Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

День национального траура крымскотатарского народа

Республика Крым. Крымские татары

Географическое положение

Крым – полуостров на юге России. Его площадь около 26 тыс. кв. км. На севере узким (до 8 км) Перекопским перешейком он соединён с материком, на юге и западе его омывают воды Чёрного моря, на северо-востоке и востоке – Азовского моря и Керченского пролива.

Рельеф Крыма разнообразен. Северная часть полуострова – это почти плоская, слабо расчлененная низменная равнина, постепенно повышающаяся к югу. Только небольшие западины просадочного происхождения, невысокие курганы, сухоречья и балки несколько скрашивают ее однообразие. На западе Крыма лежит Тарханкутская возвышенная равнина – до 179 м. В южной части Крымского полуострова высятся горы, которые протянулись на 150 км от Севастополя до Феодосии. Максимальная ширина их около 50 км. Горы сильно расчленены разломами и размывами. Они представляют собой сложное сочетание небольших горных хребтов, скалистых гребней и котловин, образующих три гряды – Главную, Внутреннюю и Внешнюю (Северную), два межгрядовых понижения. Южная и самая высокая Главная гряда поднимается над уровнем моря до 1200-1500 м. Максимальная высота ее 1545 м (вершина Роман-Кош). В западной своей части гряда имеет вид очень раздробленного низкогорья. В средней, наиболее высокой части она состоит из цепи столовых массивов, так называемых яйл: Ай-Петринской, Ялтинской, Никитской, Бабугана, Чатыр-Дага и некоторых других. В восточной части гряда вновь представляет раздробленное низкогорье, переходящее на крайнем северо-востоке в очень расчлененную холмисто-возвышенную местность. Внутренняя предгорная гряда поднимается на высоту 600-700 м и достигает максимальной высоты 739 м к востоку от Белогорска. Самая низкая Внешняя предгорная гряда имеет максимальную высоту 352 м. Межгрядовые понижения очень расчленены и всхолмлены.

Растительный покров в Крыму разнообразен, флора его богата. На полуострове произрастает около 2300 видов растений. Крым богат минеральными водами. В настоящее время известно более 100 минеральных источников разнообразного химического состава – сероводородные, углекислые, хлоридно-натриевые, гидрокарбонатно-хлоридные. Есть в Крыму и термальные (теплые и горячие) источники. Для бальнеологического лечения используются воды Куйбышевского источника (Аджи-Су) и скважин в районе Евпатории. Особенно популярны Крымский нарзан (Феодосия), Айвазовская (Старый Крым), Крымская минеральная (Саки) и Ялтинская(Ялта), применяемые при заболеваниях органов пищеварения. Крымские курорты издавна славятся целебными грязями и рапой соленых озер. Уже свыше столетия успешно лечат больных на сакском грязевом курорте, справедливо называемом колыбелью отечественного грязелечения. Широко известна также лечебная грязь Мойнакского соленого озера в Евпатории. Климатические условия в разных частях Крыма неодинаковы. Это объясняется влиянием двух основных факторов: гор и омывающих полуостров морей. Горы служат барьером, задерживающим притекающий сюда холодный континентальный и арктический воздух, а море, являясь мощным регулятором тепла, смягчает климат прибрежной полосы. В горном Крыму особый климат: количество выпадающих здесь осадков возрастает, а температуры понижаются с увеличением высоты местности над уровнем моря. Климат нижнего пояса (до высоты 400-500 м) теплый. Климат среднего пояса (до высоты 650-700 м) недостаточно влажный. Климат верхнего пояса (выше 650-700 м) умеренно теплый, влажный, а еще выше – на нагорьях – прохладный, влажный.

В Крыму можно насчитать 17 городов, а если считать отдельным городом Инкерман, то 18. Но Инкерман хоть и сохраняет статус города входит в состав города Севастополя. Без него республике Крым принадлежат 16 городов, во главе с Симферополем. Это Алупка, который входит в состав города Ялта, Алушта, Армянск, Бахчисарай, Белогорск, Джанкой, Евпатория, Красноперекопск, Керчь, Судак, Саки, Старый Крым, Феодосия, Щелкино и Ялта. Из них одиннадцать городов - республиканского подчинения, а 5 - районного (Бахчисарай, Белогороск, Старый Крымс и Щелкино, Алупка). Кроме того есть на полуострове еще один город, не входящий в состав республики Крым - это морская столица Севастополь, город федерального значения.

