Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование открытой экономики




Национальное хозяйство каждой страны включено в мировое экономическое пространство. Характер мирового хозяйства оказывает все большее влияние на национальную экономику стран мира. В свою очередь, мировая экономика развивается по особым принципам, имеет проблемы, отличные от проблем национального хозяйства.

Еще в середине ХХ века национальные экономики стран оставались достаточно обособленными субъектами международных экономических отношений. Экономическое развитие стран зависело преимущественно от внутренних факторов. Однако в последнее время национальные экономики пришли к такой структуре взаимной организации, которая выглядит как органически целостное мировое хозяйство. Национальные экономики буквально «вросли» друг в друга во всех сферах экономической жизни. Возникла глобализация – растущая экономическая взаимозависимость стран мира.

Выделяют следующие предпосылки глобализации.

1. Возрастание объемов и разнообразия международных перемещений товаров и услуг.

2. Углубление процесса международного разделения труда: страны разделились на выпускающие капиталоемкую (например, электроника, информационные продукты), трудоёмкую (некоторые виды сельскохозяйственной продукции) и ресурсоемкую (вывозящие сырьё – нефть, газ и т.д.) продукцию.

3. Развитие новых видов транспорта (авиационного, автомобильного и др.), сокративших стоимость международных перевозок.

4. Переворот в средствах телекоммуникаций (самым значительным явлением считается быстрое развитие всемирной сети Internet, количество пользователей которой в 1995 году составило 23 млн., а к концу 2000 года около 140 млн. человек).

5. Ускорение процесса передачи производительных технологий и возможности заимствования зарубежного опыта экономической деятельности.

6. Мощное развитие мировых финансовых рынков.

Таким образом, мировое хозяйство превращается в «целостный глобальный организм», связанный уже не просто международным разделением труда, но и всемирным производственно-сбытовыми структурами, планетарной финансовой системой и информационной сетью.

В такой ситуации все страны мира вовлечены в процесс международных экономических отношений. Нет такого национального хозяйства, которое не было бы интегрировано в мировую экономику. Другое дело, что страны различаются по степени открытости экономики.

Открытая экономика – это национальная экономика, вовлеченная в мировое хозяйство, реализующая преимущества международного разделения труда и использующая различные формы международных экономических отношений.

Степень открытости экономики определяется показателями либерализации внешнеэкономической деятельности, объемом экспорта в целом, и на душу населения.

Одним из главных порождений глобализации является деятельность транснациональных корпораций (ТНК) – компаний, осуществляющих основную часть своих экономических операций за пределами страны, в которой они зарегистрированы.

Транснациональные корпорации – это:

ü технологические лидеры мирового производства;

ü активные конкуренты в области доступа к иностранным природным ресурсам;

ü наиболее мобильные предприниматели в борьбе за новые, в том числе иностранные, рынки сбыта.

В мировой экономике насчитывается около 40 тыс. ТНК, обладающих практически неограниченной экономической властью. Они контролируют около 50% мирового промышленного производства; 90% мирового рынка пшеницы, кукурузы, лесоматериалов; 85% рынка меди; 80% рынка чая; владеют 80% всех патентов и лицензий.

Таким образом, получается, что только часть всего мирового хозяйства функционирует в условиях национального рыночного механизма, а часть в большей или меньшей степени контролируется ТНК. Экономическая мощь крупных ТНК сравнима с бюджетами средних государств. Это позволяет корпорациям навязывать свою волю многим странам.

Россия занимает важное место в мировом хозяйстве по объему природных ресурсов, особенно минерального сырья и топлива, земельных, водных и лесных ресурсов. Однако их эффективное использование затрудняется вследствие исчерпания легко доступных месторождений, огромных расстояний между районами добычи сырья и его потребления, сурового климата и т.д.

По уровню экономического развития Россия находится на одном из последних среди индустриальных стран мест, особенно по среднедушевому объему ВВП. В то же время Россия соответствует критериям промышленно развитой страны по таким показателям, как уровень урбанизации и грамотности населения, отраслевой структуре ВВП и занятости.

