Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельностный подход




· - утверждает представление о деятельности как об основе, средстве и главном условии развития и формирования личности;

· - ориентирует личность на организацию творческого труда как наиболее эффективное преобразование окружающего мира;

· - позволяет определить наиболее оптимальные условия развития личности в процессе деятельности.

33. Контент анализ как метод исследования

Контент-анализ (от англ, contens — содержание) — специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Особенность его состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.

Контент-анализ может использоваться в качестве основного метода исследования (например, в исследовании социальной направленности газеты); параллельного, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации); вспомогательного или контрольного (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы могут выступить объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследований посредством контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, массовой устной агитации и пропаганды, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Существуют три основных направления применения контент-анализа:

a) а) выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата);

b) б) определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура и жанр сообщения, ритм и тон речи);

c) в) выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

34. ДЕДУКТИВНЫЙ И ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

Среди общелогических методов познания наиболее распространенными являются дедуктивный и индуктивный методы. Известно, что дедукция и индукция – это важнейшие виды умозаключений, играющие огромную роль в процессе получения новых знаний на основе выведения из ранее полученных. Однако эти формы мышления принято рассматривать также и как особые методы, приемы познания.

Цель нашей работы – на основе сущности дедукции и индукции обосновать их единство, неразрывную связь и тем самым показать несостоятельность попыток противопоставления дедукции и индукции, преувеличения роли одного из этих методов за счет умаления роли другого.

Раскроем сущность этих методов познания.

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – переход в процессе познания от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. В дедукции общее знание служит исходным пунктом рассуждения, и это общее знание предполагается «готовым», существующим. Заметим, что дедукция может осуществляться также от частного к частному или от общего к общему. Особенность дедукции как метода познания, состоит в том, что истинность ее посылок гарантирует истинность заключения. Поэтому дедукция обладает огромной силой убеждения и широко применяется не только для доказательства теорем в математике, но и всюду, где необходимы достоверные знания.

Индукция (от лат. inductio – наведение) – это переход в процессе познания от частного знания к общему; от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности. Иными словами, – это метод исследования, познания, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов. Основная функция индукции в процессе познания – получение общих суждений, в качестве которых могут выступать эмпирические и теоретические законы, гипотезы, обобщения. В индукции раскрывается «механизм» возникновения общего знания. Особенностью индукции является ее вероятностный характер, т.е. при истинности исходных посылок заключение индукции только вероятно истинно и в конечном результате может оказаться как истинным, так и ложным. Таким образом, индукция не гарантирует достижение истины, а лишь «наводит» на нее, т.е. помогает искать истину.

В процессе научного познания дедукция и индукция не применяются изолированно, обособленно друг от друга. Однако в истории философии предпринимались попытки противопоставить индукцию и дедукцию, преувеличить роль одной из них за счет умаления роли другой.

Осуществим небольшой экскурс в историю философии.

Основоположником дедуктивного метода познания является древнегреческий философ Аристотель (364 – 322 гг. до н.э.). Он разработал первую теорию дедуктивных умозаключений (категорических силлогизмов), в которых заключение (следствие) получается из посылок по логическим правилам и имеет достоверный характер. Эта теория названа силлогистикой. На ее основе построена теория доказательства.

Логические сочинения (трактаты) Аристотеля объединены позднее под названием «Органон» (инструмент, орудие познания действительности). Аристотель явно отдавал предпочтение именно дедукции, поэтому «Органон» обычно отождествляется с дедуктивным методом познания. Следует сказать, что Аристотель исследовал также и индуктивные рассуждения. Он называл их диалектическими и противопоставлял аналитическим (дедуктивным) умозаключениям силлогистики.

Английский философ и естествоиспытатель Ф.Бэкон (1561 – 1626) разработал основы индуктивной логики в своем труде «Новый Органон», который был направлен против «Органона» Аристотеля. Силлогистика, по мнению Бэкона, бесполезна для открытия новых истин, в лучшем случае ее можно использовать как средство проверки и обоснования их. По мнению Бэкона, надежным, эффективным орудием для осуществления научных открытий являются индуктивные выводы. Он разработал индуктивные методы установления причинных связей между явлениями: сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков. Абсолютизация роли индукции в процессе познания привела к ослаблению интереса к дедуктивному познанию.

