Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интервью как жанр журналистики




Интервью как жанр журналистики

 


Определение
Интервью — особый информационный жанр журналистики, представляет собой диалог корреспондента и героя публикации. Иначе интервьюера и интервьюируемого.
Интервью — жанр оригинальный, в связи с этим оно и оформляется особым образом. Тогда как заметка, расширенная информация несколько схожи (вопросы, подробности). В интервью вы записываете свой вопрос и дословно ответ героя. Но структура интервью включает и другие компоненты.

Виды интервью (классификация)

  • Информационное. В полной мере интервью получится информационным, если и интервьюер и герой будут делать акцент на вопросах: что? где? когда?
  • Аналитическое. Если интервьюер и его собеседник начнут «разворачивать» ответ на вопросы: почему? с какой целью? что это значит? и пр., то в результате может получиться аналитический материал.

Запомните: ответы информационного интервью не всегда могут быть лаконичными, тем не менее они преследуют одну цель: проинформировать читателя о предмете авторского интереса, а не проанализировать его. Это своего рода анкета.

Структура интервью
Введение (шапка): обычно оформляется курсивом либо полужирным шрифтом. Здесь указывается: информационный повод, тема интервью, обосновывается выбор темы; сообщается фамилия, имя, отчество героя, должность, социальное положение.
Собственно интервью — ваши вопросы, ответы героя.
Вывод, завершение: формулировка основной мысли материала, идеи, ваши комментарии встречи. Этот элемент факультативен. Могут присутствовать и такие элементы интервью: биографическая справка, сообщение о достижениях героя, возможно выделены его мнения по каким-либо актуальным, интересным вопросам. (показать на примерах)
Обязательный элемент интервью — фотография. Фото из семейного архива допускается лишь в том случае, когда вы рассказываете о своем герое, как о человеке. Если же вы беседуете с ним по какому-либо социальному вопросу, выясняя компетентное мнение специалиста (например, с брокером фирмы обсуждаете вопрос зависимости экономики России от курса доллара или с директором Департамента образования Архангельской области о проблемах школы), следует сделать свежий снимок. Следовательно, на интервью всегда берите с собой фотографа.

Как готовиться к интервью?
1. Договориться о встрече в удобное для вас и вашего героя время. Лучше на нейтральной территории. Героя обязательно предупредить о фотографии.
2. Заранее просмотреть информацию о вашем герое, чтобы не попасть впросак с вопросами и расположить его к себе (очень сложно завоевать симпатию человека).
3. Вопросы составляются заранее. Выстраиваются в определенном, логическом порядке. Возможно, во время интервью порядок нарушится, появятся новые вопросы, отпадут уже заготовленные. Здесь главное — держать нить беседы: вы должны вести героя, а не он вас. Помните, что у любого интервью должна быть тема. И вопросы этой теме должны соответствовать.
Возможно также не встречаться лично, а, аккуратно оформив вопросы, передать герою. Затем забрать ответы на них.
4. Завизировать текст у героя, собеседника.
5. Диктофон обязателен, если это личная встреча.
6. Во время интервью ваш собеседник возможно захочет кое-что скрыть. Настаивайте на его ответе. Не нужно переубеждать собеседника, если вы не принимаете его точки зрения.
7. Гете заметил: «Каждый слышит то, что понимает». Чтобы не было ошибок, переспрашивайте, уточняйте. (Помните ли те фразы, которые мы записывали, говоря о достоверности и доверии читателей: «Верно ли я понял... », «Вы сказали, что... »? Какие еще фразы можно использовать? «Согласны ли вы с тем, что... », «Прав ли я, считая... »)
8. Готовясь к интервью, помните еще, что сказал Лорд Морли. «В речи имеют значение только три вещи — кто говорит, как говорит, что говорит. И из этих трех вещей наименьшее значение имеет третье». Это к тому, что в интервью вам надо стараться передать особенность речи, мышления собеседника, раскрыть его перед читателями как специалиста и человека.

