Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология социального сопровождения семей в социально опасном положении

(автор кононова Людмила Ивановна. Отечественный журнал ср)

Социальная работа в России пережила не раз комплексные масштабные изменения, которые обуславливались социально-экономическим состоянием государства, организационными структурами, ресурсными и технологическими изменениями в организациях и учреждениях, входящие в систему защиты населения.

В настоящие время социальная работа в России это уже свершившийся факт, это деятельность, обеспечивающая не только оказание помощи человеку или семье, но и необходимый уровень социальной безопасности в стране.

(возможность вставить нпа)

Особое место среди всего правового обеспечения принадлежит, Федеральному закону от 28 декабря 2013 года №442 – ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В данном законе в статье № 22 законодательно закреплен новый вид социального обслуживания – социальное сопровождение.

Согласно закону, социальное сопровождение – это содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи гражданину, в том числе родителям, попечителям и иным законным представителям несовершеннолетних детей, не относящихся непосредственно к социальным услугам.

По мнению автора, ключевым словом в определении является содействие в помощи, не относящейся к социальным услугам.

Социальное сопровождение можно представить, как совместную деятельность специалистов социальных организаций системы социальной защиты населения, и специалистов других ведомств (медицины, образования, права, органов внутренних дел, культуры и т.д.) по удовлетворению потребностей человека или членов семьи в их услугах.

Система социального сопровождения – функциональная структура, включающая социальное бюро и партнерская сеть, деятельность которой построенная на условиях взаимных договоренностей.

Кононова Л. И. отмечает, что социальное сопровождение универсально и относится не только к работе с людьми ограниченными возможностями, нуждающимся в помощи, но и с семьей, находящейся в социально – опасном положении, кризисной ситуации, нуждающейся в поддержке.

В самом Федеральном законе понятия семьи нет и она нигде, ни в одном статье не обозначена, но возможно использование социального сопровождения как технологии в отношении различных категорий граждан и членов семей.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, ‒ семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Начиная с 2013 года, практика сопровождения участковыми социальными работниками семей в социально – опасном положении осуществляется во многих городах нашей страны, в том числе и в Кировской области. Автор выяснила, что при этом повышается качество помощи семьям, оказавшимся в социально – опасном положении. Получаемый эффект от использования такой технологии проявляется в:

− раннем выявлении семенного неблагополучия;

− повышении ответственности специалистов и семей за результаты совместной деятельности по преодолению имеющихся проблем;

− усилении роли местных органов власти в координации деятельности всех ведомственных учреждений в отношении решения проблем семьи путем использования социального сопровождения.

Для того, что бы внедрить социальное сопровождение в отношении семьи, автор создала алгоритм действий для социального работника:

· обеспечить инфраструктурные изменения в деятельности организации социального обслуживания, осуществляющих социальное сопровождение семей с детьми;

· сформировать механизм межведомственного и внутриведомственного взаимодействия в процессе социального сопровождения семей с детьми;

· осуществить информационное, методическое и кадровое обеспечение организаций социального обслуживания, осуществляющих социальное сопровождение семей с детьми;

· разработать и утвердить нормативные документы, обеспечивающие алгоритм осуществления социального сопровождения в отношении семей, в том числе, процедуру определения нуждаемости семей в оказании помощи в форме социального сопровождения, включая критерии нуждаемости, порядок предоставления помощи в виде социального сопровождения;

· создать межведомственную рабочую группу (комиссию), обеспечивающую координацию по выполнению комплекса действий по социальному сопровождению, включая принятие решений об оказание помощи в виде социального сопровождения.

Комиссия может быть создана при муниципальных администрациях, и возглавляться заместителями глав по социальным вопросам, исполняющих роль координаторов социального сопровождения.

Выделяют несколько уровней социального сопровождения семей в социально – опасном положении.

Адаптационный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, молодой и иной семьи в течение первого года ее создания. Как правило, в мероприятиях адаптационного уровня сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: первый год нахождения ребенка в замещающей семье (трудности в социальной адаптации ребенка к жизни в семье); повторный брак у родителей (воспитание мачехой или отчимом); молодая семья с ребенком; семья беженцев/вынужденных переселенцев с детьми в первый год пребывания на территории субъекта Российской Федерации.