Однако растущие успехи в развитии математики и проникновение математических методов в другие науки уже во второй половине XVII в. возродили интерес к дедукции. Этому способствовали также рационалистические идеи, признающие приоритет разума, которые развивали французский философ, математик Р.Декарт (1596 – 1650) и немецкий философ, математик, логик Г.В.Лейбниц (1646 – 1716).

Р.Декарт считал, что дедукция ведет к открытию новых истин, если она выводит следствие из положений достоверных и очевидных, какими являются аксиомы математики и математического естествознания. В работе «Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках» он сформулировал четыре основные правила любого научного исследования: 1) истинно лишь то, что познано, проверено, доказано; 2) расчленять сложное на простое; 3) восходить от простого к сложному; 4) исследовать предмет всесторонне, во всех деталях.

Г.В.Лейбниц утверждал, что дедукцию следует применять не только в математике, но и в других областях знания. Он мечтал о том времени, когда ученые будут заниматься не эмпирическими исследованиями, а вычислением с карандашом в руках. В этих целях он стремился изобрести универсальный символический язык, с помощью которого можно было бы рационализировать любую эмпирическую науку. Новое знание, по его мнению, будет результатом вычислений. Такая программа не может быть реализована. Однако сама идея о формализации дедуктивных рассуждений положила начало возникновению символической логики.

Следует особо подчеркнуть, что попытки отрыва дедукции и индукции друг от друга неосновательны. На самом деле даже определения этих методов познания свидетельствуют об их взаимосвязи. Очевидно, что дедукция использует в качестве посылок различного рода общие суждения, которые невозможно получить посредством дедукции. А если бы не было общих знаний, полученных с помощью индукции, то были бы невозможны дедуктивные рассуждения. В свою очередь дедуктивное знание о единичном и частном создает основу для дальнейшего индуктивного исследования отдельных предметов и получения новых обобщений. Таким образом, в процессе научного познания индукция и дедукция тесно взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.

36. Среди основных видов творческой деятельности человека мы можем выделить следующие:

1. социальное

2. научное

3. техническое

4. художественное

Творчество в науке

 

Научное творчество есть «деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки», «совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания». Творчество в науке требует прежде всего приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки. Содержание «нового знания» различно. Так, А. В. Славин различает три типа приобретаемых людьми знаний: открытие нового эмпирического (экспериментального) факта; дедуцирование из системы исходных положений таких понятий и суждений определенной теории, которые эмпирическим путем не были установлены; образование новых понятий и суждений (научных положений и принципов), требующих изменения существующих теоретических представлений. По мнению Ст. Попова, научное творчество может выражаться в открытии чего-то нового, что до этого науке не было известно, но в действительности существовало; в обнаружении того, что до этого момента не существовало в действительности и, следовательно, не было известно науке; в открытии исторических фактов и документов; в новом научном доказательстве какой-либо идеи и т. д. Итак, новыми считаются такие результаты научного исследования, которые существенно расширяют и углубляют имеющиеся знания об объективной реальности и ее свойствах. Новое, таким образом, проявляется в различных формах: в виде открытия неизвестного ранее объективного факта, установления нового закона, создания новой теории, формирования специфического стиля мышления и возникновения новых парадигм исследования и т. д. К творческому процессу следует отнести и использование научных открытий, решение практических задач с помощью науки. В эпоху научно-технической революции наблюдается резкое возрастание объема нового знания. Удвоение заявок на научные открытия и изобретения происходит в среднем каждые 2,5—3 года. Примерно такими же высокими темпами растет количество выданных патентов и авторских свидетельств, внедренных изобретений. Считая в принципе верными приведенные выше определения научного творчества, мы все же полагаем, что в современных условиях недостаточно ограничиваться при характеристике творчества в науке лишь подчеркиванием факта продуцирования нового знания. Превращение науки в непосредственную производительную силу уже требует рассмотрения проблемы творчества не в рамках исключительно системы «знание», а как момента единого социального действия в более широкой системе «наука — техника — производство». В развернутом виде формула этого действия может быть выражена в следующем виде: ФИ — ПИ — Р — Пр —Ос —ПП, где ФИ — фундаментальные исследования; ПИ — прикладные исследования; Р — разработка; Пр — проектирование; Ос — освоение; ПП — промышленное производство. Характер творчества и его содержание (субъекты, объекты, методы, средства, продукты и т. д.) на каждом из этапов рассматриваемого социального действия различны. В планово регулируемом социалистическом обществе необходимо создание условий для обеспечения творчества и реализации его результатов во всех звеньях научно-технического прогресса. Рассмотрение научного творчества в аспекте социального действия требует, как видим, вовлечения в анализ совокупности обусловленных структурой современной науки проблем: соотношение экспериментальных и фундаментальных исследований, управление научной деятельностью, кадры, система информации, финансирование, планирование и организация науки, внедрение результатов научных исследований в производство, социальная ориентация научного действия и др. Подобные вопросы относятся к компетенции формирующейся ныне «науки о науке», к науковедению. Возвращаясь к обсуждению понятия творчества как социального феномена, резюмируем изложенное нами в виде следующего определения: творчество — это специфическое социальное действие по продуцированию новых общественно значимых материальных и духовных ценностей. Последующий анализ позволит конкретизировать данную дефиницию.