Огромное значение для развития рыночной экономики имеет формирование устойчивых внешнеэкономических связей, открытость российского рынка. Имеются два важнейших направления этой интеграции: международная торговля и интернационализация производства (с привлечением зарубежных инвестиций).

Перемены, произошедшие во внешней торговле Российской Федерации, носят радикальный характер. Осуществлена демонополизация внешнеэкономической деятельности. Ею сейчас занимаются сотни тысяч хозяйствующих субъектов. Сохраняется основное достижение политики либерализации экономики: насыщение потребительского рынка товарами. В немалой степени это достигается за счет импорта. Эффективное участие в международном разделении труда является необходимым условием высоких темпов научно-технического прогресса и экономического роста.

Российская экономика имеет ряд конкурентных преимуществ:

1) дешевая и одновременно высококвалифицированная рабочая сила;

2) внешнеторговый опыт на рынках развивающихся стран;

3) значительные масштабы свободных производственных площадей;

4) наличие уникальных передовых технологий в ряде отраслей.

Наибольшее значение имеет реализация сравнительных преимуществ, воплощенных в высоких технологиях. Передовые в научно-техническом отношении сектора (авиакосмическая, лазерная, атомная промышленность, программное обеспечение и др.), обладающие уникальными технологиями, могут выполнять роль экспортного лидера. Расширение производства наукоемкой, конкурентоспособной на мировом рынке продукции способствовало бы подъему смежных производств, формированию прогрессивной структуры российской экономики, повышению ее эффективности.

Вместе с тем в последние годы потеряны многие традиционные рынки сбыта российской продукции.

Интеграции в мировую экономику может способствовать и создание зон свободной торговли, в которых предприятиям предоставляются налоговые и таможенные льготы, действуют стимулы для привлечения иностранных инвестиций.

В настоящее время ни одно государство в мире не может успешно развиваться без интеграции в мировую экономику, причем прослеживается прямо пропорциональная зависимость между степенью интеграции в мировое хозяйство и уровнем развития внутренней экономики страны.

Интеграция в мировое хозяйство обеспечивает конвертируемость национальной валюты и формирование ее рыночного курса, облегчает международный перелив капитала, интенсифицирует конкуренцию, ускоряет научно-технический прогресс.

Современная высокоразвитая страна должна располагать по меньшей мере несколькими производственными комплексами, встроенными в мировое хозяйство. Поэтому России необходимо проводить активную экспортно-ориентированную политику, стимулировать расширение экспорта промышленной продукции, технологий и научно-технических услуг.

Открытость экономик стран и глобализация имеют большое значение с точки зрения мирового процесса, с помощью которого могут бытьустранены причины мировых конфликтов, стерты границы государств и обеспечен устойчивый мир на Земле. Но этот процесс, как и любой процесс, обязательно сопровождается издержками, поэтому каждая страна заинтересована в минимизации этих издержек. Каждой стране, народу, этносу приходится чем-то жертвовать для достижения нового более устойчивого состояния.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение экономической теории.

2. Какие компоненты включает в себя процесс воспроизводства?

3. В чем заключается вечная проблема экономики?

4. Перечислите основные методы, которые используются в экономической науке.

5. Проведите классификацию потребностей.

6. Приведите примеры комплементов и субститутов.

7. К чему приводит ограниченность ресурсов?

8. Перечислите основные факторы производства и их доходные компоненты.

9. Чем отличается экономическое производство от неэкономического.

10. Что такое альтернативные издержки?

11. Воспроизведите фундаментальный закон экономики связанный с максимизацией производства.

12. Перечислите три основных вопроса экономики.

13. Назовите типы экономических отношений.

14. Приведите характеристику типов экономических систем.

15. Назовите основные этапы развития экономической теории.

16. Чья теория привела к обострению классовых противоречий?

17. Что такое рынок, какие функции он выполняет?

18. Что такое спрос? Назовите типы спросов и закон спроса.

19. Приведите примеры исключения из законов спроса.

20. Что такое предложение и какому закону оно подчиняется?

21. Как выглядят кривые спроса и предложения?

22. Перечислите факторы спроса.

