Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тезаурус по теме: Воспитание в современной школе и педагогике

№ п/п Понятие Определение Источник
1. Гуманизм мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей. Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под.ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан- Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.
2. Гуманность вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь близким и дальним, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, умением проявлять терпимость и дброжелательность ко всем людям независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личностных свойств. человечность, человеколюбие, уважение к людям, вершина нравственности, где любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, с пониманием ценности и неповторимости каждого чело века, неприкосновенности человеческой жизни и т.д   Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.   Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под.ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан- Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.
3. Гуманистическое, личностно-ориентированное воспитание воспитание в человеческом измерении, человек является целью и результатом воспитания. Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
4. Гуманистические ценности личностно-ориентированного воспитания это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей. Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
5. Духовно-нравственное развитие личности осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  
6. Индивидуально-личностный подход исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития ее творческого потенциала. Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
7. Человек культуры Cвободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. Гуманная (гуманизированная) личность.   Основы духовной культуры ( энциклопедический словарь педагога ).— Екатеринбург. В. С. Безрукова. 2000.
8. Культурологическое образование целенаправленный процесс воспитания и обучения, опирающийся на трансляцию и воспроизводство ценностей культуры, созданных в процессе духовной, интеллектуальной, творческой деятельности людей и отвечающих целям самореализации человека и общества, составной компонент системы гуманитарного образования на всех этапах его реализации. Культурологическое образование сегодня: необходимо или достаточно. Мурзина И.Я. ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г.Екатеринбург
9. Культуросообразное воспитание это воспитание, которое всей своей организацией побуждает культурное саморазвитие ребенка и помогает ему в этом процессе. Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
10. Принцип культуросообразности предполагает неразрывную связь воспитания с культурным достоянием человечества и своего народа, в частности со знаниями об общечеловеческих богатства в области духовной и материальной культуры, об особенностях развития и становления национальной культуры и ее взаимосвязи с общечеловеческой; знаниями истории своего народа, его культуры; обеспечением духовного единства. Омельяненко В.Л. Теория и методика воспитания – Уч. пособие – К.: Знания, 2008. – 415 с.
11. Принцип личностного подхода принцип, определяющий положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом воспитательного процесса. Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
12. Принцип природосообразности воспитания отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой и природной среде его обитания и развития. Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
13. Свободное воспитание направление в педагогике 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивающее саморазвитие ребенка в ходе самостоятельных занятий. Исторически теории свободного воспитания восходят к идеям естественного воспитания Ж. Ж. Руссо. Энциклопедический словарь
14. Человек культуры – свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, гуманная, духовная, творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
15. Ценности воспитания это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни и межпоколенного взаимодействия, педагогических теориях и система, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения. Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
16. Реформы образования в России комплекс мероприятий, проводимых Правительством РФ, по модернизации системы российскогообразования. Основные положения: Введение ЕГЭ; введение и развитие многоуровневого высшего образования; сокращение учительского и преподавательского состава; сокращение числа вузов. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/
17. Духовность Понятие, обозначающее целостную наполненность внутреннего мира человека: его помыслов, переживаний, состояний, смыслов, поступков, т.е. устремление человека к ценностям – истине, добру, красоте, умение руководствоваться ими в жизни, устраивая ее по законам разума, справедливости, совести, эстетического чувства. Бондаревская Е.В. Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода. Научно-методический журнал «Сибирский учитель». http://www.sibuch.ru/taxonomy/term/397
18. Нравственность Понятие, обозначающее способность человека руководствоваться высшими духовными ценностями в своем поведении и поступках, которые в силу этого стремления не противоречат истине, добру и красоте, Божественным заповедям и нормам общечеловеческой морали. Бондаревская Е.В. Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода. Научно-методический журнал «Сибирский учитель». http://www.sibuch.ru/taxonomy/term/397
19. Национальные ценности совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие. Этнопсихологическийсловарь. — М.:МПСИ. В. Г. Крысько. 1999.
20. Общечеловеческие ценности это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. Попова И.М.. Социология. Введение в специальность. Учебник для студентов высших учебных заведений. Киев: Тандем. - 287 с, 1997
21. Инновационная деятельность деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности Официальная терминология. Академик.ру. 2012. http://official.academic.ru/8087
22. Модернизация приведение образования в соответствие с требованиями развивающейся цивилизации и потребностями современного человека Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с.
23. Глобализация объективный процесс, ставший следствием интенсивного развития мировых экономик и стран, их открытости для взаимодействия, сотрудничества, обмена товарами и услугами, финансовыми ресурсами, культурными ценностями, образовательными стандартами и даже моделями жизни и способами поведения людей Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с.
24. Образование среда культурного развития и духовного становления человека, это практика культуропорождения, а не сфера образовательных услуг. базовый процесс в культуре и его содержание должно быть устремлено к универсуму культуры. Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с.
25. Духовно-нравственное воспитание базовый человекообразующий процесс, сущность которого проявляется в педагогической поддержке духовности и нравственности растущего человека на всех этапах его взросления и личностно-профессионального становления, введении его в пространство культуры, оказании помощи в осмысленном выборе личностно значимых ценностей и построении моделей собственного поведения, программ, проектов настоящей и будущей жизни. Бондаревская Е.В.Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода. Научно-методический журнал «Сибирский учитель». http://www.sibuch.ru/taxonomy/term/397
26. Духовно-нравственная воспитанность Ценностно-смысловое ядро качества человека, является залогом будущего благополучия народа, нации, государства. Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с.
27. Духовно-нравственная культура система ценностей человека, позволяющая не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нем без вреда для себя и других его членов Основы духовно-нравственной культуры России – новая предметная область начальной и основной школы. http://www.docme.ru/doc/365091/chto-takoe-%C2%ABduhovno-nravstvennaya-kul._tura---obrazovanie
28. Методология Наука о пути выявления актуальных проблем, выявления путей решения проблем и т.д. Бондаревская Е.В.
