Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Просмотр мультфильма «Одуванчик-толстые щеки».




Наталья Александровна Гринченко

 

УРОКИ

НРАВСТВЕННОСТИ

И ЗДОРОВЬЯ

(Идеи для классного часа)

Елец – 2014

 

УДК 373.1.02

ББК 74.200.58

Г 85 Гринченко Н.А.

Уроки нравственности и здоровья (идеи для классного часа). – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. – 84 с.

© Елецкий государственный

университет им. И.А. Бунина, 2014

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина

от 17.09.2014, протокол №2

Рецензенты:

Коротких В.И., доктор педагогических наук, доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой религиоведения Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина;

Иеромонах Вячеслав (Шапоров), руководитель Епархиального Отдела по борьбе с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением и игроманией, Настоятель Храма и информационно – просветительского центра Святителя Варсонофия Казанского Чудотворца Татарстанской Митрополии;

Иеродиакон Кирилл (Горохов), клинический психолог-психотерапевт, консультант по медико-социальному сопровождению ЛЖВС Центра св. Варсонофия Казанского Чудотворца

 

 

Учебно-методическое пособие «Уроки нравственности и здоровья» адресовано, прежде всего, школьному учителю. Это – готовые сценарии уроков, которые можно использовать для проведения либо факультативного курса, либо при проведении классных часов в 6-7 классах. В центре внимания учителя и учащихся – три сферы знаний, умений и навыков: этические, психологические и собриологические (трезвенные). «Уроки нравственности и здоровья» помогут классному руководителю в подготовке к таким темам, для которых на обычных уроках не находится места и времени: о добре и зле, о подростковых комплексах, любви, дружбе, решении конфликтов, о здоровом образе жизни и трезвости, об опасности употребления алкоголя и табака детьми и подростками. Эта книга может представлять интерес для преподавателей профиля подготовки «Образование в области безопасности жизнедеятельности».

 

К пособию прилагаются вспомогательные фото, аудио и видео материалы, которые вы можете запросить у автора [email protected] или в редакции газеты «Соратник» [email protected]:

 

Аудио и видео

1. К уроку 1. Мультфильм «Гадкий утёнок». Аудиокнига «Сказки Г.Х. Андерсена».

2. К уроку 2. Мультфильм «Одуванчик – толстые щёки».

3. К уроку 3. Слайды «10 заповедей» и «Грехи и добродетели»

4. К уроку 7. «Наши герои». «СССР».

5. К уроку 8. Песня о друге. Песня о собаке.

6. К уроку 9. Отрывки из х/ф «Чучело»

7. К уроку 10. Отрывки из х/ф «В моей смерти прошу винить Клаву К.»

8. К уроку 12. Мультфильм «Здоровье начинается в семье».

9. К уроку 13. Мультфильмы «Минздрав СССР предупреждает»; «Ваше здоровье»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту второго поколения (ФГОС-2) Российской Федерации, главный образовательный результат общеобразовательной школы – это личность гражданина и патриота России, человек духовный и нравственный. Образование предполагает не только обучение, но развитие и воспитание личности. Школьное образование – комплексный процесс, который осуществляется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Большую озабоченность общества вызывает проблема нравственного и физического здоровья школьников. Делаются попытки разработать как отдельные предметные дисциплинарные курсы и отдельные тематические комплексы в рамках школьных дисциплин (например, ОБЖ) по профилактике и здоровому образу жизни, так и внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс в целом.

Нам представляется привлекательной идея использования потенциала классных часов, которые можно использовать, в том числе, и для решения проблемы формирования нравственного и физического здоровья школьников.

Предлагаемые «Уроки нравственности и здоровья» – это комплекс тем, актуальных для среднего подросткового возраста (учащихся 6-7 классов) общеобразовательной школы. В этом возрасте подростка особенно волнуют такие проблемы, как его собственный имидж в глазах сверстников, в том числе чисто внешний, умение эффективно общаться, дружба, любовь. Возрастает интерес к собственной стране, её ценностям и героям. Именно эта тематика и взята за основу данного учебно-методического пособия.

Учителю предлагаются готовые сценарии классных часов, которые по форме можно проводить как обычные уроки, но по содержанию они выходят далеко за рамки тем, обсуждаемых на других уроках, и в этом - их ценность для учителя. Конечно, сценарии уроков – не догма, можно менять порядок тем, можно и нужно добавлять что-то своё. Главный принцип – не навреди. Поэтому перед обсуждением каждой из тем необходимо с помощью устного опроса или анкеты выяснить степень осведомленности учащихся по той или иной проблеме. В конце каждого урока рекомендуется подвести итоги, чтобы понять, как был воспринят учащимися тот материал, который обсуждался на уроке. В пособии предлагаются и сами вопросы, и образцы входной и выходной диагностики учащихся (см.: приложения 3, 4). В комплект с пособием входит и DVD диск с аудио, видео и печатными материалами, необходимыми для проведения уроков (см.: приложение 5). Материалы на диске представлены по принципу избыточности, т.е. при желании учитель может использовать на уроке не только те материалы, которые входят в сценарий урока, но и некоторые дополнительные.