37. Новаторство — это деятельность по внесению и осуществлению новых прогрессивных идей, приемов в педагогический процесс. К новаторам в отечественной педагогике относятся К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко и др. Так, К. Д. Ушинский предпринял попытку разработать новую теорию педагогики и разработал основы педагогической антропологии. С. Т. Шацкий разработал теорию социализации личности через активную трудовую деятельность. А. С. Макаренко разработал теорию воспитательного коллектива.

Современные педагоги исследователи. Творчество в педагогике мы понимаем как оригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса. Яркими примерами творчества является опыт современных педагогов-исследователей: Ш. A. Амонашвили, С. Н. Лысенковой, Е. Н. Ильина, И. П. Иванова,

B. А. Караковского, В. Ф. Шаталова и др. Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Концепции педагогов-новаторов отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:

· – идеи гуманизации;

· – осуществление воспитания в контексте культуры;

· – поддержка и развитие индивидуальности;

· – альтернативность и гибкость методов и организационных форм воспитания.

Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.

38. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ТЕКСТА

Научный текст, как и текст в целом, характеризуется неоднородностью своего состава. Научный текст представлен устной и письменной разновидностями, каждая из которых, в свою очередь, демонстрирует определенное жанровое разнообразие. Так среди устных жанров научного текста называют лекцию, доклад, выступление и сообщение, являющиеся одновременно и жанрами публичной речи. К письменным жанровым разновидностям научной прозы относят монографию, журнальную статью, рецензию, справочный материал, патент, аннотацию, научно-техническую рекламу, учитывая, что границы жанров достаточно зыбки, а сами жанры могут иметь многочисленные промежуточные формы.

Указания ряда исследователей на то, что научная проза отражает ментальную деятельность человека, а все ее жанры служат единой цели научного описания предмета исследования, делают очевидным тот факт, что лингвистические особенности научного текста в значительной мере обусловлены экстралингвистическими факторами, стоящими за этим сложным языковым явлением.

Специфика научного текста обусловлена, прежде всего, его функционально-прагматическим предназначением. С одной стороны, он должен служить средством хранения и передачи в вербальной форме научных знаний, результата познавательного опыта (как практического, так и теоретического), фиксировать картину мира с позиций какой-либо науки через описание основных категорий, концептов или понятий этой науки и раскрытие существующих между ними различных типов связей и взаимоотношений, содействовать обогащению и развитию научных знаний. С другой стороны, он должен убедить читателя в достоверности создаваемых и излагаемых автором научных знаний, в правильности научного взгляда автора на суть научных понятий и в истинности устанавливаемых между ними взаимоогтношений.

Особая логика представления и распределения научной информации в тексте предопределяет такое отличающее научный текст от других типов текста свойство, как членимость, которая находит свое выражение в особой структурно-композиционной организации текста, т.е. в его архитектонике.

Строение научного текста следует определенным канонам, которые достаточно хорошо известны и описаны такими авторами, как Гальперин И.Р., Разинкина Н.М., Рябцева Н.К. и др. Указывая, что законы членения научного текста определяются спецификой научного мышления и научной аргументации, исследователи подчеркивают, что на уровне макроструктуры текста соотношение научной монографии, диссертации, статьи в целом с единицами объемно-прагматического членения (частью, главой, подглавой и т.д.) строятся на основе реализации принципа аддитивности/неаддитивности, когда между такими единицами устанавливаются отношения дополнения, развития и взаимодействия, так что «равноправие» этих частей текста оказывается, в известной мере, условным [1: 98-99].