23. Как влияют неценовые факторы спроса на сам спрос и кривую спроса?

24. Перечислите факторы предложения.

25. Что такое эластичность? Напишите формулу эластичности спроса и предложения.

26. Напишите формулу дуговой и точечной эластичности спроса.

27. Изобразите на графике возникновение равновесной цены.

28. Какие изменения произойдут на рынке, если цена будет отличаться от равновесной?

29. Что такое суверенитет потребителя?

30. Что такое качество товара?

31. Чем отличается общая полезность от предельной?

32. Прочтите законы Госсена.

33. Объясните парадокс Адама Смита.

34. Приведите примеры эффекта дохода и эффекта замещения.

35. Объясните действие закона убывающей предельной производительности.

36. Перечислите виды издержек.

37. Чем отличается бухгалтерские издержки от экономических?

38. Изобразите кривую предельных издержек.

39. Назовите условия максимизации прибыли.

40. Приведите классификацию фирм по правовому статусу.

41. Что такое эффект масштаба?

42. В чем отличие выручки и прибыли?

43. В чем проявляется рыночная власть?

44. Что такое монополия? Какие положительные и отрицательные свойства ей характерны?

45. Изобразите на графике установление монопольной цены.

46. Напишите формулу для измерения степени монопольной власти.

47. Опишите свойства монополистической конкуренции.

48. Что характерно для олигополии?

49. Зачем необходимо антимонопольное законодательство?

50. Чем отличается спрос на факторы производства от спроса на потребительские товары?

51. Перечислите особенности рынка труда.

52. Назовите формы заработной платы.

53. Что такое капитал? Приведите его классификацию.

54. Что такое процентная ставка? От чего она зависит?

55. Что такое инвестиции? Какова их роль в экономике?

56. С какой целью в развитых странах субсидируют фермерские хозяйства?

57. Изобразите графически формирование цены за пользование землей.

58. Почему уплата земельной ренты с точки зрения неоклассиков является положительным явлением?

59. Определите цену земли, если рента составляет 400 ед., а ставка ссудного процента – 5%.

60. Укажите графически ренту и удерживающую заработную плату.

61. Что означает что экономика находится в Парето-эффективном состоянии?

62. Что такое внешние эффекты? Приведите примеры.

63. Для чего используется налог Пигу?

64. В чем суть теоремы Коуза?

65. Что такое трансакционные издержки?

66. Перечислите свойства общественных благ.

67. В чем заключается «трагедия общинных земель»?

68. Перечислите важнейшие и основные функции государства.

69. Какими инструментами оперирует государство?

70. Что такое макроэкономика?

71. Что относится к основным проблемам макроэкономики?

72. Что является центральной проблемой макроэкономики?

73. Чем обусловлен экономический рост?

74. В чем заключается макроэкономическая дилемма?

75. Что составляет предмет макроэкономического анализа?

76. Изобразите кругооборот товарно-денежных потоков.

77. Какие компоненты включает в себя система национальных счетов?

78. Что такое ВВП и ВНП? Чем они отличаются?

79. Какие существуют способы подсчета ВВП?

80. Что такое дефлятор ВВП?

81. Изобразите структуру национальных счетов.

82. Как вычисляются индексы цен?

83. Перечислите формы безработицы и раскройте их содержание.

84. Объясните закон Оукена.

85. Что такое инфляция? Назовите типы инфляций.

86. Что такое подавленная инфляция и к чему она приводит?

87. Перечислите фазы экономического цикла.

88. Когда был зафиксирован первый кризис в рыночной экономике?

89. Проведите классификацию экономических циклов.

90. Каковы причины кризисов?

91. Объясните закон Сея на примере классической модели равновесной динамики.

92. Приведите модель макроэкономического равновесия по Кейнсу.

93. Как следует понимать основной психологический закон Кейнса?

94. Напишите и объясните формулу совокупного спроса.

95. Чем объясняется отрицательный наклон совокупного спроса?

96. Из каких частей состоит график совокупного предложения?

97. Что заставляет смещаться графики совокупного спроса и предложения?

98. Покажите макроэкономическое равновесие в модели AD-AS.

