Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интеллектуальная коммуникативность

Исследование ученического коллектива

 

Психологическая характеристика коллектива группы

1. Общие сведения: какая группа, число учащихся, девочек и мальчиков, время совместной жизнедеятельности, особые условия и т.д.

2. Психологическая оценка коллектива с позиции уровня его развития.

а) уровень развития

б) стадия развития по уровню воздействия педагогом

в) стадия развития по прочности связи (ППО)

3. Структура межличностных отношений в группе, степень «расслоения» учащихся по эмоциональной привлекательности:

а) есть ли аутсайдеры или «отверженные» и сколько таких учащихся, т.е. учащихся за пределами общения в группе;

б) какова степень психологической защиты учащегося в группе;

в) как представлены учащиеся с другими статусами?

4. Как представлено лидерство:

а) есть ли реальные лидеры?

б) какова направленность лидера (тип лидерства)?

в) отношения лидеров и группы, лидеров друг с другом.

5. Советы о способах формирования группы как коллектива:

а) возможность расширения «веера» совместных деятельностей (учебной, трудовой, игровой, художественно-эстетической, туристической и т.д.);

б) формирование «ядра» лидеров;

в) повышения уровня по всем свойствам коллектива (гармонизация отношений, доведение дел до конца, повышение уважения и т.п.)

 

 

Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы

 

В качестве основной методики изучения уровня развития группы предлагается «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы».

Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы.

Основные интегративные свойства коллектива и методы их изучения

Интегративность группы ведет к согласованности актов поведения и деятельности членов группы. Коллектив – это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также уровнем развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.

Направленность – это содержание тех целей, интересов и моральных ценностей группы, вокруг которых объединяется большинство его членов. К направленности относится также готовность группы оказывать помощь другим группами и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими интересами ради интересов всего учебного заведения (в противном случае группе присущ «групповой эгоизм»).

Организованность – способность группы к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих товарищей (лидеров). Способных лидеров хватает для организации любого дела. Согласованность мнений и действий, готовность каждого учащегося взять на себя инициативу и повышенную ответственность.

Правильная ориентировка каждого учащегося в жизнедеятельности группы, что значит, как писал А.С. Макаренко «...ощущать, в каком месте коллектива ты находишься, и какие твои обязанности по отношению к поведению из этого вытекают».

Интеллектуальная коммуникативность – это способность группы быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. Учащиеся довольны своей способностью понимать друг друга с полуслова. Взаимопонимание доставляет им радость и чувство комфорта. Группа активизирует своих членов, когда ищет общее решение. К мнению каждого внимательно прислушиваются, добиваясь «общего языка» и побуждая друг друга к активному обсуждению различных точек зрения.

Психологический климат – преобладание того или иного психологического настроя (мажорный, приподнятый, пессимистический, подавленный); степень психологической защищенности каждого ученика (доброжелательность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации или напряженность во взаимоотношениях, упреки, попытки унизить достоинства личности, равнодушие). Эмоциональное единство: успехи или неудачи ярко переживаются всем коллективом; или – разобщенность: ученики не стремятся быть вместе, проявляют безразличие к общению.

 

Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе: «5» ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется, «4» – проявляется постоянно, но не так сильно, «3» - не очень проявляется, «2» – проявляется противоположное отрицательное качество, «1» – сильно проявляется противоположное отрицательное качество.

Так, например:

             
Группа стремится общаться и сотрудничать с другими группами           У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп

«5» ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено, «4» – когда не очень выражено, «3» – слабо выражено, «2» – больше выражено стремление обособиться, чем общаться, «1» – стремление обособиться выражено ярко.

Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по противоположности, необходим одновременный их учет. Чтобы оценить какое-либо качество, надо прочитать слева положительную его оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство группы.

Направленность активности

             
1. Группа активна, полна творческой энергии.           1. Группа инертна, пассивна.
2. Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии).           2. Группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т.д.
3. В своих делах группа ставит перед собой общественно полезные цели.           3. Группу отличают общественно вредные, асоциальные цели.
4. Группу объединяет одна общая цель деятельности, а не просто сходные цели каждого члена группы в отдельности.           4. В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпадающие цели, но эти цели не стали общегрупповыми.
5. В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других.           5. Популярные члены группы – эгоисты, работающие лишь для себя.
6. Члены группы стремятся постоянно общаться друг с другом.           6. У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом
7. Группа стремится общаться и сотрудничать с другими членами.           7. У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп.
8. Группу отличают устойчивые интересы.           8. Группу отличает быстрая смена интересов.
9. Группа постоянно осуществляет свои интересы на деле.           9. Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле.
10. Актив, ядро группы ведет группу на общественно полезные дела.           10. Актив ведет группу на антиобщественные дела
11. В группе существует справедливое отношение ко всем членам группы, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого           11. Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительно относятся к слабым

Организованность

             
1. В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи.           1. При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие и даже конфликты.
2. Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности.           2. Группа не может самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу «кого-нибудь, только не меня».
3. Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом.           3. Большинство членов группы ориентируются на «себя» и делают то, что им удобно и выгодно.
4. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу.           4. В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распадения.
5 Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы           5. Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели
6. Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами.           6. Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними.
7. Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться и «прижиться», влиться в свою среду.           7. Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду своей группы.
8 Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия.           8. Группа способна к согласованию своих действий.
9. Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.           9. Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.
10. Члены группы активно стремятся сохранить группу, как единое целое. Группа настойчиво противодействует попыткам расформирования.           10. Члены группы относятся безразлично к сохранению группы. Группа легко поддается расформированию или даже способствует ему.
11. Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитетными и полномочными представителями           11. Группа не имеет хороших, способных организаторов

Интеллектуальная коммуникативность

             
1. Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов           1. Группа не имеет единого мнения, единого суждения о возможностях своих организаторов. Мнение группы об ее организаторах противоречиво
2. Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению           2. Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, имения остро противоречивы
3. Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т.д.           3. В группе не знают о ее задачах, внутри групповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т.д.
4. Группа легко находит «общий язык», взаимопонимание при решении групповых задач           4. В группе нет взаимопонимания при решении общих задач
5. При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и введения отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение           5. Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в целом, так и отдельных ее членов
6. В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение           6. Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям
7. При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений           7. Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий
8. Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках           8. В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках
9. Группа верно, единодушно оценивает свое место среди других групп           9. Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп
10. Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения           10. Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами враждебно и способствует разъединению группового мнения
11. Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и создают стремление к осмысливанию и исправлению недостатков           11. Критические замечания извне принимаются грушей враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству

Психологический климат

             
1. Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе           1. Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе
2. Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия           2. Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия
3. Стремление к совместности переживания события, жизненных явлений, произведений искусства           3. Тенденция к замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний
4. Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы           4. Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными
5. Успехи или неудача товарищей вызывают переживание, искреннее участив других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций           5. В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить
6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой           6. В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т.д.
7. Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему           7. В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группы или способствующие этому
8. В отношении между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность           8. Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу
9. Групповые эмоциональные «взрывы» в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения           9. Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения
10. Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности           10. Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению, выражается отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности
11. Группа способна одерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела           11. Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...