29. Субъектность способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни. Термин начинает входить в пед. исследования и пед. практику как обозначение соц. ценного качества личности, к-рое необходимо формировать в процессе пед. взаимодействия. Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.
30. Интеграция (лат. integratio- восстановление, восполнение) - объединение в целое каких-либо частей, элементов; процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации. Педагогический словарь Львова Д. Л
31. Интеллигентность (лат. intelligens - знающий, понимающий, разумный) - свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, разум, на понимание, в ощущении ценности и необ- ходимости культуры, высокий уровень интеллекта Российская педагогическая энциклопедия. Т.2
32. Импровизация (от лат improvisus - непредсказуемый, внезапный) - деятельность личности, учителя-воспитателя, осуществляется в процессе педагогического общения без предварительной подготовки, осмысленияя. Педагогический словарь Львова Д. Л
33. Индивидуальность (от лат individuum - неделимое) - человек "личность, которая отличается совокупностью черт, качеств, своеобразием психики, поведения и деятельности, которые подчеркивают ее самобытность, неповторимостьь. Рос. пед. энциклопедия, под ред. В. В. Давыдова, т. 1—2, М., 1993—98.
34. Классификация методов классификация, предусматривающая группировки методов обучения в зависимости от источников информации, логики мышления, уровня самостоятельности в процессе познания. Педагогический словарь Львова Д. Л
35. Менталитет (от нем Mentalitnet, от лат mentis - образ мыслей, душевный склад, душа, ум, мышление) - мировосприятие, мироощущение, видение себя в мире, особенности проявления национального характера, своерид днест характера, отношение к окружающему мирту. Рос. пед. энциклопедия, под ред. В. В. Давыдова, т. 1—2, М., 1993—98.
36. Методы исследования способы, приемы и процедуры эмпирического и теоретического познания явлений и процессов педагогической действительности. Педагогический словарь Львова Д. Л
37. Методы обучения упорядоченные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на эффективное решение учебно-воспитательных задач. Рос. пед. энциклопедия, под ред. В. В. Давыдова, т. 1—2, М., 1993—98.
38. Обучение модульное (от лат modulus - мера) - организация учебного процесса, которая направлена??на усвоение целостного блока адаптированной информации и обеспечивает оптимальные условия социально-личностного роста учасники ей педагогического процессу. Нар. энциклопедия науч. и практич. знаний, т. 9—10, Хар., 1910—12; т. 9 - Философия и педагогика, 1911; т. 10 - Нар. образование в России, 1910—1912.
39. Обучение проблемное обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учителя, проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. педагогическая энциклопедия
40. Методологическая рефлексия ведущий компонент ме- тодологической культуры исследователя; дает возможность кри- тически осмысливать и совершенствовать научную работу Рос. пед. энциклопедия, под ред. В. В. Давыдова, т. 1—2, М., 1993—98.
41. Образовательная деятельность деятельность субъекта, направленная на формирование своей личности как индивиду- альности, создание своего образа путем присвоения социокуль- турного опыта и преобразования его в индивидуальный опыт Рос. пед. энциклопедия, под ред. В. В. Давыдова, т. 1—2, М., 1993—98.
42. Образовательная среда совокупность образовательных институтов и соответствующих им органов управления коо- перации с досуговыми, культурными, клубными, научно производственными и другими ориентированными на цели об- разования организациями. Краткий словарь современной педагогики З.З. Арданова
43. Обучение двусторонний процесс усвоения знаний, умений и навыков; целенаправленный процесс управляемого познания яв- лений окружающего мира (их закономерностей, истории разви- тия и освоения способов деятельности) в результате взаимодей- ствия ученика с учителем и другими обучающимися. Пед. энциклопедия, под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова [и др.], т. 1—4, М., 1964—68.
44. Обученность результат прошлого опыта, цель предстоящего обучения, определенный запас знаний и тот или иной уровень умения учиться Пед. энциклопедия, под ред. А. Г. Калашникова, при участии М. С. Эп-штейна, т. 1—3, М., 1927—29.
45. Обучаемость определенная восприимчивость, чувствитель- ность, усвоение знаний, способность к дальнейшему обучению. Пед. энциклопедия, под ред. А. Г. Калашникова, при участии М. С. Эп-штейна, т. 1—3, М., 1927—29.
46. Репродуктивная деятельность восприятие и такое ус- воение изучаемых элементов объективного социального опыта, который позволяет повторить, воспроизвести изученное вер- бально или в процессе своей собственной деятельности. Пед. энциклопедия, под ред. А. Г. Калашникова, при участии М. С. Эп-штейна, т. 1—3, М., 1927—29.
47. Репродуктивный способный воспроизводить запечатленное и сохраненное в памяти. Российская педагогическая энциклопедия. Т.2
48. Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение, соразмерность) - совокупность индивидуальных особенностей личности, имеющая физиологической основой тип высшей нерв- ной деятельности и характеризующая динамику психической деятельности личности, проявляется в силе чувств, их глубине, в скорости протекания, в устойчивости или быстрой смене. Краткий словарь современной педагогики З.З. Арданова
49. Этика педагогическая специфическое проявление нравст- венных позиций человека в условиях педагогического процесса, выражающееся в любви к детям, в стремлении передать им часть знаний о человеке и окружающем мире, сеять “разумное, доброе, вечное”. Пед. энциклопедия, под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова [и др.], т. 1—4, М., 1964—68.
50. Эффективность образования оценочная категория, характеризующая результаты образовательной деятельности по критерию их соответствия по- ставленным целям Пед. энциклопедия, под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова [и др.], т. 1—4, М., 1964—68.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...