Более того, научный текст иногда предлагается рассматривать как ряд относительно самостоятельных «текстов», которые не могут существовать вне целого. В этом случае считается, что одни из этих «текстов» представляют собой смысловой центр научного труда, его «ядро», имеющее свою внутреннюю структуру. К таким «текстам» относят разделы, главы, параграфы и т.д. Другие же «тексты» находятся за пределами этого «ядра», исполняя роль своеобразной «оболочки», или выступая по отношению к смысловому центру «внешними текстами» (титульный лист, предисловие, оглавление и т.п.) [2: 8-9].

Очевидно, что каждая из структурных частей, выделяемых в архитектонике текста, выполняет свою особую функцию, несет определенную когнитивно-дискурсивную нагрузку как в рамках самого текста, так и в контексте воображаемой коммуникации в целом. Так, рассматривая структуру научного текста, указывают, что ему обычно предшествует «предтекст», т.е. предисловие или введение, в которых кратко излагается содержание книги как таковой и отдельных ее частей, описывается их последовательность и объясняется их взаимообусловленность. В предисловии иди введении, как правило, раскрывается цель научного изложения, общий замысел автора, задачи, которые призвана выполнить научная работа, указывается адресат данного научного текста.

Предисловие/введение имеет также целью показать, что исследование является развитием, продолжением или опровержением ранее признанных положений, полемикой с другими направлениями или отдельными учеными, или же представлением абсолютно новой идеи. В этой части текста нередко содержится фактологическая информация об участниках исследования, месте, времени его проведения и т.д. Предисловие/введение обладает некоторой степенью автосемантии и одновременно оказывается своеобразным «предтекстом», который имплицитно представляет логику мышления автора научного текста, активизирует ментальный лексикон адресата и систему «предпосылочных знаний» и в какой-то мере обусловливает «предпонимание» основного содержания текста.

В архитектонике текста также выделяют послесловие (или заключение), которое, как указывают отдельные исследователи, представляет информацию в сжатом виде, подводит итог изложенному содержанию [3: 61-66]. По-видимому, именно наличие таких частей научного текста как введение и заключение позволяет утверждать, что при восприятии текста имеют место такие явления, как проспекция и ретроспекция.

Особую роль в архитектонике текста играет и такая ее составляющая, как содержание (или оглавление), которое несет как бы «информацию об информации», или выполняет функцию некоей «прединформации». Содержание одновременно раскрывает и структурные и композиционные особенности конкретного научного текста, указывая количество концептуально выделяемых в нем частей, последовательность их расположения и тематическую заданность каждой части. Представляя в эксплицитной форме рассматриваемые в научном тексте ключевые темы/проблемы, содержание не только дает рубрикацию вербализуемой в тексте научной информации и отражает иерархию информационных (или тематических, проблемных) блоков. Оно также систематизирует материал и служит своего рода «поисковой системой», позволяющей адресату быстро отыскать интересующую его информацию, получить доступ к определенной части текста.

Так, например, О.Л. Каменская отмечает, что «оглавление можно рассматривать как упрощенную модель текста в виде так называемой «скелетной структуры», позволяющей сделать обозримой внутреннюю организацию даже больших текстов. Знание такой структуры значительно сокращает время и трудоемкость отыскания в тексте нужной информации, давая возможность заменить последовательный перебор всех субтекстов (в том числе чтение) целенаправленным поиском нужного субтекста» [4: 84].

В научном тексте содержание практически всегда включает подзаголовки, позволяющие автору, с одной стороны, обозначить логику своих рассуждений на основе дедукции, т.е. от общего – к более частному [1: 105-111] (или в обратном порядке), а с другой – отразить в самом общем виде перечень представляемых в тексте концептов или областей научной картины мира, их свойства или признаки. В то же время лексические единицы, используемые в заглавии работы, отдельных ее частей, разделов, глав, подглав и т.д., в своем большинстве являются именами описываемых в тексте научных концептов, выступают как ключевые термины и нередко находятся между собой в различных типах парадигматических отношений.

Помимо рассмотренных структурных компонентов научного текста в нем выделяют и такие составляющие, как словники, указатели различного типа (именные, библиографические, сокращений и т.д.), комментарии и др. Все эти части ориентированы на предполагаемого адресата научного труда. Они тем или иным образом отражают прагматические установки и интенции автора и связаны с концептуальной информацией в основной части работы.

