Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как мы теряем самостоятельность мышления




Как мы теряем самостоятельность мышления

 

Избыточный контроль, зависимость, тревожность и стресс тоже препятствуют независимому мышлению. Родители, учителя и начальники, склонные к слишком жесткому контролю своих подопечных и требующие от них слепого повиновения, часто работают против себя. Если вы требуете единообразия или немого подчинения, вы исключаете независимые умы и лишаетесь их вклада. Вы ограничиваете свой собственный рост.

Когда нас вынуждают быть «как все», нашему мозгу больше не нужно работать, и если мы ленивы, то просто плывем по течению, соответствуя требованиям.

Самые активные мэверики склонны саботировать такие условия или просто уходят из подобных организаций. По оценкам Gallup Organization «активно незадействованные» работники стоят бизнесу США 300 млрд долларов ежегодно – в счет потери производительности. Причем к «активно незадействованным» относятся 17 % сотрудников (22, 5 млн американцев) – они недовольны своей работой и саботируют бизнес, в котором работают.

И это еще не все. Помимо этого, 54 % работников попадает в категорию просто «незадействованных», т. е. таких, которые вкладывают в свою работу время, но без особой энергии или страсти. Оглянитесь вокруг на своем рабочем месте. В соответствии с этим исследованием каждый второй человек, которого вы видите, работает на автопилоте. Только 29 % американцев, по данным Gallup, можно назвать по‑ настоящему «задействованными» сотрудниками, «которые работают страстно и чувствуют глубокую связь со своей компанией». При таком количестве потерянных людей мы драматически снижаем число сотрудников, способных мыслить самостоятельно.

Чрезмерный контроль, зависимость и тревожность сплошь и рядом динамически разрушают наши семьи, препятствуют независимому мышлению и творческим проявлениям людей.

Адаму и Линдси было около 30, когда они пришли ко мне. Их отношения были разорваны. К тому моменту, когда их брак разрушился, они прожили вместе 12 лет. Они познакомились в старшей школе.

Линдси выросла в семье алкоголиков, в атмосфере насилия. Она когда‑ то ухватилась за Адама, чтобы уйти из своего дома с его бесконечным стрессом. Семья Адама была гораздо более стабильной, однако он бился за независимость со своими родителями. Для Линдси ее отношения с Адамом были настолько важны, что она была готова на все, чтобы сохранить их, даже готова была позволить ему думать за нее.

Адам от природы был контролирующей личностью. В детстве он был «поясным» ребенком – оппозиционным и упрямым. Он всегда требовал, чтобы все было так, как он считает нужным. Он хотел, чтобы Линдси соглашалась с ним по каждому вопросу. В начале отношений она соглашалась с ним во всем, только бы Адам был с ней. Кода Линдси достигла 25 лет, она устала от постоянного контроля и начала противоречить Адаму. Она как бы проходила стадию подросткового протеста, но десятью годами позже, чем большинство людей, и боролась со своим мужем, а не с родителями.

Адам испугался, что теряет бразды правления, и стал еще больше контролировать ее, часто не давая ей спать до 3–4 часов ночи в попытке объяснить свою точку зрения. А Линдси просто выросла, и у нее появились свои собственные мысли. Она была сыта по горло давлением Адама и ушла от него.

Он был потрясен. Он не понимал, почему все изменилось. Родственники Адама предупреждали его, что так и будет, говорили, чтобы он дал Линдси свободу и вел себя как партнер, а не как контролирующий отец. Он никого не слушал. Со своей стороны, Линдси долго позволяла Адаму обращаться с собой в негативной манере, оставалась с ним, не протестуя, и такие отношения уже закрепились.

Пройдя курс терапии, они оба поняли свою ситуацию и, повысив свои коммуникативные навыки, смогли помириться. Они выстроили более равные отношения.

 

Стратегии самостоятельного мышления

 

Реанимировать своего мэверика непросто. Это требует определенного недовольства текущим статусом кво и смелости, чтобы предпринять какие‑ то эффективные революционные действия.