Население Крыма составляет: Русские Украинцы, Крымские татары, Татары, Белорусы, Армяне, Азербайджанцы, Узбеки, Корейцы, Греки, Молдаване, Евреи, Поляки, Цыгане, Немцы, Чуваши, Болгары, Мордва, Грузины, Турки, Таджики, Марийцы, Караимы, Крымчаки.

Крымские татары

Кры́мские тата́ры (крымско-тат. qırımtatarlar, къырымтатарлар, ед. ч. qırımtatar, къырымтатар) или кры́мцы (крымско-тат. qırımlar, къырымлар, ед. ч. qırım, къырым) — тюркский народ, исторически сформировавшийся в Крыму и Северном Причерноморье; наряду с малочисленными караимами и крымчаками, крымские татары относятся к коренному населению Крымского полуострова. Говорят на крымскотатарском языке, который входит в тюркскую группу алтайской семьи языков.

Подавляющее большинство крымских татар — мусульмане-сунниты, принадлежат к ханафитскому мазхабу.

История:

Крымское ханство

Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского ханства.

Государство крымских татар — Крымское ханство существовало с 1441 по 1783 годы. На протяжении большей части своей истории оно находилось в вассальной зависимости от Османской империи и было её союзником. Главный из сохранившихся архитектурных памятников того времени — ханский дворец в Бахчисарае.

С начала XVI века Крымское ханство вело постоянные войны с Русским государством и Речью Посполитой (до XVIII века преимущественно наступательные), что сопровождалось захватом большого количества пленников из числа мирного русского, украинского и польского населения. Захваченные в рабство продавались на крымских невольничьих рынках, среди которых наиболее крупным являлся рынок в городе Кафа (современная Феодосия), в Турцию, Аравию, на Ближний Восток.

Постоянная угроза набегов Крымского ханства способствовала формированию казачества, выполнявшего сторожевые и дозорные функции на всех пограничных территориях Русского государства и Речи Посполитой с Диким Полем

Депортация

Обвинение в сотрудничестве с оккупантами крымских татар и других народов Крыма стало поводом для выселения их из Крыма в соответствии с Постановлением ГКО СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944 года. 18-20 мая 1944 года прошла операция по депортации крымских татар, в июне — других крымских народов.

Официально основанием для высылки было объявлено также массовое дезертирство крымских татар из рядов Красной Армии в 1941 году (называлось число около 20 тыс. человек), хороший приём немецких войск и активное участие крымских татар в соединениях германской армии, «СД», полиции, жандармерии, аппарате тюрем и лагерей.

Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них — крымские татары (более 47 тыс. семей).

 

 


Занятия и промыслы татар

— Производство войлока, которым покрываются полы в татарских домах. Шерсть взбивается особым приспособлением джяй, имеющим форму большого лука, по струне которого ударяют деревянным молотком. Валяние производится при помощи циновки из виноградных лоз.

— Токарное производство, сводящееся к изготовлению своеобразных колыбелей и восточных столиков курсю. На чрезвычайно примитивном станке, орудуя руками и большим пальцем ноги, токарь с помощью простой стамески с изумительным искусством вытачивает всевозможные предметы и тут же раскрашивает их особыми смоляными красками.

— Производство торб для кормления лошадей отличается архаичностью употребляющихся инструментов, вертикальный станок для тканья торб указывает на кавказское влияние.

 


Жилища Крымских татар

Известный исследователь крымскотатарских жилищ Б.А. Куфтин устанавливает четыре главных районных типа жилищ крымских татар:

Татарский дом г. Бахчисарая. Расположение домов более или менее однообразно. Домики соединены внутри калитками. Двор (азбар) примыкает к дому со стороны фасада и состоит из двух частей, находящихся на разных уровнях нижнего и верхнего двора. Верхний двор (усть-азбар) нередко представляет собой сад с фруктовыми деревьями и виноградом. Дома одноэтажные (бир къат) были прямоугольными, чаще сложенными из дикого камня на глиняном цементе с двухскатной или трехскатной крышей. Двухэтажные дома с выступающим верхним этажом имеют сходство со старыми византийскими домами.

