Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критический возраст - сорок лет




Мужчины ощущают толчки времени в районе тридцати пяти лет. Однако это редко останавливает их и заставляет провести анализ по всем направлениям так, как это часто делают жен­щины. Многие мужчины в ответ на эти толчки увеличивают свои усилия по совершенствованию карьеры. В них настойчи­во бьется мысль: «Это мой последний шанс».

Независимо от сферы деятельности, менеджер среднего, звена не может больше ждать, когда освободится место в ру­ководстве... Мыслящий человек, он устал уже приспосабливаться к другим и может начать борьбу за создание собственного ка­питала, организовав свое дело... Квалифицированные рабочие, рассматривают возможность ухода с работы и приобретения своей машины-такси... Адвокат, работающий в фирме и до сих пор довольный своим местом, сейчас хочет попробовать себя на политической арене. В этот период мужчине уже мало быть перспективным работником, он хочет, чтобы его признали и уважали. Например, как состоявшегося писателя со своим собственным стилем. Или как ученого со своими собственными исследованиями. Или как академика, труды которого печата­ют. Не вынося лишений в личной жизни и неуважения со сто-, роны других, многие мужчины — представители «белых ворот­ничков» — включаются в гонку на следующие пять лет с целью «стать президентом».

Усиление попыток стабилизации своей карьеры для многих мужчин предшествует внутреннему анализу и задерживает его.

Юнг первым предположил, что в возрасте от тридцати пяти до сорока лет «подготавливается важное изменение в психике [333] человека. Вначале это изменение происходит на бессознатель­ном уровне и не является чем-то необычным. Просто оно про­является косвенно». Но Юнг точно указывает на то, что изме­нение перспективы обычно раньше начинается у женщин, в то время как у мужчин увеличение случаев депрессии отмечается в возрасте сорока лет.

В нашем обществе переход через сорокалетний рубеж для мужчины — событие само по себе знаменательное. Обычно рабо­тодатели молчаливо переоценивают его в лучшую или худшую сторону, страховые компании переводят его в другую категорию, а конкуренты определяют его профессиональный уровень. Мно­гие мужчины вынуждены несколько умерить свои амбиции, чтобы согласовать их с реальной действительностью. Это, однако, не означает, что они должны отнести себя ко второму сорту. Такая переоценка мечты может спасти их от безнадежных иллюзий и поможет обрести обновление в достижении второй карьеры или покажет другой путь для работы в рамках реальной должности, что, в свою очередь, будет для него более целесообразно.

Парадокс заключается в том, что у вундеркиндов и трудо­голиков, которые подходят близко к реализации своей мечты, отмечается более жесткий переход к середине жизни, чем у тех, кто не дошел до намеченной цели. Эти признанные деяте­ли сталкиваются с проблемой следования за своими действия­ми. Эти действия редко приводят к полному удовлетворению, которого они ожидали. Если они смогут избежать кризиса, то должны будут сформировать новые надежды и цели и слушать свои внутренние голоса, которые до сих пор игнорировали.

Загадкой в этом переходе к середине жизни является раз­личие направлений для мужчин и женщин. Многие женщины останавливаются и производят переоценку как внутренних, так и внешних аспектов своей жизни, а затем пытаются заново уравновесить личное удовлетворение и внешние стремления. Мужчин такое же внезапное изменение во временной перспек­тиве часто заставляет вступать в жесткую конкурентную борь­бу на узкой дорожке. Почему так происходит?

Корпоративная жизнь сама по себе заставляет мужчину пренебречь всеми аспектами своей личности для того, чтобы подстроиться под узкую роль в фирме. Если он научился быть достаточно конформным, то поверит, что его рабочие харак­теристики являются единственным критерием его ценности как специалиста. [334]

Менеджер среднего звена

Эд Дилворт — менеджер по производству на сборочном заводе «Дженерал Моторс» — никогда не был энергичным муж­чиной. Представитель низшего слоя среднего класса, он вырос в фермерском хозяйстве на Среднем Западе. Если бы не офи­цер, который во время службы на подводной лодке внушал Эду, что он должен «занять плацдарм» в этой жизни, то он и кол­ледж не закончил бы. Проработав три года на «Дженерал Мо­торс», он все еще трудился семь дней в неделю мастером в третью ночную смену. Эд задумался: «И для этого я закончил колледж?» Его карьера реально началась только после того, как его поставили мастером по техническому контролю каче­ства. Ему было тридцать лет. После этого его несколько раз4 повышали, правда, незначительно. Повышения стали регуляр­ными. Он был доволен жизнью, обслуживая гидравлический* тормозной пресс размером с чудовище из озера Лох-Несс.

