Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава V. Возникновение прав на землю 5 глава




5) ст. 30.1, 30.2 ЗК (об особенностях предоставления земельных участков для целей жилищного строительства и комплексного их комплексного освоения). См. коммент. к этим нормам ЗК.

 

Статья 34. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством

1. Анализ правил п. 1 ст. 34 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них установлены важнейшие принципы, на которых основаны управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;

2) соблюдение этих принципов - это не право, а именно обязанность полномочных органов государственной власти и органов местного самоуправления. К сожалению, в п. 1 ст. 34 ЗК допущена серьезная ошибка: сказано "земельными участками, которые находятся в их собственности" (т.е. в собственности органа государственной власти или органа местного самоуправления. - А.Г.). Между тем земельными участками, которые находятся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, а не "собственности" органов государственной власти, органов местного самоуправления. Наверное, законодателю следует уточнить редакцию ст. 34 ЗК;

3) к указанным выше принципам относятся:

а) принцип эффективности. Это означает, что земельные участки должны использоваться таким образом, чтобы было обеспечено максимальное извлечение полезных свойств земельного участка, чтобы землей пользовались экономно и рачительно;

б) принцип справедливости. Это означает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не должны отдавать приоритеты каким-либо группам организаций и граждан, исходя из их организационно-правовой формы, имущественного положения, религиозной и национальной принадлежности и т.п. обстоятельств;

в) принцип публичности, открытости и прозрачности. Это означает, что управление и распоряжение земельными участками должны быть максимально прозрачными, происходить в обстановке гласности, свободы доступа к информации об этом любого заинтересованного лица;

4) они императивно предписывают соответствующим органам государственной власти и органам местного самоуправления (в целях выполнения требований указанных принципов):

а) принять акт (закон, постановление и т.п. в зависимости от того, какой орган его принимает), устанавливающий процедуру и критерии предоставления таких земельных участков. В этом акте должны подробно регулироваться перечень документов, необходимых для получения земельных участков, сведения, которые следует указать в заявлении о предоставлении участка, органы, куда нужно обращаться с ходатайством о предоставлении земельного участка, и т.п. Кроме того, должны определиться порядок и сроки рассмотрения заявок, порядок принятия решения по ним и доведения этого решения до заявителей;

б) рассматривать абсолютно все поступившие заявки (а не выборочно, без сортировки), поступившие своевременно. При этом закон запрещает устанавливать как приоритеты (преимущества, льготы и т.п.), так и особые условия (как облегчающие, так и усложняющие процедуру получения земельных участков). Однако в случаях, предусмотренных законом, отдельным категориям граждан (например, участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Кавалерам орденов Славы и др.) - могут устанавливаться льготы и преимущества при предоставлении земельных участков. В свою очередь, иностранным гражданам, лицам без гражданства могут устанавливаться особые условия, выполнение которых необходимо для получения земли (см., например, коммент. к ст. 3 Закона об ОСЗ);

в) уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью (например, зданиями) специальный орган. Примерами такого рода "специальных органов" на уровне всей Российской Федерации могут, в частности, служить Росземкадастр, Росимущество и др. Аналогичные органы созданы и в субъектах РФ, и в муниципальных образованиях;

г) обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые могут быть предоставлены гражданам и (или) юридическим лицам на праве собственности либо на ином вещном праве (например, в бессрочное (постоянное) пользование). Упомянутая информация:

- должна содержать исчерпывающие данные о земельном участке (т.е. его местоположение, кадастровый номер, целевое назначение и т.п.);

- должна содержать данные о том, платно или бесплатно предоставляется земельный участок, о других условиях предоставления земельного участка;

- должна быть заблаговременно опубликована в печатных СМИ.

Допускаются (наряду с публикацией в печатных СМИ) и иные формы обнародования (например, передача информации по радио, по телевидению, через сети Интернета и т.п.).

