Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

История Востока в средние века

 

Направление подготовки

030600 - История

 

 

Профиль подготовки

Историко-культурный туризм/Международные отношения

 

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

 

Форма обучения

Очная

 

УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _______________ _______________________________ «____» ______________ 20____ г. СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методической комиссии факультета _________________ _______________________________ «____» ______________ 20____ г.

 

Ставрополь 2011

Содержание

Предисловие......................................................................................................................................2

Учебно-тематический план ………………………………………………………………………4

Темы практических занятий ……………………………………………………………………..5

Предисловие

 

Цели и задачи освоения дисциплины

Цель - сформировать представления об общих закономерностях развития восточных цивилизаций, а также об их специфических чертах, показать историко-культурную самобытность каждой из них, в достаточной степени условно объединяемых понятием «Восток», обосновать актуальность востоковедного знания для понимания процессов, происходящих в современном мире.

Курс построен по регионально-страноведческому принципу: рассматриваются страны или районы Востока, наиболее ярко отражающие особенности китайско-конфуцианской, индо-буддийской, арабо-исламской цивилизаций в их конкретном проявлении и взаимовлиянии. Значительное внимание уделено взаимодействию земледельческих и кочевых обществ, специфике развития отдельных регионов, проблемам ментальности и культуры.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «История Востока в средние века» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3).

Изучение данной дисциплины предваряется курсом «История древнего мира», включающим раздел «История Древнего Востока» и предшествует курсу «История Востока в новое и новейшее время», что обеспечивает необходимую преемственность тематики и проблематики читаемых курсов, позволяет сформировать систему знаний по смежным дисциплинам и способствует более углубленному усвоению истории отдельных стран, народов и регионов. Кроме того, курс преподается параллельно с другой дисциплиной базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (Б.3) – «История средних веков», что дает студентам возможность глубже понять общее и особенное в развитии средневекового Запада и Востока.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

Общекультурные компетенции:

– владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

– способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

– способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

– готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11).

Профессиональные компетенции:

– способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

– способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

– способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

– способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- базовый материал дисциплины (терминология, политическая география региона, основные исторические события);

- общие закономерности и особенные черты политического, экономического, социального и духовного развития отдельных регионов Востока.

Уметь:

- применять полученные при изучении дисциплины знания в исследовательской, образовательной, культурно-просветительской и экспертно-аналитической деятельности (последние 2 типа деятельности чрезвычайно важны для СКФО, где весьма остро стоят проблемы выстраивания культурного диалога между носителями христианства и ислама, а также проведения грамотной национальной политики).

Владеть:

- профессиональными знаниями теории и методов исторических исследований;

- способностью понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию.

Учебно-тематический план

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Практич. Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
           
1. Шиизм как религиозно-политическое явление в Арабском халифате.   2 - 4   Подготовка и работа на практических занятиях. Занятие в диалоговом режиме.
2. Аграрные отношения в Китае III – VIII вв. – «надельная система»   6-8   Подготовка и работа на практических занятиях. Занятие в диалоговом режиме.
3. Средневековый город в Китае: экономическая и социальная жизнь   10-11   Подготовка и работа на практических занятиях. Занятие в диалоговом режиме.
4. Япония в период первого и второго сёгунатов (конец XII—XVI вв.).       Подготовка и работа на практических занятиях. Дискуссия на основе реферативных сообщений.
5. Система каст и ее функционирование в Индии («индусский», доисламский период)   13 -14   Подготовка и работа на практических занятиях. Занятие в диалоговом режиме.
  Итого       Зачет

 

Практические занятия

Тема 1. Шиизм как религиозно-политическое явление в Арабском халифате.

Цель занятия: углубление знаний об исторических корнях ислама, его социальной и политической функциях в средневековом обществе.

Форма занятия: занятие в диалоговом режиме.

Вопросы для обсуждения.

1. Возникновение шиизма как религиозно-политического явления:

· просчеты в политике Усмана и рост оппозиции;

· Али ибн Абу Талиб – четвертый «праведный» халиф (оценка личности в историографии);

· военно-политическая борьба в халифате (от противостояния Али и Муавии к выступлению Хусейна).

