Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование СССР и национально-государственное строительство




В годы гражданской войны сложился военно-полити­ческий союз советских республик. Летом 1919 г. ВЦИК РСФСР при участии представителей других республик при­нял декрет "Об объединении республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с империализмом". Признавая независимость и право республик на самоопре­деление, было решено объединить их военные, хозяйствен­ные, финансовые усилия и в области железнодорожного транспорта для борьбы с объединенными силами внутрен­ней и внешней контрреволюции. В сложных условиях вой­ны удалось создать единую военную организацию республик.

Шесть республик — РСФСР, УССР, БССР, Азербайд­жан, Армения, Грузия и две народные советские республи­ки — Бухарская и Хорезмская продолжили сближение и в условиях мира. Укреплялись их экономические и полити­ческие связи.

Активно шел процесс советского национально-государ­ственного строительства в Советской России. Еще в мае 1918г. в составе Российской Федерации была создана Туркестан­ская автономная республика; в марте 1919 г. создается Баш­кирская автономная республика; в 1920 г. была создана Киргизская, в 1925 г. — Казахская и Татарская автономные республики. В 1921-1922 гг. в составе Советской России были образованы Дагестанская, Горская, Якутская, Аджарская и Абхазская автономные республики (две последние впослед­ствии вошли в состав Грузинской республики). В процессе национально-государственного строительства в начале 20-х гг. в России были созданы также одиннадцать автономных об­ластей. Одновременно продолжали укрепляться межреспуб­ликанские связи в области военного и хозяйственного строительства. С этой целью были заключены многосторон­ние договоры о военно-хозяйственном союзе.

В результате в 1922 г. на Международной Генуэзской конференции делегация РСФСР представляла все совет­ские республики.

В марте 1922 г. Грузия, Армения, Азербайджан заклю­чили договор об образовании Закавказской Социалистичес­кой Федеративной Советской Республики (ЗСФСР). В ав­густе того же года под председательством И.В. Сталина была создана комиссия для подготовки вопроса о взаимоотноше­ниях РСФСР и независимых национальных советских рес­публик. И.В. Сталин подготовил проект резолюции, предус­матривающей вхождение в РСФСР Украины, Белоруссии, Закавказских республик на правах автономных республик. Эта идея получила название проекта автономизации, в со­ответствии с которым ВЦИК и СНК России становились высшими органами государственной власти в новом госу­дарстве, а большинство наркоматов республик подчинялось соответствующим наркоматам РСФСР.

Ознакомившись с материалами комиссии, В.И. Ленин пишет для членов Политбюро письмо "Об образовании СССР", в котором подчеркивает, что РСФСР должна при­знать себя равноправной с другими республиками и "вмес­те и наравне с ними" войти в новый союз.

18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного договора, а 30 декабря 1922 г. был созван I съезд Советов. На съезде Советов с докладом об образовании СССР высту­пил Генеральный секретарь ЦК большевистской партии И.В. Сталин, зачитав текст Декларации и Договора об обра­зовании СССР.

Присутствующие на съезде главы делегаций респуб­лик подписали Договор и Декларацию. Создание Союза было законодательно оформлено. Делегаты избрали новый состав ЦИК СССР.

В 1924 г. проходит национально-территориальное раз­межевание Средней Азии, в результате которого возникли Узбекская и Туркменская союзные республики, вошедшие в феврале 1925 г. в состав СССР. В составе Узбекистана была создана Таджикская автономная республика; в соста­ве России — Кара-Киргизская (с 1925 г. Киргизская) авто­номная область.

Одновременно продолжали совершенствоваться и авто­номные отношения. В первой половине 20-х гг. в составе РСФСР были образованы автономные республики — нем­цев Поволжья, Бурят-Монгольская. В Азербайджане получили права автономии Нахичевань и Нагорный Карабах, в составе УССР образовалась Молдавская АССР.

Однако многие проблемы, унаследованные с дореволю­ционных времен, решены не были. Это касалось прежде всего национального размежевания в Закавказье и Средней Азии.

31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил Конституцию СССР. Были созданы союзные наркоматы, ведавшие внешней политикой, вопросами обороны, транспорта, связи, планиро­вания. Ведению верховных органов власти подлежали, кроме того, вопросы границ СССР и республик, прием в Союз. В решении остальных вопросов республики были суверенны. Решающую роль в создании единого многонационального со­юзного государства сыграла Россия, вокруг которой на добро­вольных началах сплотились все советские республики. Будучи первым многонациональным государством, РСФСР явилась по существу прообразом Союза ССР. Не считаясь с трудностями и лишениями, Россия оказывала в эти годы бескорыстную помощь другим республикам, внесла большой вклад в преодо­ление отсталости национальных республик.

Образование СССР и принятие Конституции еще не означали окончательного разрешения всех национальных проблем, существовавших в стране.