2. Применяя правила п. 2 и 3 ст. 34 ЗК, нужно учесть следующее:

1) они подлежат применению (собственно как и все остальные нормы ст. 34 ЗК), если земельный участок предоставляется именно гражданам (для целей, не связанных с осуществлением строительства на этом участке). В практике клиентов юридической фирмы "ЮКАНГ" возник вопрос: нет ли противоречий между правилами последнего абз. п. 1 ст. 34 ЗК (в которых упоминаются и земельные участки, предоставляемые не только гражданам и юридическим лицам) и п. 2 ст. 34 ЗК? Безусловно, определенное противоречие налицо, и его целесообразно устранить (например, исключив из последнего абз. п. 1 ст. 34 слова" и юридическим лицам");

2) они относятся и к случаям предоставления гражданам земельных участков в собственность и на правах аренды. Распространять их на случаи предоставления земельных участков в пожизненное наследуемое владение либо в постоянное (бессрочное) пользование - оснований нет;

3) заинтересованные граждане вправе подать заявление о предоставлении земельного участка либо в орган государственной власти, либо в орган местного самоуправления (из числа указанных в ст. 29 ЗК, см. коммент. к ней);

4) заявление, упомянутое выше, должно:

а) иметь письменную форму (при этом в законе может быть установлена и примерная, типовая форма такого заявления);

б) содержать ряд обязательных сведений (в частности, цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право (т.е. право аренды, право собственности), иные сведения, указание которых необходимо в соответствии с нормами закона, иных правовых актов).

3. Характеризуя правила пунктов 4 и 5 ст. 34 ЗК, нужно иметь в виду ряд обстоятельств:

1) заявление (упомянутое выше) подается либо непосредственно в орган местного самоуправления, либо в соответствующий орган государственной власти (последний, рассмотрев заявление, готовит обращение о предоставлении земельного участка и передает его в орган местного самоуправления);

2) орган местного самоуправления (на территории которого находится соответствующий земельный участок) либо сам, либо по его поручению - соответствующая землеустроительная организация подготавливает (либо обеспечивает подготовку) проект границ земельного участка. Основанием подготовки проекта границ служит заявление, упомянутое выше (либо обращение органа государственной власти);

б) утверждает своим решением проект границ не позднее одного календарного месяца со дня подачи заявления (либо поступления обращения органа государственной власти). При этом нерабочие дни из подсчета не исключаются. Отсчет упомянутого месячного срока начинается со следующего дня после дня подачи заявления (поступления обращения) (ст. 191 ГК);

в) составляет план границ с учетом зонирования территорий (см. о видах территориальных зон подробный коммент. к ст. 85 ЗК);

3. В соответствии с п. 4 и 5 ст. 34 орган государственной власти и орган местного самоуправления (после рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка) должны принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка. При этом такое решение принимается:

а) не позднее двух календарных недель отсчитываемых со дня поступления заявления (со всеми необходимыми документами, которые прилагаются к нему);

б) либо о предоставлении земельного участка в собственность граждан, либо о предоставлении участка в аренду. В последнем случае необходимо будет заключить договор аренды в соответствии с правилами ст. 22 ЗК;

в) либо о бесплатном предоставлении земельного участка, либо о предоставлении его за плату;

г) с приложением к нему кадастрового плана, кадастрового паспорта (иных документов предусмотренных в п. 4 и 5 ст. 34 ЗК).

4. Анализируя правила п. 6 ст. 34 ЗК, нужно учесть, что:

1) договор купли-продажи земельного участка (упомянутый в п. 6 ст. 34 ЗК) - заключается:

а) в случаях, когда земельный участок предоставляется гражданину в собственность;

б) в соответствии с требованиями ст. 37 ЗК (см. коммент.);

2) договор аренды (упомянутый в п. 6 ст. 34 ЗК) - заключается на основании решения, упомянутого в п. 5 ст. 34 ЗК, и должен содержать условия, предусмотренные в ст. 22 ЗК (см. коммент.);

3) указанные договоры заключаются не позднее одной календарной недели. До 17.05.08 отсчет этого срока начинался со дня, следующего за днем представления в орган государственной власти либо орган местного самоуправления заявителем кадастровой карты (плана) участка. После вступления в силу (с 17.05.08) изменений внесенных в ст. 34 Законом N 66 от 13.05.06 - отсчет срока начинается со дня следующего за датой принятия решения о предоставлении ЗУ, принятого в соответствии с п. 5 ст. 34.

