Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Буржуазные реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг.




Россия вступила в XIX в. абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верхов­ным судьей, распоряжался финансами.

Однако нарастание элементов капиталистического раз­вития, разложение феодально-крепостнического строя пред­определили реформирование системы власти.

После вступления на престол Александра I (1801) на­чалась подготовка реформ государственного управления. С этой целью при императоре был создан "негласный коми­тет" (1801-1803), в состав которого вошли друзья юности Александра, представители молодого поколения родовитой знати — Павел Строганов, Виктор Кочубей, Адам Черторыйский и Николай Новосильцев.

В 1802 г. начались некоторые изменения в системе органи­зации власти. Взамен петровских коллегий были введены но­вые органы управления — министерства: иностранных дел (до 1832 г. сохранялась Иностранная коллегия), военных сухопут­ных сил, военных морских дел, финансов, коммерции, юсти­ции, внутренних дел, народного просвещения и др. Министры назначались императором и фактически были ответственны только перед ним. Созданная при Александре I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 г.

В подготовке реформ политической системы страны особое место занял проект М.М. Сперанского, который по поручению Александра I разработал фактически план бур­жуазных преобразований в стране.

В своем проекте в 1802 г. М.М. Сперанский предлагал ввести принцип разделения властей. Проекты М.М. Сперан­ского предвосхищали Манифест 17 октября 1905 г. и оказа­ли громадное влияние на развитие общественной мысли в России. М.М. Сперанский предлагал некоторое ограничение самодержавия представительным органом — Государствен­ной думой. На местах должны были создаваться окружные и губернские думы. Верхней палатой будущего российского парламента должен был стать Государственный совет.

Предложения Сперанского вступали в резкое противо­речие с интересами дворянской аристократии. Поэтому един­ственное предложение Сперанского, которое было принято Александром I, — это создание Государственного совета.

Государственный совет был учрежден в 1810 г. и про­существовал до февральской революции 1917 г. Он назна­чался императором из представителей высшей дворянской аристократии, имел законосовещательные функции, т.е. за­коны, издаваемые императором, должны были обсуждать­ся в Государственном совете. Однако это положение часто нарушалось: царь утверждал законопроекты, минуя Госу­дарственный совет. При Александре I права Сената были значительно урезаны: он превратился в высшую судебную инстанцию и никаких вопросов государственного управле­ния не решал. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, должность эту с учреждением в 1802 г. Министерства юс­тиции стал занимать министр юстиции.

Вся полнота власти на местах в первой четверти XIX в. принадлежала губернаторам, которые назначались импе­ратором.

Реформы государственного аппарата, которые были осуществлены в начале царствования Александра I, не из­менили по существу самодержавного строя. Но с победой России в войне с Наполеоном, влиянием на общественную мысль идей Французской революции, переходом некоторых стран Европы к конституционному устройству Россия вста­ла перед необходимостью преобразований.

В 1815 г. была дарована Конституция Царству Поль­скому. Выступая в Варшаве на открытии первого польского сейма, Александр I заявил о возможности в будущем рас­пространить конституционные порядки на всю Россию. Под руководством Н.Н. Новосильцева, крупного государственного деятеля той эпохи, будущего председателя Государст­венного совета и Кабинета министров, в строжайшей тайне началась работа над проектом русской конституции. В 1820 г. проект был готов и получил название "Уставная грамота Российской империи".

Это был проект конституции самодержавного государ­ства. Так, статья 12 подтверждала: "Государь есть единст­венный источник всех властей гражданских, политических, законодательных и военных". В то же время провозглаша­лось создание буржуазного по своей сути двухпалатного парламента, на рассмотрение которого монарх должен был представлять каждый издаваемый им закон.

Проект конституции был подготовлен и призван воз­вестить о даровании гражданам России конституционных прав, однако он так никогда и не был обнародован. Это свя­зано с сопротивлением большей части дворянства, которое выступало против реформ.

Вместо реформ продолжалось укрепление крепостни­чества и самодержавия. После подавления восстания де­кабристов в декабре 1828 г. Николай I взял курс на еще большее укрепление абсолютизма. Были проведены рефор­мы в области цензуры, создано III отделение Собственной его Величества канцелярии политического сыска.

В период правления Николая I усилилась бюрократи­зация всех сторон государственной жизни страны, государ­ственный аппарат приобрел огромные размеры и влияние, усилилась милитаризация всей жизни страны, ослабло зна­чение Государственного совета и Сената.

О реформах по подготовке конституционных проектов было забыто на долгие годы.

Поражение в Крымской войне и смерть в 1855 г. импе­ратора Николая I обнаружили кризис системы самодержав­но-крепостнической власти, вызвали общественный подъем, породили надежды передовой части российского общества на ослабление реакции в стране.