Деревенский дом Бахчисарайского района. Здесь, в районе водораздела Качи и Бельбека встречаются старые дома, выстроенные из дерева и представляющие собой своеобразные срубы (чатма эв), сложенные из массивных дубовых досок. Такой сруб помещается или прямо на земле на низком каменном фундаменте, или поднимается на сложенном из камня нижнем этаже (магъаз). Плоских крыш даже в наиболее бедных домах не встречается. Потолков нет и свод двухскатной крыши делается из обтесанных массивных брусьев. Значительно более сложную постройку, хотя в основе исходящую от предыдущей, представляют деревянные двухэтажные дома в горных деревнях - Озенбаше, Стиле и др. Их особенные, выступающие всюду крупные древесные стволы придают селению не южный, а скорее какой-то северный отпечаток. "Естественно, - считает Б.А. Куфтин, - обратиться за объяснением этой своеобразной конструкции деревянных срубных домов к северным пришельцам - готам, которые владели значительной областью в этой части Крыма в течение более тысячи лет".

Дом степного района Карасубазара и Симферополя. Татарские деревни этого района отличаются беспорядочным расположением домов, с пустынным двором, окруженным низенькой оградой и имеют неправильные, но довольно широкие улицы. Одноэтажные домики под двухскатной черепичной крышей построены из обмазанного глиной плетня или кирпича, чаще состоят из двух- трёх комнат. От домов Бахчисарайского района они отличаются тем, что при жилье имеется хлев, построенный в одну линию с ним и находящийся под одной крышей.

Дом южнобережного района. В культуре южнобережных крымцев и, в частности, в жилище, Куфтин отмечает кавказские и малоазиатские черты. Отличительной чертой жилища южнобережного татарина является нигде не наблюдаемая в северном районе плоская крыша, а также план расположения комнат, большей частью не в одну линию, а крестовидно. Дома здесь расположены, буквально один на другом.

Интерьер крымскотатарского жилища зависел от материального достатка его хозяина и состоял из камина (оджакъ) с трубой (баджа) и подвешенного к нему на цепи казана, ярких ковров (килим, макъат) или узорных войлоков (кийиз), постеленных на полу, широких и низких диванов (сет), расположенных вдоль стен. Одеяла и подушки были уложены стопкой на сундуках (сандыкъ) в специальной нише (къамере). Важное значение придавалось медной и гончарной посуде, располагавшейся на открытых полках (раф). Отличительной чертой традиционного быта крымских татар являлось широкое использование полотенец для украшения комнат. Убранство жилищ также дополнялось предметами мебели - низенькими столиками (хона), скамейками, зеркалами, светильниками, скатертями, салфетками, занавесями. Рядом со спальней строилось помещение для купания, которое называлось "сув долабы", в спальне стояла расписная колыбель (бешик), а в сенях (аят) находился ручной станок (тезья), на котором крымские татарки ткали платки (марама), полотенца (юзьбез, явлукъ) и другие предметы. Если в доме имелась отдельная парадная комната для гостей (мусафирхане), то лучшие вещи - ковры, посуда - собирались здесь.


Праздники и обряды

Ораза байрам

Пост является четвертым из пяти обязательных условий, соблюдаемых мусульманами. Пост начинается в месяце Рамазан (Рамадан) первого дня новолуния и соблюдается в течение 30 дней. Слово Рамазан (Рамадан) означает гореть, то есть в этом месяце при соблюдении поста "сгорают" все грехи, открываются двери рая, закрываются двери ада. Ислам призывает мусульманина наряду с соблюдением поста заниматься благими делами: накормить голодного, пригласить к себе в дом хотя бы одного человека, который держит пост, и вечером накормить его ужином.

По истечении 30-дневного поста начинается праздник Ораза байрам. За день до Ораза байрам или в день праздника, после праздничного намаза, крымские татары подают фитр - милостыню - из расчета стоимости 1 кг пшеницы на каждого члена семьи. Фитр раздается бедным, сиротам, одиноким старикам. Ораза байрам празднуется в течение 4-х дней и приходится на первый день месяца шавваль. В этот день происходит примирение бывших в ссоре. Все просят друг у друга прощения за вольные и невольные обиды.