 

Статья 35. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение

1. Анализ правил п. 1, 2 ст. 35 ЗК показывает, что:

1) при переходе прав собственности на здание, строение, сооружение, находящихся на чужом земельном участке (т.е. на участке, право собственности на который принадлежит другому лицу, а не собственнику здания, сооружения, иной недвижимости):

а) к одному другому лицу (например, к получателю, к наследнику, к одаряемому и т.д.) - это лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка (т.е. занятой объектом недвижимости и необходимой (с учетом санитарных, градостроительных, противопожарных и т.п. правил) для использования строения, сооружения, здания):

- на тех же условиях (т.е. если, например, земельный участок был арендован прежним собственником здания, иной недвижимости, то и новый собственник здания получает право пользования земельным участком на тех же условиях, что были предусмотрены в договоре аренды);

- в том же объеме. Иначе говоря, объем правомочий (например, владения, пользования земельным участком) нового собственника недвижимости должен совпадать с объемом правомочий прежнего собственника;

б) к нескольким другим лицам (например, к нескольким покупателям, к нескольким наследникам и т.д.) - каждый из новых собственников недвижимости вправе пользоваться земельным участком с учетом доли этого конкретного собственника в праве собственности на здание, сооружение, строение. Возможен и другой вариант: новые собственники здания, сооружения, строения - пользуются земельным участком с учетом сложившегося порядка пользования земельным участком (если такой порядок сложился);

2) они в достаточной мере соответствуют правилам:

а) ст. 552 ГК (о том, что по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю заблаговременно с передачей прав собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования);

б) ст. 652 ГК (о том, что по договору аренды здания или сооружения арендатору, одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью, передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования);

3) при определении площади земельного участка, занятой объектом недвижимости, а также необходимой для ее использования, необходимо руководствоваться предельными размерами земельных участков, которые устанавливаются исходя из:

а) норм отвода земель (утверждаемых в установленном порядке);

б) из правил землепользования и застройки городских и сельских поселений;

в) из землеустроительной, градостроительной и проектной документации, состав которой определяется в соответствии с Градостроительным кодексом, Законом о землеустройстве и другими актами. См. об этом также коммент. к ст. 33, 68, 69 ЗК.

2. Правила п. 3 ст. 35 ЗК подлежат применению в той мере, в какой:

1) здание (иной объект недвижимости) находится на чужом земельном участке (т.е. собственник здания не является собственником земельного участка, на котором оно расположено);

2) земельный участок (на котором расположен объект недвижимости) - продается либо сдается в аренду.

В связи с этим закон предоставляет такому собственнику здания право:

а) преимущественной покупки земельного участка. Иначе говоря, такое лицо имеет преимущество в приобретении в собственность земельного участка перед любыми третьими лицами. При этом ст. 35 ЗК предписывает руководствоваться нормами действующего гражданского законодательства, посвященными продаже доли в общей собственности постороннему лицу. Это означает, в частности, что нужно соблюсти правила ст. 250 ГК о том, что:

- при продаже доли в праве общей собственности (а в данном случае - земельного участка или его части. - А.Г.) постороннему лицу, остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки доли (в данном случае - земельного участка) по цене, по которой земельный участок продается, и на прочих равных условиях (кроме случая продажи с публичных торгов);

- продавец земельного участка обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности (в данном случае - собственника здания, сооружения) о намерении продать земельный участок постороннему лицу, о цене и других условиях, на которых участок продается. Если собственник объекта недвижимости откажется от покупки или не приобретет земельный участок в течение 1 месяца, то продавец вправе продать земельный участок любому лицу;