Предлагаемый комплекс уроков прошёл апробацию с учащимися 7-го МБОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Лебедяни Липецкой области в 2011/2012 учебном году. Спорные моменты были доработаны и включены в пособие в изменённом виде.

Главная целевая группа, для которой предназначено данное пособие – это классные руководители 6-7 классов общеобразовательной школы. Но комплекс может представлять интерес и для родителей учащихся, школьных психологов, других лиц, неравнодушных к проблемам воспитания подрастающего поколения.

 

Автор

 

Урок 1

Тема урока: Познай самого себя.

Подтема: Комплексы подросткового возраста.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание собственной уникальности, формирование способности встать на позицию другого человека и увидеть ситуацию с его точки зрения;

Метапредметные: развитие умений смыслового просмотра и прослушивания этически наполненных видео и аудио материалов, умений рефлексировать, анализировать, делать выводы; планировать высказывания, ориентированные на сотрудничество со сверстниками;

Предметные: формирование первичных представлений о психофизиологических особенностях подросткового возраста.

Оборудование: ноутбук; мультфильм «Гадкий утенок»; доска, мел; лист ватмана, фломастеры.

Структура урока

1. Приветствие.

2. Правила общения на уроках.

3. Ищем то, что нас объединяет.

4. Минилекция на тему: «Подростковые комплексы».

5. Просмотр отрывков из мультфильма Г. Бардина по сказке

Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».

6. Итоги урока.

7. Задание на дом.

Ход урока

1. Приветствие. Здравствуйте! Сегодня мы будем говорить о вас, о том, что вас волнует в общении друг с другом. Я хочу, чтобы вы научились лучше понимать самих себя и других. Согласны ли вы мне в этом помочь?

2. Правила общения на уроках. Для того, чтобы у нас все получилось, нам надо выработать общие правила общения на уроке. Я предлагаю Вам свой список правил, а вы можете предлагать свои.

Примерный список правил

· Не опаздывать;

· Соблюдать правила вежливости: не перебивать, уметь слушать, не повышать голос, пользоваться словами «извините», «пожалуйста», «спасибо»;

· Уважать чужое мнение;

· Не критиковать и не навешивать ярлыки друг на друга;

· Делать записи на уроке, когда это необходимо;

· Выполнять домашние задания.

(Правила составляются по инициативе учителя при участии учащихся и записываются либо на листе ватмана фломастерами, чтобы их можно было вывешивать на каждом последующем занятии, либо заносятся на отдельный слайд презентации)

3. Ищем то, что нас объединяет. Для обсуждения важных для нас вопросов давайте разделимся на маленькие группы, в чем нам поможет русская пословица: «Друга ищи – найдешь береги!». Считаем! А теперь все ребята, кому досталось слово «друг», образуют первую группу, те, кому досталось слово «ищи», вторую группу и т.д. Выберите, пожалуйста, лидеров от своих групп, которые смогут представить каждого члена своей группы по имени и сказать комплимент о каждом. Помогите своему лидеру в поиске положительных черт в каждом из членов группы.

(На этом этапе главное – нацелить учащихся на доброжелательное отношение друг к другу)

4. Минилекция на тему: «Подростковые комплексы». К подростковому возрасту относят период от 11 до 15 лет. Подростковый возраст – пора взросления. Девочки начинают превращаться в девушек, а мальчики – в юношей. Но у каждого – свой темп развития. У одних эти процессы происходят быстро, у других медленно, и это нормально, ведь каждая личность уникальна.

Как относиться к тому, что половое созревание у одних начинается раньше, чем у других? Нормально, если умственное развитие не отстает от полового развития. А если отстает? Тогда могут быть серьезные проблемы. Поэтому известный советский педагог В.А. Сухомлинский, например, не рекомендовал увлекаться мясной диетой для детей до 12 лет, а заменять мясо молоком, творогом, растительной белковой пищей, чтобы не было акселерации, чтобы половое созревание не началось раньше, чем «дитя поумнеет». С учетом того, что совершеннолетие наступает только в 18 лет, слишком торопиться взрослеть не стоит. Девочка, у которой голова до окончания школы забита учебой, а не мальчиками, только выигрывает.