За 4 дня до праздника начинают тщательную уборку дома, придворных помещений, хлевов, чистят скот. После окончания уборки все члены семьи обязаны искупаться, надеть чистое белье и привести в порядок волосы, остричь ногти. Женщины красят хной волосы, первую фалангу пальцев. Так готовятся к самой священной ночи месяца рамазан, которая приходится на 27-е число рамазана - Кадир геджеси, что означает "ночь решения людских судеб, ночь могущества" - ночь предопределения.

Вечером хозяйки жарят хатлама, чибереки. Дети разносят их родственникам, происходит взаимный обмен блюдами, Этот обычай называется "чтобы в доме был запах пищи". Обязательным является кормление этим блюдом своей собаки. В Ораза байрам праздничный стол в основном состоит из сладких печеных блюд: хурабие, хатлама, конфет, фруктов, всевозможных варений. Обязательным является праздничный кофе.

Курбан байрам

Является одним из главных праздников мусульман. Начинается в десятый день месяца зу-ль-хидджа и празднуется 4 дня. Каждый состоятельный мусульманин режет овцу, козу, быка или верблюда, смотря по средствам. Мясо раздает беднякам, сиротам, одиноким старикам, желая замолить свои грехи и получить от Бога благословение в своих деяниях.

При жертвоприношении соблюдаются определенные обряды. В Крыму на празднике Курбан байрама чаще всего в жертву приносят баранов. Животное, которое предназначается для этой цели, должно быть без всякого изъяна, с целыми зубами; если имеются рожки, то они должны быть не повреждены. Животное должно быть самцом годовалого возраста. Предварительно над животным читается специальная молитва. Придерживаются и ряда правил:

Ножи заранее должны быть хорошо отточены. Нельзя точить нож около жертвенного животного.

Глаза животного завязываются платком.

Наложена хна на голову, в рот положен леденец.

Необходимо свалить животное на левый бок рядом с ямкой, связать две передние и одну заднюю ноги.

Если жертвенных животных несколько, то остальные должны стоять поодаль от того места и не должны видеть акт жертвоприношения.

По обычаю, мясо жертвенного барана не моется. Тщательно проверяется и очищается от прилипших шерстинок, разрубается на мелкие куски (200-250 г). Его варят в воде, добавляя к бульону только лук и соль, летом - зелень. Едят с хлебом или лепешками. В течение трех дней семья употребляет 1/3 мяса жертвенного барана, угощая всех гостей, пришедших с поздравлениями по случаю праздника, а 2/3 мяса раздается бедным, одиноким, чей доход не позволяет принести в жертву барана. Шкура же жертвенного барана преподносится в дар джами. Кроме того, проводятся выезды к Азизам (святым местам крымских татар).

День национального траура крымскотатарского народа

В жизни крымских татар 18 мая занимает особое место. Это скорбь о погибших в прошлом и в депортации 1944 г., призыв к объединению во имя возвращения народа на историческую Родину.

18 мая 1944 г. известно миру как финал той демографической политики России, которая осуществлялась по отношению к крымскотатарскому народу. За этот период царизм ликвидировал (с 1783 г.) государственность крымских татар - Крымское ханство. К 1784 г. у народа было отобрано 350 тыс. десятин земли, изгнаны из родных очагов 300 тыс. человек.

Не успела затухнуть волна первой эмиграции, как после Крымской войны (1853-1856 гг.) к 70-м годам XIX столетия Крым покинули еще 200 тыс. человек. Народ оказался на грани исчезновения. Положение не изменилось и после Февральской и Октябрьской революций 1917 г. Народ пережил голод 30-х годов, раскулачивание, аресты и расстрелы крымскотатарской интеллигенции (1936- 1939 гг.). Впереди ожидали новые испытания - депортация 18 мая 1944 г. Прошли долгие годы полного бесправия, унижений, и наконец - Декларация Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г., где говорится "о признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственной депортации".

1989 год стал началом массового возвращения крымских татар на Родину. К концу 1996 г., по данным Госкомнаца, в Крым вернулось около 260 тыс. крымских татар и столько же осталось в местах высылки. Тяжелые последствия депортации еще не преодолены. Историческая память народа призывает помнить, что день 18 мая является днем поминания усопших как в эмиграции, так и в местах депортации. Этот день начинается повсеместными молитвами в джами (мечетях), на кладбищах, в домах и заканчивается в Крыму всеобщим митингом народа в городе Симферополе.

