Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию мотивов при выборе Вуза и специальности.




1.1 Мотивы: основные понятия и виды.

В психологической теории деятельности потребность рассматривается как состояние живого организма, нуждающегося для своего существования в чем-то, находящемся за пределами его самого и называющегося предметом потребности. Такое состояние является источником активности, но характер активности зависит от того произошел ли акт узнавания потребностью своего предмета, иными словами, произошло ли «опредмечивание потребности». «Неопредмеченная потребность» может побуждать и направлять только поисковую активность, которая должна завершиться нахождением предмета потребности, выступающего с этого момента побудителем и стимулятором деятельности. «Опредмеченная потребность» называется мотивом. Мотив не обязательно является внешним материальным объектом (пища, сексуальный партнер, и т.п.), это может быть и умственный конструкт (идеал, проекта строящегося дома, психическое состояние, которое субъект хочется пережить, и т. п.).

В широком смысле мотив - 1)побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотивы определяют содержание целей, их личностный смысл и характер деятельности по их достижению. Без знания мотивов невозможно правильно понять и направленность личности человека. «Достижение одной и той же по своему объективному значению цели может иметь разные мотивы, соответственно смысл этой цели и действия, направленные на ее достижение будут различными»[1]. Таким образом, термином мотив обозначают побуждения, объясняющие индивидуально-психологические различия между людьми в осуществлении деятельности в идентичных условиях.

Мотивы выступают как реальные двигатели деятельности человека. Мотивы могут выступать в самых разных сферах деятельности человека. Поэтому их можно классифицировать по разным признакам (рис.1).

 

МОТИВ
Простые
Сложные
Диспозиционные
Функциональные
Неосознаваемые
Осознанные
Действующие
Понимаемые
Внешние
Внутренние
Саморазвития
Процессуальные
Результативные
Личностные
Общественные

Рис.1

Еще одна важнейшая функция мотива, которая имеет прямое отношение к психологии личности, — это функция смыслообразования. Каков мотив деятельности, таков и ее смысл и смысл ее результата. Смысл действия — это отношение мотива деятельности к цели действия. Смысл есть концентрированное выражение действенного отношения человека к реальности, деятельности и к самому себе («значение для меня»'). Многие современные исследователи личности рассматривают «динамические смысловые системы» в качестве основных структурных элементов личности (А. Г. Асмолов, Л. В. Бороздина, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, В. В. Столин, Е. В. Субботский, р. А. Петровский и др.).

Деятельность побуждается не одним мотивом, а сложным их сочетанием, поэтому в любой деятельности принято выделять ведущий мотив (именно он выполняет функцию смыслообразования) и подчиненные мотивы, которые выполняют стимулирующую функцию и поэтому часто называются мотивами-стимулами.

Потребности и мотивы могут побуждать субъекта к действию не только по овладению объектом, но и по избеганию его. Во втором случае говорят, что объект имеет отрицательную валентность. В простых случаях положительная валентность объекта может прямо определяться обострением биологической потребности организма. Если в течение нескольких дней давать крысам пищу, лишенную витамина В, а затем предложить им на выбор несколько видов пищи, как содержащей, так и не содержащей витамин В, то крысы быстро обучаются выбирать пищу с витамином В. Отрицательная валентность чаще всего связана с исходящей от объекта угрозой жизни, здоровью, возможностью пережить неприятные ощущения (например, боль), снизить свой социальный статус и т. д.

Но валентности того или иного объекта или ситуации не остаются одинаковыми для одного и того же человека и тем более для разных людей; они зависят от многих внутренних факторов. Пища перестает иметь высокую положительную валентность, если человек сыт, а склонность к риску, желание испытать себя или продемонстрировать свои достоинства перед другими людьми могут пересилить чувство опасности, боязнь боли или неудачи. Вопрос о валентности неудачи также очень сложен. У одних испытуемых задачи, с которыми они не справились, вызывают реакцию избегания, а для других приобретают особую привлекательность вследствие желания исправить ошибку и проверить свои возможности. Некоторые испытуемые избегают ситуаций, где успех несомненен, а предпочитают трудные задачи. Как правило, такое поведение свойственно людям с высоким уровнем интеллекта и креативности. Для них также характерно доминирование мотивации стремления к успеху над мотивам избегания неудач.

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Мотивация является важнейшим, исходным и базовым компонентом деятельности. Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивации, характерной для данного человека, имея в виду совокупность стойких мотивов, соответствующих направленности его личности и определяющих видов его основных деятельностей. Множество мотивов образуют иерархическую структуру, в которой на данный момент, одни мотивы приоритетны, а другие занимают подчиненное положение. Иерархия мотивов образует мотивационную сферу личности, которая определяет индивидуальность, неповторимость поведения и деятельности. Т.е. мотивационная сфера личности – это система всех побуждений - мотивов, потребностей, диспозиций, интересов, стремлений, намерений, идеалов, норм, самооценок, оценок других людей, уровня притязаний, установок и т.п. Б.Ф. Ломов под мотивационной сферой личности понимает «всю совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни»[2]. В целом эта система динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Мотивы отличаются разной степенью устойчивости, одни - доминирующие, стержневые, прочно сохраняются длительное время, иногда всю жизнь, именно в них, по мнению Б.Ф. Ломова, проявляется направленность личности. Смена их происходит при существенных изменениях условий жизнедеятельности личности, ее отношений с обществом. Другие мотивы менее устойчивы, более вариативны, эпизодичны, изменчивы, в большей степени зависимы от ситуации.