Вот пять идей, которые могут помочь вам обрести свой голос.

1. Поддерживайте здоровье мозга. Речь идет об эффективном поведении, убежденности, полноценной коммуникации, страсти и творческом мышлении. Здоровый мозг – основа продуктивной жизни.

2. Работайте над тем, чтобы быть счастливыми, но цените и тяжелые времена. Белые вороны созданы для перемен, а перемены требуют некоторых стимулов, часто болезненных, для того, чтобы двигаться вперед. Озарения редко случаются в спокойные времена. Часто именно водоворот событий способствует порождению новых идей и вызывает у людей эмоциональное побуждение вложить свою энергию в изменения. Вы осознаете, что нечто в вашей собственной жизни мешает вам. И вы сознательно начинаете работать над тем, чтобы изменить это, как в описанном выше случае с Линдси. Например, кризис с работой может ускорить достижения в карьере. Супружеские измены часто ведут к обращениям за консультацией, где партнеры обретают свой голос (я много раз видел, как это случалось). А критическое состояние здоровья способствует полной переоценке приоритетов. Добро пожаловать в критические моменты вашей жизни и давайте прекратим попытки немедленно «забивать» проблему алкоголем, шопингом, видеоиграми или порнографией. Тяжелые времена могут быть благодатной почвой для пробуждения голоса вашего внутреннего мэверика.

3. Храните надежду. Если вы потеряли свой голос, знайте, что его можно найти. Вы – не кузнечик. Кузнечик, посаженный в банку с крышкой, демонстрирует нам интересный урок. Он в ситуации пленения ведет себя подобно многим людям. Сначала плененный кузнечик отчаянно пытается убежать из банки, используя свои мощные задние лапки, он всем телом бросается на крышку. Он прыгает так снова и снова. Изначально он очень настойчив: это продолжается в течение нескольких часов. Однако, когда он наконец остановится, он прекращает попытки раз и навсегда. Как только он сдался, решил, что не может изменить ситуацию, он вообще больше не пытается выпрыгнуть из банки. Вы можете снять с нее крышку, и «сломленный» кузнечик проживет в ней до конца своей жизни. Нетрудно провести параллель между кузнечиком и людьми, потерявшими свой голос. Как только мы поверили в собственное поражение, в то, что ничего нельзя сделать, чтобы изменить ситуацию, мы сдаемся и не возобновляем попыток. Даже если снять крышку с ловушки, человек не хочет покидать ее. Мы – не кузнечики. Посмотрите, в каких областях вашей жизни вы потеряли свой голос, и спросите себя, что вам нужно сделать, чтобы вернуть его. Когда мы менямся внутренне, порой наше окружение отстает от нас. Ваш мозг, как мы уже видели, воплощает в жизнь то, что вы осознаёте.

4. Практикуйтесь в независимости и личной ответственности. Если вы с кем‑ то не согласны, скажите об этом, только делайте это с умом, твердо и вежливо. Воспользуйтесь шансом проверить, можете ли вы повысить свой уровень дофамина (т. е. убежденность) путем независимого поведения. Находите свои собственные мысли и упражняйтесь в их высказывании. Когда вы высказываетесь откровенно, делайте это с умом. Мэверики эффективны в своих коммуникациях. Я часто говорю своим пациентам: «Существуют разные способы высказаться».

Дженни пришла ко мне на прием с чувством беспомощности, которое вызывали у нее отношения с собственным мужем, полковником ВВС. Она думала, что слишком часто кричит на него, а на самом деле, она потеряла свой голос. Я попросил ее рассказать о причинах беспокойства.

– Он никогда меня не слушает, – пожаловалась она.

– Что вы имеете в виду? – спросил я.

– Он приходит домой и прячется за газету. Он не разговаривает со мной.

– Как вы пытаетесь общаться с ним? – спросил я.