Что касается непосредственно самой последовательности изложения информации в основной части научного труда, которую отдельные исследователи именуют «ядром» или смысловой частью текста, то и вней выделяют различные уровни, или составляющие, такие, как раздел, часть, глава, подглава, абзац. Скорее всего, на уровне частей, разделов и глав работ, описывающих отдельные фрагменты научной картины мира, последовательность изложения информации, до определенной степени, задается авторской логикой повествования или же приоритетами избранного ракурса описания картины мира.

Очевидно, что последовательный переход к каждой последующей главе научной работы или определенному параграфу, абзацу внутри главы представляет собой как бы движение от незнания к знанию, от недостаточно полного знания к более полному знанию [1: 104], осуществляемое в соответствии с логикой замысла автора и организацией явлений или событий в вербализуемой текстом картине мира. При этом считается, что особым случаем нарушения континуума в научном тексте являются сноски (или ссылки). Наличие сносок предлагается рассматривать как «узаконенное отступление от последовательности изложения, не нарушающее ее» [3: 55]. В основном такие ссылки представляют собой указание на работы других авторов, или непосредственной цитирование таких работ, либо же какие-то пояснения к изложению основных мыслей, идей, гипотез и т.п., предлагаемых в этих работах.

Наличие таких сносок и ссылок позволяет констатировать тот факт, что в научном тексте в наиболее яркой форме, практически всегда эксплицитно и достаточно интенсивно и своеобразно проявляется такое свойство текста, как интертекстуальность, что, по-видимому, можно отнести к специфике научного текста. Своеобразием проявления интертекстуальности в научном тексте можно считать прямое цитирование, эксплицитный характер ссылок на мнение тех или иных ученых, опровержение этого мнения, согласие с ним или его комментирование. Что касается проявления интертекстуальности в других типах текста, например, в художественном, то ссылки даются в нем обычно в виде подтекста, аллюзии, и являются, скорее всего, имплицированным указанием на глубинный смысл другого текста, замысел его автора. Ссылки в художественном произведении могут также нести какую-либо иную смысловую нагрузку, если представлены эксплицитно как упоминание действующих лиц, основных событий и фактов, заглавий цитируемых текстов [6].

Таким образом, проанализировав архитектонику научного текста, мы приходим к выводу, что данный вид текста имеет ряд структурно-композиционных особенностей, которые, прежде всего, обусловлены его функционально-прагматическим назначением.

39. Правила оформления научных статей

· Формат (программа): *.doc или *.rtf (Word 97-2003).

· Шрифт "Times New Roman", 14 с полуторным интервалом, выравнивание - по ширине. Включена функция "Расстановка переносов". Размеры полей: левого – 30 мм, правового – 15 мм, верхнего 20 мм, нижнего – 25 мм.

· Статья может включать в себя небольшое количество схем, таблиц, рисунков, диаграмм и фотографий. Они должны быть приведены полностью в соответствующем месте статьи, озаглавлены и пронумерованы. По тексту статьи приводятся ссылки на соответствующие таблицы или рисунки.

· В начале статьи по центру - полное название статьи, полные Ф.И.О. с указанием ученых степеней/званий Автора и соавторов, при необходимости - научного руководителя.

· В конце статьи обязательно наличие списка использованной литературы в алфавитном порядке сначала для русскоязычной, а затем для иностранной, но со сквозной нумерацией в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

· В тексте статьи обязательно должны присутствовать ссылки на использованные литературные источники посредством указания в скобках фамилии и имени (или инициалов) автора, или при помощи подстрочных сносок, которые располагаются постранично.

· Допускаются лишь принятые в Международной системе единиц сокращения мер, физических, химических и тематических величин.

· Одна страница авторской рукописи составляет 1800 знаков (30 строк по 60 знаков).

· Объем статьи должен быть не менее четырех страниц. В большую сторону не регламентируется, хотя статья более 20-25 страниц обычно рекомендуется к разбиению на несколько более узкоспециализированных.

· Помимо этого, настоятельно рекомендуем Авторам при написании статей использовать ясный, лаконичный, объективно-беспристрастный стиль изложения без журналистского пафоса, следить за точностью формулировок и корректностью употребляемых терминов и понятий, при необходимости давать определения используемых понятий, пояснять, почему выбран тот или иной вариант употребления понятия, не использовать в качестве терминов слова, заимствованные из иностранного языка, если существуют полностью эквивалентные понятия в русском языке.

· Перед отправкой статьи в редакцию необходимо тщательно считать текст на предмет исправления грамматических, орфографических, стилистических и других ошибок.

40. Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.

Актуальность проблемы исследования - это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.

Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.

