Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3.3. Рынок как регулятор производства товаров.




1.Виды конкуренции. Рыночные модели.

2.Рынок совершенной конкуренции.

3.Монополия и антимонопольная политика. Монополистическая конкуренция.

4.Олигополия.

 

 

Виды конкуренции. Рыночные модели.

 

Конкуренция производителей – это соперничество между производителями за право получения большей прибыли от производства и реализации продукции.

 

Виды конкуренции

- функциональная – одна потребность может быть удовлетворена с помощью различных товаров (передвижение с помощью самолета, поезда, автомобиля и т.п.). Она существует всегда.

- видовая – относится к различным разновидностям товара (различные модели автомобиля).

- межфирменная – конкурируют различные фирмы, производящие аналогичный товар.

- внутриотраслевая – предприятия одной отрасли борются за лучшие условия производства и сбыта (с использованием НТП); приводит к формированию рыночной цены.

- межотраслевая – предприятия разных отраслей борются за сферы наиболее прибыльного вложения капитала; приводит к формированию средней прибыли.

 

 

Основные методы конкуренции

 

Различают две формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных структур:

- совершенная (чистая, классическая, свободная) предполагает, что каждый предприниматель продает на рынке так мало по сравнению с общим объемом рынка, что не может повлиять на соотношение между спросом и предложением. Цена складывается под влиянием конъюнктуры (периодически происходящие изменения в основных экономических показателях развития отдельных товарных рынков, отраслей, регионов, страны в целом).

- если эти условия не соблюдаются, то конкуренция несовершенная (современный рынок), т.е. предприниматели могут воздействовать на условия реализации товаров, и, соответственно, ведут конкурентную борьбу. Это монополии, монопсонии, олигополии, олигопсонии, монополистическая конкуренция.

 

 

 

 

Рынок совершенной конкуренции.

Предприниматель стремится максимизировать прибыль. Какой объем производства может обеспечить фирме максимум прибыли?

 

 

.

 

На графике а) точки А и В – точки безубыточности.

 

Прирост дохода, связанный с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, называется предельный доход.

Прирост издержек, связанный с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, называется предельные издержки.

В классическом рынке MR = P.

 

Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска или точкой равновесия фирмы на рынке.

 

Совершенная конкуренция является эталоном эффективности.

 

 

 

 

Кроме того, участники рынка выпускают такой набор продукции, который наиболее предпочтителен, полезен для потребителей.

Есть и минусы: анархия, кризисы, расслоение общества, не предусматривается производство общественных благ

 

 

Монополия и антимонопольная политика. Монополистическая конкуренция.

 

Монополия – исключительное право производства, торговли, промысла и т.п., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; это рынок, на котором действует один продавец товара.

 

 

 

 

 

Виды монополии

1.Естественная – возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком. Эффект масштаба позволяет снижать издержки и вместе с тем наращивать объем выпуска (метро, ж/д, Газпром).

2.Искусственная – возникает на основе сговора или подавления конкурентов.

3. Случайная – результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением.

4. Закрытая – защищена от конкурентов с помощью юридических ограничений (лицензии на определенный вид деятельности, патента, авторского права).

5. Открытая – в этой ситуации оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новым продуктом. Но позже появляются конкуренты.

 

Принцип выбора объема производства, максимизирующего прибыль, тот же, что при совершенной конкуренции: МR = МС.

В условиях совершенной конкуренции МR = Р = АR. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода (АR) и цены совпадают с кривой Д, а кривая МR лежит ниже нее. Снижая цену для увеличения объема продаж, монополист снижает цену на все единицы товара, а не только на последующие.

Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда МR < Р.

 

 

 

 

Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности фирмы к условиям совершенной конкуренции, и, наоборот, при неэластичном спросе у фирмы больше возможностей «взвинчивать» цены и получать монопольные доходы.

 

Для оценки конкурентоспособности (степени монополизации) рынка используют индекс рыночной концентрации Гефиндаля:

Н = х²1 + х²2 + … + х²n, где х – доля фирмы на рынке в процентах.

Максимальное значение Н = 10000.

Индекс – ориентир для определения возможности слияния фирм.

