Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акты государственной администрации субъекта Российской Федерации




Правительственные акты. Ведомственные нормативные акты. Акты государственной администрации

Субъектов РФ.

Акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, называются распоряжениями.

Правительством РФ Распоряжения Правительства являются актами, принимаемыми в порядке единоначалия его Председателем либо по его поручению первым заместителем Председателя Правительства.
Постановления Правительства можно дифференцировать по функциональному предназначению:

программно-целевые акты, обеспечивающие экономические, социальные и правовые условия развития определенных сфер и отраслей жизнедеятельности;
регламентационные акты, устанавливающие правила деятельности или порядок реализации прав и обязанностей граждан и организаций;
статутные акты, закрепляющие правовое положение органов исполнительной власти и иных государственных организаций и их должностных лиц;
правонаделительные акты, управомочивающие государственные органы и их должностных лиц на совершение определенных действий;
внутриорганизационные акты, определяющие деятельность аппарата Правительства.
Согласно Регламенту Правительства Российской Федерации, проекты правительственных актов вносятся членами Правительства, федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами и организациями. Постановления Правительства подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, Распоряжения Правительства подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписания. Акты Правительства могут быть отменены Президентом в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента.

Ведомственные нормативные акты Важной особенностью деятельности центральных федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции (в дальнейшем – центральных федеральных органов) является то, что ими издается огромное количество разнообразных правовых актов. Среди них следует выделить:

индивидуальные (содержат предписания, которые порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения),

нормативные (устанавливают, изменяют или отменяют правовые нормы).

По сфере действия (кругу лиц) нормативные акты центральных федеральных органов (в дальнейшем – ведомственные нормативные акты, или ВНА ) можно разделить на:

внутриведомственные (обязательны только для организаций, сотрудников соответствующего органа),

общего действия (общеобязательные).

Правила ограничивают наименования ВНА исчерпывающим перечнем. Это постановления, приказы, правила, инструкции, положения, распоряжения. Хотя Правила запрещают издание ВНА в виде писем и телеграмм, на практике допускается нарушение этого положения

Издание ВНА включает в себя следующие стадии:

1) подготовительные работы;

2) разработка проекта акта;

3) принятие акта;

4) государственная регистрация акта;

5) опубликование акта.

Согласно Правилам подписанный (утвержденный) руководителем центрального федерального органа или лицом, исполняющим его обязанности, нормативный акт должен содержать:

• наименование органа (органов), издавшего акт;

• наименование вида акта и его название;

• дату подписания (утверждения) акта;

• номер акта;

• наименование должности и фамилию лица, подписавшего акт.

Частое явление – совместная нормотворческая деятельность центральных федеральных органов. Она может выражаться в издании ими нормативных актов «совместно» или «по согласованию».

В соответствии с Правилами государственной регистрации подлежат ВНА:

• затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

• устанавливающие правовой статус организаций;

• имеющие межведомственный характер

Указанные акты должны регистрироваться независимо от срока их действия и содержания в них сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера.

Центральные федеральные органы представляют подлежащие государственной регистрации нормативные акты в 10-дневный срок со дня их подписания (утверждения) в Министерство юстиции

Государственная регистрация включает в себя:

• юридическую экспертизу соответствия нормативного акта законодательству Российской Федерации,

• принятие решения о необходимости государственной регистрации,

• присвоение регистрационного номера,

• занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

ВНА за исключением актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию.

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после регистрации направляются Министерством юстиции в Российскую газету,

Минюст в случае обнаружения несоответствия действующего ВНА, а также ВНА, не прошедшего государственную регистрацию, Конституции, федеральным законам, указам и распоряжениямПрезидента постановлениям и распоряжениям Правительства, представляет в Правительство предложение об отмене или приостановлении действия такого акта.

Акты государственной администрации субъекта Российской Федерации

В системе правовых актов субъекта Федерации особое место занимают акты его государственной администрации. От их качества и эффективности, целесообразности и взаимосогласованности зависит состояние всей нормативно-правовой системы. Эти акты осуществляют собственное нормативное регулирование вопросов общественной безопасности и правопорядка, обеспечения прав, свобод и обязанностей граждан, организации деятельности исполнительной власти.

Можно выделить следующие признаки актов государственной администрации субъекта Федерации:

• это подзаконные акты;

• это акты, обязательные к исполнению на всей территории субъекта Федерации или на территории отдельного административно-территориального образования;

• это динамично изменяющийся, оперативно принимаемый вид правовых актов;

• эти акты полипредметны, регулируют широкий спектр общественных отношений;

эти акты составляют единую, централизованную, иерархическую систему.

В качестве правовой основы их принятия выступают федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы субъектов Федерации и акты государственной администрации более высокой юридической силы. Основанием для издания административных актов могут служить обязательства, вытекающие из договоров и соглашений, в которых участвует администрация. В основном акты государственной администрации принимаются во исполнение законов субъектов Федерации, детализируя и конкретизируя их отдельные положения.

К актам государственной администрации субъекта Федерации относятся:

• акты главы исполнительной власти– указы президента, постановления, распоряжения губернатора или главы администрации;

• акты высшего исполнительного органа государственной власти общей компетенции – постановления и распоряжения правительства;

• акты органов исполнительной власти специальной компетенции – приказы, постановления, распоряжения, указания министерств, государственных комитетов, департаментов, управлений;

• акты территориальных органов исполнительной власти – постановления, распоряжения, приказы государственных администраций городов, районов, административных (управленческих) округов;

• внутриорганизационные акты руководителей иных государственных органов – приказы и распоряжения председателя контрольно-счетной палаты, председателя избирательной комиссии, председателя уставного суда.

