Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

№ 90. Байка «Праздник послушания». Часть 1. «Первые дни Илюшеньки в школе»




№ 90. Байка «Праздник послушания». Часть 1. «Первые дни Илюшеньки в школе»

 

Пришла пора Илюше идти в школу. Мама, папа, бабушка, дедушка – вся семья – начали наставлять маленького мальчика. Ты все должен делать правильно, ты должен получать хорошие оценки, ты должен слушаться учителей и т. д. и т. п.

На уроке учитель дала задание слепить домик из пластилина. Она объяснила, что у домика должны быть стены, крыша, труба и по‑ хорошему нужно вылепить окна и дверь. Дети приступили к выполнению задания и Илюша вместе со всеми. Вылепив первое бревнышко, он поднял руку – ведь правильно не кричать вслух, а поднятой рукой обратить на себя внимание учителя.

– Правильно ли я вылепил бревнышко?

– Правильно, – говорит учитель. – Молодец.

Илюша вылепил второе бревнышко, опять поднял руку:

– Правильно?

– Правильно, правильно, – сказала учитель. – Продолжай в том же духе.

Только она уже не похвалила. Задумался Илюша: «Почему его не похвалили за второе бревнышко? » Пока он думал, пришла пора сдавать работу. Какие красивые бревнышки получились у ребят! А у Илюши?

«Почему же меня вначале хвалили, а потом поставили двойку? » – думал Илюша, идя домой.

Мораль. Послушные дети вырастают робкими, неуверенными в себе и постоянно испытывают зависимость от мнения окружающих людей.

Комментарий. Чрезмерно послушный ребенок – будущие трудности для родителей. Представьте себе, что он сразу выполняет все ваши указания: «Илюша, положи сюда! », «Встань здесь! », «Отойди и помолчи! ».

Такие инструкции выглядят вполне обычно и звучат ради воспитательных целей. Однако этим не следует увлекаться. Объект воздействия перестает самостоятельно думать, так как удобнее жить чужим умом. Взрослые настойчиво дают понять, что они априори правы и их доводы не требуют анализа, не могут вызывать сомнения со стороны «неразумного чада».

Исполнительность и послушность – хорошие человеческие качества. Они могут пригодиться любому из нас в процессе социализации. Однако какой от них толк, если с детства навязчивые, мелкие приказания родителей парализовали социальный интеллект ребенка.

Вот схема, иллюстрирующая проблемы семейного общения с гиперпослушными детьми, которое не будет носить так называемый «субъект‑ субъектный» характер (рис. 3).

 

Рис. 3. Схема общения с гиперпослушными детьми

 

Приказной стиль межличностного взаимодействия выглядит несколько иначе (рис. 4):

 

Рис. 4. Схема взаимодействия в приказном стиле

 

В этом случае оба близких человека превращаются в объекты общения: родитель не собирается учитывать желания ребенка, а ребенок не чувствует себя полноценным человеком, чьи чувства представляют интерес для самых близких людей.

Вот и получается, что удобно – не значит перспективно. Хочется воскликнуть: «Родители! Хватит подавлять волю и интеллект своих детей! »

Диапазон применения байки: личные беседы психолога и учителя с родителями, родительские собрания в школе.

 

№ 91. Байка «Матери двоечников воюют с учителями». Часть 2. «Первая двойка Илюшеньки»

 

Пришел Илюша домой с первой двойкой. Плачет, жалуется на учителя: вначале похвалил, потом отмахнулся, затем двойку поставил. В семье пришли к выводу: плохой учитель попался. Сын‑ то талантливый! Родственники долго совещались и решили, что пойдут жаловаться завучу, потом директору. Если нужно, дойдут и до Комитета по образованию. Илюша приободрился: в этой организации, да еще с таким грозным названием – «Комитет», точно разберутся в его проблемах.

На следующий день после долгих возмущенных переговоров мама отправилась в школу и потребовала от учителя объяснения причины Илюшиной двойки.

Мораль. Хорошо воспитанный ребенок не всегда становится отличником в школе.

Комментарий. Семья часто не понимает своей отрицательной роли в возникновении трудностей в обучении детей. Особенно тяжело признаваться в этом тем родителям, которые много времени уделяют их воспитанию. Для успешной успеваемости необходимо формировать общеучебные умения и навыки. Вот некоторые из них:

• умение выслушивать инструкцию;

• способность последовательно выполнять задания;

• способность выполнять задание до конца;

• умение самостоятельно ориентироваться в новом задании, анализируя его условия;

• умение вовремя задавать уточняющие вопросы;

• умение использовать приемы самоконтроля и пр.

 

Этот перечень согласуется с нашими представлениями о навыках культуры поведения и общения. Вот в этом и состоит дилемма для любящих родителей. Ребенок может очень хорошо относиться к учительнице, выполнять все ее инструкции. Однако как у него это получается? Это уже совсем другой вопрос. Все мы знаем, что понятия «хотеть» и «мочь» не всегда совпадают.

Родители воспитанных детей зачастую демонстрируют большие амбиции в отношении их успеваемости, так как в счастливое семейное будущее вложено огромное количество сил.

Вот получена первая плохая оценка. Кто может быть в этом виноват? Только учитель и вся система образования, которая «калечит» нормальных детей из приличных семей. Учителя не вникают в особенности учащихся по разным причинам:

• низкая заинтересованность по причине сравнительно небольшой заработной платы;

• много детей в классе;

• недостаток профессионального опыта;

• усталость.

 

Очень жаль, что все эти внутришкольные проблемы родители обсуждают на семейной кухне в присутствии первоклассника. Он, выслушав эмоциональные реплики взрослых, начинает со страхом понимать, что в школе его ожидают большие неприятности. Главный их источник – плохой учитель. Ребенок уже с 1‑ го класса сталкивается с неразрешимыми жизненными противоречиями. Прощай, любовь к школе!

Как правильно поговорить с ребенком по поводу плохой оценки? Проанализируйте вместе с ним, что произошло. Подумайте над учебными действиями, которые помогут повысить низкую успеваемость. Желательно доверительно побеседовать с учителем, выяснить его мнение о трудностях в обучении ребенка. Мы знаем, что школьные будни удачно складываются для тех учеников, чьи родители поддерживают тесный контакт с педагогами. Бессмысленно настраивать ребенка против школы, в которую ему еще ходить 9 или 11 лет. Лучше сотрудничать, тогда удастся не только исправить плохую оценку, но и закрепить высокую успеваемость начинающего учебу первоклассника.

Диапазон применения байки: личные беседы психолога с родителями учеников, выступления на родительских собраниях, школьных педагогических советах, тренинги для учителей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...