Базовый (профилактический) уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях. Как правило, мероприятия базового уровня социального сопровождения организовываются для семьи с детьми со следующими признаками: педагогическая безграмотность родителей (неразвитость родительских навыков и чувств, гиперопека или гипоопека); семья с несовершеннолетними детьми, один из которых отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, восстановившаяся в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в после разводном состоянии (психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка); семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет; семья с несовершеннолетними детьми, получающая государственную социальную помощь на основании социального контракта; семья с низким уровнем социализации и правовой компетенции.

Кризисный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. Как правило, в кризисном уровне сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: нарушение межличностных отношений в семье (эмоциональная отверженность всех членов семьи); нарушение детско – родительских отношений (частые конфликты между родителем и ребенком); семья в процессе восстановления в родительских правах; семья в состоянии развода (ребенок является свидетелем семейных конфликтов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, «орудием» разрешения семейных споров); пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка).

Экстренный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для жизни ребенка, включая жестокое обращение. Как правило, программы социального сопровождения на экстренном уровне признаются необходимыми для семей, находящихся в социально опасном положении, семей с детьми со следующими признаками: враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка); мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка; семья с риском отказа от приемного ребенка или ребенка-инвалида; несовершеннолетние родители (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать- одиночка); длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей в семье с детьми; семья с детьми, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.).

Деятельность по сопровождению семьи в социально – опасном положении состоит в следующем алгоритме:

Этап I. Поступление информации о семье, находящейся в социально-опасном положении: заявление гражданина (его законного представителя) или направление (ходатайство) должностного лица учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Задача 1. Поставить семью на учет.

Задача 2. Инициировать процесс оказания помощи.

Задача 3. Формирование карты сопровождения семьи.

Этап II. Исследование семейной ситуации.

Задача 1. Получение информации общего характера о семье.

Задача 2. Установление контакта с семьей, мотивация семьи на сотрудничество.

Задача 3. Проблемный анализ семейной ситуации (совместно с семьей).

Этап III. Составление индивидуальной программы социальной реабилитации семьи.

Задача 1. Составить индивидуальную программу социальной реабилитации семьи, находящейся в социально – опасном положении.

Этап IV. Оказание семье социально-бытовых услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости).

Этапы IV-IX. Не разделены во времени, а представляют собой единый процесс социальной терапии, направленный на достижение намеченных преобразований в жизни семьи.

Задача 1. Содействовать семье в социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям.

Этап V. Оказание семье социально-медицинских услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости).

Задача 1. Содействовать семье в социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям

Этап VI. Оказание семье социально-экономических услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости).

Задача 1. Содействовать семье в социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям

Этап VII. Оказание семье социально-правовых услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости).

Задача 1. Содействовать семье в социальной адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям

Этап VIII. Оказание семье социально-педагогических услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости).

Задача 1. Повышение уровня педагогических знаний и умений родителей, педагогическая помощь родителям в вопросах преодоления педагогической запущенности или педагогических ошибок с учетом особенностей возрастного и индивидуального развития детей, их характера и наклонностей; коррекция неадекватных форм поведения родителей и их установок в воспитании.

Этап IX. Оказание семье социально-психологических услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости)

Задача 1. Формирование семейных отношений, создание в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата, нормальных отношений между родителями и детьми. Коррекция неадекватных форм поведения родителей и их установок в воспитании.

Этап X. Оценка эффективности оказанных социальных услуг семье (по результатам реализации индивидуальной программы социальной реабилитации). [11]

Также существуют различные технологии по сопровождению семей в социально опасном положении:

1. Технология службы социального сопровождения семьи по месту

жительства. Включает в себя сбор и анализ информации о ситуации в семье, первичный акт обследования семьи (проверка информации), выявление проблем семьи, составление индивидуального плана работы с семьѐй.

Участковая служба проводит комплексное социальное обследование, сбор информации о семье (детальный, из разных источников), выяснение ключевой проблемы, определение причин и следствий неблагополучия, составление программы работы с данной семьѐй. Развивает компетентность членов семьи и уверенность в том, что их действия могут улучшить их жизненную ситуацию. Определяют перспективы улучшения ситуации в семье.