- при продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки - собственник здания, строения, сооружения имеет право в течение 3 месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя;

б) преимущественной аренды земельного участка. При этом нужно также учитывать правила ст. 621 ГК о том, что:

- собственник объекта недвижимости должен письменно уведомить арендодателя (т.е. собственника земли) о желании заключить договор аренды земельного участка;

- если арендодатель отказал собственнику объекта недвижимости в заключении договора, но при этом заключил договор с другим лицом, то собственник здания вправе, в частности, потребовать в судебном порядке перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору аренды;

3) находится, в частности, в государственной или муниципальной собственности. В этом случае собственники зданий, сооружений, строений приобретают также:

а) исключительное право на приватизацию земельных участков (если она будет осуществляться);

б) исключительное право аренды земельного участка (см. об этом подробнее коммент. к ст. 36 ЗК).

4. Специфика правил п. 4 ст. 35 ЗК состоит в том, что они подлежат применению постольку, поскольку одно и то же лицо одновременно является и собственником здания, строения, сооружения и собственником земельного участка, на котором оно находится. При этом:

1) по общему правилу отчуждение (например, продажа, дарение, мена) объекта недвижимости должно осуществляться одновременно с отчуждением земельного участка. Нельзя, таким образом, отдельно продавать, например, здания, а отдельно - земельный участок;

г) в изъятие из этого общего правила допускается:

а) отчуждение только части здания, строения, сооружения (т.е. без отчуждения земельного участка), если такая часть не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;

б) отчуждение только самого здания, сооружения, строения (т.е. без отчуждения земельного участка), если земельный участок, на котором находится объект недвижимости, относится к землям, изъятым из оборота (например, он относится к природным заповедникам, см. об этих землях коммент. у ст. 27 ЗК);

3) если здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, который относится к землям ограниченно оборотоспособным (они перечислены в п. 5 ст. 27 ЗК), то по общему правилу отчуждение объекта недвижимости осуществляется одновременно с отчуждением земельного участка при условии, что:

а) и здание, и земельный участок - принадлежат одному и тому же собственнику;

б) федеральным законом прямо разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.

В противном случае - может иметь место отчуждение только здания, сооружения, строения;

4) во всех иных случаях (т.е. если земельные участки не изъяты из оборота и не относятся к ограниченно оборотоспособным) - не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения, строения, при условии, что и здание, и земельный участок принадлежат одному и тому же собственнику. Таким образом:

а) отчуждение здания (иной недвижимости) отдельно от земельного участка - возможно (в случаях, указанных выше);

б) отчуждение земельного участка отдельно от здания, сооружения, строения - в любом случае не допускается;

5) в ряде случаев происходит отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение (и неотчуждение объекта недвижимости в натуре). При этом объект недвижимости находится на праве собственности у нескольких собственников. В этих случаях:

а) отчуждение доли в праве собственности на здание (иной объект недвижимости), находящееся на земельном участке, принадлежащем нескольким собственникам, - влечет за собой также отчуждение доли (а не участка в натуре!) в праве собственности на земельный участок. В практике возник вопрос: применяются ли правила последнего абзаца п. 4 ст. 35 ЗК в случаях, когда отчуждается доля в праве собственности на здание, расположенное на земельном участке, право собственности на которое принадлежит одному лицу? К сожалению, прямого ответа в п. 4 ст. 35 ЗК на этот вопрос - нет. По-видимому, законодателю необходимо специально урегулировать данный вопрос, а Верховному Суду РФ и ВАС Российской Федерации - определить свою позицию по данному вопросу.

