выражения/пословицы/поговорки и т. д.

4. Подобрать к одному существительному как можно больше прилагательных и глаголов. Это упражнение поможет формировать как синтагматические, так и парадигматические связи слова. Правда, это зависит и от са­мих предложенных слов, от места упражнения в ходе изучения те­мы, от установки, которую дает учитель. Пример: фрагмент урока в 6 классе. Дети уже ознакомились с учебным текстом и прослушали песню о девственных тропичес­ких лесах и их проблемах. Учитель готовил их к составлению пла­на-опоры к собственным монологическим высказываниям по про­блеме. Таким планом и стало выполнение данного упражнения. Поместив слово "rainforests" в центр доски, справа ученики ста­ли записывать действия, характерные для этих лесов. Таковых на­бралось немало: расти, цвести, благоухать, вырабатывать кисло­род, служить укрытием для редких животных, быть легкими для всей планеты, кормить, украшать землю, сохранять природный ба­ланс, покрывать большие площади, сокращаться, вымирать, снаб­жать лекарственным и другим сырьем и т. д. Слева от слова они написали те действия, которые человек производит по отношению к тропическим лесам: уничтожает, вы­рубает, защищает, охраняет, описывает, изучает, использует, вос­хищается, рисует, изображает, выбирает для путешествий и т. д. За глаголами последовали прилагательные. Это задание выполня­лось в группах и стало конкурсом. Ни одна группа не представи­ла списка из не менее чем 10 прилагательных, куда вошли такие слова: прекрасные, сказочные, необычайные, таинственные, богатые, укромные, затененные, влажные, опасные, волшебные, щедрые и т. д. Чтобы выполнить это задание, учащиеся неодно­кратно обращались как к прочитанному тексту, так и к тексту пес­ни, работали со словарями.

Упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства.

1. Ответить на вопросы.

Еще раз хотелось бы напомнить истину о том, что вопрос не столько запрашивает информацию, сколько несет ее. Если вопрос примитивен, то таков будет и ответ. Опытный учитель всегда сумеет задать вопрос, в ответ на который ученик станет использовать активную лексику и при этом сумеет обойтись без назойливого напоминания о необходимости использовать «новые, активные слова», что кроме раздражения ничего не вызывает. Профессионализм учителя и заключается в том, чтобы при обеспечении необходимой свободы выбора у учащихся твердой рукой вести их по нужному пути.

2. Поставить вопросы к выделенным словам/написать во­просы, ответами на которые могут быть данные слова или вы­ражения.

Это упражнение одновременно решает несколько задач. Здесь мы имеем возможность еще раз отработать специальные вопросы, опосредованно готовя учеников к ведению диалога, а главное — имеем возможность формировать дискурсивную компетенцию. У данного упражнения есть и то преимущество, что, вместо того чтобы придумывать множество вопросов самому, учитель может распределить эту обязанность между учениками, вовлекая их в совместный процесс обучения и разделяя ответственность за его успешность. При выполнении данного задания можно также ис­пользовать разные режимы работы (индивидуальный, парный, групповой).

3. Закончить следующие предложения.

Принцип здесь тот же — примитивизм вреден. Если незакон­ченное предложение выглядит так: «Корова — это домашнее...», то только «животное» мы и получим в итоге. И удивляться не при­ходится. Хороший учитель всегда стремится к использованию за­даний «открытого типа», т. е. таких, которые не исключают, а предполагают множество допустимых ответов.

4. Соединить разрозненные части предложений в связный текст.

5. Подобрать или придумать заголовок к картинке.

6. Дать свою дефиницию слова.

Вот здесь-то и пригодится вся та информация, которую вы ис­подволь закладывали в фундамент семантического поля данного слова. Повторы также маловероятны, если вам удалось установить много различных ассоциаций.

7. Прокомментировать пословицу.

Как вы думаете, если довольно долго обсуждать темы «Кули­нарные традиции разных стран и культур», «Планета Земля», «Спорт» и т. д., то насколько велика возможность того, что эти темы могут также звучать при комментировании таких пословиц, как «В гостях хорошо, а дома лучше», «Семь раз отмерь, а один раз отрежь»? Попробуйте назвать те пословицы, которые не име­ют никакого отношения к данным темам.

8. Сравнить героев, животных, басни, сказки, города, стра­ны и т. д.

Например: Илья Муромец и Робин Гуд; Москва и Рим/Лон­дон/Париж; Том Сойер и Пеппи Длинныйчулок и т. д.

9. Составить рассказ с данными словами.

10. Описать картинку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...