Сегодня Дилворту тридцать шесть лет, и он уже хочет стать президентом «Дженерал Моторс».

«Возраст становится фактором, — сказал он мне. — Пока что он играет мне на руку. Но когда вы видите, как люди стре­мятся наверх, вам приходится двигаться быстрее или вы уми­раете, не дойдя до вершины».

Я спросила этого человека без претензий, стиль одежды ко­торого включал в себя черные брюки и белый галстук, всегда ли у него была мысль о том, чтобы стать президентом компании.

«Абсолютно нет».

«А теперь?»

«А теперь я хочу быть первым. Если у вас есть потенциал, вы сможете дойти до определенного уровня, стать президентом компании или председателем совета директоров. Говорят, что желание стать номером первым само по себе является мотива-1 цией. Деньги здесь ни при чем. Это желание власти, желание управлять людьми, желание руководить шоу. Я думаю, что это отдельные стадии. Я считаю так, что если вы хотите войти в круг избранных, отдавая все, что получили, то можете попробовать дойти до вершины. Как только люди получают столько денег, сколько им нужно, они становятся филантропами. То есть людь­ми, которые не преступным путем сколотили свои миллионы».

Как и многие мужчины на этой стадии, Дилворт в настоя­щее время соперничает со своим наставником и раздражается [335] на свою жену, когда она учит его, что нужно делать, и обраща­ется с ним как с маленьким ребенком. Он оставляет телефон включенным во время обеда во внутреннем дворике. Хотя Дилворт считает, что его жена «фантастическая личность», одна­ко его мысли относительно ее роли в их жизни изменились.

«Если сказать коротко, то предполагалось, что пока не будет детей, моя жена должна была оказывать поддержку в моей уче­бе. Мы думали о том, что у нас будет хорошая семья и пре­красный дом».

В настоящее время он полагается на жену в вопросах уп­равления деньгами и детьми. Однако он опасается, что отсут­ствие у его жены образования (она не закончила колледж) мо­жет отрицательно повлиять на их продвижение в элитный круг избранных. Они развлекаются, они материально хорошо обес­печены. Однако цели становления карьеры Дилворта начинают ограничивать эту свободу.

«Я, конечно, не слишком хороший отец для своих детей. Это меня немного беспокоит. Я пытаюсь это как-то компенси­ровать. Например, в этом году я рассчитывал провести с ними четырехнедельный отпуск. Но смог взять только неделю, так как не мог надолго оставить работу. В общем-то, это не так, но я не могу иначе».

Изменение во временной перспективе отражается и на внеш­них целях. Как и многие мужчины, которые стремятся подстро­иться под чувство ускорения, Дилворт установил себе времен­ные ориентиры для достижения целей. Что же необычного в этом менеджере среднего звена? Он спланировал два пути!

«Следующая ступень: достижение уровня генерального менеджера. Это должно случиться через шесть лет, если я хочу успеть дойти до вершины. Если этого не случится в сорок че­тыре года (я даю себе два года дополнительно), то я попытаюсь сделать ход конем и открыть свое дело. Я всегда думал, что фермерство обеспечит мне достойный доход. С этого я начи­нал. Это запасной вариант, но, я думаю, это лучше, чем соста­риться, работая на "Дженерал Моторс". Если я не буду уверен, что пройду весь путь до вершины, то останусь генеральным менеджером. После этого мне останется пройти четыре сту­пеньки, однако, как показывает опыт, прохождение этих сту­пенек отнимает у вас всю значимость. Например, возьмем Джона Делорона. Пока он был генеральным менеджером фирмы "Ше­вроле", его фотография не сходила с газетных полос. Затем [336] его повысили до должности исполнительного вице-президента. Он стал отвечать за все сборочные заводы компании и перестал быть на виду. Эти должности не так хороши. Вы зарабатываете много денег, но теряете власть, которая у вас была, когда вы занимали должность рангом ниже. Возьмите интервью у Дело­рона, и я думаю, что это будет великолепная история».