Акты главы исполнительной власти субъекта Федерации подразделяются на нормативные и индивидуальные, а также внешние и внутриаппаратные.

В других субъектах Федерации нормативные и индивидуальные акты имеют различную форму и наименование.

После подписания акты подлежат официальной регистрации в протокольном отделе, причем незарегистрированные акты юридической силы не имеют.
Акты органов исполнительной власти специальной компетенции могут быть отменены или приостановлены главой исполнительной власти и правительством субъекта Федерации.

32. Процессуальные формы административной деятельности (общая характеристика административных

Процедур)

В научной и учебной литературе говорится об административном процессе как властной деятельности государственных органов исполнительной власти (государственной администрации), осуществляемой в рамках административно-процессуальной формы и состоящей в решении конкретных юридических дел

Единая административно-процессуальная форма не может удовлетворить потребности и правотворчества, и правонаделения, и юрисдикции.

Административные процессы — это властная деятельность государственной администрации, осуществляемая в рамках административно-процессуальных форм и состоящая в решении определенных дел путем принятия и исполнения административных актов.

Административно-правотворческий процесс — деятельность государственной администрации по принятию нормативных административных актов в порядке, установленном административно-процессуальной формой.

Административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс — деятельность субъектов государственной исполнительной власти по принятию и исполнению оперативно-распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов, направленная на организацию исполнения законов и иных правовых актов, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

Административно-юрисдикционный процесс — деятельность субъектов государственно-исполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

Все названные процессы можно объединить единым названием: «административно-процессуальная деятельность».

Понятия «административная деятельность» и «административно-процессуальная деятельность» соотносятся как целое и часть. Не вся административная деятельность является административно-процессуальной. Во-первых, по объективной причине: не вся деятельность государственной администрации может быть ограничена процессуальной формой. Во-вторых, по субъективной причине: недостаток внимания, понимания роли административно-процессуальной формы.

, административные процессы главным образом различаются тем, какие дела решаются властью. Специфика дел влияет на специфику административно-процессуальной формы в целом либо на ее отдельные элементы

Если в рамках единого процесса решаются дела, которые обладают большой спецификой, то появляется необходимость в особых процессуальных правилах. По этим критериям (специфика дел, специфика норм) в рамках процесса выделяют их специфические части — производства. административное производство как часть административного процесса — это особый вид административной деятельности по разрешению дел определенной категории, на основе общих и специальных процессуальных норм.

В административно-правотворческом процессе можно выделить производства:

• по принятию актов Правительством Российской Федерации;

• по принятию актов центральными федеральными органами исполнительной власти;

• по принятию указов и других актов главами исполнительной власти субъектов Федерации и др.

В административно-правонаделительном (оперативно-распорядительном) процессе существуют такие производства:

• по комплектованию личного состава (призыв на военную службу, прием в вузы, прием на государственные должности);

• по приватизации государственного и муниципального имущества;

• по применению мер поощрения к индивидуальным и коллективным субъектам;

• по распределению ресурсов (квартир, денежных средств, земельных участков, продовольствия и т. д.);

• по выдаче разрешений (лицензий, допусков, прав на управление);

• по регистрации (транспортных средств, иностранных граждан, граждан России, сделок с недвижимостью и т. д.);

• по аттестации качества продукции и услуг;

• надзорные и др.

В административно-юрисдикционном процессе обособились производства:

• по жалобам граждан;

• по делам об административных правонарушениях;

• дисциплинарное (по привлечению служащих, студентов и др. субъектов к дисциплинарной и материальной ответственности);

• исполнительное (исполнение актов судов и иных уполномоченных органов о передаче денежных средств и иного имущества либо совершению определенных действий в пользу других граждан, организаций);

• по применению мер административного пресечения (принудительного лечения, задержания граждан, задержания транспортных средств, личного досмотра и др.).

Степень процессуализации различных производств не одинакова. В одних случаях производства имеют достаточно развитую, в основном унифицированную процессуальную форму (например, по жалобам граждан). В других случаях соответствующая властная деятельность урегулирована процессуальными нормами разного качества и не полно. Некоторые производства только складываются, их процессуальная форма еще не совершенна.

Каждое производство связано с определенными институтами административного права. А соответствующие процессуальные нормы «привязаны», обслуживают соответствующий институт и являются его частью.

33. Административный процесс: понятие, виды, структура, основные черты.

Административные процессы — это властная деятельность публичной администрации, осуществляемая в рамках административно-процессуальной формы и состоящая в решении определенных дел путем принятия и исполнения административных актов.

Обладая всеми признаками юридических процессов, административные процессы имеют ряд особенностей:

· это властная, целенаправленная деятельность субъектов исполнительной власти.

· властная деятельность публичной администрации направлена на решение в соответствии с законами конкретных дел, порученных ей.

· важнейшим результатом административной деятельности является административный акт.

· властная деятельность публичной администрации полно, детально, четко регулируется административным правом, а точнее его административно-процессуальными нормами.

· административные процессы, как правило, с точки зрения их процедуры более просты.

К особенностям административных процессов относятся возможность устного и письменного ведения дела, допустимость заочного рассмотрения дела, недостаточное использование принципа состязательности.

Административно-процессуальная деятельность включает:

· Административно-правотворческий процесс — деятельность публичной администрации по принятию нормативных административных актов в порядке, установленном административно-процессуальной формой.

· Административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс деятельность субъектов публичной исполнительной власти по принятию и исполнению оперативно-распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов, направленная на организацию исполнения законов и иных правовых актов, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

· Административно-юрисдикционный процесс — деятельность субъектов публичной исполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...