 


Костюм крымских татар

Женская одежда

Крымские татарки с особенным вниманием заботились об украшении головы. Разделив волосы на две ровные половины, они сплетали их в тонкие косички, которые отбрасывали на спину. Для предохранения от завистливого и дурного глаза (назар) к концам кос прикрепляли красиво отделанный прямоугольный талисман со священной молитвой (сач дувасы). На голову одевали бархатную, обычно бордового цвета шапочку (фес), вышитую золотом или серебром, иногда украшенную мелкими монетами и покрытую круглой с узорами пластиной золотого цвета (фес къалпагьы). Сверх фески набрасывается белого цвета тонкий длинный шарф (баш марама) из самотканной кисеи с вышивкой по краям, покрывающей заднюю половину головы и шеи. Женские головные уборы отличаются разнообразием. Кроме фески и марамы были распространены большой шерстяной платок (шал), легкий тонкий платок (чембер), цветной узорчатый платок (баш явлукъ). Одежда женщин, несмотря на местные различия, имела много общего. Это были широкие и длинные, ниже колен, хлопчатобумажные или холщовые рубашки (кетен-кольмек), длинные платья (антер) с широкими рукавами, цветные шаровары (шалвар или думан, дон), доходящие до ступни и завязываемые вокруг щиколотки на шнурок. Верхнюю одежду крымской татарки составляет кафтан (къафтан или зыбын), плотно обтягивающий весь стан, обыкновенно яркого, чаще всего розового иди малинового цвета, с золотым или серебряным галуном на вороте и груди. Кафтан этот с разрезом во всю длину спереди имеет узкие рукава и застегивается у кисти рук на несколько пуговиц, шьется постоянно на вате, для того, чтобы придавать стану полноту. На грудь, начиная от шеи до пояса, а иногда и ниже, подшивается нагрудник (кокюслик), на который густо нанизываются сверху мелкие, а дальше все более и более крупные золотые монеты (алтын). Затем идет вокруг талии широкий плисовый кушак (йипши къушакъ), шитый серебром или золотом с большими серебряными бляхами с рельефными узорами (копан). Иногда на пояс подвязывают шерстяной вязаный платок (бель явлукъ), таким образом, что позади образуется треугольник, доходящий чуть ли не до ног. Сверх кафтана надевают короткую шубу (джуббе), преимущественно из красной или зеленой материи, обитую по краям мехом и широкими позументами по всем швам. При выходе из дома кроме описанного костюма надевается накидка розового или зеленого цвета (фередже). Повседневной принадлежностью женского наряда является также фартук из ситцевой материи (оглюк или пештимал).

Обувь крымской татарки представляет несколько различных фасонов, имеющих различное назначение, смотря по погоде: сафьяновые сапожки (мест), надеваются зимой в комнате, домашние туфли без задников с острыми носками (папуч), расшитые золотом и серебром - для лета. При выходе из дома в непогоду обували къатыры - нечто подобное калошам, или башмаки, закрытые сверху наполовину (терлик). В торжественных случаях одевали шитые золотом красивые туфли (аякъкъап). Вся эта обувь изготовлялась из сафьяна черного, желтого или красного цветов. Для дождливой погоды имелись ходули (налын или табалдрык), очень красиво отделанные и предохраняющие ноги от грязи. В комнате носили также вязанные из шерсти тапочки (кальчин), или шерстяные чулки с цветным узором (сырлы чорап).