5. Особенности правил п. 5 ст. 35 состоят в том, что они посвящены случаям, когда здания, сооружения, строения принадлежат на праве собственности иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства. При этом:

1) земельный участок (на котором расположены здания и иные объекты недвижимости) - находится в собственности других лиц (например, в частной собственности российских юридических лиц или граждан);

2) иностранные граждане, юридические лица, лица без гражданства имеют право преимущественной покупки указанного земельного участка либо право преимущественной аренды таких земельных участков, но с соблюдением положений:

а) п. 2 ст. 5 ЗК (о необходимости учета особенностей прав этих лиц на приобретение земельных участков в собственность, установленные в ЗК и в отдельных федеральных законах, например, в ст. 3 Закона об ОСЗ, см. коммент. к ней);

б) п. 3 ст. 15 ЗК (о том, что эти лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях (перечень последних определяется Президентом РФ в соответствии с Законом о границе), а также на некоторых других землях, особый режим которых определяется федеральными законами);

в) п. 1 ст. 23 ЗК (о праве этих лиц иметь земельные участки на территории Российской Федерации на праве аренды);

г) п. 4 ст. 28 ЗК (о случаях, когда земельные участки не предоставляются в собственность граждан и юридических лиц, а не только иностранных граждан и юридических лиц);

д) п. 5 ст. 28 ЗК (о том, что иностранным гражданам, юридическим лицам и лицам без гражданства - земельные участки предоставляются в собственность за плату).

Конституционный Суд (в постановлении от 23.04.2004 N 8-п) признал п. 5 ст. 37 ЗК не противоречащим Конституции РФ.

6. Для правильного применения норм ст. 35 ЗК необходимо также учитывать положения:

1) ст. 3 Закона N 137. При этом она до 30.10.07 устанавливала, что при продаже зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам (за исключением таких юридических лиц, как государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые действуют в земельных отношениях как юридические лица, ст. 20 ЗК, ст. 123-127 ГК) на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, подлежит переоформлению на право аренды земельных участков или земельные участки должны быть приобретены в собственность таких юридических лиц. Право выбора - закреплялось за покупателями зданий, строений, сооружений. После вступления в силу изменений внесенных в Закон N 137 Законом N 212 от 24.07.07, указанное положение - утратило силу. С 30.10.07 установлено, что собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды - до 30.10.01 или после этой даты. Кроме того, в п. 4 ст. 3 Закона N 137 с 01.09.06 (в связи с вступлением в силу изменений, внесенных в Закон N 137 Законом от 30.06.06.) установлено, что граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести указанные земельные участки в соответствии с правилами ст. 36 ЗК;

2) п. 7 ст. 3 Закона N 137 о том, что после 30 октября 2001 г. приватизация зданий, строений, сооружений (в том числе зданий и сооружений промышленного назначения) без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте;

3) п. 5 ст. 3 Закона N 137 о том, что до установления Президентом РФ перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам;

4) п. 13 ст. 3 Закона N 137 о том, что переоформление права на земельный участок включает в себя:

- подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве либо подачу заявления о предоставлении ему земельного участка в собственность или по договору аренды;

- принятие решения органами государственной власти и органами местного самоуправления (указанными в ст. 29 ЗК, см. коммент. к ней) о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;

- государственную регистрацию этого права в соответствии с нормами Закона о недвижимости.

Однако, граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках предоставленных до 30.10.01 для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства - вправе зарегистрировать права собственности на указанные участки (если только федеральным законом не запрещено предоставление таких участков в частную собственность). Государственная регистрация права собственности на такие участки производится в соответствии с ст. 25.2 Закона о недвижимости (при этом принятие решения о предоставлении такого участка - не требуется. п. 9.1 ст. 3 Закона N 137 в ред. от 23.11.07);

5) ст. 8 Закона N 137 о том, что до введения в действие Закона об ОСЗ нужно было руководствоваться следующими правилами:

- при переходе прав на земельный участок от одного собственника (иного владельца вещных прав) - категория и целевое назначение такого земельного участка не подлежит изменению;

- иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве аренды;

- приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, - не допускается;

6) ст. 36 ЗК - об особенностях приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения (см. коммент. к ней);

7) ст. 39 ЗК - о сохранении права на земельный участок лиц, не являющихся собственниками земельного участка, при разрушении здания, строения, сооружения (см. коммент. к ней);

8) ст. 32 ЖК и ст. 16 Закона N 189 (о земельных участках на которых расположены жилые дома). См. об этом подробнее в книге: А.Н. Гуев. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. - М.: ДЕЛО, 2008.