1856 год современники характеризовали как время от­тепели. Не случайно князь Дмитрий Оболенский, видный деятель либеральной бюрократии, служивший в Морском министерстве, писал в своем дневнике: "Он (1856 г.), однако, ярко отличается от предшествующих годов, как перед на­ступлением весны бывают дни, хотя еще холодные, но с весенним запахом, предшественником наступающей отте­пели. Свободно дышала Россия в этом году..." Была ослаб­лена цензура, и М.Е. Салтыков-Щедрин, возвращенный из ссылки, был поражен тем, с какой свободой заговорили все и везде — в министерствах и на улицах, в кабаках и сало­нах. После мертвенного оцепенения, в которое была погру­жена страна, наступило время, когда слово превратилось в реальную общественную силу. Гласность стала важнейшим стимулом подготовки реформ.

Были сняты запреты, введенные в университетах, раз­решена свободная выдача заграничных паспортов (количе­ство выезжающих с 1856 по 1859 г. увеличилось в 4 раза), проведено сокращение армии и т.д. К коронации Александ­ра II в августе 1856 г. была объявлена амнистия политичес­ким заключенным — оставшимся в живых декабристам, пет­рашевцам, участникам польского восстания 1831 г. В ре­зультате 9 тыс. человек освобождались от административ­но-полицейского надзора.

19 февраля 1861 г. было отменено крепостное право, что повлекло за собой целый ряд перемен в управлении страной. Прежде всего это коснулось местного управления. Основные положения земской реформы были выдвинуты комиссией Н.А. Милютина, в ее разработке принимал участие М.Е. Салты­ков-Щедрин. 1 января 1864 г. Александром II были утверж­дены "Положения о губернских и уездных земских учреж­дениях". Земская реформа положила начало всесословному выборному представительству и при этом обеспечивала боль­шинство дворянству. В уездных земских собраниях дворяне составляли 42 %, в губернских земских управах дворян было 89,5 %. Впервые представительство в органах местного само­управления получило крестьянство — 38 %.

В уездах и губерниях создавались выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские уп­равы). Сфера деятельности земств ограничивалась исклю­чительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведение земств отдавались устройство и содержание дорог, почты, школ, больниц, богаделен и приютов, попечение о местной торговле и промышленности, строительство церк­вей, содержание тюрем. В пределах этой компетенции зем­ства находились под контролем местной и центральной власти — губернатора и министра внутренних дел, которые имели право приостановить любое постановление земского собора (съезда). И хотя исполнительной властью земства не обладали, в жизни страны они сыграли огромную роль. Это и организация местного кредита путем образования крес­тьянских ссудо-сберегательных товариществ, и устройство почт, и дорожное строительство, и организация в деревне медицинской помощи, народного образования. К 1880 г. на селе было создано 12 тыс. земских школ.

Вслед за земской реформой последовала реформа го­родская (1870). В соответствии с ней в 509 городах России вводились новые органы самоуправления — городские думы, которые избирали из своей среды городского голову, и ис­полнительный орган — городскую управу. Избирать в думу и быть в нее избранными могли обладатели определенного имущественного ценза. Деятельность думы ограничивалась вопросами здравоохранения, народного образования, хозяй­ственными проблемами.

Одной из наиболее последовательных буржуазных ре­форм была судебная реформа (1864), среди авторов кото­рой были прогрессивные юристы — С.И. Зарудный, Д.А. Ровинский, Н.А. Буцковский.

Новые судебные уставы утвердили бессословность и относительную независимость судов, ввели гласность судо­производства и состязательность судебного процесса, не­сменяемость судей и судебных следователей. Наивысшим достижением судебной реформы было введение суда при­сяжных. Суд присяжных выносил вердикт о виновности или невиновности обвиняемого, а меру наказания определяли судья и два члена суда. Кроме того, судебные уставы вво­дили институт присяжных поверенных — адвокатуру, а так­же институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи — Сенатом. После этого они по закону не могли быть уволены или даже временно от­странены от должности в административном порядке, а лишь в случае привлечения их к суду по обвинению в уголовном преступлении, и решение об устранении их от должности также выносил только суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей. Реформа частично отменяла телесные наказания. В то же время она сохрани­ла немало черт сословности. Высшие царские сановники — члены Государственного совета, сенаторы, министры — су­дились особым Верховным уголовным судом. В связи с рос­том революционного движения с 1878 г. значительная часть политических дел передавалась военным судам.

Большое значение для жизни страны имели универси­тетская реформа (1863), школьная (1864) и реформа печати (1865). Так, университетская реформа не только расшири­ла административную и хозяйственную самостоятельность, утвердила право преподавателей и студентов решать ака­демические проблемы, но и способствовала росту общественной активности, дала возможность объединяться в круж­ки, землячества, различные ассоциации.

Реформа печати отменила предварительную цензуру для значительной части книг и "толстых" журналов и со­хранила ее для малой периодики. Это был толчок для ши­рокого развития либеральной печати.

Школьная реформа предусматривала возможность рас­ширения школьного образования, в частности строительст­во земских школ, народных училищ, увеличение контингента учащихся, доступность получения начальных знаний для широких слоев населения.