Мужская одежда

Голову крымские татары покрывают низкой чёрной барашковой шапкой (къалпакь), на дне которой иногда вышит полумесяц. Летом носят тюбетейку (такъие) или феску (фес) красного цвета. Рубаха с косым воротом (кольмек) заправлялась в широкие суконные шаровары (сокъма штан или шалвар) и подпоясывалась шерстяным кушаком (къушакъ) длинным и широким обычно красного или зеленого цвета. Поверх рубахи надевали короткую безрукавку типа жилета (илик), сделанную из бархата, иногда шитую золотом. На эту безрукавку надевается другая куртка с рукавами короткими или длинными (камзол), сверх всего надевается длинный кафтан (чекмен). Рубахи крымских татар изготовляются из домашнего полотна (кетен). Вся остальная одежда шьется, большей частью, из грубого сукна домашней работы, у степных татар часто из верблюжьего сукна. Зимой вместо кафтанов одевали овчинные тулупы (тонъ) или овчинные куртки (курк). Широкое распространение получили также такие разновидности и элементы одежды, как плащ (япынджа), башлык (башлыкъ), постолы обычно из воловьей кожи (чарыкъ). На ногах мужчины также носили сапоги (чизма), непременно с подковами на каблуках, кожаные башмаки без голенищ на каблуках (потюк). У пастухов (чобан) были распространены куртки из бараньей шкуры (курк, къыскъа тонъ) с кушаком, к которому прикреплялся нож (пычакъ) и сумка (чанта). Паломники, побывавшие в Мекке (аджы), носят чалму (сарыкъ), обернутую вокруг фески или колпака.

Украшения

Крымские татарки были большими охотницами до колец (юзюк) и браслетов (билезлик) и носили, в особенности первые, в таком количестве, что ими нанизывались почти все пальцы. Кольца эти большей частью золотые, а браслеты серебряные, ниткообразные, или из стекляруса. Из украшений также распространены серьги (купе), бусы (боюнджакъ), изготовленные из цветных камней, стекла, горного хрусталя, а также монеты (алтын), которыми украшают также фески. Женщины обыкновенно красят волосы в бурый или ярко-рыжий цвет, для чего служит добываемая из растения краска (хна); такой же окраске подвергаются иногда ногти на руках и части ладони - особенно часто это практикуется на свадьбах.На ремешке через плечо крымские татарки носят сумочку с молитвой из Корана (дува), которая делается из серебра или сафьяна.


Орнамент

Символ, орнамент, вышивка - это иносказательный язык души, образное восприятие народа. Подбор цветов, сочетание оттенков является прямым отражением природы, местного ландшафта. Крым - это необычное, живописное сочетание красок, красоты пестрых цветов и контрастов. Например, Южный берег воспринимается как образ "вечной весны", вечного цветения и пробуждения. Сама природа диктовала выбор определенного цвета. Особенность эту можно проследить и в верхней одежде женщин. Здесь преобладало использование легких цветов - светло-сиреневого, фиолетового, белого - цвета, связанные с эмоциями, сердцем, любовью.

Менталитет степных женщин выражался в выборе основных цветов, связанных с физической силой, с практическим, земным ощущением. Глубокое бордо обозначает зрелость, силу мужского начала. И, конечно же, общий - красный, который носили исключительно женщины. Это цвет активного начала, иногда он использовался как оберег от дурного глаза. Секреты и тонкости вышивания переходили наследственно по женской линии от матери к дочери, из рода в род. Мастеру или мастерице, изготавливающим любую вещь, приписывалась особая сила. Это было определенное таинство, от которого зависело, как будет носиться эта вещь и принесет ли она удачу.

Большинство известных символов носит характер общечеловеческих. Например, символ шестиконечной звезды, - звезды Дауда в Коране, или звезды Давида. Выбор именно этого символа на ювелирном украшении "фес-тёпелик" (навершие на фес) не случаен. На темени у человека находится так называемый энергетический центр связи человека с космосом, Богом. Можно только восхититься мудростью предков, которые, возможно интуитивно, выбрали именно этот символ.

Существует несколько трактовок этого мощного по энергетике и по смысловому значению символа. Он встречается в христианстве, буддизме, мусульманстве, иудаизме. В буддизме это символ пересечения активного (мужского) и пассивного (женского) начал. Ислам дает свое трактование: треугольник вершиной вверх - рай, вниз - ад. Пересечение неба и земли - есть символ существования человека, его значения на этой земле. Это очень глубокий, философский по своему значению, символ, который встречается практически у всех народов и является общечеловеческим. Только каждый народ давал свое объяснение, понимание и ощущение этого символа. Следующий не менее интересный и довольно распространенный символ - треугольник. Стилизованно он представлялся на многих головных уборах, женских покрывалах ("марама") украшенным и дополненным растительным орнаментом. Символ треугольника встречался не только на вышивках и тканых килимах, но и часто использовался в тканых салфетках ("эвджиярах") и полотенцах ("дуварбез", "эльбез"), а также в ювелирных украшениях. Известное христианское толкование этого тригона - представление Бога в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Дух святой. В исламе трактование представлено так: Аллах, Мухамед, Али.