Она ответила очень эмоционально:

– Я встаю у него перед носом и кричу ему, что хочу развода, и что лучше б я вообще никогда не выходила за него замуж!

Высказывание было настолько неожиданным, что я не удержался от смеха. Она враждебно посмотрела на меня:

– Вы считаете, что это смешно?

– Нет, – ответил я. – Просто не очень эффективно. Как бы вы почувствовали себя, если бы кто‑ то говорил с вами в такой манере? Я бы, например, испугался.

Поначалу Дженни защищалась, рассказывая мне обо всех обидах, которые муж нанес ей за эти годы, но со временем она лучше усвоила навыки общения. Несколько недель спустя после ее первого посещения, она пришла домой с твердой решимостью быть более эффективной в общении со своим супругом. Он сидел в своем кресле и читал газету. Дженни произнесла: «Я скучала по тебе сегодня. У тебя будет сегодня вечером время поговорить со мной? » Муж удивленно поднял глаза от газеты и сказал: «В любое время, дорогая. Что‑ то стряслось? » В этот момент Дженни поняла, насколько ее собственное поведение причастно к ухудшению их отношений и, если это так, значит, она могла бы все исправить. Ее голос был услышан, и он оказался сильнее, чем она полагала. (Нас труднее услышать, когда мы орем. )

5. Старайтесь развивать свои творческие способности. Ищите варианты и альтернативы. Мэверики видят, что нуждается в изменении, а затем предлагают новаторский способ сделать это. Их мышление выходит за рамки стандартных ответов. Но как выйти за рамки? Как мыслить творчески? Согласно определению Роберта Франкена, приведенному в его книге «Human Motivation»[87], творчество – тенденция генерировать или выявлять идеи, альтернативы либо возможности, которые могут оказаться полезными в решении проблем, в том числе в сфере коммуникации с другими людьми. Творчество – это способность смотреть на обычные вещи под необычным углом, создавать новые, или альтернативные, возможности. Важно понимать, что существует множество способов решения проблемы, и, когда ваш разум открыт, в него приходят новые решения. Тесты творческих способностей измеряют не только количество альтернатив, которые могут генерировать люди, но и оригинальность этих альтернатив. Способность генерировать альтернативы или видеть вещи в необычном свете не возникает случайным образом. Она связана с другими фундаментальными качествами мышления, такими как гибкость, допущение двусмысленности и непредсказуемости, природное любопытство и умение радоваться ранее неизвестным вещам.

 

Один из ведущих мировых исследователей позитивной психологии Михай Чиксентмихайи в своей книге «Flow: The Psychology of Optimal Experience»[88], поясняет свою теорию о том, что люди наиболее счастливы и креативны, когда они находятся в состоянии «потока» – состоянии концентрации и полной поглощенности деятельностью, либо ситуацией, происходящей в настоящий момент. Это полностью согласуется с представлением о работе исцеления Экхарта Толле, которое он описывает в своей книге «The Power of Now»[89]. Состояние потока сопровождается ощущением попадания в «зону» или «колею». Это оптимальное состояние внутренней мотивации, когда человек полностью погружен в то, что он делает. Для него имеет значение именно настоящий момент. Он не находится ни в прошлом с его разочарованиями, ни в будущем с его страхами. Он пребывает «здесь и сейчас».

Это состояние периодически может возникать у каждого человека. Оно характеризуется чувством огромной свободы, радости, реализации и умения. А наши обычные заботы (время, питание, эго и т. д. ) при этом отступают на задний план. В интервью журналу Wired Чиксентмихайи так описывает поток: «Это значит «быть полностью занятым деятельностью ради нее самой. Эго отпадает. Время улетучивается. Каждое действие, движение и мысль неизбежно вытекает из предыдущего, словно вы импровизируете в джазе. Все ваше существо задействовано, и вы используете свои навыки в полную силу».