Мальчики обычно созревают на 2-3 года позже девочек. С этой точки зрения, по мнению некоторых специалистов, является неправильным совместное обучение девочек и мальчиков, потому что рядом с девочками, которые в силу своих физиологических и психологических особенностей взрослеют раньше их, у мальчиков начинает формироваться комплекс неполноценности. Это оказывает отрицательное влияние на формирование мужского характера и взаимоотношения мальчиков и девочек: мальчики имеют комплексы перед более взрослыми девочками, считают девочек ябедами и зубрилами, а девочки считают мальчиков драчунами и забияками. И лишь примерно к 20 годам физиологический и психологический возраст юношей и девушек выравнивается.

Какой самый главный подростковый комплекс? Наверное, все согласятся, что это – комплекс неполноценной внешности. Даже очень милые девочки и симпатичные мальчики нередко считают, что с ними что-то не так: то нос не тот, то кожа не такая, то слишком худые, то слишком толстые и т.д. Через этот комплекс неполноценности проходят очень многие подростки и молодые люди. Часто этот комплекс поддерживается бестактностью сверстников, которые начинают дразнить своего товарища. Но надо помнить, что из гадких утят часто вырастают прекрасные лебеди, а Золушка, как известно, стала принцессой. Поэтому не придумывайте для себя комплексы сами, и не обижайте других.

(Минилекция читается проблемно, с постоянным привлечением учащихся к выработке мнений и выводов)

5. П росмотр отрывков из мультфильма Г. Бардина по сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».

Додемонстрационный этап. Ребята! Вы знаете, кто такой Ганс Христиан Андерсен? Чем он знаменит? В какой стране он жил? Когда? Какие сказки Андерсена вы читали (смотрели, слушали)?

Демонстрационный этап. Во время прослушивания найдите ответы на вопросы:

· Почему все обижали гадкого утенка? Как они его обижали?

· Как он реагировал на эти обиды?

· Каким стал гадкий утенок, когда вырос?

Последемонстрационный этап. Подумаем вместе.

· В чем поучительный урок этой сказки?

· Какие примеры из жизни своих сверстников вы могли бы привести?

· Можно ли сравнить этот нравственный урок с нравственным уроком сказки «Золушка»?

· Каждый ли может оказаться в положении «гадкого утенка?» Хотели бы вы сами оказаться в таком положении? Эта ситуация может случиться только с ребенком или с взрослым человеком тоже?

· В чем смысл библейского изречения: «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф., 7:12).

(Учащимся предлагаются отрывки из мультфильма Гарри Бардина «Гадкий утёнок» с наиболее яркими эпизодами травли «гадкого утенка», а затем его превращения в прекрасного лебедя. Вопросы для обсуждения предъявляются на карточках или демонстрируются на слайде в презентации до просмотра отрывков. После просмотра начинается общая дискуссия. Желательно соблюдать все этапы работы: до демонстрации, в процессе демонстрации, после демонстрации)

6. Итоги урока. Что ценного мы узнали на сегодняшнем занятии? С чем вы не согласны? Почему? Выразите своё отношение к уроку аплодисментами.

(Подведение итогов важный этап урока, т.к. помогает учащимся вспомнить основные идеи урока и сформулировать краткие выводы по рассмотренной проблеме. Для учителя это - обратная связь с учащимися, экспресс-диагностика результатов урока)

7. Задание на дом. Сочинение на выбор: «От гадкого утенка к прекрасному лебедю»; «От Золушки до принцессы».

(Выполнение задания можно начать в конце урока, а дома завершить эту работу)

 

 

Урок 2

Тема урока: Познай самого себя.

Подтема: Как преодолеть свои комплексы и страхи?

Планируемые результаты:

Личностные: осознание собственной уникальности и формирование способности защитить своё право на уникальность;

Метапредметные: развитие умений смыслового просмотра и прослушивания этически наполненных видео и аудио материалов, умений рефлексировать, анализировать, делать выводы; планировать высказывания, ориентированные на сотрудничество со сверстниками;

Предметные: совершенствование представлений о психофизиологических особенностях подросткового возраста.

Оборудование: ноутбук; мультфильм «Одуванчик-толстые щеки»; доска, мел; презентация или карточки с вопросами для обсуждения мультфильма.

 

Структура урока

1. Приветствие.

2. Ищем то, что нас объединяет.

3. Просмотр мультфильма «Одуванчик – толстые щеки».

4. Рассказ о преодолении собственных комплексов и страхов.

5. Итоги урока.

6. Задание на дом.