В 1861 г. началось проведение последней из либераль­ных реформ — военной. Была реорганизована система воен­ного управления — в стране вводились 15 военных округов. В армии отменялись телесные наказания, был принят но­вый военно-судебный устав, построенный на принципах судебной реформы 1864 г. Реформа внесла много нового в подготовку офицерства: создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров, военные академии для среднего и высшего командного состава.

В 1874 г. вместо многолетней рекрутчины была введена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на всех юношей, достигших 20 лет без различия сословий. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший брат, старший брат которого отбывает или отбыл срок службы. В армию призывалось не более 20-25 % лиц призывного воз­раста, те, на кого не распространялись льготы, "тянули жребий" во время призыва.

В результате реформы Россия сделала определенный шаг на пути превращения в буржуазную монархию, но само­державие по-прежнему сохраняло за собой все главные позиции.

Рубеж 70-80-х гг. в России — это время революционно­го кризиса: усилилась деятельность революционных орга­низаций, было предпринято несколько покушений на Александра II.

В условиях обострения обстановки либеральная бюро­кратия, при поддержке императора, делает попытку вернуть правительству доверие либеральной общественности путем обещания реформ. Под руководством харьковского губерна­тора М.Т. Лорис-Меликова была создана Верховная распо­рядительная комиссия по сохранению государственного по­рядка и общественного спокойствия, которая стремилась по­лицейскими репрессиями подавить революционное движение.

Со своей стороны правительство пыталось привлечь на свою сторону либеральную общественность обещанием про­должать реформы, создать высшее представительное учреж­дение страны. С этой целью Комиссия Л.Т. Лорис-Меликова приступила к разработке конституционного проекта.

Но 1 марта 1889 г. был приведен в исполнение смерт­ный приговор Александру II, вынесенный революционной организацией "Народная воля". Организаторами и участни­ками покушения на Александра II были А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, Т.М. Михайлов и Н.И. Ры­саков.

8 марта 1881 г. Кабинет министров отверг конституци­онный проект Комиссии Л.Т. Лорис-Меликова. Линия ре­форм была оборвана.

3 апреля 1881 г. организаторы и участники покушения на Александра II были казнены.

29 апреля 1881 г. был обнародован манифест "О незыб­лемости самодержавия".

14 августа 1881 г. было утверждено "Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия", по которому любая местность могла быть объ­явлена на чрезвычайном положении, а каждый ее житель подвергнут аресту, сослан без суда на 5 лет, предан военно­му суду. Местная администрация получила право закрывать учебные завдения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, за­крывать органы печати. Изданное как "временное", сроком на три года, это "Положение" возобновлялось по истечении каждого трехлетия и действовало вплоть до 1917 г.

Контрреформы 1882-1893 гг. свели на нет завоевания реформ 1863-1874 гг. Они ограничили свободу печати, само­стоятельность местного самоуправления и его демократич­ность.

В 1889 г. был введен институт земских начальников из дворян, который фактически был поставлен над всеми крес­тьянскими органами самоуправления. Контроль над волост­ными судами, введение телесных наказаний и штрафов, назначаемых земствами, восстанавливали произвол поме­щиков в сельских местностях.

В 1890 г. было издано новое земское положение, по ко­торому дворянство получило преимущество в земских ор­ганах, а крестьяне потеряли право выбирать гласных. Царская администрация усилила контроль над земством и органами городского самоуправления, губернатору поручался надзор за ними.

Городское положение 1892 г. отстранило от выборов многочисленную неимущую часть населения.

Контрреформы ограничили значение земских городских и судебных органов, провозгласив полную зависимость их от самодержавного полицейского аппарата, и искусственно из­менили их состав за счет введения преимущественно дворян.

Контрреформы конца XIX в. фактически закрыли путь демократическим преобразованиям.

Во второй половине XIX в. характерной чертой россий­ского исторического процесса было чередование реформ и контрреформ. Царизм под влиянием поражения в Крым­ской войне, назревания революционной ситуации в стране начал проведение реформ, но они не были завершены.

Почему же реформы не были завершены? Опыт рос­сийской истории свидетельствует, что царизм хронически запаздывал с проведением необходимых преобразований и не желал идти на сколько-нибудь значительные уступки. Российские самодержцы шли на серьезные реформы толь­ко под давлением чрезвычайных обстоятельств — крупных военных поражений или мощных народных восстаний. Та­кой важный фактор модернизации существующего строя, как либерально-оппозиционное движение, в России дейст­вовал очень слабо.

Сравнительно благополучная ситуация для царизма после реформы 1861 г. привела к тому, что на рубеже XIX-XX вв. реформистские тенденции в России оказались в ту­пике. В конце XIX в. Россия продолжала оставаться страной самодержавной.

Первая статья основных законов Российской империи (1892) гласила: "Император всероссийский есть монарх само­державный и неограниченный. Повиноваться верховной влас­ти его не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...