Современное исполнение амулета или оберега в виде треугольника ("сагъ- дува") - это упрощенный вид красивого ювелирного украшения ("дувалых"), где полые металлические, чаще серебряные, стилизованные треугольники, выполненные в технике филигрань, заполнялись свитками из молитв. "Дувалых" носился на груди, так как символ треугольника с устремленной вверх вершиной, обозначал стремление духа к высокому: духовности, небу, чистоте.

У крымских татар существовал интересный обряд дарить девушке-невесте в день свадьбы пояс ("къушакъ"). Замужние женщины носили "йыпышлы- къушакъ" - пояс филигранной работы с массивной серебряной бляхой, девушки носили "лакъшеван къушакъ", более нежный, изящный, реже - пояса, украшенные драгоценными камнями. Ювелирные украшения, как неотъемлемую часть костюма, носили обязательно. Пояс, помимо декоративного значения, выполнял и роль оберега - своеобразного разделения на духовную и физическую часть, а также нес защитную функцию энергетического центра жизненных сил.

Один из часто встречающихся символов на вышивке и орнаменте "марама" - головных покрывалах и "учкъурах" - поясах из широкой шерстяной ткани - "дерево жизни". Этот символ встречается у многих народов - на украинских, белорусских рушниках, русских полотенцах, болгарских пешкариках. Древо жизни - древо познания, бессмертия, а также место пребывания богов и душ умерших. Дорога, путь, посредник между двумя мирами, средство пути в мир предков и возвращения на землю - крона дерева, уходящая в небо. Сочетание прошлого, настоящего и будущего: корни древа уходят в землю (прошлое), ствол между небом и землей (олицетворение настоящего), и крона уходящая вверх (будущее).

 

 

Кухня

Мясная пища. Мясо являлось традиционной пищей и употреблялось в различных видах. Очень распространено было баранье мясо и говядина. Мясо употребляли в свежем виде, также широко практиковалась заготовка впрок. Вяленое мясо называлось къакъач и бастырма. Нарезанную на мелкие куски баранину поджаривали на внутреннем жире с луком (къавурма). Иногда ее собирали в специальную посуду, заливали жиром и в таком виде долго хранили. На зиму мясо солили в специальных деревянных кадках (чапчакъ), в рассоле (саламура). Из баранины с чесноком и другими специями изготавливали копченую колбасу (суджукъ, асып). Широко употреблялось жареное на вертеле мясо (шиш кебабы) и мясо, зажаренное на угольях (кебап). В качестве праздничного блюда готовили различные виды плова (пиляв). К характерным блюдам крымскотатарской кухни относятся также голубцы: из виноградных листьев (япракъ сармасы), капусты (лахана сармасы), перца (бибер долмасы).

Мучная пища довольно разнообразна. Еду готовят на пару, варят, жарят. Широко распространены среди крымских татар различные пироги, начиненные мясом, картофелем, тыквой, рисом, сыром, орехами и другими начинками, нередко слоённые (кобете, бурма, локъум, пите). Особой популярностью пользовались пресные пирожки с бараньей или говяжьей начинкой жареные в масле (чиберек) или без масла (янтыкъ), а также пельмени (къашыкъаш или татараш), отварная лапша с фасолью (сюзме бакъла), отварные кусочки теста (макъарне, акъчачыкъ), приправленные молотым орехом или простоквашей с чесноком. На похоронах готовили ритуальную пищу: муку, жаренную в масле (эльва) и небольшие лепёшки из дрожжевого теста без начинки (къат-лама). В специальных печях (фурун) пекли пшеничный или ржаной хлеб (отьмек), а также различные виды изделий из теста (комеч, къалакъай, къалач; малай - только из кукурузной муки). Распространена была также круто заваренная из проса, риса, гречки каша (паста), иногда с тыквой. Из сладких мучных изделий можно отметить приготовленные на масле и сметане печенья (къурабие), рогалики с орехом (джевизли бойнузчыкълар), различные виды иных сладостей - шекер къыйыкъ, къадайыф, бакълава.