Ход урока

1. Приветствие. Здравствуйте, сегодня продолжим наше знакомство. Что такое «здравствуйте»? По-русски, поздоровавшись, мы каждый раз желаем друг другу здоровья. Давайте поздороваемся друг с другом за руку, каждый с каждым, и назовем друг друга уменьшительными ласковыми именами. Например, здравствуй, Анечка.

(Все здороваются друг с другом за рук и называют ласкательными именами. Главная цель такого приветствия – положительный настрой на общение друг с другом).

2. Ищем то, что нас объединяет. Постройтесь по дате рождения. Сгруппируйтесь по цвету волос/по цвету глаз/по росту.

(Это - упражнения-ледоколы. Они позволяют по-новому посмотреть на своих одноклассников, побуждают к поиску того, что их объединяет. Если подростки при выполнении заданий не могут организоваться сами, то следует выбрать или назначить лидеров, которые и помогут остальным разобраться в ситуации).

 

Просмотр мультфильма «Одуванчик-толстые щеки».

Додемонстрационный этап. Давайте вспомним, о чем мы говорили в прошлый раз? Что такое комплексы?Какой мультфильм мы с вами смотрели? Что случилось с гадким утёнком? Как сложилась судьба у Золушки? Какое сочинение вы писали дома? Могли бы вы его прочитать своим одноклассникам? Почему да? Почему нет?

Демонстрационный этап. Сегодня разговор о комплексах мы продолжим. В этом нам поможем ещё один мультфильм «Одуванчик-толстые щеки». Во время просмотра найдите ответы на следующие вопросы:

Какие недостатки были у одуванчика?

Можно ли их действительно считать недостатками?

Как одуванчик пытался от них избавиться?

Как он смог решить свою проблему?

Последемонстрационный этап. Что легче: высмеять себя самому или слушать насмешки других? Почему?

(Вопросы для обсуждения предъявляются на индивидуальных карточках или демонстрируются на слайде в презентации перед просмотром отрывков. После просмотра начинается общая дискуссия. Рекомендуется соблюдение все 3-х этапов работы над мультфильмом).

4. Рассказ о преодолении собственных комплексов и страхов. Дорогие ребята! Какие другие комплексы и страхи, кроме комплексов внешности, вам известны? (страх высоты, публичного выступления, общения с противоположным полом, самостоятельного визита к врачу или в магазин за покупками, выполнение ответственного поручения в классе и т.д.). Вы можете привести примеры удачного преодоления комплексов и страхов из собственной жизни или жизни своих друзей и знакомых? Вспомните, пожалуйста, об этих случаях и расскажите о них друг другу.

(В целью мотивации учащихся учитель может привести примеры о преодолении комплексов и страхов из собственного детства. Можно предложить учащимся сначала рассказать о подобных случаях друг другу в малых группах, потом заслушать самый интересный рассказ всем классом)

5. Итоги урока. Что ценного мы узнали на сегодняшнем занятии? С чем вы не согласны? Почему? Выразите своё отношение к уроку аплодисментами.

(Подведение итогов – важный этап урока, т.к. помогает учащимся вспомнить основные идеи урока и сформулировать краткие выводы по рассмотренной проблеме. Для учителя это - обратная связь с учащимися, экспресс-диагностика результатов урока)

6. Задание на дом. Подумайте, какие комплексы и страхи у вас есть, и как вы собираетесь их преодолеть. Составьте план преодоления из 5-7 пунктов и запишите его в рабочей тетради.

(Подросткам необходимо объяснить, что наличие письменного плана действий помогает поставить цель и придаёт силы для преодоления проблем)

 

Урок 3

Тема урока: Добро и Зло.

Подтема: Добродетели и пороки.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ценностного отношения к понятиям добра и зла и мотивации к самоусовершенствованию;

Метапредметные: развитие умений рефлексировать, анализировать, делать выводы;

Предметные: формирование первичных этических преставлений о добре и зле, о религиозных заповедях как явлении культуры и источнике этических ценностей.

Оборудование: ноутбук; доска, мел; презентации со слайдами «10 заповедей» и «Грехи и добродетели».

Структура урока

1. Приветствие.

2. Минилекция на тему: «Добро и зло. Добродетели и пороки».

3. Рассказ «Добрый поступок».

4. Итоги урока.

5. Задание на дом.

Ход урока

1. Приветствие. Здравствуйте, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии? Что такое комплексы? Что такое страхи? Почему они возникают? Удалось ли вам составить план преодоления своих комплексов и страхов. Могли бы вы поделиться своими планами с одноклассниками?

(С целью снятия психологических барьеров можно предложить учащимся сначала обсудить свои планы по преодолению комплексов и страхов в парах или малых группах. Самые решительные могут поделиться своими планами со всем классом)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...