Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Личность, ее социальная роль, деятельность, активность




Студент должен

иметь представление:

- о личности как субъекте социального действия;

- о деятельности как форме организации личности, реализации ее потребностей, способе интеграции в общество, в общественные отношения;

знать:

- социологическое понимание личности как социально-типического в индивидах, механизм социализации;

иметь навык:

- анализа социальной мотивации, активности и ответственности личности.

 

Содержание темы

Понимание и содержание личности, ее свойства. Основные подходы к анализу личностного содержания общества. Личность как социальный тип. Социализация, ее содержание, этапы и формы. Ресоциализация и десоциализация. Понятие социального статуса. Предписанные и достигаемые социальные статусы. Социальные позиции личности и социальные роли. Гражданская позиция.

Деятельность, ее индивидуальная и социальная необходимость. Структура, содержание и разновидности деятельности. Социальная мотивация, выбор и деятельность личности. Социальная позиция. Социальная активность и ее формы. Факторы изменения социальной активности. Социальные реформы в России и активность ее граждан.

 

 

Тема 5. Социальные отношения и социальный контроль

Студент должен

иметь представление:

- об основах социальных отношений, их регулировании и воспроизводстве;

- о механизмах и формах социальных изменений;

- о личности как субъекте социальных взаимодействий;

знать:

- особенности отношений в группах, формальных и неформальных отношений;

- понятие и сущность социального контроля, его осуществление и формы;

- механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов;

иметь навык:

- использования принципов и форм социального контроля.

 

Содержание темы

Социальные зависимости, связи, взаимодействие и коммуникации. Социальные отношения. Основы и признаки социальных отношений и их роль в общественной организации и деятельности социальных институтов, в функционировании общества. Типология и уровни социальных отношений. Экономическое, институциональное, ценностно-мотивированное, политическое и правовое закрепление и регулирование социальных отношений. Особенности отношений личности и социума.

Социальный контроль, его обусловленность, уровни, формы. Основные институты государства и гражданского общества в системе социального контроля. Формализованные виды социального контроля. Общественное мнение и самоконтроль. Социальные нормы и социальный порядок. Социальный конфликт, его причины, структура, механизм, развитие. Регулирование социальных конфликтов. Отклоняющееся (девиантное) поведение, его обусловленность и проявление. Социальное воздействие и ответственность.

 

 

Тема 6. Методология и методика социальных исследований

Студент должен

иметь представление:

- о процессе и методах эмпирического социологического исследования;

знать:

- основные формы исследований;

иметь навык:

- проведения исследований в первичной группе.

 

 

Содержание темы

Социологические исследования как институт и способ социального познания, их основы, содержание, функции. Типология исследований. Эмпирические исследования: аналитические, описательные, разведывательные, пилотные. Понятие и содержание программы социологического исследования, принципы ее формирования и реализации. План социологического исследования и основы его разработки и осуществления. Инструментарий исследования. Выборки. Методики проведения исследований. Обработка и систематизация результатов исследования. Статистические погрешности

Социометрия, ее назначение и инструментарий. Особенности социометрических исследований в малых группах. Подготовка социометрических критериев и проведение социометрических измерений. Математические методы и систематизация.

Тестирование, его функции, принципы подготовки и проведения. Разновидности тестов и их применение. Социальная статистика и социальный мониторинг. Социографические и матричные построения в исследованиях. Методики использования результатов исследований.

 

Раздел II. Основы политологии

Тема 7. Политика, политическая жизнь, политические системы

Студент должен

иметь представление:

- о политике и ее основаниях, о политической жизни современного общества;

знать:

- основные разновидности современных систем и режимов.

Содержание темы

Политика как сфера общества, вид человеческой жизнедеятельности и как объект политической науки. Сущность, признаки и критерии политики, политического. Факторы, обусловливающие возникновение, существование и отнесение к политике. Структура и элементы политики. Функции политики и ее основные свойства. Уровни политики и ее разновидности. Традиция, преемственность и инновация в политике.

Политическая жизнь, ее содержание и специфика. Составляющие политической жизни.

Политическое сознание, его роль, уровни, формы. Политическая идеология. Традиционные и функциональные идеологии в политике. Политическая психология и ее роль. Религиозность и мораль в политике. Политическая культура. Массовое сознание в политической жизни. Институциональная, организационная, субъектная, функциональная составляющие политической жизни. Изменение политической жизни и ее составляющих, а также их взаимодействия. Условия и факторы изменений.

Политическая система, ее сущность, структура и функции. Типология политических систем и особенности политики, политической жизни в них. Структура политической системы. Нормативно-ценностная, институциональная, функциональная (статусно-ролевая) и мотивационно-деятельностная подсистемы.

Политические режимы, их содержание, организационное, политическое, правовое оформление и регулирование. Типология политических режимов. Особенности функционирования, взаимодействия политических институтов и их легитимности в различных политических режимах. Факторы, легитимные и нелегитимные способы и формы изменения политических режимов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...