 

ГЛАВА 1: Интервью и его виды.

Жанр интервью – это форма получения журналистом определенной информации от респондента с помощью вопросов; иными словами, диалог – самое естественное средство общения. «Интервью – акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений и суждений, представляющий общественный интерес»[1].

Как жанровая форма интервью обозначает диалог журналиста с человеком, интересным определенной читательской аудитории. При этом метод сбора информации полностью совпадает со структурой жанра.

«Интервью – предназначенная для средств массовой информации (далее СМИ) беседа журналиста с каким-нибудь лицом. Требует элементарной осведомленности или подготовки. «Взять быка за рога», разговорить его – удел опытных журналистов. Не стоит забывать, что при всей кажущейся легкости добычи материала (вопрос – ответ) интервьюер должен не забывать: получив полномочия на беседу, он получает полномочия на собеседника. »[2]

Задача интервью – сообщить новость, повлиять на общественное мнение. Особенность интервью состоит в том, что новость эта персонифицирована человеком, мнение которого по каким-либо причинам важно для читателя. В вопросах журналиста к собеседнику конкретизируется актуальные аспекты, возникают поводы для дискуссий. Нередко журналисты акцентируют свое внимание на эмоциональном состоянии интервьюируемого, на его интонациях, жестах, мимике.

Важно быть хорошо подготовленным к интервью. Предварительно изучается личность будущего собеседника: надо быть уверенным в правильности предполагаемой линии поведения, манеры общения. Намечаются вопросы для создания нужной атмосферы беседы. Необходимо изучить поднимаемую проблему, подготовить вопросы, выделить из них наиболее важные. Вопросы должны быть ясными и конкретными. При их подготовке до беседы и во время их корректировки по ходу общения журналист приспосабливается не только к интервьюируемому, но и к массовой аудитории. Во время интервью журналист осуществляет несколько видов контроля за темой. Это:

·

·

·

·

·

·

·

·

·

· [3]

Интервью в современной прессе получило очень широкое распространение. Это объясняется многими причинами: люди стали раскованнее, повысился интерес к жанру. Задача журналиста – сделать интервью интересным для всех.

«Варианты ведения интервью – «жесткое», «мягкое», конфликтное общение, «свободное плавание» - определяются целями и ситуацией общения. Но каждый из видов интервью требует внимания к внутреннему миру собеседника, его убеждениям, привычкам, эмоциональному состоянию». [4]

Рассматриваемый жанр дифференцируется по двум признакам: количественному соотношению задействованных в беседе лиц и предметно-эмоциональной направленности. По первому выделяются интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-полилог, интервью-беседа; по второму – интервью-сообщение, интервью-зарисовка. Чаще всего собеседниками журналиста становятся: очевидец, «звезда», интересный человек, эксперт и другие.

Интервью-монолог представляет собой ответы интервьюируемого на вопросы, предложенные журналистом в преамбуле материала. Оно часто бывает проблемным. Содержание беседы передается полностью.

Интервью-диалог – такой вид жанра, когда приводятся суждения партнеров (журналиста и его собеседника), в равной мере интересные аудитории. Диалогическая форма интервью предполагает не только проникновение во внутренний мир респондента, но и раскрытие личности журналиста.

Интервью-беседа – наиболее традиционный вид. Изложение беседы содержит лишь наиболее существенные ее черты. Причем ответы собеседника журналист может пересказать своими словами.

Интервью-полилог – своеобразная форма беседы, в которой задействовано несколько журналистов и респондентов (иногда несколько журналистов и один респондент, и наоборот). Характеризуется максимальным количеством собеседников с одной или другой стороны.

Интервью-сообщение – это интервью в сокращенном варианте, где представлены наиболее значительные фрагменты разговора.

Интервью-зарисовка – вид интервью, в котором реплики собеседника журналист сопровождает описанием его манеры поведения, стиля одежды, выражения лица и так далее. Этот прием нацелен на повышение читательского интереса. Для интервью-зарисовки характерны лирические размышления, широкое использование выразительных средств. Журналист создает эмоционально-психологический портрет собеседника.