О судебной практике по применению ст. 35 ЗК см. пункты 12, 13 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".

 

Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения

1. Применяя правила п. 1 ст. 36 ЗК, нужно учитывать следующие обстоятельства:

1) на праве собственности здания, строения, сооружения могут иметь:

а) и российские граждане, и иностранные граждане, и лица без гражданства;

б) и российские юридические лица, и иностранные юридические лица (в соответствии со ст. 213 ГК), за исключением унитарных предприятий (право собственности на имущество последних принадлежит их учреждениям, ст. 113-115, 213 ГК);

2) право хозяйственного ведения на здания, строения, сооружения принадлежит в настоящее время лишь государственным и муниципальным унитарным предприятиям (ст. 113, 114, ст. 294, 295 ГК);

3) право оперативного управления на здания, строения, сооружения в настоящее время принадлежит таким юридическим лицам, как федеральные и иные казенные предприятия (ст. 115, 296, 297 ГК), а также учреждениям, финансируемым из бюджета или частными собственниками, в т.ч. автономным учреждениям (ст. 120, 298 ГК). См. анализ перечисленных норм ГК в книге: А.Н. Гуев. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. - 4-е изд. - М.: Экзамен, 2006;

4) в безвозмездное пользование земельные участки предоставляются в соответствии со ст. 24 ЗК. Следует учитывать, что изменения, внесенные в п. 1 ст. 36 ЗК Законом N 123, вступили в силу с 18.10.04, а изменения внесенные Законом N 212 от 24.07.07 - вступили в силу с 30.10.07. Установлено, в частности, что религиозные организации, имеющие здания, строения и сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

а) на праве собственности вправе получить земельные участки (на которых расположены указанные объекты) в собственность бесплатно;

б) на праве безвозмездного пользования, могут получить земельные участки, на которых расположены эти объекты (из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности), также в безвозмездное пользование на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.

Аналогичное право предоставлено общероссийским организациям инвалидов и организациям, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов (п. 2 ст. 3 Закона N 137 с учетом изменений (они вступили в силу с 30.10.07) внесенных Законом N 212 от 24.07.07). Указанные положения не распространяются на случаи, когда ЗУ были предоставлены на праве постоянного (бессрочного пользования садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан (при переоформлении этого права необходимо руководствоваться ст. 28 Закона о садоводах) или гаражным потребительским кооперативам (в этом случае непосредственно действуют правила переоформления предусмотренные в ст. 36 ЗК). В любом случае переоформление садоводческими, огородническими и дачными объединениями, а также гаражными потребительскими кооперативами прав постоянного (бессрочного) пользования ЗУ - сроком не ограничивается (п. 2.1 ст. 3 Закона N 137);

5) если здания, строения, сооружения, находящиеся у граждан и юридических лиц на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления), расположены на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то:

а) если иное не установлено федеральными законами исключительное право приватизации (к сожалению, законодатель не раскрыл понятие "исключительного права" приватизации, можно лишь предполагать, что иные лица - таким правом не наделены), таких земельных участков принадлежит владельцам зданий, строений, сооружений. В практике клиентов юридической фирмы "ЮКАНГ" возник вопрос: о каком "исключительном праве приватизации" земельного участка может идти речь, если здание принадлежит на праве хозяйственного ведения государственному унитарному предприятию? К сожалению, в ЗК содержится ряд существенных противоречий с нормами ст. 48, 213 ГК. Дело в том, что:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...