99. Расскажите о методах государственного регулирования.

100. Как связаны расходы на продукты питания и рост доходов граждан?

101. Что такое инвестиции и от чего они зависят?

102. Что такое финансы? Из каких звеньев состоят государственные финансы?

103. Что такое государственный бюджет?

104. Что является главным в политике фискального федерализма?

105. Откуда получают средства местные бюджеты?

106. Как делится государственный бюджет по источникам формирования доходной части?

107. Назовите четыре основные группы расходной части государственного бюджета.

108. Что такое государственный долг?

109. Что такое бюджетный дефицит и профицит?

110. Что такое налоги и что для них характерно?

111. Что является объектами налогообложения и что такое налоговая база?

112. Попытайтесь изобразить кривую Лаффера.

113. Какие функции выполняют налоги?

114. Приведите классификацию налогов. Сколько существует налогов в РФ?

115. Назовите способы взимания налогов и методы налогообложения.

116. Перечислите принципы налогообложения Адама Смита.

117. Что из себя представляют НДС, акцизы и подоходный налог?

118. В чем суть фискальной политики?

119. Как работают встроенные стабилизаторы?

120. Что приводит к бюджетному дефициту?

121. К каким негативным последствиям приводит государственный долг?

122. Назовите подходы в бюджетной политике балансирования.

123. Расскажите о разновидностях бюджетно-налоговой политики.

124. Что такое мультипликатор? Приведите пример мультипликационного эффекта.

125. Что такое деньги и что такое ликвидность? Расскажите историю развития денег.

126. Почему золото перестало выполнять функции денег?

127. Какие функции выполняют деньги?

128. Попробуйте изобразить графически установление равновесной ставки процента и равновесную величину денежной массы, находящейся на руках рыночных агентов.

129. Как Центральный банк способствует понижению ставки процента и к чему это приводит?

130. Что такое банк? Какие существуют банковские системы?

131. Какие функции призван выполнять Центральный банк?

132. Какие функции выполняют коммерческие банки?

133. Что относится к кредитным учреждениям?

134. Что из себя представляет денежно-кредитная политика и какова ее цель?

135. Раскройте содержание инструментов денежно-кредитной политики.

136. Расскажите о разновидностях денежно-кредитной политики.

137. Как определяются темпы экономического роста?

138. Какие негативные моменты сопровождают экономический рост?

139. Чем отличаются интенсивный и экстенсивный типы экономического роста?

140. Перечислите факторы экономического роста.

141. К каким негативным последствиям могут привести высокие темпы экономического роста? Какими должны быть темпы экономического роста?

142. С какой скоростью должны увеличиваться доходы граждан?

143. Чем отличается экономическое развитие от экономического роста?

144. Опишите порочный круг слаборазвитости.

145. Расскажите о четырех этапах развития международных отношений.

146. В каких основных формах реализуются современные международные отношения?

147. Что включают в себя объемы экспорта и импорта?

148. Что такое сальдо и чистый экспорт?

149. Что из себя представляет политика протекционизма и фритредерства?

150. Что относится к тарифным и нетарифным средствам регулирования внешней торговли?

151. Что такое ВТО и с какой целью она создана?

152. Что такое платежный баланс страны и что он из себя представляет?

153. Что такое девизный и валютный курсы валют?

154. Чем отличаются фиксированный и плавающий курсы валют?

155. Расскажите про Бреттон-Вудскую и Ямайскую валютные системы.

156. Приведите доказательства, что централизованное распределение ресурсов в СССР не позволило обеспечить простор для дальнейшего развития страны.

157. В чем разница между политикой градуализма и шоковой терапии? Какие условия они предполагают?

158. Почему в России проводилась шоковая терапия, а не политика градуализма?

159. Перечислите основные методы перехода к рыночной экономике.

160. Через какие трудности пришлось пройти в связи с либерализацией цен в России?

161. Зачем было необходимо отпускать цены?

162. Что такое дефолт и почему он произошел в России в 1998 году?

163. Чем был обусловлен трансформационный спад и каких величин он достиг?