Для достижения состояния потока должен соблюдаться баланс между степенью сложности задачи и способностями исполнителя. Если задача слишком проста или чересчур сложна, потока не возникает. Состояние потока также подразумевает концентрацию внимания. Было замечено, что медитация, йога и восточные единоборства развивают способность человека пребывать в потоке. А ведь все эти занятия, помимо прочего, тренируют и улучшают внимание. Иначе говоря, поток может быть описан как состояние, в котором внимание, мотивация и ситуация становятся едины – образуют своего рода продуктивную гармонию и обеспечивают обратную связь.

 

Вот пример творческого решения проблемы и мышления в стиле мэверика.

 

Дэвид и Селия познакомились в Интернете. У них было много общего. Оба были преподавателями, стремились к духовному росту, имели схожие привычки, и их влекло друг к другу. Они полюбили друг друга. Селия находилась в самом конце тяжелого бракоразводного процесса. И хотя она очень заботилась о Дэвиде, ее повышенная тревожность и устойчивый стресс породили глубокую двойственность в их отношениях с Дэвидом. После шести месяцев знакомства она решила взять паузу в общении. Сначала Дэвиду было очень трудно переносить эту разлуку. Он скучал по Селии, чувствуя, что они хорошо подходят друг другу. Родственники Дэвида доставили ему немало огорчения своими советами. «Если Селия уходит, отпусти ее и двигайся дальше. Свет клином на ней не сошелся. Она недостаточно хороша для Дэвида».

Селия все же продолжала поддерживать контакт с Дэвидом и подумывала о том, чтобы вернуться. Ее прежний муж, как и ее отец, были властными мужчинами, и всё, что хоть как‑ то напоминало контроль и давление, заставляло ее бежать прочь. Дэвид был терпелив и стремился сохранить Селию в своей жизни, даже если они не смогут сблизиться. Однажды, когда они обсуждали за ланчем свои отношения и Селия продолжала говорить о двойственности своих чувств, Дэвид вытащил пять открыток и стал по очереди отдавать их ей. Он сказал, что у них много возможностей. И никакого давления нет.

Он дал ей первую открытку. Она изображала пару в нежных объятиях. Внутри Дэвид написал: «Возможность № 1: мы – эксклюзивные партнеры, живущие вместе. Если это тебя устраивает, ты можешь склонить меня пойти на это».

Было заметно, что открытка заставила Селию нервничать, и тогда он протянул ей другую открытку. На ней была изображена пара, идущая вместе. И было написано: «Возможность № 2: мы партнеры, живущие отдельно, которые встречаются несколько раз в неделю (я предпочитаю этот вариант)».

Селия улыбнулась. Он протянул ей третью открытку. На ней были изображены свернувшиеся собака и кошка, которые лежали прижавшись друг к другу. На ней было написано: «Возможность № 3: мы друзья, между которыми существуют сексуальные отношения. Мы встречаемся друг с другом регулярно, но можем для разнообразия иметь близкие отношения и с другими».

Селия рассмеялась и бросила на него озорной взгляд. Тогда он протянул ей четвертую открытку. На ней были изображены друзья, сидящие на пляже и разговаривающие. Там было написано: «Возможность номер четыре: мы просто друзья и разорвали все романтические связи ради предсказуемого будущего».

Теперь Селия выглядела печальной. Он протянул ей последнюю открытку. Это была открытка для выражения сочувствия. На ней было написано: «Я сожалею, что потерял тебя. Возможность номер пять: мы – бывшие любовники, бывшие друзья, мы разошлись, как в море корабли, и навсегда ушли из жизни друг друга».

Тронутая, Селия сказала:

– Ни за что.

Через неделю они снова были вместе, а год спустя поженились. Если бы Дэвид выбрал путь ультиматума – «либо ты моя девушка, либо мы расстаемся» – он бы потерял своего лучшего друга и будущую жену.

 

Существует множество путей решения проблемы. Самостоятельно мыслящий человек умеет использовать нестандартный подход, даже если этот путь трудный.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...