В середине 20-х гг. было проведено укрупнение БССР. В ее состав из РСФСР передавались области с преоблада­нием белорусского населения — Витебская и Гомельская, часть Смоленской. Учитывая наличие в России националь­ных меньшинств — евреев и др., были выделены нацио­нальные районы, в которых управление, школа, печать действовали на родном языке.

Аналогичные процессы происходили и в других много­национальных регионах СССР, где были созданы националь­ные районы, поселковые и райсоветы: греческие, чешские, болгарские и др., в которых государственные и другие орга­ны действовали на родном языке.

При решении этих вопросов возникали большие слож­ности. Например, многие народности Севера жили в усло­виях родового строя. Поэтому при введении советского уп­равления там сохранялся родовой принцип построения Со­ветов, в кочевых районах создавались кочевые Советы. Стре­мясь форсировать эти процессы, часто переход к оседлости осуществляли в административном порядке, а родовые прин­ципы объявляли контрреволюционными и упраздняли.

Сложно складывались и межнациональные отношения. При создании федеральных наркоматов были допущены серьезные ошибки. Главная из них — изъятие из ведения республик почти всех хозяйственных функций и передача управления ими центру.

Для экономического развития молодых республик ог­ромное значение имела ликвидация феодальных пережит­ков, осуществляемая в ходе земельно-водной реформы. В Узбекистане около 700 тыс. безземельных крестьян полу­чили 270 тыс. гектаров земли, право беспошлинно пользо­ваться водными источниками. В Казахстане у феодалов было конфисковано 150 тыс. голов скота и передано бедноте.

Для развития экономики национальных районов требова­лись не только средства, но и долгосрочные планы развития. В 20-е гг. в этом направлении делались лишь первые шаги.

К началу 30-х гг. в области национальных отношений произошли значительные сдвиги. Утвердилось правовое равенство наций, большинство народов царской России по­лучили государственность. Впервые на основе доброволь­ности и равноправия было создано многонациональное государство — СССР. Делались первые шаги по преодоле­нию фактического неравенства — ликвидации разрыва в экономическом, культурном отношении и т.д. Национальная политика была направлена на уничтожение межнациональ­ной розни, на укрепление союза трудящихся всех наций и народностей.

В 1932 г. ВЦИК РСФСР отмечал, что достигнуты круп­ные успехи в увеличении удельного веса представителей коренных национальностей в аппарате управления автоном­ных республик и автономных областей. Подчеркивалось, что выборные органы состоят по преимуществу из людей мест­ных, знающих язык, быт, традиции и обычаи соответствую­щих народностей. Родной язык коренных национальностей уже широко применялся в аппарате как разговорный и как язык делопроизводства. Но так было не везде. В мае 1936 г. ЦИК СССР осудил нарушения советской демократии в Че­чено-Ингушетии и Дагестане, выразившиеся в смене пред­седателей Советов без проведения выборов и введении в Советы лиц, не избранных депутатами.

По уровню социально-экономического и политического развития республики, вошедшие в состав СССР, сильно от­личались друг от друга. Разрыв можно было ликвидировать разными путями: либо развивать в бывших окраинах про­изводящую промышленность, размещая предприятия в со­ответствии с интересами республик, не забывая, естественно, и общесоюзных; либо ускоренно развивать промышленность в уже имеющихся промышленных районах двух самых раз­витых республик — РСФСР и УССР, в них же создавать новые экономические зоны на основе предприятий крупной промышленности, остальные же республики рассматривать прежде всего как источники сырья.

К примеру, можно отметить, что к 1932 г. РСФСР дава­ла 73 %, а Украина — 18 % промышленной продукции стра­ны. Еще более велика была доля этих республик в машиностроении. Другие республики получали помощь в промышленном строительстве. Речь шла не только о про­дукции, средствах, но и о подготовке квалифицированных кадров. Значительный шаг в развитии промышленности сде­лали восточные районы РСФСР. Создание "второго Баку" на основе добычи нефти в Башкирии и Татарии, добыча цветных металлов в Якутии, Дагестане, Северной Осетии способствовали промышленному развитию этих районов. К 1937 г. промышленное производство в Татарии выросло по сравнению с 1913 г. в 8 раз, в Якутии — в 15 раз. Казахстан, входивший до 1936 г. в РСФСР, за вторую пятилетку удво­ил промышленное производство и давал около 75 % союзно­го производства свинца.

В первой половине 30-х гг. три автономные области РСФСР были преобразованы в автономные республики, об­разована Еврейская автономная область. Если до 1939 г. на Севере существовал лишь один — Ненецкий национальный округ, то после принятия ВЦИК постановления о создании национальных округов и районов на Крайнем Севере и Даль­нем Востоке было создано 8 национальных округов в 14 на­циональных районах. Позднее их число возросло. К середине 30-х гг. в состав СССР входило 7 союзных и 19 автономных республик.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...