164. Что такое приватизация и с какой целью она проводится?

165. Расскажите об основных этапах приватизации в России и ее результатах.

166. В чем смысл собственности?

167. Приведите классификацию форм собственности.

168. Перечислите «пучок прав собственности» А. Оноре.

169. Назовите структуру собственности смешанных экономик развитых стран.

170. Расскажите о развитии представлений о предпринимательстве.

171. Чем предприниматель отличается от бизнесмена?

172. Приведите пять принципов предпринимательской деятельности.

173. С чем можно сравнить предпринимательские таланты как ресурс?

174. Назовите сферы деятельности предпринимательства.

175. Что значит отрицать экономическую свободу?

176. Что такое теневая экономика и какие масштабы она занимает по странам?

177. Раскройте структуру современной российской экономики.

178. Расскажите о безработице в России.

179. Расскажите о функциональном и персональном распределении доходов.

180. В чем состоит дилемма эффективности и справедливости?

181. Чем отличаются номинальные доходы от реальных?

182. Что такое прожиточный минимум и как он определяется?

183. Что такое децильный коэффициент и какие значения он принимает в разных сферах?

184. Что необходимо для увеличения среднего класса?

185. Нарисуйте лук Лоренца и объясните по рисунку, что такое коэффициент Джини.

186. Чем отличается роулсианская концепция распределения от утилитаристской?

187. Приведите высказывания выдающегося представителя либерализма Хайека относительно дифференциации доходов.

188. Какое распределение доходов в рамках позитивной экономической теории является справедливым?

189. Приведите четыре методологические трактовки, объясняющие социальную справедливость.

190. Что из себя представляет модель «государство благосостояния»?

191. Охарактеризуйте четыре уровня жизни.

192. Что включает в себя система показателей уровня жизни и индекс человеческого развития?

193. Какой экономический закон выдвинул 23-летний Владимир Ильич Ульянов (Ленин) и какие это имело последствия?

194. Расскажите о институциональных и вещественно-структурных изменениях, произошедших в России за годы реформ.

195. К каким последствиям привел кризис в России 1998 года?

196. Чем характеризуется ситуация, сложившаяся в стране за годы правления Путина?

197. Перечислите предпосылки глобализации.

198. Что такое ТНК и какова степень их развитости?

199. Какие конкурентные преимущества в мировом масштабе имеет российская экономика?

200. Что такое открытая экономика и какое это имеет значение с точки зрения мирового процесса?

 

Рекомендуемая литература

 

 

Основная

Булатов А.С. Экономика – М.: Юристъ, 2000.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. – М., 2002.

Грибов В.Д. Основы бизнеса. – М., 2002.

Журавлева Г.П. Экономика: Учебник – М.: Юристъ, 2002.

Экономика: Учебник /Под. ред. А.И. Архипова, А.Н.Нестеренко,

А.К.Большакова – М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2000.

Современная экономика. Лекционный курс. Редактор д.э.н., проф. О.Ю. Мамедов. Издание 3-е Москва, Ростов-на-Дону, Феникс, 2000. – 544 с.

 

 

Дополнительная

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. – М., 2002.

Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. – М., 2001.

Грибов В.Д., Грузинов В.П. «Экономика предприятия». М., 2003.

Грибов В.Д., Козлова И.В. Основы предпринимательства. – М., 2002

Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М., 2001.

Климов С.М. Селин А.П. Федорова Т.А. Экономическая теория. – СПб., 2000.

Кураков Л.П. Экономическая теория. – М., 2001.

Организационно-правовые формы коммерческой деятельности в России: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред. В.Куликова. – М., 2000.

Основы предпринимательского дела: Благородный бизнес: Учебник / Под ред. Ю.М. Осипова, Е.Е. Смирновой. – М., 2001.

Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В.М. Власовой. – М., 2002.

Курс экономической теории: учебник - 5-е издание под общей редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А., Киров, «АСА», 2006. – 832 с.

Экономическая теория. Учебник. Под редакцией В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой, Москва, Юрайт, 2005. – 557 с.