При Н < 1000 рынок не концентрированный, слияния допускаются.

При 1000 < Н < 1800 рынок умеренно концентрированный.

При Н >1800 рынок высококонцентрированный, слияния запрещены.

В РФ более 1/3 подотраслей относятся к высококонцентрированным, они требуют особого внимания антимонопольных органов. Это химическая и нефтехимическая промышленность.

 

Монополия «наоборот» - монопсония. Конкуренция разворачивается между продавцами, цена понижается. Единственный покупатель устанавливает ее на монопольно низком уровне (например, на ресурсы) и за счет низких издержек имеет монопольно высокую прибыль.

 

Распространение монополии снижает экономическую эффективность.

 

 

 

 

В антимонопольных законах:

1)запрещена монополизация рынка явным образом, т.е. фирма не должна контролировать чрезмерно большую долю рынка (свыше 35% в РФ);

2)запрещено фиксирование цен, т.е. не должно быть соглашений об уровне цен и объемах производства;

3)запрещено переплетение директоров, т.е. в руководство 2-х и более компаний не может входить один и тот же человек;

4)запрещена ценовая дискриминация, т.е. одна и та же продукция не продаваться разным покупателям по разным ценам (билеты в музей);

5)запрещены связанные контракты, т.е. не должно быть условием приобретения данного товара покупка еще какого-либо товара;

6)запрещена недобросовестная реклама и т.п.

В РФ в 1991 г. принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором предусмотрены основные ограничения деятельности монополий. Для контроля создан Государственный комитет по антимонопольной политике (в настоящее время ФАС). Нарушитель закона наказывается штрафом и компенсирует убытки потерпевшим.

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта – распространенный тип рынка, наиболее близкий совершенной конкуренции.

Дифференциация продукта означает отсутствие однородности предоставляемых благ.

 

Цена и объем производства, максимизирующие прибыль, определяются исходя из равенства МR = МС.

 

С точки зрения использования ресурсов механизм монополистической конкуренции не является эффективным, т.к. производство осуществляется не с минимальными издержками. Но если оценивать эффективность с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, то многообразие товаров, отражающее индивидуальные запросы людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам (при совершенной конкуренции).

 

 

Олигополия.

 

Олигополия – тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как невелика (нефть), так и обширна (автомобили).

Возникновение и развитие олигополистического рынка – реакция на антимонопольную политику государства.

Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Смысл ее в том, что любая модель олигополии должна содержать схему ответных действий фирмы на реакцию конкурентов, вызванную изменением положения на рынке.

 

 

 

Максимизация прибыли в условиях олигополии требует согласованного поведения группы фирм в целом и каждого ее участника. Так они получат больше, чем при независимых действиях.

 

Типы олигополистического поведения

 

1). Картель – соглашение о дележе рынка с целью контроля над ценой. Участники картеля получают преимущества чистой монополии. Для потребителя – это уменьшение предложения товаров, рост цен.

 

2) Лидерство в ценах. Фирмы данной отрасли в формировании цен ориентируются на цены компании – лидера (как правило, это крупнейшая фирма отрасли). Однако лидер должен учитывать интересы «ведомых» фирм: покрытие их издержек и достаточная норма прибыли. Такая согласованность равносильна картелю, когда усилия лидера, направленные на максимизацию собственной прибыли, максимизируют совокупные доходы отрасли.

3). «Теория игр». При определении собственной стратегии фирма оценивает вероятность прибыли и убытков, которые будут зависеть и от того, какую стратегию выберет конкурент.

Предположим, фирмы А и В контролируют основную долю продаж на рынке. Разрабатывая свою стратегию в области цен, А просчитает все возможные варианты ответной реакции со стороны В.

 

 

Стратегия А на снижение цены называется стратегией наименьших потерь.

 

Ни одна модель не позволяет ответить на все вопросы, связанные с поведением фирм. Но они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности олигополии.

Согласованию действий конкурирующих олигополистов мешают темпы роста и нововведения. При постоянно меняющихся элементах рынка любое соглашение быстро устаревает. Это мешает фирмам координировать свои действия.

 

 

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...