 

Корпоративный вундеркинд

Джон Делорон — одна из самых легендарных и загадочных личностей в автомобильной промышленности. (Этот человек разрешил опубликовать его историю под настоящим именем.) Когда он руководил, то по всем статьям отвечал требованиям, которые «Дженерал Моторс» предъявляет к своим исполни­тельным руководителям. Он вышел из такого же среднего со­словия, как и многие из нас, также закончил маленький техни­ческий колледж. Никто не ожидал, что он поступит в Гарвард­скую школу бизнеса, где мышление развивается и начинает остро реагировать на изменения. Он сделал это.

Даже в тридцать два года, когда его наставник поставил Джона во главе отдела исследований и развития, занимающего­ся сектором «Понтиак», Делорон все еще оставался «самым честным и справедливым человеком в мире». Он женился на секретарше, и костюм очень быстро стал ему маловат. Все го­ворило о том, что «Дженерал Моторс» должна доверять этому человеку. Этот технический специалист с узким фокусом скон­центрировался на создании бампера из меньшего количества стали и добился повышения прибыли. Его мышление оттачива­ли на курсах Дейла Карнеги и в «Брукс Бразерз».

Если такой молодой энергичный человек достигает вели­колепных успехов и обладает умением убеждать, то к сорока годам он может стать начальником над всем сектором. До того как ему исполнилось пятьдесят лет, он уже зарабатывал семь­сот пятьдесят тысяч долларов в год и уверенно шел к должнос­ти президента.

Все это удалось Джону Делорону. Если бы он продолжал отвечать требованиям «Дженерал Моторс», то через некото­рое время мог бы стать президентом самой крупной машино­строительной компании в мире. Но Делорон ушел в религию. А что еще остается такому человеку? Большой бизнес не желает иметь дело с людьми «широкого мышления», с людьми, которые [337] говорят (даже до нефтяного эмбарго, объявленного араб­скими странами) о том, что народу нужны малолитражные ав­томобили, так как он этого хочет. Автомобильная промыш­ленность хочет давать людям свою продукцию. Джон Делорон вышел в отставку в сорок восемь лет.

«Я скажу, что случилось в действительности, — сказал он в первой беседе со мной. — Когда я вошел в автомобильный бизнес, то не мог назвать вам фамилию президента "Дженерал Моторс". У меня был конструкторский проект, я не помню, какой именно, да это и не важно, но я был полностью погло­щен работой над ним. По мере продвижения вверх по карьер­ной лестнице я с изумлением признал грандиозное влияние ав­томобильного бизнеса на Америку — непостижимо!»

Став крупным руководителем, но так и не научившись пре­смыкаться, Делорон вошел в ведомство Бенкса Кнудсена. Его шеф был необычайно элегантен для генерального менеджера компании «Дженерал Моторс». Он на многое открыл Делорону глаза. «Мой отец был рабочим на заводе. Работа его не ин­тересовала. Он был алкоголиком. Бенкс Кнудсен стал моим наставником и оказал огромное влияние на мою жизнь. Это было похоже на то, как ребенку, выросшему в гетто, открыва­ют прекраснейшие вещи в жизни».

В тридцать пять лет, глядя в зеркало своей мечты, Делорон был шокирован, увидев первое темное пятно. Это случилось во время деловой командировки в Палм-Спрингс на конференцию фирм, торгующих автомобилями. Здесь он встретился с челове­ком, который был для него кумиром, почти что богом, — с пре­зидентом «Дженерал Моторс» в отставке Харлоу Кертисом. На следующий день Делорон подъехал в гольф-клуб, чтобы по­больше узнать о своем кумире.

Ему сказали, что этот человек чувствует себя очень одино­ким. «Он приходит сюда на несколько часов днем и говорит со мной и моим помощником об автомобильном бизнесе. Мы аб­солютно в этом не разбираемся, но слушаем его. Он так хочет выговориться», — говорил хозяин клуба.

Делорон был ошеломлен таким поворотом судьбы. Его ста­ли мучить вопросы: «Зачем все это нужно? Почему ты делаешь это? Ты похож на одну из машин. Внезапно ты устареешь и износишься, и тебя просто выбросят. Есть ли в этом смысл?» Однако вместо того чтобы остановиться и задуматься, Де­лорон попытался забыть обо всем этом, продвигаясь вверх по [338] карьерной лестнице, и в сорок лет стал самым молодым гене­ральным менеджером в истории «Понтиака».