Развитие мотивационной сферы личности происходит не по принципу напластования одних мотивов на другие, в процессе ее становления происходит дифференциация, интеграция, превращение, подавление, борьба противоречивых мотивов, взаимное усиление или ослабление мотивов.

Огромную роль в формировании и развитии мотивационной сферы личности играют общественные институты: система образования, пропаганды и т.д.

Виды мотивов:

Различные виды мотивов выделяют в зависимости от того предмета, на который направлена деятельность. Каждый вид деятельности соответствует некоторой человеческой потребности. Любому человеку присущ определенный набор базовых потребностей. Среди этих потребностей выделяют потребность в общении, познании, саморазвитии, достижении, продолжении рода. Особую группу потребностей составляют материальные, или утилитарные.

Потребность представляет собой объективную нужду, необходимость человеческого существа в чем-то, лежащем вне его пределов - во внешних объектах, других людях, их оценках, определенных переживаниях. Эти объекты называются предметами потребности, или мотивами. Под мотивацией в широком смысле подразумевается то, ради чего человек выполняет ту или иную деятельность. Всякая деятельность осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности) и ради некоторой внешней по отношению к ней ценности. Эти отношения и образуют два полюса реальной мотивационной системы.

Таким образом, мотив - это предмет, на который направлена деятельность, соответствующий некоторой человеческой потребности

 

Таблица 1

Классификация мотивов.

Классификация мотивов
Вне деятельности В самой деятельности.
мотивация избегания неприятностей мотивация благополучия, мотивация престижа социальные мотивы интерес к процессу деяте6льности познавательный интерес (содержание деятельности)
         

В системе мотивов внешние и внутренние мотивы переплетаются. При внутренней мотивации побуждающей силой является познавательный интерес, связанный с данной деятельностью. В этом случае получение новых знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель деятельность.
К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе деятельности, познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости деятельности в том числе профессиональной для дальнейшей жизни, процесс деятельности как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются естественными и полезными в, хотя их уже нельзя отнести только к внутренним мотивам

На основании исследований различных авторов выделяются следующие типы мотивации:

1. Деловая мотивация.

2. Познавательная мотивация. Наличие этого говорит о наличии познавательной направленности в

деятельности Познавательная активность пользователей может быть направлена на различные аспекты коммуникации. Можно выделить деловую, профессиональную познавательную направленность, а также познавательную активность, связанную с межличностной коммуникацией неделового, свободного, личностного характера.

3. Мотивация сотрудничества. Анализ внутренних корреляций между ответами на вопрос о мотивах деятельности пользователя показал, что речь идет о мотивации, сложной по своему психологическому строению.

Мотивация сотрудничества, проявляющаяся как стремление помочь другим часто является способом увеличения собственного авторитета, достижения признания компетентности и мастерства. Это подтверждается сочетанием данного мотива с мотивом аффилиации, выражающемся в чувстве причастности к интеллектуальной и информационной элите современного общества. У респондентов, отмечающих наличие мотива сотрудничества, присутствует и мотив самоутверждения.

Можно предположить, что мотивация сотрудничества связана с особой формой мотива самоутверждения.

По профессиональной принадлежности относительно много людей работающих в сфере компьютерных технологий в том числе сетевиков и программистов.

4. Мотивация самореализации Нередkо любая деятельность может рассматриваться рассматривают как способ проявления и развития собственных интеллектуальных и творческих возможностей. У людей с мотивацией самореализации отмечаются наличие мотива аффилиации, мотива самоутверждения и коммуникативного мотива. По-видимому, можно говорить о едином комплексе социально ориентированных мотивов, в состав которого входят мотивы, связанные с различными аспектами делового и межличностного общения. Среди них - мотив сотрудничества, мотив аффилиации, мотив самореализации, мотив самутверждения и коммуникативный мотив.

5. Рекреационный мотив. Наряду с рекреацией отмечается наличие мотивов самореализации, аффилиации, самоутверждения, познавательный и коммуникативный мотивы.

6. Мотивация аффилиации Мотивация аффилиации проявляется в стремлении пользователей найти в процессе деятельности референтную группу, принять ее ценности, найти свое место в этой группе. Этот вид мотивации имеет комплексный характер, что подтверждается связью такой мотивации с мотивом сотрудничества, мотивом самореализации, самоутверждения, познавательным мотивом, рекреационным мотивом и собственно коммуникативным мотивом. Данный вид мотивации включает в себя различные аспекты социального взаимодействия: профессиональные, глобально-личностные и ситуативно-эмоциональные.

7. Мотивация самоутверждения. Самоутверждение является необходимым аспектом активности Я, реализующим сущностные свойства человеческой личности. В зависимости от типа личности, индивидуальных особенностей и социальной ситуации самоутверждение принимает различные формы. Оно может носить характер научного или художественного творчества, коммуникативной активности, социальной карьеры, стремления к лидерству, саморазвития личности. Поскольку Интернет предоставляет новые коммуникативные и познавательные возможности, можно предположить, что исследуемый тип самоутверждения связан с различными феноменами общения (поиском референтной группы, идентификацией с ее ценностями и возможностью самовыражения в ней

8. Коммуникативная мотивация Мотив коммуникации сочетается со всем блоком мотивов социально-коммуникативного характера, а также с рекреационным мотивом.

Выделенные типы мотивов репрезентируют основные описанные в психологии виды мотивационной направленности личности: продуктивную, социально-коммуникативную, познавательную, развивающую. Эти виды мотивации проявляются в различных видах направленности деятельности личности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...