Молочная пища также отличалась широким разнообразием. Она в большом количестве заготавливалась впрок в твёрдом и заквашенном виде. Основное место среди молочных продуктов занимает кислое молоко (къатыкь, ёгьурт), а также засоленное, густое кислое молоко (сюзме къатыкъ) и творог (ырымчыкъ). В деревянных кадушках (кубу) хранились сливки (къаймакъ) и сливочное масло (сары ягъ). Широко практиковались различные сыры (пенир, къашкъавал), изготавливаемые из коровьего, козьего и овечьего молока. Употреблялся целебный напиток из кобыльего молока (къумыс), а также напиток из густого кислого молока, разбавленного подсоленной водой с чесноком (язма, айран).


Танцы крымских татар

Крымскотатарский народ гордится своими танцами – высочайшей ценностью его духовной культуры. Их величавость, грациозность и ритм придают им особую прелесть.

Народный крымскотатарский танец, бережно сохраняя национальные традиции, все время находится в состоянии развития.

Все известные танцы крымских татар делятся на: 1) мужские и женские, 2) сольные, смешанные, 3) групповые.

В танцах большая роль отводится женщине - хранительнице домашнего очага, благополучия и семейного спокойствия в далёком прошлом и современном настоящем. По количеству фигур танцы имеют вариации от 2х до 8 - 10.

Наиболее характерными являются следующие движения: раскрытые на уровне плеч руки у мужчин, корпус стройный, величавый, локти полу - согнуты. Вывернутые кисти рук на уровне груди у женщин. Применяются волнообразные движения рук впереди себя (справа налево и наоборот), а так же вращательные движения кистей «от себя». Основное характерное движение ног – «ход переменным шагом». Характерны так же мелкие движения плеч «вверх – вниз, вперед – назад». Рисунок танца во многом произволен, за исключением сюжетных танцев, но с определённым набором движений. Основными линиями танца являются точка, линия, диагональ, полукруг, круг. Количество исполнителей от одного до восьми человек.

По тематическому содержанию крымскотатарские народные танцы разнообразны и делятся на хороводные,парные, сольные.

Среди особо популярных:«Агъыр ава-Хайтарма»–один из самых старинных танцев. Название исходит от мелодии, состоит он из двух частей: первая часть медленная, плавная, величавая «Агъыр ава» и темпераментная, грациозная «Хайтарма» вторая часть, «Чобан оюну» -танец пастухов. Танец состоит из трех частей: I часть -«Чабаны на досуге» спокойная. Руки лежат на посохе, танцуют только ноги и корпус. II часть - грустная, передает переживания чабана, потерявшего своих овец. III часть –веселая, передает радость чабана нашедшего свое стадо.

«Эмир Джелял хайтарма» сольный женский танец.

Характерными особенностями танцевальных движений крымскотатарских танцев является: у женщин стройный корпус, руки чуть ниже плеч, раскрытые в стороны, локти полусогнуты. Волнообразные движения рук справа налево, а также вращательные движения кистей. Основное движение ног – «переменный шаг на пальцах». Мелкие движения плеч вверх-вниз. У мужчин подтянутый, грациозный корпус. Руки раскрыты в стороны выше плеч, локти полусогнуты. Ладони собраны в кулак медленно вращаются движениями от себя. Основное движение ног «переменный шаг». Движения плеч вверх-вниз, вперед-назад

Развитие женского танца обусловлено прежде всего костюмом. Плавность движения ног определяла длинная юбка танцовщицы, а всё её внимание сосредоточено на разработанной технике рук и верхней части корпуса (плечи, голова, мимика лица и др.) Именно техника ног определяет мужской танец. Так, танцовщик с лёгкостью делает танцевальные прыжки, стремительно опускается на колено.

Мужские танцы воплощают в себе образ статного, горделивого крымского татарина – дитя гор, степей, лесов. Благородная осанка, стать кипариса, стремительного орла – характерная черта, отражающая естественную простоту.

Мужские танцы – это отзвук военных боевых плясок. Участие в них означало согласие участия в походе или охоте.


 

Театральная жизнь

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...