Экономика. Учебник для неэкономических вузов. Под редакцией д.э.н. Е.Н. Лобачевой. Издание второе. Издательство «Экзамен», Москва, 2004. – 592 с.

Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. Учебники для 9-10 кл. общеобразоват. учрежд. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 304 с.

Экономика: Методические рекомендации для студентов неэкономических специальностей. – Орск: Издательство ОГТИ, 2002. – 75 с. Составители: С.В. Бык, М.В. Зибарев.

 

 

Использованная литература

 

1. Экономикс. Учебник. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Москва, ИНФРА – М. 2006 – 940 с.

2. Экономическая теория. Учебник под редакцией доктора экономических наук И.П.Николаевой, М.: «Проспект», 1998.

3. Общество и экономика, 1/2002, С.16.

4. Курс экономической теории: учебник - 5-е издание под общей редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А., Киров, «АСА», 2006. – 832 с.

5. Экономическая теория. Учебник. Под редакцией В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой, Москва, Юрайт, 2005. – 557 с.

6. Учебник для вузов. Экономическая теория. Под редакцией д.э.н., проф. В.Д. Камаева, 7-е изд., Москва, Владос, 2002. – 640 с.

7. Экономика. Учебник для неэкономических вузов. Под редакцией д.э.н. Е.Н. Лобачевой. Издание второе. Издательство «Экзамен», Москва, 2004. – 592 с.

8. Современная экономика. Лекционный курс. Редактор д.э.н., проф. О.Ю. Мамедов. Издание 3-е Москва, Ростов-на-Дону, Феникс, 2000. – 544 с.

9. Основы теории современной экономики. Двадцать пять лекций. Авторский коллектив под рук. д.э.н., проф. О.Ю. Мамедова. Ростов-на -Дону, Феникс, 2000. – 448 с.

10. Экономическая теория. Учебник. Е.Ф. Борисов, 3-е изд., Москва, Юрайт, 2005. – 399 с.

11. Краткий курс экономической теории. Учебное пособие. Г.К. Трофимова, Москва, 2003. – 224 с.

12. Экономическая теория. Пособие для сдачи экзамена. Е.В. Васильева, Т.В. Макеева, Москва, Юрайт, 2005. – 191 с.

13. Экономическая теория. Конспект лекций. А.Н. Лизогуб, В.И. Симоненко, Москва, «Приор-издат», 2004.-128 с.

14. Экономическая теория. Под редакцией д.э.н., проф. Ю.Ф. Симонова. Феникс, Ростов-на-Дону, 2001. – 320 с.

15. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. засл. деят. наук РФ, д-ра экон. Наук, проф. О.И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: КНОРУС, 2005. − 560 с.

16. Экономическая теории / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича,3-е изд. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2006. – 544 с.

17. Основы экономической теории: Учебное пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. – М.: Дрофа, 2003. – 448 с.

18. Принципы экономикс. 2-е изд. / Н.Г. Мэнкью. – СПб.: Питер, 2004. – 624 с.

19. Микроэкономика. 2-е изд./А.С. Селищев. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.

20. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 672 с.

21. Основы экономических знаний. Введение в экономическую теорию и практику. Оскорбина С.Н., Лукина И.В. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 352 с.

22. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 408 с.

23. Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – 831 с.

24. Основы экономической теории: Микроэкономика. Учебник для вузов. – М.: Высш. шк.,1996. – 447 с.

25. Стэнлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих: Пер. с англ. – М.: Республика, 1994. – 447 с.

26. Пушкарев Б.С. Экономика и государство.

27. Г.К. Гинс. Предприниматель. 2-е издание. Издательство «Посев», Российский филиал, Москва, 1992. – 224 с.

28. Реституция прав собственности. М.: Посев, 2005. – 312 с.

29. Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. Учебники для 9-10 кл. общеобразоват. учрежд. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 304 с.

30. Основы современной экономики: учебник для вузов. – 2-е издание, М., 2000, Козырев В.М.

31. Экономика: Методические рекомендации для студентов неэкономических специальностей. – Орск: Издательство ОГТИ, 2002. – 75 с. Составители: С.В. Бык, М.В. Зибарев.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...