Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Я группа. Речь в дошкольных учреждениях, в средних и высших учебных заведениях




В этой группе выделяются 25 эмоционально значимых ситуаций, обусловленных общением наших пациентов с пе­дагогическим персоналом и товарищами: игровая деятель­ность, общение во внеурочное время, речь в классе и в ауди­тории во время занятий, активность на собраниях, вечерах отдыха, речь в условиях зачетов и экзаменов, при защите дипломных работ и пр.

При оценке выраженности речевых затруднений в указан­ных ситуациях (анализ биографий и данные опроса больных) учитывались степень владения учебным материалом, уровень сложившихся отношений между заикающимся, педагогами и коллективом, условия общения в тех или иных конкрет­ных обстоятельствах.

Из таблицы 3 видно, что подростки и взрослые, входя­щие в 4-ю группу, по выраженности речевых затруднений находятся почти в равном положении с незначительным преобладанием ухудшения речи у подростков (усиление за­икания: подростки — 89, взрослые — 86). Несколько в ином положении находятся дети: показатель усиления заикания снижается до 68, а количество детей, у которых речь улуч­шается в указанных ситуациях, несколько преобладает над другими возрастными категориями больных (ослабление за­икания: дети — 9, подростки — 5, взрослые — 6).

Анализ данных историй болезни позволяет отметить, что незначительное улучшение показателей в детской группе происходит за счет детей дошкольного возраста. Младшие школьники и дети, приближающиеся к пубертату, находят­ся примерно в таком же положении, как и заикающиеся подростки и взрослые. Некоторое улучшение показателей в детской группе можно объяснить не только возрастными особенностями заикающихся дошкольников, предохраня­ющими их от развития выраженной фиксации внимания на речевом дефекте, но и условиями детских садов, в ко­торых при желании и умении воспитателей легче осуще­ствить индивидуальный подход к больному ребенку, орга­низовать необходимый режим, обеспечить здоровую в пси­хологическом отношении атмосферу. Вместе с тем известно большое количество случаев психической травматизации именно в дошкольных учреждениях, не только спровоциро­вавшей вторичные наслоения при уже имеющемся заикании, но и явившейся непосредственной причиной возникновения этого речевого нарушения (Миссуловин Л. Я., 1988).

С началом школьной жизни резко возрастает влияние на ребенка внешней среды. Уже с первых дней обучения пер­вокласснику приходится решать многочисленные, нередко трудные задачи, связанные с учебным процессом и определен­ными нормами поведения в школьном коллективе. Детский мозг, еще относительно незрелый, начинает подвергаться зна­чительной нагрузке по восприятию и переработке достаточ­но сложной для него новой информации. Усложнившаяся жизнь ребенка является своего рода испытанием и его эмо­ционально-волевой сферы.

В таких условиях отсутствие у отдельных педагогов пред­ставления о заикании как болезни, а порой и просто недоста-

точно тактичное отношение к своему заикающемуся учени­ку, для детей впечатлительных, легкоранимых, застенчи­вых, отличающихся тревожно-мнительными чертами харак­тера, является в ряде случаев причиной обострения речево­го дефекта и развития вторичных невротических наслоений с выраженной логофобией, которая непосредственно связана с учебным процессом.

Психогенным фактором также является неправильное по­ведение здоровых детей по отношению к своему заикающе­муся товарищу: насмешки, передразнивания, а в некоторых случаях проявление излишнего сочувствия. Эти внутрикласс-ные отношения опять-таки во многом зависят от учителя, который может вносить в них свои коррективы.

В трудах В. И. Селиверстова (1979), К.-П. Беккер, М. Со-вака (1981), в монографии «Заикание» (под ред. Н. А. Вла­совой, К.-П. Беккер, 1983) и в ряде других работ имеются указания на случаи усиления этого нарушения речи и вто­ричных невротических наслоений, обусловленных психо-травмирующими ситуациями, нередко возникающими в учеб­ных заведениях.

Мы обследовали 250 взрослых людей и школьников, стра­дающих заиканием и состоящих на учете в Городском логоте-рапевтическом центре Санкт-Петербурга. При этом оказалось, что у 50 из них, т. е. у 20%, заикание резко усилилось за пе­риод обучения в школе (Миссуловин Л. Я., Первова В. В.,

1975).

Анализ историй болезни, в которых у пациентов-школь­ников не отмечалось ухудшения состояния речи либо в ряде случаев наблюдалось снижение выраженности заикания, показал, что это произошло не только в результате логоте-рапевтического лечения и спокойных домашних условий, но прежде всего благодаря здоровому психологическому микроклимату, созданному в учебном заведении, правиль­ному отношению к заикающемуся товарищей по классу и педагогов. Многие школьники, страдающие заиканием, глу­боко благодарны учителям, понявшим их состояние. Такие педагоги на протяжении многих лет поддерживают своих за­икающихся учеников, внушают им чувство собственного дос­тоинства и веру в свои силы, приобщают их к интересному делу. Тем не менее еще нередко приходится сталкиваться с нежелательными фактами педагогической практики, по-

следствия которых сказываются на дальнейшей судьбе боль­ного, страдающего логоневрозом, и определяют для него круг эмоционально значимых ситуаций, связанных с усло­виями учебного процесса.

В числе наиболее «трудных» ситуаций речевого общения как в средних учебных заведениях, так и в вузах заикаю­щиеся называют, прежде всего, ответы и выступления на групповых занятиях и различного рода собраниях, перед экзаменационными комиссиями, при разборах в официаль­ной обстановке конфликтных обстоятельств.

К факторам, ухудшающим речь больных в указанных си­туациях, помимо перечисленных выше, относятся нетвердое владение учебным материалом, сознание своей вины или ошибки, по поводу которых нужно дать объяснения коллек­тиву, педагогам или администрации.

Общение с товарищами и педагогами вне официальной обстановки (перемены, беседы и консультации во внеурочное время, вечера отдыха и пр.), как правило, положительно вли­яют на речь больных. Но даже в этих условиях многие под­ростки, юноши и девушки, отличающиеся тревожно-мнитель­ными чертами характера, испытывающие в связи с речевым дефектом чувство неполноценности, отмечают боязнь и ухуд­шение речи при общении со своими одноклассниками или сокурсниками противоположного пола. В этой связи просле­живается четкая закономерность: чем больше нравится заи­кающемуся лицо противоположного пола, тем труднее всту­пать с ним в речевое общение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...