 

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

· восполнение каких-либо пробелов в науке;

· дальнейшеё развитие проблемы в современных условиях;

· своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;

· обобщение накопленного опыта;

· суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;

· постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.

Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

41. На основе выявленной проблемы, определенных объекта и предмета исследования устанавливается цель исследования. Цель исследования направлена на решение поставленной проблемы, от нее зависит весь ход дальнейшего исследования.

Цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть получено в конечном итоге работы.

После определения цели исследования формулируется гипотеза исследования - "положение, выдвигаемое в качестве предварительного условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления"7.

Гипотеза выдвигается с целью решения поставленной проблемы и определяет главное направление научного поиска, в результате которого должны быть получены выводы об истинности или ложности гипотезы. В качестве научного предположения гипотеза должна отвечать определенным требованиям с точки зрения методологии науки, а именно, должна быть8:

· логически непротиворечивой;

· принципиально проверяемой;

· не противоречащей ранее установленным фактам, не относящимся к предметной области;

· приложимой к возможно более широкому кругу явлений;

· эффективной в познавательном или практическом отношении (в частности, позволяющей разработать или конкретизировать программу дальнейших исследований).

Гипотеза выдвигается на основе результатов изучения относящихся к предметной области исследования фактов, результатов научно-практических достижений и других материалов. Её подтверждение направлено на то, чтобы доказать реальное существование предполагаемого положения. В результате проведенного исследования гипотеза либо опровергается, либо подтверждается и становится положением теории. Гипотеза в исследовательских работах, выполняемых в учебном процессе, может касаться существования объекта, его структуры, свойств, элементов и связей, образующих объект, механизма функционирования и развития.

При формулировке гипотезы рекомендуется использовать ключевые слова выбранной темы исследования.

Например, гипотеза магистерской диссертации на тему "Ключевые факторы успеха в ИТ-консалтинге" может быть сформулирована так: "В области ИТ-консалтинга существует набор ключевых факторов успеха, позволяющий сконцентрировать ресурсы (материально-технические, инвестиционные) в тех областях, где компания может достичь значительного преимущества над основными конкурентами и завоевать лучшую позицию на целевом рынке".

Сформулированная цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, которые чаще всего являются частными подцелями в некоторых условиях. Задачи исследования обеспечивают достижение общей цели исследования. В работе обычно формулируется несколько задач, рекомендуемое количество 4-5. Задачи излагаются списком, в виде перечисления. Перечисление задач может определяться либо временной последовательностью проведения исследования, либо логикой процесса исследования. Поставленные задачи определяют структуру ра боты, описание их решения составляет содержание разделов и глав работы. Из формулировки задач вытекают названия глав (разделов) и параграфов (подразделов) работы.

Задачи часто формулируются с помощью глаголов: выявить, исследовать, обосновать, определить, проанализировать, разработать, установить, или соответствующих существительных.

42. Предмет исследования - это составляющая часть объекта исследования. Именно это является главной отличительной чертой предмета от объекта исследования.

Под предметом исследования, который обязательно указывается в различных студенческих и аспирантских научных работах (курсовых, дипломных и диссертациях), понимаются как теоретические, так и практические, значимые для науки свойства, элементы или особенности объекта исследования. В каждом из объектов исследования можно выделить несколько различных предметов исследования. Студент и аспирант должны выбрать всего один предмет исследования из множества и сконцентрироваться именно на нём, на его исследовании. При написании любой научной работы необходимо уметь грамотно формулировать предмет исследования. Это поможет в проведении исследовательской работы, так как предмет исследования конкретен и более узок. Предмет исследования задаёт рамки, за которые не должно выходить исследование. С помощью формулирования предмета исследования в научной работе из общей системы будет выделена лишь какая-то часть или процесс, который происходит в рамках этой системы. Выделение предмета исследования позволяет сформулировать цель исследования.

43. Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Цель - идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования.

После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов.

44. Методика – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с ее помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения; методологии; цели исследования; разработанных методов; общего уровня квалификации исследователя.

Невозможно сразу составить программу исследования и методику:

во-первых, без уяснения, в каких внешних явлениях проявляется изучаемое явление, каковы показатели, критерии его развития;

во-вторых, без соотнесения методов исследования с разными проявлениями исследуемого явления.

Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные научные результаты и выводы.

В ходе исследования составляется программа, в которой должно быть отражено:

· – какое явление исследуется;

· – по каким показателям;

· – какие критерии исследования применяются;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...