В тот момент, когда его настиг кризис, связанный с сере­диной жизни, Делорон отчаянно старался внести какие-то внеш­ние изменения в свою жизнь. Он усилил давление на торговцев и поднял уровень продаж, занялся мотоциклетным спортом, отделался от жены, которая была его ровесницей, сделал себе подтяжку лица, выкрасил волосы, появлялся на дискотеках с грудастыми кинозвездами, добился великолепных результатов от сектора «Понтиак», снижавшего обороты, и женился на жен­щине, которая была моложе, чем дочери официальных лиц ком­пании «Дженерал Моторс». Он усыновил мальчика, своего пер­вого сына. Делорон стремился все успеть, на рассвете он на несколько минут забегал к сыну и убегал в свой рабочий ма­рафон.

Очень скоро одинокая и прекрасная девушка-подросток, чувствовавшая себя стесненно в обществе жен официальных лиц, которые были намного старше ее, сбежала от Делорона домой в Калифорнию.

Делорону было сорок шесть лет, когда его начали мучить вопросы, когда-то оставленные без внимания. Он был на авто­мобильном шоу в Детройте. «Меня словно ударило. Я тратил свою жизнь, изгибая крылья автомобиля немного по-другому, чтобы убедить людей, что они получают новую и абсолютно другую машину. Это смешно. В жизни есть что-то более важ­ное. Разве я делаю на этой земле то, что поручил мне Бог?» В глубине души он чувствовал стыд за свою работу в автомобиль­ной промышленности.

Прошло еще два года. Беспокойство Делорона усилилось, когда его назначили вице-президентом компании. Сейчас он был лишен звездного поста генерального менеджера сектора компании, где он сам руководил шоу, и оказался «в камере сгорания», в группе руководителей «Дженерал Моторс» на четырнадцатом этаже, всего лишь в нескольких шагах от пуль­та управления компанией. Если бы он мог чем-то оправдать свой высокий пост! Возможностью влиять на социальную по­литику компании? Компания проигнорировала его недавнее предсказание о том, что повысится спрос на малолитражные автомобили. Казалось, что сейчас, когда он занял такой высо­кий пост, он сможет убедить коллег проявить более реалис­тичный подход. Его аргументы не были услышаны. [339]

Больше всего Делорона беспокоил тот факт, что, несмот­ря на такой высокий пост, он оказался по рукам и ногам свя­занным подобно своему кумиру, о котором думал в тридцать пять лет. Находясь в двух шагах от своей мечты, Делорон нако­нец-то понял, что свободы ему не будет.

Пережив свою вторую юность, он окунулся в сексуальные удовольствия, встречаясь с одними девушками и отказываясь от других. В декабре 1972 года он начал встречаться с фото­моделью, которая была в два раза моложе его, а в мае она стала его третьей женой. Через три недели он уволился из «Джене­рал Моторс». Борясь со своими страхами, он заявил: «Авто­мобильная промышленность потеряла свое мужское начало».

Объясняя неожиданную перестройку своей жизни, Делорон говорит: «Труднее всего — отказаться от структуры, от этой по­душки безопасности. Конечно, я мог бы болтаться в компании еще лет семнадцать, зарабатывая семьсот пятьдесят тысяч долла­ров в год даже без особого старания. Но я не могу просто бол­таться. Это не мой стиль. Я живу на адреналине. Я хотел внести свой вклад. Большинство людей ждут, когда подойдет пенсион­ный возраст, и у них вдруг не остается ни стимула, ни энергии. Я думал, что, изменив направление своей жизни, смогу хорошо ис­пользовать оставшиеся годы и сделать то, о чем говорил».

Сблизившись с евангелической церковью, Делорон принял участие в годовом неоплачиваемом туре от Национальной ассо­циации бизнесменов. Он говорил о том, что может сделать для людей компания «Дженерал Моторс», первым предложив при­нять программы занятости для бывших заключенных и бедноты.

«Я действительно хочу посвятить остаток жизни работе в областях, которые важны для государства, — сказал мне Дело­рон. — Однако я хочу получать за это плату. Я не собираюсь быть общественником. Я хочу участвовать в решении энергетической проблемы. Я должен работать в два раза больше, чем до сих пор. Но никакие деньги и успех не заменят того чувства, которое вы испытываете в глубине души, делая что-то хорошее для людей».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...