Технология включает комплекс мероприятий по социально – медицинской, социально – правовой, социально – педагогической, социально – психологической, социокультурной, социально – бытовой реабилитации детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для этого используются следующие формы:

· беседы;

· рекомендации;

· наблюдения;

· реализация намеченного плана;

· привлечение специалистов;

· способность помочь в разрешении проблемы;

· проведение работы по разрешению конфликтной ситуации в семье.

Осуществляется патронаж семьи (интенсивный, текущий и контрольный). Передается информация в «банк данных» семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Проводится социальная диспансеризация (осуществляется регулярное социальное наблюдение).

2. Технология организации выездных мобильных бригад. Формируется мобильная бригада для выезда к неблагополучной семье, в состав которой входят специалисты социального Центра. Состав бригады изменяется в зависимости от выявленных проблем семьи. Выезд специалистов планируется один раз в месяц или чаще, в зависимости от потребностей для оказания необходимой консультативной помощи и экономической.

3. Технология психолого – педагогического сопровождения.

Организация психолого – педагогического сопровождения семей, обеспечивает социально – психологическую поддержку, помощь в построении детско-родительских отношений. При этом могут быть задействованы родительские клубы на базе социальных учреждений. Оказание помощи родителям в осознании ценности семьи для ребенка и ребенка в семье посредством проведения совместных досуговых мероприятий.

4. Технология оказания экстренной социально - психологической помощи по «телефону доверия».

Организация социально - психологического консультирования граждан по «телефону доверия». Организация «горячих телефонных линий» по вопросам воспитания детей, проблем семейного насилия.

5. Технология межведомственного взаимодействия социальных партнеров. Технология межведомственного взаимодействия социальных партнеров включает в себя заключение договоров о сотрудничестве, привлечение специалистов различных служб, использование ресурсных возможностей партнеров. [20 ].

Сильные стороны социального сопровождения:

− это эффективная форма государственной социальной помощи семье с детьми, в основе которой лежат принципы добровольности и комплексности;

− обеспечивается развитие социальных ресурсов территории и семьи;

− «возрождается» характерный для российской ментальности тип социальных отношений, построенный на участии общности в судьбе семьи;

− обеспечивается ранняя профилактика семейного неблагополучия;

− повышается качество социального обслуживания семьи, повышает уровень безопасности для ребенка;

− развиваются внутриведомственные и межведомственные связи;

− формируется эффективная структура управления и финансирования системы социального обслуживания.

Социальное сопровождение позволяет:

− внедрять новые виды и формы социального обслуживания;

− повышать ответственность органов власти за самочувствие семьи;

− эффективно использовать механизмы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия;

− повышает уровень профессионализма кадров.

В процессе сопровождения:

− формируется новые социальные отношения;

− сохраняется кровная семья для ребенка;

− родители обучаются выполнять свои функции и роли (мужа, жены, отца, мамы и т.д.);

− устраняются внутрисемейные конфликты;

− ребенок остается в семье.

Достоинством этого вида социального обслуживания в том, что социальное сопровождение может быть организовано для любой категории нуждающихся, в каждом регионе может быть своя практическая модель сопровождения граждан и нуждающийся семьи.

Можно сделать вывод, что при разнообразии региональных организационных моделей сопровождения (службы сопровождения, центры помощи семье и детям, центры социального обслуживания) – их работа должна строиться на основополагающих принципах:

− социальное сопровождение семьи может быть организовано только на добровольной основе, с использованием ее ресурса;

− социальное сопровождение должно быть доступным для гражданина и для семьи, нуждающихся в помощи;

− социальное сопровождение должно осуществляться на основе индивидуальной программы, разработанной совместно с семьей;

− в основе эффективности в результативности социального сопровождения лежит принципе межведомственного взаимодействия;

− социальное сопровождение может осуществляться специалистами профессионально владеющими приемами и методами сопровождения.

Таким образом, следует отметить, что кризисное состояние экономики и общества требуют иной системы социального обслуживания, и социальное сопровождение может стать той технологией при ее реформировании, использую которую можно сменить вектор ее деятельности, делая упор при работе с нуждающимся, на развитии их человеческого ресурса. Только в этом случае можно говорить о повышении эффективности и качества социального обслуживания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...