Ряд исследователей выделяет две группы интервью – в зависимости от характера опрашивающего (интервьюера) и характера опрашиваемого (героя). К первой группе относят интервью-информацию, интервью-мнение; ко второй – интервью-эмоции, интервью – социологический опрос.

С. Н. Ильченко выделяет такие виды интервью, как протокольное, информационное, проблемное, интервью-анкета, интервью-портрет.

Жанр интервью требует соблюдения многих этических тонкостей во взаимоотношениях журналиста и интервьюируемого. Нельзя расспрашивать о проблеме, с которой ты не познакомился хотя бы приблизительно, нужно иметь ответы на простые вопросы, не прибегая к знаниям авторитета. Важно не только выглядеть, но и быть заинтересованным.

Предоставьте возможность высказаться. Задавайте проблемные вопросы «кто? » и «почему? », чтобы выяснить детали. Не задавайте вопросов, на которые вы получите однозначные ответы «да» или «нет».

Принуждать интервьюируемого к четким формулировкам не стоит. Лучше использовать в сложных вопросах обороты типа: «я думаю», «мне кажется», «возможно».

С. А. Белановский в своей книге «Глубокое интервью» выделяет интервью формализованные и неформализованные. Формализованное (структуризованное, стандартизованное) интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации. Это означает, что различия и сходство в ответах должны отражать действительные различия и сходство между респондентами, а не различия, вызванные задаваемыми вопросами или тем, как эти вопросы были поняты. Формализованное интервью может использоваться для многих целей, включая определение общественного мнения по широкому кругу вопросов, выяснение потребительских предпочтений, стереотипов поведения, распространения психиатрических симптомов, а также множества иных целей, включающих получение количественной информации. Формализованное интервью может применяться однократно со многими респондентами или проводиться в несколько заходов с одними и теми же респондентами для определения стабильности либо изменчивости их установок, ценностей, привычек, компонентов образа жизни и так далее.

Неформализованное (свободное, глубинное)[5] интервью включает в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. При использовании неформализованного интервью не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента, и индивид не является в них учетной статистической единицей. Содержание интервью может меняться от респондента к респонденту: каждый респондент сообщает ту информацию или высказывает те мнения, которые он может представить наилучшим образом. В этих условиях использование заранее подготовленного набора вопросов часто бывает только помехой, поэтому в неформализованном интервью вопросники могут вообще не использоваться.

Неформализованное интервью, в отличии от формализованного, не требует в качестве предпосылки для его проведения предварительной проработке всех пунктов информации, которая должна быть получена. В связи с этим оно может быть использовано на всех стадиях исследования. Этот метод способствует достижению интуитивного понимания вопроса или проблемы, а также обнаружения непредвиденных областей релевантности в исследовании. Неформализованное интервью может использоваться также для объяснения неожиданных результатов количественных исследований, например, расхождение результатов голосования с предвыборными прогнозами, или для объяснения новых проблем, возникших в ходе исследования.

Различают подготовительный и независимый виды неформализованного интервью. Первый проводится для подготовки к формализованному. Такое интервью может использоваться для вычленения значимых компонентов вопроса или проблемы, на основе которых будет сформирована структура будущего вопросника. Наряду с этим, подготовительное интервью используется для изучения словаря респондентов, типов реакции на вопросы, типов противодействий, которые оказывают респонденты при тех или иных вопросах, и многого другого.

Независимое неформализованное интервью, в отличии от подготовительного, имеет самостоятельную исследовательскую функцию. Оно используется в тех случаях, когда нет возможности провести формализованное исследование, либо нет необходимости в сравнении множества ответов или их суммирования по определенной выборке. Независимое интервью может быть использовано для исследования таких вопросов, как социальные волнения, преступность и теневая экономика, последствия научно-технического прогресса и так далее.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...