2. Превращение шиизма в религиозное течение: культ мученичества Али и Хусейна. Шиизм об имамате.

3. Иран – оплот шиизма:

· связь шиитов с народными настроениями в Иране;

· шиитская оппозиция и аббасидский переворот;

4. Основные течения в шиитском исламе (умеренные и крайние шииты).

Методические рекомендации.

Шииты - общее название различных группировок и общин, признавших Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными приемниками пророка Мухаммада. Эта группировка (аш-шиа) явилась ядром движения в начале второй половины VII века, которое нарушило первоначальное религиозное единство мусульманской общины и позднее привело к разделению на суннитов и шиитов. По своему значению этот раскол вышел за рамки династийного соперничества за власть внутри Халифата, оказав огромное влияние на судьбу му-сульманского мира.

В первую очередь необходимо уяснить, почему с развитием Халифата произошел раскол единого религиозно-политического учения (обратить внима-ние на эволюцию государства у арабов от Мухаммада до Усмана). С привлечением конкретно-исторического материала следует выявить основные этапы в становлении и эволюции шиизма; разобраться, с какого момента шиизм из преимущественно политической партии превращается в религиозное течение. Также следует осмыслить суть шиитской доктрины об имамате. Далее надлежит выявить роль восточных провинций (Ирана) в развитии идей шиизма и борьбе оппозиции против Омейядов. Выяснить, кто такие Аббасиды, и в результате каких событий им удалось установить свою власть в Халифате. Кроме того, необходимо разобраться во времени возникновения и отличительных особенностях основных течений шиизма (заполнить таблицу). В заключение следует обратиться к истории появления алидских государств («имаматов») в Табаристане, Йемене и Египте.

При подготовке к занятию следует обратиться в первую очередь к общей литературе –учебникам (История Ирана, История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1.), трудам Г.Э. Грюнебаума, О.Г. Большакова, И.М. Фильштинского; при анализе шиитских групп особое внимание надлежит обратить на монографии Е. Беляева, И. Петрушевского и С.М. Прозорова. Для лучшего усвоения терминологии полезно обратиться к энциклопедическому словарю по исламу (см.: Ислам. Энциклопедический словарь). Необходимо также составление собственного терминологического словаря.

Источники.

1.Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. Изд. 2-е. М., 1986 (Любое издание).

2.Хрестоматия по исламу / Отв. ред. С.М. Прозоров. М., 1994.

Литература.

1. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966.

2. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. Исторический очерк. М., 1957.

3. Большаков О. Г. История Халифата. В 4-х т. М: Восточная литература, 2002 (Т. II), 1998 (Т. III).

4. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2000 / http://lib.rus.ec/b/103657

5. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600 - 1258)/ Пер. с англ. И.М. Дижура. Предисл. В.Д.Наумкина. М., 1988.

6. Ислам. Энциклопедический словарь/ Отв. секр.С.М. Прозоров. М., 1991.

7. История Востока: в 6 т. Т. 2: Восток в средние века / Отв. ред. Л.Б.Алаев, К.З.Ашрафян. М., 2009 (М., 1995) // http://www.bookarchive.ru/dok_literatura/istorija/65221-istorija-vostoka.-tom-2.-vostok-v-srednie-veka.html

8. История Ирана. М., 1977. С.123-135.

9. История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М., 1987. С.147-160.

10. Мец А. Мусульманский Ренессанс. Пер. с нем. М., 1973. С.60-70.

11. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII - XV вв. Л., 1966.

12. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

13. Прозоров С.М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в VII - середине X вв.: Шиитская историография. М., 1980.

14. Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти. // Ислам. Религия, общество, государство. М., 1980. С.204-211.

15. Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750 – 1517 гг.) М., 2001.

 

Интернет ресурсы

Институт восточных рукописей РАН (СПб.) http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_content&task=blogsection&id=1&Itemid=48 Имеются публикации по истории средневекового Востока, в т.ч. Большакова О.Г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...